Лоджия
179 0

Время жизни моисея. Кем был Моисей

Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Рождение и детство

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую », то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. 2:15 у священника Иофора (Итро), Исх. 2:18, или (второе имя) Рагуила 3:1. Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исход

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских »: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие » легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом - евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней, и «видел» Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

Дальнейшая жизнь

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок - со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок - в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

Моисей в мировых религиях

В иудаизме

В христианстве

Моисей - великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т. н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа : как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа - Завет Новый.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).

В исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى ‎‎). Он - пророк в исламе, которому был ниспослан Таурат.

Призвание Мусы на пророчество

Муса - один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал фараон, который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Однажды Муса двигался по дороге, направляясь в Египет, мимо горы Аль-Тур. Ночью, когда похолодало, он с женой сидел в палатке и вдруг увидел в отдалении огонь. Муса сказал жене: - Подожди здесь, я схожу посмотрю, что это за костер и принесу огня, чтобы растопить очаг и согреться.

Подойдя к тому месту, где он видел огонь, Муса ничего не обнаружил, но вдруг услышал обращённый к нему голос: «О Муса! Истинно, Я это Я - Владыка твой. Посему разуйся, ибо ты в священной долине Тува.

Я избрал тебя; итак, внимай откровению. Истинно, Я это Я - Аллах; нет бога, кроме Меня. Посему поклоняйся Мне и соблюдай Молитву в память обо Мне.

Пойди к фараону и вежливо скажи ему, что, может быть, он вспомнит Аллаха и перестанет быть жестоким и несправедливым. А чтобы он поверил тебе, покажи ему это чудо».

Муса боялся возвращаться в Египет из-за того, что фараон схватит и казнит его за того человека, которого Муса когда-то убил.

Муса был косноязычен, и говорить ему было трудно. Он боялся, что не сможет ничего сказать фараону. В Египте у Мусы оставался брат Харун, который был праведным человеком. Муса воззвал к Владыке своему:

«Владыка мой, боюсь я, что они обвинят меня во лжи. У меня перехватит дыхание, и не смогу я вымолвить слова. Пошли со мной Харуна, так как я виновен перед ними и боюсь, что они убьют меня».

Аллах сказал ему: «О Муса, не бойся и помни, что Я спас тебя, когда ты был младенцем. Идите со знамениями Нашими. Я с тобой и не оставлю тебя. Иди ты и твой брат Харун. Итак, идите вы оба к фараону и скажите ему: - Мы Посланники Господа своего, Владыки Миров. Попросите его, чтобы избавил он сынов Израиля от мук и унижений».

Так Аллах Всевышний даровал Мусе и его брату Харуну, мир им, откровение, и они стали Посланниками Аллаха. Аллах послал их к фараону, призывать его принять Ислам.

Смерть Мусы

Пророк Муса переехал со своим народом на Святую землю, где жили враждебно-настроенные многобожные племена. Люди сказали пророку Мусе: «Мы не пойдем туда, пока они не покинут её». Другие сказали: «Пока они живут там, мы ни за что не пойдем туда. Ты сам иди и воюй с ними, а мы останемся здесь». Пророк Муса рассердился и назвал их грешниками.

Аллах Всевышний наказал народ Мусы, мир ему. Они блуждали по земле днем и ночью в течение сорока лет.

Пророк Муса продолжал призывать людей к вере в Единого Бога. И так учил людей до самой смерти. Сначала умер его брат Харун, а через некоторое время Ангел смерти Азраиль взял дух пророка Мусы, мир им.

Античная традиция

В искусстве

  • поэма И. Я. Франко «Моисей»

См. также

Примечания

Ссылки

  • Статья «Моисей » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Тематические подборки о Моисее из Книги Урантии (рус.) . Проверено 15 октября 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пророк Моисей" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Моисей (значения). Пророк Моисей: Вождь освободитель Moses … Википедия

    - (משֶׁה Моше) скульптура Микеланджело Еврейский законодатель, сплотивший … Википедия

    Я, муж.; прост. к Мосей2, я.Отч.: Моисеевич, Моисеевна; разг. Моисеич.Производные: Моисейка; Мося; Мосейка; Мосяка; Моня; Монюка; Муля; Муня; Муся.Происхождение: (Др. евр. личное имя Mose (еврейский законодатель))Именины: 27 янв., 7 февр., 8… … Словарь личных имен

    - (извлеченный или спасенный из воды) (Исх.2:10 и др.) вождь и законодатель народа Еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р.Х. и был сын Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, мать его,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Основаны на повествовании Пятикнижия. Ряд отступлений от него (например, Х ош. 12:14 или Миха 6:4) свидетельствуют, по мнению некоторых исследователей, о традициях, параллельных рассказу Пятикнижия, но не вполне тождественных ему. В нееврейских ближневосточных источниках доэллинистического периода Моисей не упоминается.

Несмотря на противоречия, обусловленные тем, что библейский рассказ включает тексты различных исторических периодов, в эпопее Исхода четко вырисовывается гигантская фигура Моисея, мощная и целеустремленная, но не лишенная человеческих слабостей, нередко терзаемая сомнениями и внутренней борьбой личность, наложившая неизгладимый отпечаток не только на историю, воображение и мышление еврейского народа, но и на облик христианской и мусульманской цивилизаций.

Синайское откровение, дарование Закона (Торы) и заключение Завета - кульминация исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моисея. Однако за этой кульминацией почти непосредственно следует падение. Сорок дней проводит Моисей на горе. Люди теряют веру в Моисея и требуют от Аарона изготовить вещественного бога, «который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1). Аарон изготовляет золотого тельца, которого народ объявляет богом, выведшим его из Египта, и устраивает в его честь культовые празднества. Моисей, возмущенный грубым нарушением второй из Десяти заповедей («... не будет у тебя других богов помимо Меня; не делай себе изваяния и никакого изображения... не поклоняйся и не служи им»), в гневе разбивает врученные ему Богом скрижали, на которых эти заповеди записаны. В наказание за неискупимый грех Бог готов уничтожить весь народ и сделать потомков Моисея великим народом. Моисей отвергает это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет Свое решение. Народ спасен, но наказание, наложенное на него, сурово: «Телец был сожжен, стерт в прах», и прах рассыпан по воде, которую израильтяне вынуждены пить; три тысячи из поклонявшихся идолу казнены (Исх. 32).

