Благоустройство и ремонт
482 0

Ведущие межотраслевые комплексы и их значение в экономике страны. Общая характеристика хозяйства россии

Машиностроительный комплекс

Это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. он крупнейший из всех существующих комплексов.

На территории России расположены важнейшие центры машиностроительной промышленности, которые производят почти все необходимые для народного хозяйства виды машин.

По структуре машиностроение – самая сложная и разветвленная отрасль мировой промышленности. Кроме машин и оборудования, приборов, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во вех районах России.

Топливно-энергетический комплекс

Он включает электроэнергетику и все отрасли топливной промышленности. Самые мощные в России энергосистемы – Центральная, Северо-Западная, Волжская, Уральская и Сибирская – входят в единую энергетическую систему страны. Россия обеспечивает полностью свои потребности в топливе, а нефть и газ поставляет в другие республики СНГ и страны Европы.

Энергетика представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, а также средств доставки топлива и энергии. Это основа современного хозяйства, всех прогрессивных процессов в экономике. От развития данного комплекса зависит деятельность народного хозяйства и повышение производительности труда.

Металлургический комплекс

Это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. В его состав входят чёрная и цветная металлургия.

Заводы черной и цветной металлургии Урала и Западной Сибири, электрометаллургический завод в Старом Осколе (КМА) и большое число алюминиевых и других заводов по выплавке и переработке цветных металлов в основном обеспечивают потребности машиностроения.

90 % всех металлов, применяемых в производстве, - черные металлы. Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами – черными и цветными металлами. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию пластмасс, сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике.

Цветная металлургия мира производит около 40 млн. т различных металлов в год. Это прежде всего алюминий (17 млн. т), находящий самое широкое применение в современной жизни: в авиационной и рак4етной технике, в автомобилестроении, в производстве легких материалов и многих других отраслях хозяйства.

Металлургические предприятия размещаются по территории страны не равномерно, а сгустками. На территории России выделяются 3 металлургические базы. Каждая из них имеет свои особенности по обеспеченности сырьем, топливом, и мощности производства.

1. Уральская база имеет крупные запасы железных (Качканар), медных (Гай), алюминиевых (Краснотурьинск), никелевых (Оренбургская область) и т.д.

2. Центральная металлургическая база сравнительно молодая. Она создается на железных рудах КМА и Кольско-Карельского района, больших запасов металлического лома. Добыча местных углей не показывает потребности, их заводят из Кузбасса и Донецкого бассейна.

3. Сибирская металлургическая база также формирующаяся. В ее составе выделяют два района: Южно-Сибирский и Северо-Сибирский. Первый район развивается на кузнецком угле и месторождениях железной руды Прианагарья и Горной Шории. Во втором районе разрабатываются богатейшие залежи медно-никелевых руд Норильска. Часть из них перерабатывается на месте, остальные на предприятиях Кольского полуострова и Красноярска.

Химико-лесной комплекс

Химическая промышленность – эта отрасль в наше время является надежным индикатором, показывающим степень модернизации экономики любой страны, уровень использования ею открытий научно-технического прогресса. Все ведущие государства мира интенсивно развивают эту отрасль (особенно химию органического синтеза).

Производимая химической промышленность продукция (кислоты, удобрения, красители, волокна, лаи и краски) используются в технологических процессах многих отраслей хозяйства. Так, машиностроению поставляются пластмассы, резина, кислоты (для обработки деталей), горной промышленности – взрывчатые вещества, текстильной – волокна и красители и т.д.

Дерево издревле служило основным строительным материалом в России. Хотя его широко используют в строительстве и теперь (особенно на селе), но в основном его заменили минеральные строительные материалы.