Это событие становится переломным в истории Исхода. Начинается отчуждение между Моисеем и народом, освобожденным им от рабства. «Моисей поставил себе шатер... вдали от стана и назвал его скинией собрания... И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию» (Исх. 33:7, 8).

Моисей вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых скрижалях. Он удостаивается не только косвенного доказательства присутствия Бога, слыша Божий глас, но и частично зримой теофании, после чего лицо его озаряется светом. Когда Моисей спускается с горы, чтобы во второй раз передать слова Бога, народ, пораженный сиянием его лица, боится подойти к нему. С тех пор, появляясь перед народом после каждой беседы с Богом, Моисей закрывает лицо покрывалом (Исх. 34).

Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для Моисея и выявил двойственность его сложных отношений с народом. Опасаясь филистимлян, осевших на юге прибрежной полосы Ханаана, Моисей ведет народ кружным путем. Скитания по пустыне кажутся нескончаемыми, тяготы и лишения непреодолимыми, а Земля обетованная недосягаемой. Ропот и подспудное недовольство не прекращаются и выливаются в открытый бунт против Моисея и Аарона (последний был назначен первосвященником). Родственник Моисея Корей (Корах) из колена Леви и его сообщники Датан, Авирам и Он из колена Реувен оспаривают авторитет Моисея и его брата, обвиняя их в самовластии. К ним присоединяются 250 «именитых людей», претендующих на право быть жрецами. Моисей призывает предводителей восстания к себе, но те категорически отказываются предстать перед ним. «Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне, и ты еще хочешь властвовать над нами? Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли ты нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдем!» (Чис. 16:13–14).

На этот раз Бог решает покарать бунтарей, прибегая к чуду, которое должно послужить знамением и предостережением: зачинщиков поглощает земля, а их приверженцы сжигаются (Чис. 16:17).

Но и самые жестокие меры не могут успокоить народ. Взрывы негодования, недоверия и непослушания неоднократно повторяются (Чис. 20:1–13; 21:4–8; 25:1–9). Даже брат и сестра Моисея, Аарон и Мирьям, протестуют против женитьбы Моисея на эфиопке (Чис. 12:1–3), и оба они несут наказание. Почти во всех этих случаях Моисей пытается отклонить или смягчить кару Божью, но и сам не может избежать наказания за то, что, вопреки повелению Бога, ударил жезлом по скале, чтобы извлечь из нее воду, когда Бог приказал всего лишь «сказать... скале, и она даст воду». Согласно традиционной экзегезе, Бог видит в употреблении силы сомнение Моисея в Его всесилии и запрещает ему вступить в страну отцов, в которую он ведет народ. Моисею суждено умереть в пустыне у берега Земли обетованной в Заиорданье (Чис. 20:7–13). По другой версии, Моисей был наказан за грехи народа (Втор. 1:37; 3:26; 4:21).

Но еще более горькое разочарование постигает Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются убежденными в том, что завоевать эту страну невозможно, так как ее жители, среди которых исполины, непобедимы. И хотя на самом деле страна течет молоком и медом, она «поедает своих жителей». Возмущенный народ вновь бунтует и требует возвратить его в Египет. Двое из разведчиков, не разделяющие мнение остальных, пытаются увещевать народ, но толпа угрожает забить их камнями. Разгневанный Бог вновь решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у Бога прощения и смягчения приговора: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз и не слушали гласа Моего, не увидят землю, которую Я с клятвой обещал отцам их...» (Чис. 14:23–24). Они умрут в пустыне, и лишь следующее поколение, выросшее в пустыне, удостоится завоевать Землю обетованную и поселиться в ней. Завоевание Ханаана возлагается на воспитанника Моисея Иех ошуа бин Нуна.

После сорокалетнего пребывания в пустыне народ приближается к Ханаану. Поколение освобожденных рабов «жестоковыйного народа» (Исх. 32:9; 33:35; 34:9; Втор. 9:6, 13) вымерло. Моисей, несмотря на свой возраст («сто двадцать лет»; Втор. 31:2), все еще полон сил («зрение его не притупилось, и свежесть его не истощилась»; Втор. 34:7). Тщетны все его мольбы и увещевания изменить уготованную ему участь и разрешить вступить в будущую Землю Израиля: ему дозволено лишь окинуть ее взором с вершины заиорданской горы Нево.

Трагедия Моисея, лишенного возможности завершить начатое им великое дело, описана в последней книге Пятикнижия - Второзаконии. Резко отличающаяся от других книг как по стилю, так и по духу, характерному для периода ее написания (значительно позже эпопеи Исхода), она с композиционной точки зрения представляет собой блестящий эпилог рассказа о жизни и деятельности Моисея. Это завещание вождя, который с некоторой горечью подводит итог своей деятельности, перечисляет успехи и неудачи, сопутствовавшие почти непосильной миссии, и дает народу полный свод законов, во многом повторяющий в новой редакции предписания прежнего кодекса, но, в отличие от него, более приспособленный к будущей оседлой жизни на вновь обретенной родине.

Моисей умирает в «земле Моавитской» после того, как сам Бог показывает ему с горы Нево всю Землю Израиля (Втор. 34:1–5), «никто не знает места погребения его даже до сего дня... И оплакивали его сыны Израиля... тридцать дней» (Втор. 34:6, 8).