Основа развития лесной промышленности – лес, который как часть природы определяет условия жизни людей, а только затем является промышленным сырьём. Значение лесов различно. В санитарных, заповедных, полезащитных, лесоохранных зонах промышленная рубка запрещена. В Росси, площадь, покрытая лесом, составляет 45 % ее территории. таким образом, на каждого россиянина приходится около 5 га леса, или 550 м 3 древесины. Это очень высокие показатели. Запасы леса в нашей стране составляют 22 % мировых.

Агропромышленный комплекс

Это совокупность отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

Однако пока ещё основную массу товаров народного потребления дают крупные предприятия легкой промышленности: текстильной, кожевенной, обувной, галантерейной. За исключением хлопчатобумажных и льняных тканей, по которым доля России весьма значительна, по большинству других изделий легкой промышленности доля России гораздо ниже. Поэтому по производству товаров народного потребления на душу населения показатели в России ниже, чем в других странах и ввоз их в Россию превышает вывоз.

Такое же положение и с пищевой промышленностью: производство продовольственных товаров на душу населения в год по Росси гораздо ниже, чем в более южных республиках СНГ. Это объясняется тем, что крупные сельскохозяйственные районы черноземной зоны страны находятся за пределами России. Исключение составляют рыбная промышленность, основные районы которой находятся в России, и такие отрасли, которые тяготеют к местам потребления, сосредоточенным большей частью в крупных городах (кондитерская, молочная, хлебопекарная и т.п.).

Основное назначение пищевой промышленности – производство продуктов питания. Пищевые концентраты, консервы, замороженные овощи и фрукты не портятся при перевозке. Их производство способствует освоению всё новых территорий с природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства.

Основной улов рыбы дает Тихий океан и его моря. Районы рыболовства всё дальше удаляются от берегов. Это привело к появлению плавучих рыбозаводов, где рыба сразу обрабатывается.

Промышленность и окружающая среда

Промышленная деятельность человечества очень тесно связана с окружающей средой. Именно промышленность – главный потребитель большинства природных ресурсов. Именно она вызвала к жизни антропогенные ландшафты – горнопромышленные, да в значительной мере и городские. Наряду с этим рост промышленности обостряет многие проблемы природопользования. В первую очередь это относится к «грязным» производствам.

Развитие горнодобывающей промышленности нарушает почвенный покров, «съедает» целые природные ландшафты, вызывая необходимость больших затрат на их рекультивацию.

Тепловая электроэнергетика выбрасывает в окружающую среду огромное количество вредных веществ, изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод.

Развитие металлургии сопровождается повышением содержания в окружающей среде железа, свинца, олова, меди, ртути и других металлов, что может создать реальную угрозу здоровью людей. Развитие химической и нефтехимической промышленности нередко приводит к заражению воздуха, воды и почвенного покрова.

При рациональным природопользовании экологические проблемы, создаваемые развитием промышленности, решаются с помощью всех трёх основных путей: создания очистных сооружений, внедрения малоотходных и безотходных технологий, продуманного размещения «грязных» производств.

В процессе становления постиндустриального общества наряду с отраслевой классификацией хозяйства выделяют и исследуют межотраслевые комплексы, которые образуют своеобразный направление вертикальной, отраслевой (более точно - над отраслевой) систематики производительных сил региона.

На уровне отраслей экономики можно наблюдать объективно существующий процесс создания межотраслевых комплексов, которые выступают в форме связанных в определенном отношении отраслей (подотраслей, видов деятельности) отдельной территории.

Основными факторами образования комплексов и их территориальной организации есть определенные виды ресурсов. Стимулятором развития многих межотраслевых комплексов являются локальные природные ресурсы. Классификация межотраслевых региональных комплексов, развивающихся на естественно-ресурсной базе приведена на рис.7.2.

Итак, межотраслевой комплекс (МК) - это система экономически взаимосвязанных отраслей производственной или непроизводственной сфер, который сформирован в результате кооперации и интеграции предприятий, организаций, учреждений и отраслей. Примеры МК: поливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, транспортный, строительный.