Историчность Моисея . Отсутствие каких-либо сведений о жизни Моисея в древних источниках доэллинистического периода (кроме Библии) вызвало у некоторых библеистов сомнения в его историчности. Часть исследователей пришла даже к выводу, что Моисей - вымышленная, легендарная фигура, и повествование о нем - плод мифологического творчества. Все же большинство ученых признает, что основой библейских преданий послужили исторические события, в которых решающую роль играла определенная личность, но характер ее деятельности трудно установить с достоверностью из-за фольклорных наслоений. Однако рассказ о рождении Моисея (см. выше, имя Моисей (по-видимому, от египетского ms - сын), деятельность Моисея в Египте (соревнования с египетскими чародеями; Исх. 7:10–12), работы на строительстве египетских городов Питом и Рамсес (в египетских источниках упоминается город Пи-рамсес) - эти компоненты повествования своеобразно отражают атмосферу Египта эпохи Нового царства. О том же свидетельствуют некоторые черты древнеегипетского рассказа о похождениях Синухе, которые перекликаются с эпизодом бегства Моисея из Египта и его пребывания в Мидиане. Египетские имена встречаются в Библии только в цикле рассказов о Моисее. По мнению некоторых историков, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций, существовавших в Египте в 14 в. до н. э. на монотеистические идеи Моисея. Фараон Эхнатон провозгласил бога солнца Атона единственным божеством всего Египта. Монотеистический культ Атона был очень скоро ликвидирован, но рассказы о нем могли дойти до воспитанного во дворце фараона Моисея.

Некоторые библеисты приводят еще один довод в пользу историчности Моисея. Все институты эпохи Первого храма были созданы историческими личностями: монархия - Самуилом и Давидом ; Храм - Соломоном ; религиозные реформы проведены царями (Хизкиях у ; Иошиях у). Введение культа Ях ве и создание на заре еврейской истории культовых институтов, память о которых сохранилась в сознании народа, приводит по аналогии к постулату о деятельности личности масштаба Моисея; причем эта личность не может быть ретроспективной проекцией более позднего времени. Самая убедительная историческая аналогия - Мухаммад. Согласно мусульманской традиции, подобно Моисею, он - пророк, политический и военный вождь, создатель нового культа и законодатель. Однако нет сомнения в существовании Мухаммада как исторической личности.

Моисей в послебиблейской традиции (в Талмуде, Мидраше и раввинистической литературе). Талмуд и Мидраш продолжают, гиперболизируя, библейскую традицию одновременного возвеличивания и умаления личности Моисея.

Со времен Талмуда до наших дней Моисей обычно именуется раббену (`наш учитель`). Моше раббену - великий учитель еврейского народа. Он не только автор Пятикнижия, давший народу Тору, то есть Письменный Закон, но и основатель всего Устного Закона. Все, что когда-либо мудрец или законоучитель установил или установит в будущем, уже было завещано Моисеем, в том числе такие предписания, которые не вытекают из повелений Торы (х алаха ле-Моше ми-Синай , см. Галаха). Весь мир существует благодаря достоинствам Моисея и Аарона (Хул. 89а). Когда Моисей родился, весь дом Амрама озарило светом (Сота 13б). Умирая, Моисей удостоился поцелуя самого Бога (ББ. 17а). Высказывается даже мнение, что Моисей на самом деле не умер и продолжает служить Богу, как некогда на горе Синай (Нед. 38а).

Аггада и фольклорные сказания наделяют Моисея великой мудростью, невиданными добродетелями, неимоверной духовной и физической силой, способностью творить чудеса, граничащей с чародейством. Его молодость полна приключений и подвигов. Но именно на этом фоне еще ярче выступают его человеческие черты и слабости. Одна из самых распространенных легенд повествует о том, что в раннем детстве Моисей, сидя на коленях фараона, сорвал с его головы корону и возложил ее на свою голову. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование. Они посоветовали умертвить Моисея, но Итро заявил, что ребенок сделал это по недомыслию, и посоветовал испытать его умственные способности, предложив ему на выбор горячие угли и золото. Дитя потянулось к золоту, но незримый ангел направил его руку к углям. Моисей обжегся и в испуге поднес уголь ко рту. С тех пор он стал косноязычным (Исх. Р. 1).

Другая легенда повествует о том, что, когда Моисей был пастухом, один ягненок убежал из стада. Моисей погнался за ним, но, увидев, как тот остановился у ручья, чтобы напиться, понял, что усталый ягненок страдал от жажды, и на своем плече принес его обратно в стадо. Тогда Бог сказал ему: «Тот, кто проявляет такое милосердие к овцам, достоин пасти Мой народ» (Исх. Р. 2).

В полном противоречии с такими легендами и с текстами Пятикнижия Мидраш рассказывает о тщеславии Моисея, пожелавшего основать свою династию. Во время освящения скинии Завета Моисей выполнял функции первосвященника. В течение сорока лет странствования в пустыне он считался царем Израиля. Перед смертью он попросил у Бога сохранить за ним эти два титула и передать их в наследство его потомству. Бог отказал ему, разъяснив, что титул первосвященника достанется потомству Аарона, а царская династия уже предназначена потомкам Давида (Исх. Р. 2:6).

Некоторые высказывания выражают даже сомнение в полной пригодности Моисея для роли, которую избрал для него Бог: «Святой - благословен Он [см. Бог. Бог в Талмуде, Мидраше и раввинистической литературе ] сказал [увидев поклонение народа золотому тельцу]: Моисей, спустись с вершин своего величия. Ведь Я одарил тебя величием только ради Израиля. Но теперь, когда Израиль согрешил, ты Мне не нужен» (Бр. 32а). Рабби Иоси говорит, что если бы Моисей не предшествовал книжнику Эзре, тот был бы достоин получить Тору от Бога (Санх . 21б).

В трактате Менахот приводится легенда о посещении Моисеем иешивы рабби Акивы. Прослушав лекцию великого мудреца, Моисей был смущен, так как ничего не понял. Лишь после того, как рабби Акива объяснил, что его слова - х алаха ле-Моше ми-Синай (см. выше), он успокоился (Мен. 29б). В раввинистической литературе содержатся различные толкования этого рассказа.

Красочное, драматическое описание мольбы Моисея отвести от него уготованную ему смерть и дать перейти реку Иордан - один из волнующих текстов Аггады. Бог не внял его просьбе, и Моисей обращается к небу и земле, солнцу и луне, звездам и планетам, горам и холмам, морям и рекам с просьбой заступиться за него перед Богом, но все они находят отговорки, чтобы отделаться от него. Море, например, говорит ему: «Как можешь требовать это ты, который рассек меня при исходе из Египта?» (Втор. Р. 6:11). В большинстве вариантов Х аггады пасхальной, полностью посвященной Исходу, имя Моисея отсутствует, а в тех редких вариантах, в которых оно фигурирует, оно упоминается лишь вскользь. Так подчеркивается личная трагедия Моисея. По талмудическому преданию, Моисей родился 7 адара и умер в тот же день в возрасте 120 лет.

В эллинистической литературе . В антиеврейской эллинистической литературе Исход представлен как бегство секты прокаженных, Моисей - как жрец египетского бога Он, а мотив, побудивший Моисея создать новое учение, - ненависть к египтянам и их культуре. Греческие писатели Александрии утверждали, что евреи не внесли никакого вклада в человеческую культуру. В противовес таким утверждениям, в еврейской эллинистической литературе подчеркивается огромное значение Моисея именно в этой области. Офолмос (2 в. до н. э.) приписывает Моисею изобретение алфавитного письма (см. также Алфавит), которое через посредство финикийцев было перенято греками. Аристобул (2 в. н. э.) утверждает, что греческие философы и поэты заимствовали у Моисея свою мудрость и искусство. Артапан (2 в.) считает, что Моисей создал культуру, цивилизацию и религию Египта, а учитель Орфея Мусайос - не кто иной, как Моисей. Артапан рассказывает о том, что Моисей женился на эфиопской царице, которая подарила ему столицу своего государства (см. выше об эфиопке - жене Моисея). Еврейская апологетическая литература на греческом языке включает Моисея в число величайших законодателей мира. Некоторые писатели рассказывают о том, что египтяне почитали его как бога Гермеса - Тота. Моисей - главный герой трагедии Иехезкеля (2 в.) «Исход из Египта». Филон Александрийский оставил красочное жизнеописание Моисея.

В каббале . В книге Зох ар Моисей - один из семи «верных пастырей Израиля», горячо любящий свой народ. «На горе Синай Бог открыл ему 70 ликов Торы на семидесяти языках». Моисей воплощает одну из десяти сфирот (см. также Каббала) - модусов Божественной эманации, через которые Бог открывается человечеству. Некоторые каббалисты считают, что душа Моисея переселится в Мессию (см. Гилгул). Моисей - жених Шхины, которая в каббале отождествляется с десятой сфирой (Малхут), символизирующей женское начало.

В еврейской религиозной философии . В средневековой еврейской философии Моисей, прежде всего, - величайший из древнееврейских пророков. Таким считает его Иех уда х а-Леви, в произведениях которого образ Моисея не выходит за пределы традиции Библии и Аггады.

По мнению Маймонида, Моисей превосходит всех других пророков потому, что он единственный, кто вышел за пределы законов природы и проник в сферу сверхъестественного бытия. Другие пророки достигали совершенства лишь в пределах, доступных человеческому разуму и воображению. Иех уда Лива бен Бецалель (Мах арал) также считает Моисея сверхчеловеческим существом, стоящим на полпути между земным и высшим миром.

В современной еврейской мысли . На современную еврейскую мысль большое влияние оказала статья Ахад-х а-‘Ама «Моисей», в которой автор различает два подхода: археологический и исторический. Археологическим он называет стремление восстановить исторический образ Моисея по историческим памятникам и археологическим находкам. Историческим он считает тот облик Моисея, который запечатлен в сознании народа и не только играл на протяжении веков, но и до сих пор играет решающую роль в формировании его истории. Моисей - символ отрицания несовершенного настоящего. Как народ Израиля, Моисей живет в прошлом и будущем, служа двигателем морального прогресса всего человечества.

М. Бубер в книге «Моисей» в основном признает историчность Моисея, но проводит различие между историей и сагой, которую считает в известной мере историчной, поскольку она верно отражает чувство народа и его героя в драматические моменты истории, не поддающиеся осмыслению без постулата Божественного вмешательства. Моисей приписывает все свои достижения Богу и требует от израильтян беспредельной верности Ему, то есть идеалам справедливости. Израильтяне должны стать святым народом, живущим для Бога и для всего мира. Поэтому личность Моисея оказалась движущей силой в истории человечества, которое «в наши дни, пожалуй, нуждается в нем более чем в какую-либо другую эпоху». И. Кауфман горячо ратует за историчность Моисея как духовного вождя, который, основав еврейский монотеизм, совершил революцию в истории человечества. Еврейская религия в корне отличается от всех других религий мира тем, что противопоставляет волю единого трансцендентного Бога законам природы, которым были подчинены боги всех политеистических и генотеистических религий.

Основатель психоанализа З. Фрейд предположил, что Моисей был египтянином, который после неудачной попытки внедрить культ солнца как единого бога «избрал» еврейский народ носителем такого монотеизма. Народ восстал и убил его, повторив акт первобытной орды, по мнению Фрейда, убивавшей своего прародителя. Несмотря на это, монотеистическая религия укоренилась в сознании народа, но ее укоренение и развитие сопровождались сознанием вины и потребностью в покаянии, которые свойственны всем монотеистическим религиям, берущим начало от иудаизма. Психоаналитическая гипотеза Фрейда оспаривается почти всеми историками, и ее несостоятельность принято считать доказанной.