На современном этапе развития хозяйственного комплекса Украины особое значение приобретают его новые структурные образования - производственно-технологические комплексы. Эти комплексы возникают на базе не столько местных ресурсов, сколько на основе достижений научно-технического прогресса, перспективных технологий, рациональных производственно-технологических и организационных связей. Наиболее наглядными являются примеры кластеров, технополисов, технопарков и тому подобное.

Рис. 7.2. в

Процесс формирования межотраслевых комплексов - это объективная закономерность развития производительных сил. Прогрессивное углубление общественного и территориального разделения труда сопровождается соответствующим усилением интеграционных тенденций. Объективно формируются сравнительно обособленные группы отраслей и производств с наиболее тесным экономическими и производственными связями, которые в наибольшей степени взаимосвязаны и взаимозависимы своем развитии.

Межотраслевые комплексы формируются как в производстве, так и в сфере обслуживания, а также в инфраструктурных отраслях. В хозяйственной практике традиционно выделяют следующие межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, металлургический, химический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, строительный, транспортный, социальный, военно-промышленный. В последнее время этот перечень заметно растет: рекреационный, морехозяйственный, внешнеэкономический комплекс природопользования, информационный, управленческий и др.

Следует отметить, что большая часть таких межотраслевых комплексов не имеет соответствующих управленческих структур или органов и выполняет функции методического инструмента (или средства) для анализа структуры хозяйства.

Определяютосновные подходы к выделению межотраслевых комплексов:

1.Целевой подход. Межотраслевой комплекс рассматривается какгруппа отраслей хозяйственного комплекса или отдельных производств, которые объединены общей целью развития.

2.Технологический подход. Предполагает группировку отраслей, которые связаны между собой последовательностью переработки и использования общего материала и одинаковым назначением продукции.

3.Воспроизводственный подход. Является определяющим в выделении межотраслевых комплексов на региональном уровне. Он сочетает целевую направленность и технологическую последовательность переработки сырьевых материалов. Характерным для него является воспроизводственная целостность межотраслевых комплексов на всех стадиях и объединения предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер хозяйства.

Межотраслевые комплексы могут иметь определенные "перекрытия". Так сельскохозяйственное машиностроение является одновременно составной частью агропромышленного комплекса и машиностроительного. Курортное хозяйство в приморских регионах одновременно рассматривают в составе морехозяйственного и рекреационного комплексов. Такое перекрытие может иметь для анализа хозяйства регионов соответствующую содержательную ориентацию: чем больше перекрывают друг друга межотраслевые комплексы региона, тем более взаимосвязанным и комплексным является его хозяйство, и наоборот. Например, Одесская область среди других высокоразвитые агропромышленный и машиностроительный отраслевые комплексы, которые почти не перекрываются. Иначе говоря, машиностроения региона лишь в незначительной степени обслуживает агропромышленный комплекс, и это признак недостаточной сформированности и взаимосвязанности всего хозяйственного комплекса Одесской области.

Можно выделить следующиетипы отношений с такими свойствами отраслей:

1) наличие тесных производственных, коммерческих и других связей;

2) решения актуальных экономических проблем;

3) объединение звеньев в единую производственно-технологическую систему;

4) выпуск взаимосвязанной продукции;

5) выполнение определенной функции в экономической системе;

6) общее управление.

По характеру связей между отраслями выделяют 4 типа межотраслевых комплексов. В межотраслевых комплексовпервый тип относятся отрасли, предприятия которых связаны последовательной и параллельной переработкой типа сырья, включая и ее добычи (выращивания). К ним относятся агропромышленные и рыбопромышленные, лесопромышленные комплексы. В межотраслевых комплексоввторой тип относятся однородные отрасли, связи между предприятиями которых возникают на основе производства взаємозамінюваної продукции (услуг). Например, топливно-энергетический комплекс, транспортный и тому подобное. Межотраслевой комплекстретьего - это комплексы, состоящие из совокупности нескольких отраслей, деятельность предприятий которых направлена на решение определенной хозяйственной или региональной проблемы. Например, продовольственный, рекреационный комплексы. Кчетвертого относятся программные межотраслевые комплексы - комплексы отраслей, связи между предприятиями которых осуществляют, чтобы достичь определенной цели, заданной им экономикой, социальной, экологической или научно-технической проблемы. К ним относят межотраслевые комплексы первых трех видов, например, продовольственный, топливно-энергетический комплекс, формирование которых регулируется в соответствии с определенной программы.