В христианстве . Христианская церковь, считающая себя наследницей иудаизма, отводит почетное место Моисею в Ветхом завете, но утверждает, что Новый завет Иисуса пришел на смену законам Моисея. В послании Варнавы (первая половина 2 в.) высказывается мысль, что, разбив скрижали, Моисей отменил Завет с еврейским народом. Поднятие руки Моисеем во время войны с Амалеком (см. выше) и исцеляющий медный змий (Чис. 21:9) символизируют распятого Иисуса, который, по христианским воззрениям, выше Моисея - не слуга, а сын Божий. Важнейшее христианское произведение, посвященное Моисею, «Жизнь Моисея», принадлежит перу одного из отцов церкви, Григория Нисского.

В исламе . Рассказ о Моисее в Коране в общих чертах сходен с библейским повествованием, хотя в нем отсутствуют некоторые основные события жизни и деятельности Моисея, например, скитания в пустыне. С другой стороны, в него вплетены сказания послебиблейского периода и новые легенды, например, путешествие Моисея в обществе странствующего мудреца (Сура 18:64). Согласно Корану, Мирьям, сестра Моисея, - мать Иисуса, а в Ниле Моисей был найден не дочерью фараона, а его женой (Сура 28:8).

В более поздних мусульманских преданиях рассказы Корана расширены и расцвечены фантастическими фольклорными мотивами. Особое место занимает в них посох (жезл) Моисея, наделенный чудотворной силой. Он был подарен Моисею Итро, который унаследовал его через цепь пророков от Адама. Эти рассказы принадлежат литературному жанру «Кисас ал-анбийа» («Рассказы о пророках»), из произведений которого сохранились лишь сочинения А. ал-Та‘лаби (11 в.) и М. ал-Кисаи (жил до начала 10 в.?).

В искусстве, музыке и литературе . Жизнь Моисея - одна из самых распространенных библейских тем в мировом изобразительном искусстве. В раннехристианском искусстве Моисей часто изображался безбородым юношей с посохом в руке. Позднее выработался канонический образ: величественный старец с бородой, со скрижалями в руках и с рогами на голове (недоразумение, связанное с тем, что слово карнаим означает на иврите «лучи» и «рога»; см. выше о сиянии лица Моисея). Начиная с 5 в., сцены из жизни Моисея часто фигурируют в иллюстрациях к Библии; они встречаются в мозаиках собора Святого Марка в Венеции (конец 12 в. – начало 13 в.) и церкви Санта-Мария Мадэкоре в Риме (5 в. и 13 в.). Эпизоды из жизни Моисея послужили темой многочисленных произведений настенной живописи эпохи Возрождения в Италии (фрески Беноццо Гоццоли на крытом кладбище Кампосанто в Пизе; С. Боттичелли, Пинтуриккьо и Л. Синьорелли в Сикстинской капелле в Ватикане). В росписи лоджий в Ватикане, выполненной Рафаэлем и его учениками, использована тема Исхода. В 16 в. она же положена в основу сюжета картин Б. Луини (Пинакотека Брера, Милан) и Ц. Тинторетто (панно для Скуола ди Сан-Рокко, Венеция). «Нахождение Моисея» - тема картин Джорджоне и П. Веронезе.

В 17 в. Н. Пуссен создал серию картин, посвященных почти всем главным событиям жизни Моисея. Одно из наиболее известных произведений живописи, посвященных Моисею, - картина Рембрандта «Моисей, разбивающий скрижали» (1659). Русский художник Ф. Бруни написал картину на тему Исхода «Медный змий» (1827–41).

Скульптурные изображения Моисея создавались и в средние века (например, статуи в Шартре), и в эпоху Возрождения (например, статуя Донателло во Флоренции). Выдающиеся произведения искусства - статуя Моисея работы К. Слютера для так называемого «Колодца пророков», или «Колодца Моисея в Дижоне» (1406), а также самое знаменитое изображение Моисея - статуя Микеланджело в церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме (1515–16). В современной скульптуре Моисею посвящены работы А. Архипенко, И. Мештровича и других.

В еврейском изобразительном искусстве Моисей фигурирует уже на фресках синагоги в Дура-Европос. На них изображены младенец Моисей в корзинке, плывущей по Нилу, неопалимая купина, переход через Чермное море, Моисей, ударяющий жезлом о скалу, и другие сюжеты. Образ Моисея неоднократно встречается в средние века в иллюстрированных рукописях, в особенности в Х А. Рубинштейн «Моисей» (1892); М. Гаст «Смерть Моисея» (1897); Я. Вейнберг «Жизнь Моисея» (1955). Опера А. Шёнберга «Моисей и Аарон» (1930 г., не закончена) - одно из важнейших произведений атональной музыки - дает оригинальную музыкальную трактовку конфликта между вождем-законодателем и его народом. Балет «Моисей» написал французский композитор Д. Мийо (1957). «Исход» израильского композитора И. Таля - первое произведение электронной музыки в Израиле.

Моисею посвящен ряд израильских песен, ставших народными. Некоторые из них - обработки сюжетов из Х аггады. Наибольшей популярностью пользуется песня Иедидии Адмона (1894–1982) «У-Моше х икка ал цур» («И Моисей ударил по скале»).

Афро-американская песня жанра «спиричуэлс» - «Отпусти народ мой» десятки лет пользуется международной популярностью.

Уже в эпоху эллинизма Моисею был посвящен ряд литературных произведений (см. выше). В средневековой христианской драматургии тема Исхода занимает важное место. В 16 в. интерес к этой теме несколько слабеет; ей посвящены лишь немногочисленные произведения, в том числе «Детство Моисея» мейстерзингера Г. Сакса (1553). Хотя Моисей был одним из библейских героев, вдохновлявших протестантских писателей 17 в., большая часть посвященных ему произведений написана авторами-католиками.

С 18 в. Моисею все чаще посвящаются поэтические произведения, что связано, в частности, с развитием музыкально-поэтического жанра оратории. Так, драма Ч. Дженненса «Израиль в Египте» (около 1738 г.) послужила источником для либретто оратории Г. Ф. Генделя (см. выше). Ф. Г. Кнопшток в поэме «Мессиада» (1751–73) придал образу Моисея черты титанического героя. Ф. Шиллер написал в юности этюд «Посланничество Моисея» (1738).