Ядро межотраслевого хозяйственного комплекса представлено отраслями, предприятия которых осуществляют его главные экономические и социальные функции. Составляющими ядра могут быть отраслевые комплексы. До межотраслевого комплекса входят отрасли производства и сферы услуг.

в Зависимости от пространственных масштабов межотраслевые хозяйственные комплексы делятся на межгосударственные, макроэкономические и территориальные.Межгосударственные межотраслевые комплексы развиваются на основе интеграции нескольких (как минимум двух) хозяйственных межотраслевых комплексов разных стран. Например, в системе стран СНГ формируются военно-промышленный, космический комплексы.

Макроэкономические межотраслевые комплексы складываются и функционируют как межотраслевые образования в структуре всего хозяйства страны, решая, как привило, общегосударственную экономическую, социальную, экологическую, политическую или научно-технической проблемы.

Территориальные межотраслевые комплексы представляют собой подсистемы интегральных территориально-хозяйственных и во многих случаях соответствующих им хозяйственных комплексов. Так, АПК Киевской области является одновременно элементом отраслевой структуры этой области и подсистемой АПК Украины.

Территориальные межотраслевые комплексы разделяют на региональные и локальные. Среди региональных выделяют республиканские, районные, межобластные и областные комплексы, среди локальных - комплексы экономических узлов и центров, административных районов.

Межотраслевой народно-хозяйственный комплекс -- это совокупность отраслей, которые прямо или косвенно участвуют в производстве конечной продукции. Характер участия отраслей в производстве конечной продукции определяет особенности взаимосвязей между ними, их интеграцию и, следовательно, особенности прогнозирования межотраслевых интеграционных процессов. Различают несколько видов межотраслевых народно-хозяйственных комплексов.

  • 1) Особенность первого вида комплексов в том, что в его составе находится основная, ведущая отрасль, которая производит конечную продукцию комплекса, а другие отрасли производят средства производства для этой ведущей или оказывают ей различного рода производственные услуги. Такая интеграционная основа характерна для агропромышленных, инвестиционных комплексов. В каждом из них в зависимости от выполняемых функций выделяются три группы отраслей: первая, основная, -- сельское хозяйство и капитальное строительство; вторая и третья -- обслуживающие отрасли первой (в агропромышленном комплексе -- это отрасли, производящие сельскохозяйственную технику, удобрения, и отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, хранение сельскохозяйственной продукции, в инвестиционном комплексе -- отрасли, производящие строительные материалы, строительную технику, и отрасли, производящие оборудование, подлежащее монтажу, установке на строящихся объектах).
  • 2) Второй вид межотраслевых комплексов можно назвать технологическим, так как в его интеграционной основе лежит технологическая зависимость одной отрасли от другой.

В технологических комплексах функционирование каждой отрасли -- отдельная стадия общего технологического процесса изготовления конечной продукции всего комплекса, а конечная продукция одной отрасли является полуфабрикатом для изготовления конечной продукции другой отрасли. Иными словами, все отрасли можно расположить в определенном порядке, соответствующем последовательности стадий общего технологического процесса. Такой характер интеграционной основы отчетливо проявляется в горно-металлургическом, топливно-энергетическом, химико-лесном комплексах.