В 19 в. образ Моисея привлекал многих выдающихся поэтов, в том числе В. Гюго («Храм», 1859). Г. Гейне в «Исповеди» (1854) восторженно восхваляет Моисея («Какой маленькой кажется гора Синай, когда Моисей стоит на ней!»). Гейне называет Моисея великим художником, который сооружал пирамиды и обелиски не из камня, а из людей, составивших великий, вечный народ. Р. М. Рильке написал стихотворения «Смерть Моисея» и «Моисей» (1922). Украинский поэт И. Франко написал поэму «Моисей» (1905).

В русской поэзии стихи Моисею посвящали И. Козлов («Обетованная земля», 1821), В. Бенедиктов («Исход», 1835), Л. Мей («Пустынный ключ», 1861), В. Соловьев («Неопалимая купина», 1891), Ф. Сологуб («Медный змий», 1896), И. Бунин («Тора», 1914), В. Брюсов («Моисей», 1909) и другие. Русско-еврейский поэт С. Фруг посвятил в 1880–90-х гг. Моисею целый ряд стихов («Дитя на Ниле», «Разбитые скрижали», «Несгораемый куст», «На Синае», «Могила Моисея»).

Английский поэт-еврей Исаак Розенберг (1890 - 1918) опубликовал драму «Моисей» (1916), в которой явно ощущается влияние идей Ницше о сверхчеловеке. Драмы о Моисее были написаны на английском языке И. Зангвилом («Моисей и Иисус», 1903), на итальянском - А. Орвисто («Моисей», 1905), на чешском - Э. Леда («Моисей», 1919). Аггадические легенды о Моисее были обработаны на немецком языке Р. Кайзером («Смерть Моисея», 1921) и на французском - Э. Флегом («Моисей в рассказах мудрецов Талмуда», 1925). Романы о жизни Моисея публиковали на английском языке Лина Экштейн («Тутанхатан: рассказ о прошлом», 1924), Л. Унтермайер («Моисей», 1928) и Г. Фаст азаз в поэме в прозе «Хатан дамим» («Жених крови», 1925) изобразил душевный мир жены Моисея, страдающей от всепоглощенности мужа своей миссией. М. Готфрид написал эпическую поэму «Моше» («Моисей», 1919).

В израильской литературе Моисею посвящены несколько произведений: Б. Ц. Фирер «Моше» («Моисей», 1959); И. Шурун «Халом лейл став» («Сон в осеннюю ночь», 1960); Шуламит Х ар’эвен «Соне х а-ниссим» («Ненавидевший чудеса», 1983; русский перевод в сборнике «В поиски личности», 1987); И. Орен «Х а-х ар ве-х а-‘ахбар» («Гора и мышь», 1972). В 1974 г. в иерусалимском журнале «Менора» (№5, 6, 7) была опубликована драматическая поэма на русском языке А. Радовского «Исход».

КЕЭ, том: 5. Кол.: 404–422. Издано: 1990.

«Я услышал вопль их. И выведу их из Египта

в землю, где течет молоко и мед».

Моисей – библейский пророк, освободивший от рабства еврейский народ.

Мусульмане, христиане, иудеи – считают Моисея основоположником монотеизма (веры в одного Бога).

Наиболее подробно о жизнеописании Моисея рассказывает Библия

Согласно священному писанию, Моисей был рожден в Египте в семье евреев, во времена, когда еврейский народ подвергался гонениям со стороны египетского фараона (около 13 в. до н.э.).

Фараон, увидев угрозу своей власти в еврейском племени, численность которого стремительно росла, сделал евреев рабами, заставляя трудиться, копать землю, строить дворцы, надеясь, что непосильный труд ослабит их и уменьшит их численность.

Когда фараон понял, что этих мер недостаточно, он приказал топить всех новорожденных еврейских мальчиков в водах Нила.

Мать Моисея спасла жизнь сына, спрятав его в камышах у реки. Там он был найден дочерью фараона, пришедшей к Нилу для купания. Сжалившись, египетская принцесса забрала его во дворец и, впоследствии, воспитывала как своего сына.

Однако Моисей никогда не забывал о своих соплеменниках. Однажды, будучи уже взрослым, он стал свидетелем того как египтянин избивал еврея. Моисей заступился за несчастного и случайно убил обидчика, после чего вынужден был бежать из Египта в пустыню.

Он прожил на Синайском полуострове 40 лет, когда Господь явился к нему и сказал, что Моисей избран Им для великой цели – избавление еврейского народа от рабства.

Господь велел Моисею и его брату Аарону вернуться в Египет и увести израильтян с египетской земли в Палестину. Моисей сомневался в своей способности убедить фараона отпустить рабов.

Не уверен он был и в том, что евреи пойдут за ним. Тогда Господь, для убеждения неверующих, даровал Моисею способность творить чудеса.

По возвращению в Египет, Моисей и Аарон пытались убедить фараона отпустить евреев в пустыню на несколько дней, чтобы принести жертву новому Богу, явившемуся Моисею. Однако фараон не поверил в нового Бога и отказался отпустить рабов.

Тогда Господь наслал бедствия на египетский народ. Египтяне пережили нашествие насекомых и жаб, Бог превращал воды Нила в кровь, насылал болезни на людей и животных – но это только сильнее озлобляло фараона.

Последним и самым страшным божественным наказанием, обрушившимся на египетский народ, стала смерть всех новорожденных.

После этой ужасной трагедии, от которой пострадал и наследник фараона, фараон велел евреям во главе с Моисеем идти в пустыню и молиться о помиловании египтян, но позже, поняв, что рабы не собираются возвращаться, Фараон послал им вслед войско.

Когда Моисей привел людей к берегам Красного моря, войско было уже близко. Моисей ударил по земле посохом и, по воле Бога, море расступилось, освободив израильтянам путь на другой берег. Египетская армия попыталась следовать за ними, но море вновь соединилось, погубив ее.