  • 3) Интеграционная основа третьего вида комплекса -- транспортного -- иная, преимущественно косвенная. Она проявляется в том, что все транспортные отрасли, образующие этот комплекс (железнодорожный, автомобильный, водный, морской и речной, трубопроводный, авиационный, гужевой), производят однородный вид услуг -- осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, но используют для этого различные транспортные средства. Однородность выполняемых транспортными отраслями функций определяет целесообразность объединения их в одном комплексе, поскольку многие вопросы управления, рационального транспортного обслуживания можно решить лишь в масштабе совокупности всех транспортных отраслей, а не каждой в отдельности. Такими вопросами могут быть: необходимость рационального распределения грузовых, пассажирских перевозок между различными видами транспорта, достижения максимального соответствия производственных мощностей (пропускных и провозных способностей) различных видов транспорта в условиях смешанных перевозок.
  • 4) Следующий вид межотраслевых комплексов представлен машиностроением. Он отличается от предыдущих тем, что, во-первых, это самый крупный и сложный по составу комплекс. Если предыдущие комплексы состоят из нескольких отраслей, то в составе машиностроительного насчитывается несколько десятков отраслей.

Во-вторых, существенная особенность комплекса состоит в том, что косвенный характер взаимосвязей между его отраслями проявляется в большей степени, чем в транспортном комплексе. Каждая машиностроительная отрасль производит независимо от другой различные, как правило, не взаимозаменяемые виды продукции. Косвенная связь между ними проявляется следующим образом:

  • а) использованием одинакового исходного сырья -- металла;
  • б) в сходстве технологий изготовления продукции в различных машиностроительных отраслях. Степень сходства может быть очень высокой, например, в производстве комбайнов, тракторов и автомобилей, и относительно невысокой, например, в отраслях приборостроения и тяжелого машиностроения;
  • в) в сходстве орудий труда, например, во многих отраслях машиностроения используются станки токарные, фрезерные, карусельные, шлифовальные, станки с числовым программным управлением;
  • г) в сходстве схем организаций производства машиностроительной продукции различных видов (крупносерийное, серийное, мелкосерийное);
  • д) все машиностроительные отрасли производят разнообразные виды орудий труда.

Целесообразность объединения машиностроительных отраслей в единый комплекс определяется тем, что многие вопросы их развития могут быть решены оптимально лишь на уровне всей совокупности отраслей или отдельных их групп, например, вопросы использования результатов НТП (экономия металла и другого сырья, организация производства и применение высоких технологий).

Формирование межотраслевых народно-хозяйственных комплексов в РФ -- процесс длительный, сложный, развивающийся, требующий государственного управления (регулирования). Развитие комплексов проявляется в совершенствовании взаимосвязей между отраслями каждого из них и преодолении трудностей, проблем, которые возникли в последние годы.

Среди общих проблем в первую очередь необходимо выделить: стабилизацию производства и обеспечение его роста; активизацию процессов обновления основных производственных фондов; улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности отраслей -- производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, рентабельности, себестоимости и усиление инвестиционной активности.

Другие проблемы отражают специфику каждого комплекса: экономическую, организационную, структурную и технологическую. Так, для отраслей машиностроительного комплекса очень актуальны проблемы повышения коэффициента сменности оборудования, обновления активных производственных фондов, станочного парка, улучшения качественных характеристик продукции до уровня, позволяющего конкурировать на мировых рынках. Для агропромышленного комплекса актуальны проблемы повышения эффективности сельхозпроизводства -- повышения урожайности, продуктивности, производительности труда, снижения себестоимости сельхозпродукции, увеличения объемов ее производств, совершенствования экономических отношений сельскохозяйственных предприятий с предприятиями, производящими сельхозтехнику, удобрения, горюче-смазочные материалы и другую продукцию для сельского хозяйства, устранения межотраслевых диспропорций.

межотраслевой комплекс экономика интеграция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено наhttp://www.allbest.ru/

Межотраслевые комплексы

1. Хозяйственное значение

2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов

Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

3. Основные проблемы

Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.

Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.

Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

нарушение технологических связей;

простои многих предприятий;

низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо

2. Необходимость структурной перестройки:

основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;

необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;

необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;

демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);

наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);

налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.

    практическая работа, добавлен 10.05.2008

    Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.

    контрольная работа, добавлен 25.04.2015

    Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.

    реферат, добавлен 18.04.2010

    Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.

    курсовая работа, добавлен 03.07.2011

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа, добавлен 15.11.2013

    Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.

    шпаргалка, добавлен 22.04.2010

    Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.

    презентация, добавлен 24.03.2012

    Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.

    курсовая работа, добавлен 31.12.2013

    Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.

    реферат, добавлен 13.11.2010

    Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.

Хозяйственный комплекс России складывался постепенно, по мере оϲʙᴏения новых территорий, изменения институтов государственной власти, внутренней и внешней политики страны, а также в тесной связи с общими циклическими закономерностями развития экономики. Хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. ХХ в., сложившиеся с ошибками экономической политики советских времен, привели к глубокому экономическому кризису, объективными причинами кᴏᴛᴏᴩого явились:

  • серьезные диспропорции, накопившиеся в отраслевой структуре хозяйства;
  • монополизация экономики;
  • несостоятельность административно-распределительной системы управления экономикой;
  • высокая степень износа основных производственных фондов страны;
  • сокращение государственных инвестиций;
  • глубокий кризис финансовой системы;
  • разрыв сложившихся хозяйственных связей по производству и потреблению готовой продукции;
  • затягивание разработки и осуществления кардинальных экономических и социальных реформ в стране.

В результате экономического кризиса Россия уступила прежние позиции в мировом хозяйстве. В течение ХХ столетия удельный вес России (в современных границах) в населении мира сократился более чем вдвое, в производимом валовом продукте — почти второе. Доля России в мировой поверхности суши (13%) почти в 6 раз превышает долю России в мировом населении (2,2%) и более чем в 4 раза — долю России в мировом ВВП (3,1%), рассчитанном по паритетам покупательной способности валют.

Главный экономический показатель развития страны — ϶ᴛᴏ валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, в нем отражаются уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах, объем инвестиций в экономику и качество жизни населения.

Совокупный ВВП характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. Сегодня по величине ВВП Российская Федерация находится в первой десятке стран мира. В 2005 г. по результатам международных сопоставлений ВВП по паритету покупательной способности Россия заняла 8-е место в мире после США, Китая, Японии, Германии, Индии, Великобритании и Франции.

В конце 1990-х гг. наметилисьтенденции улучшения экономической обстановки. Под воздействиемроста экспорта , ускорения импортозамещения, относительного сокращения производственных издержек и т. д., установилась положительная динамика промышленного производства и ВВП, улучшилось финансовое состояние реального сектора экономики. При этом позитивные процессы еще не приняли устойчивого необратимого и долговременного характера. Рост производства идет без существенного ослабления налоговой нагрузки и на базепредельно изношенного технологического оборудования.

Только в последние годы наметился рост объемов производства ВВП: если в 1996-2000 гг. среднегодовые темпы прироста составляли 1,6 %, то в 2001-2005 гг. — уже 6,2%.

В наибольшей степени показательна оценка ВВП по паритету покупательной способности (ППС) ППС — ϶ᴛᴏ количество единиц валюты, необходимое для покупки некᴏᴛᴏᴩого стандартного набора товаров и услуг, кᴏᴛᴏᴩые можно купить на одну денежную единицу базовой страны (или на одну единицу общей валюты группы стран) ППС демонстрирует реальную внутреннюю покупательную способность валюты.

Занимая в 2005 г. восьмое место в мире по размеру ВВП по ППС, Россия уступала США по абсолютному показателю в 7,3 раза, по относительному (ВВП на душу населения по ППС) — в 3,5 раза и по ϶ᴛᴏму показателю замыкала пятую десятку среди стран мира.