На горе Синай Бог обратился к евреям через Моисея, призвав их слушать Божественный глас и соблюдать Его завет. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», – сказал

Господь, и тогда Моисею были ниспосланы десять заповедей, которые, вместе с предписаниями и запретами для святого народа, были записаны Моисеем на каменных скрижалях.

Еврейский народ был не приучен служить Богу, поэтому совершал ошибки. Так, однажды, евреи ослушались одной из заповедей, начав поклоняться золотому тельцу. Разозлившись, Моисей разбил две скрижали, и оскорбленный народ восстал против пророка.

Не раз поднимали евреи восстание против Пророка, но Моисею удавалось успокоить недовольных, заручившись поддержкой своих помощников и последователей.

Несмотря на его подвиг, Моисею не была дарована жизнь на земле обетованной, он умер в возрасте 120 лет. По одной из версий, Бог узрел в душе Моисея сомнение в Божественных силах.

В Ветхом Завете описаны жизни и деяния многих праведников и пророков. Но один из них, предрёкший рождение Христа и избавивший евреев от египетского гнёта, почитаем особо. Именно о Боговидце Моисее в Писании сказано, что другого такого пророка не будет среди сынов Израиля.

Чудесное спасение младенца

В то время, когда будущий пророк появился на свет, израильтяне находились в подчинении у египтян. Им приходилось выполнять самую тяжёлую работу под постоянным контролем надзирателей. Опасаясь, что со временем евреи, численность которых увеличивалась год от года, смогут стать угрозой для государства,фараон Рамзес повелел , чтобы всех младенцев мужского пола, рождённых израильтянками, убивали, сбросив в воды Нила.

В это непростое время и появился на свет Моисей. Едва родившись, он поразилсвою мать Иохаведу необыкновенной красотой. Желая спасти своего сына, женщина прятала его в течение 3 месяцев у себя дома. Когда скрывать существование младенца стало невозможным, Иохаведа положила его в корзинку с просмолённым дном, отнесла к Нилу и оставила там в зарослях тростника. Сестра Моисея Мариам осталась наблюдать, что же произойдёт с её братом дальше.

В это время к реке спустиласьбесплодная дочь фараона . Направляемая неведомой силой, она избрала для своего купания именно то место, где лежал Моисей, оставленный своей матерью. По преданию, от корзинки с младенцем исходил такой яркий свет, что не заметить ее было невозможно. И вот дочь фараона видит ребёнка, наделённого необыкновенной красотой. Понимая, что он рождён израильтянкой, принцесса всё же решает взять мальчика с собой во дворец в качестве приёмного сына.

Сообразительная Мариам, ставшая свидетельницей чудесного спасения брата, предложила дочери фараона найти кормилицу для ребёнка среди еврейских женщин и предложила кандидатуру Иохаведы. Так младенец был возвращён родной матери, у которой находился до 2−3 лет.

При дворе фараона

Через несколько лет Иохаведа передала подросшего ребёнка дочери фараона. Мальчик был не только красив, силен физически, но и умён. Несмотря на происхождение, маленький Моисей был принят и любим фараоном. Живя во дворце, он получил отличное образование. Единственным его недостатком было косноязычие, приобретённое после одного необычного случая.

Согласно библейской притче, Рамзес и Моисей, который в ту пору был ещё слишком мал, иногда проводили время вместе. Однажды фараон посадил на колени малыша, и тот, разыгравшись, сбил с него головной убор. Жрецы заподозрили в этом недобрый знак. Желая проверить свои опасения, они поднесли мальчику два подноса. На одном из них лежали бриллианты, а на другом раскалённые искрящиеся угли. Логика жрецов была проста: внимание неразумного младенца должно было привлечь мерцание углей. Если же ребёнок протянет руку к драгоценным камням, то он способен осознавать собственные действия, а головной убор фараона был сбит преднамеренно.

Легенда гласит, что умный мальчик действительно сначала потянулся к бриллиантам, но ангел отвёл его руку и направил её ко второму подносу. Схватив уголь, малыш тут же засунул его себе в рот, обжёгся и горько расплакался. Подозрения жрецов были развеяны. Но полученная травма нёба и языка привела к тому, что ясно и чётко произносить слова Моисей уже не мог.

Приёмного сына дочери фараона, конечно, никто не угнетал и не заставлял выполнять тяжёлую работу. Но будущий пророк всегда переживал за судьбу своего народа.

Убийство египтянина

По мере взросления Моисей стал осознавать бедственное положение израильтян. Однажды он увидел, как надсмотрщик жестоко избивал еврея. На все уговоры египтянин никак не реагировал. И тогдаМоисей убивает его , а тело зарывает в песок.

По одной из версий, конфликт между надсмотрщиком и рабом возник из-за девушки. Жена еврея очень приглянулась египтянину. Подвергнув женщину насилию, он, испугавшись огласки, решил навсегда избавиться от её мужа. Именно в этот момент и застал их будущий пророк. Поскольку поступок надсмотрщика карался смертной казнью, то Моисей так и поступил. Этим он вызвал гнев фараона, который повелел убить его.

Существует и другое объяснение тому, почему вдруг Рамзес так ополчился против Моисея. Ведь жизнь простого надсмотрщика для фараона не значила ничего по сравнению с жизнью приёмного сына принцессы. В Ветхом Завете есть сведения, что убийство египтянина было совершено не совсем обычным способом. Моисейумертвил насильника, назвав имя Господа . Именно этой духовной силы и испугался фараон, узнав о том, что произошло.

Есть предание, что меч, занесённый над головой Моисея слугой фараона, разлетелся на множество кусков, а присутствовавшие при этом либо оглохли, либо ослепли, либо потеряли разум.

Поняв, что ему грозит смертельная опасность, Моисей бежит из Египета. К тому времени ему исполнилось сорок лет.

Пастух и стадо

Беглец поселяется на земле Медиамской. Там он берёт в жёны дочь местного священника, которая родит ему 2 сыновей, и трудится пастухом у своего тестя.