При всех сложностях современного периода развитияРоссия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов , накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом.

Отраслевая структура экономики России

Современная Россия —индустриально-аграрная страна с многоукладной (смешанной) экономикой, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.

Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2006 г.*

Отраслевая структура — ϶ᴛᴏ совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.

Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в кᴏᴛᴏᴩой занято более 2/3 от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Производственная сфера включает:
  • отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
  • отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;
  • отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера — ϶ᴛᴏ условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности кᴏᴛᴏᴩых принимают преимущественно форму услуг. Международный валютный фонд выделяет следующие виды услуг: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. При ϶ᴛᴏм к “прочим услугам” ᴏᴛʜᴏϲᴙт сравнительно новые виды деловых услуг, связанные с предпринимательством (профессиональные, управленческие, информационные, персональные, операционные, банковские, страховые и др.)

В России, в связи с ее сравнительно недавним вступлением на путь рыночных преобразований, действует несколько иная классификация. К непроизводственной сфере ᴏᴛʜᴏϲᴙт:
  • жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
  • пассажирский транспорт;
  • связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
  • здравоохранение, физическую культуру;
  • социальное обеспечение;
  • образование;
  • науку и научное обслуживание;
  • культуру и искусство;
  • кредитование, финансирование и страхование;
  • государственное управление;
  • оборона и охрана общественного порядка.

В отраслевой структуре хозяйства покасохраняются диспропорции : повышенное значение имеют ресурсные отрасли экономики (так называемые “утяжеленности” экономики); приоритетными остаются топливные отрасли, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в ϲʙᴏем развитии; сохраняется высокая концентрация и монополизация производства.

Для современной структуры хозяйства страны характерной чертой будет наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сегодня сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли хозяйства.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура, т. е. совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. Стоит заметить, что она играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности хозяйства и в оϲʙᴏении новых территорий. Учитывая зависимость от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Не стоит забывать, что важнейшие межотраслевые комплексы России*

Межотраслевые комплексы Народно-хозяйственная функция

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения

Металлургический и химико-лесной комплексы

Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

Производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны

Агропромышленный комплекс

Производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции

Машиностроительный комплекс

Производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения

Инвестиционно-строительный комплекс

Выполнение всех видов работ по обеспечению строительных работ для нужд хозяйства и населения

Инфраструктурный комплекс

Оказание разнообразных видов услуг для производства и населения

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Стоит заметить, что она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газо- и нефтепроводов, ирригационные системы и т. д.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание городских и сельских поселений.

Отметим, что территориальная структура хозяйства России

Под территориальной структурой понимается деление системы хозяйства по территориальным образованиям — зонам, районам разного уровня, промышленным центрам и узлам. Стоит заметить, что она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как ее основные элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Отметим, что территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Оϲʙᴏение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.

Не стоит забывать, что важной особенностью России будетасимметричная организация ее пространства , унаследованная от предшествующего развития. В территориальной структуре экономики резко преобладает Центральный регион — Московский столичный, второй город страны — Санкт-Петербург — по параметрам городской среды, функциям и доходам явно уступает Москве. Противоположный столице полюс составляет громадная территория и слабозаселенная периферия.

Размещение производительных сил и эффективность развития народного хозяйства. Переход к рыночной системе хозяйствования не снял с повестки дня вопросов эффективности развития и размещения производительных сил.

При ϶ᴛᴏм следует иметь в виду, что экономический рост характеризуется прогрессивными количественными изменениями (например, рост объемов производства), а экономическое развитие — прогрессивными качественными изменениями в состоянии экономического объекта (например, рост производительности труда, повышение эффективности производства)

Рост может происходить как за счет интенсивных факторов, обеспечивающих повышение результативности при неизменных ресурсах, так и за счет экстенсивных факторов, когда происходит увеличение ресурсов при неизменной степени их использования. Развитие же чаще всего будет результатом использования интенсивных факторов.