В биографии пророка Моисея очень много символичных событий. Ярким примером является то, что ондесятилетиями пас овец в пустыне . В Библии отношения между Богом и созданным им человечеством часто сравниваются с отношением пастуха со своим стадом. По мнению святых отцов, именно так Господь готовил Моисея к роли духовного лидера, который поведёт израильтян (стадо Божье) через пустыню к Земле Обетованной.

Так были прожиты следующие сорок лет. За это время умер фараон, от гнева которого скрывался пророк. В жизни же израильтян ничего не изменилось. Они продолжали страдать от угнетения и выбиваться из сил на тяжёлой работе.

Несгораемый терновый куст

В один из дней, когда Моисей пас своё стадо у подножия горы Хорив , он услышал голос, призывающий его. Оглянувшись, он заметил терновый куст, который пылал ярким пламенем, но при этом не сгорал. Моисей, догадавшись, что ему явился Господь, отозвался на призыв. Бог сообщил пророку, что хочет избавить евреев от скорби и увести из Египта в земли, где течёт мёд и молоко. Моисею же следовало прийти к фараону и просить, чтобы тот отпустил израильтян в пустыню.

Изумлённый пастух недоумевал, как он, будучи косноязычным, сумеет убедить своих соплеменников покинуть Египет и отправиться вслед за ним. На это Господь ответил, что помощником пророка Моисея станетбрат Аарон , который будет его устами. А чтобы евреям было проще поверить, Бог наделил простого пастуха способностью творить знамения:

  • брошенный Моисеем на землюжезл превращался в змею ;
  • на руке пророка то появлялись, то исчезали видимые симптомы проказы.

Послушавшись, Моисей отправился в Египет, где вместе с Аароном передал народу Израиля волю Господа и, сотворив знамения, сумел убедить его отправиться в пустыню.

10 несчастий, посланных египтянам

Фараон отказался отпускать израильтян. Знамения, творимые Моисеем, не убедили царя Египта, так как его жрецы совершали подобные чудеса. И тогда древний пророкпредрёк страшную кару , ожидающую всех египтян. Состояла она из 10 наказаний (или казней):

Перед десятым наказанием израильтянам было велено совершить Пасху (в переводе с еврейского«пасха» означает «пройти мимо» ). Следовало заколоть ягнёнка, целиком приготовить его на огне и вкушать с пресным хлебом. Кровью агнца нужно было намазать двери своих домов. Видя этот знак, ангел смерти проходил мимо, не трогая детей евреев. Первенцы же египтян были все умерщвлены за одну ночь. Не было ни одной семьи, которую бы не затронуло это несчастье.

Поистине страшная картина предстала перед глазами фараона! Увидя слезы и услышав вопль своего народа, он призвал к себе Моисея и Аарона и разрешил им вывести израильтян в пустыню, чтобы те молили Господа перестать посылать несчастья и беды египтянам.

В ту страшную ночь пророк, которомуисполнилось уже восемьдесят лет , вместе с евреями, численностью около 600 тысяч человек, без учёта женщин и детей, навсегда покинули Египет.

Моисей и исход из Египта

Согласно Библии, это великое событие произошлов 1250 году до н. э . Сам Господь, обернувшись огненным столпом, указывал путь израильтянам. Шли они несколько дней и ночей, пока не подошли к берегу Чермного (Красного) моря.

Тем временем фараон понял, что евреи не собираются возвращаться назад. Посланная в погоню египетская конница быстро настигла беглецов. Евреи, толпясь у кромки воды, готовились к неминуемой смерти. Но тут произошло чудо. Моисей, ударив жезлом по морю, велел водам раздвинуться . Так и произошло. Евреи совершили переход по морскому дну, а над египтянами воды сомкнулись, потопив войско фараона.

Дальнейший путь израильтян в Землю Обетованную пролегал через Аравийскую пустыню. Много сложностей пришлось им перенести, не единожды они проявляли малодушие и роптали на Моисея, обвиняя его в тяготах своего положения. Пророк же каждый раз усмирял народ, обращаясь к Богу за помощью:

  • когда евреи изнемогали от голода, Моисей вознёс молитвы Господу, после чего Бог ниспослалманну небесную, служившую пищей ;
  • чтобы помочь людям, страдавшим от жажды, пророк извлёк воду из горы Хорив, ударив по ней посохом.

Прошло три месяца. Евреи подошли к подножию горы Синай, взойдя на которую Моисей получил от Бога скрижали, содержащие краткие законы или заповеди, в соответствии с которыми полагалось жить каждому человеку.

Всего же сорок лет пророк водил евреев по пустыне. Но этот путь нельзя было пройти быстрее. И дело тут не в расстоянии. Известно, что Моисей мог повести свой народ и кратким путём. Но именно четыре десятилетия потребовалось евреям, чтобынаучиться доверять Богу , уповать на него. Необходимо было преодолеть большое количество трудностей, чтобы каждый израильтянин смог осознать, какой ценой оплачена его свобода.

Смерть пророка

Самому Моисею не суждено было попасть в заветные земли. Господь лишь показал ему Палестину с горы Нево.Умер Боговидец в возрасте 120 лет . Завершил дело пророка, приведя евреев на Землю Обетованную, Иисус Навин.

Могила Моисея была скрыта Богом, чтобы люди, склонные к язычеству, не сделали из неё культа. Место его погребения не известно по сей день.

Сказание о Моисее нашло своё отражение во всех мировых религиях. В исламе пророк Муса является собеседником Аллаха, которому тот ниспослал Таурат. В иудаизме Моше считается «отцом» всех пророков, получивший от Бога на горе Синай Тору. В христианстве Моисей почитается как величайший пророк, через которого Господь передал человечеству Десять заповедей. О его значимости говорит и то, что именно Моисей вместе с Ильёй явились Иисусу на горе Фавор. Подобного пророка не было больше среди сынов Израиля!

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Предыстория и рождение Моисея

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей - фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

Добавить комментарий