Не стоит забывать, что важнейшим показателем результативности экономики в целом и отдельных экономических мероприятий будет эффективность производства — результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата или отношение эффекта к затратам. При ϶ᴛᴏм под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расходы) овеществленного и живого труда. В ряде случаев расходы связаны с недостатками в организации труда, производства, транспортировки продукции и т. п., приводящим к потерям. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства.

В основе оценки экономического эффекта от размещения производства лежит общая методика определения экономической эффективности производства и капитального строительства. Показатели характеризуют соотношение результатов и затрат производственной деятельности на разных уровнях регулирования народного хозяйства (предприятие, отрасль, район, страна) Абсолютная эффективность определяется путем соизмерения полученного прироста национального дохода (чистой продукции) с затраченными капиталовложениями (или всеми производственными ресурсами) Сравнительная эффективность разных вариантов размещения предприятий и их комплексов устанавливается на базе расчета приведенных, т. е. текущих и сопоставимых единовременных затрат.Стоит отметить, что основной результативный показатель рыночной экономики — прибыль — хуже, чем показатель затрат, характеризует эффективность размещения производства, так как прямо не демонстрирует влияние воздействующих факторов (энергетического, сырьевого, трудового и др.)

Для исчисления приведенных затрат на единицу продукции П берется сумма всех текущих затрат на ее производство (себестоимость) С и произведения удельных капитальных затрат К и нормативного коэффициента их эффективности Е, т. е. П = С + КЕ. Умножение ϶ᴛᴏй величины на количество продукции (определяемое балансовыми расчетами), дает полные приведенные затраты. В расчетах учитываются не только производственные, но и транспортные издержки.

Выбор оптимального варианта размещения предприятия производится по минимуму приведенных затрат (при сравнении многих вариантов) Два варианта можно сопоставлять по срокам окупаемости дополнительных капитальных вложений (или обратным показателям — коэффициентам эффективности) Срок окупаемости рассчитывается путем деления дополнительных капиталовложений в данный вариант на экономию текущих затрат. Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений Е обозначает нижнюю допустимую границу эффективности. По народному хозяйству в целом он установлен на уровне не ниже 0,12 (обратная величина — срок окупаемости 8,3 года)

Эффективность территориальных сдвигов размещения отраслей народного хозяйства обычно оценивается на базе региональных различий решающих показателей — капитальных вложений, заработной платы и производительности труда на расчетный период. Экономия приведенных затрат исчисляется на перемещаемый между регионами прирост производства по сравнению с вариантом исходного размещения.

Широкомасштабная реконструкция народного хозяйства повышает значение отраслевых и региональных показателей интенсификации производства, т. е. его роста за счет эффективного использования производственных ресурсов на базе достижений научно-технического прогресса. Это гораздо более результативный путь наращивания производства, чем экстенсивный, означающий вовлечение в него дополнительных ресурсов (на прежней технической основе)

Доля прироста продукции предприятия, отрасли за счет интенсификации, т. е. повышения ресурсоиспользования (производительности труда, фондоотдачи или материалоотдачи) ∆ Пи (%) при заданных величинах прироста продукции ∆ П и ресурсов (численности работающих или основных фондов или сырья и материалов) ∆ Р определяется по формуле ∆ Пи = 100 — 100 · 100 (∆ Р: ∆ П), (где вычитаемое — доля экстенсивного фактора)

Представляет интерес выявление изменения удельных весов районов в размещении отрасли под влиянием интенсивных факторов: по производству продукции в целом, в т.ч. за счет развития действующих предприятий, за счет производства качественно новых видов продукции и с применением новой техники и технологии, за счет ресурсосбережения; по капиталовложениям в целом, в т.ч. на техническое перевооружение и реконструкцию и т. д.

Добавить комментарий