Общие сведения
251 0

Урок общая характеристика подцарства высшие растения. Конспект общая характеристика подцарства высшие растения

Задачи урока:

  • познакомиться с особенностями организации высших растений;
  • рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
  • показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;
  • продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Оснащенность урока: живые растения; гербарные экземп­ляры высших растений; таблицы; рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений; микропрепараты растительных тканей и микроскопы.

Основные положения урока.

  • Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей, строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).
  • Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональ­ный (послезародышевый).

* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.

* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.

* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.

* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у выс­ших растений, подчеркивающее сложность их строения и являю­щееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.

* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рас­смотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.

* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетатив­ных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и на­стоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.

* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у выс­ших растений также чередования поколений: диплоидного споро­фита и гаплоидного гаметофита.

* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схе­мами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).

Вопросы для обсуждения.

1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.

2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, по­кровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?

3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших рас­тений. В чем отличия?

4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродук­тивными?

5. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие растений?

6. Перечислите основные отличительные черты споровых рас­тений.

7. Докажите, что специализация тканей семенных растений за­шла особенно далеко, по сравнению со споровыми.

Закрепление материала.

Перечислите отличительные признаки высших растений.

Перечислите отделы семенных и споро­вых растений.

Царство __________________

Подцарство Высшие растения _______________

____________Споровые _______________________Семенные ______

Отделы:___________________ Отделы:___________________ Составьте цепь питания с высшими растениями. Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, за­пасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, споран­гии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые расте­ния, семенные растения.

Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших рас­тениях, повторить общую характеристику низших растений. Твор­ческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Предмет: биологияКласс: 7Тема урока: общая характеристика подцарства Высшие Растения.Тип урока: комбинированный.Задачи урока:познакомиться с особенностями организации высших растений;рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.

Планируемые результаты:Предметные результаты:– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов;- формировать умение характеризовать подцарство Высшие Растения;– формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.

Метапредметные и личностные результаты:Регулятивные УУДСформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Сформировать умение работать по плану.Познавательные УУДСформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (видео в текст).Коммуникативные УУДСформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Оснащение: экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», видеосюжет по данной теме, листы с логической цепочкой.

Ход урока.Организационный момент.

Во время перемены включить видеоролик на песню «Как прекрасен этот мир».По звонку начинается урок.- Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.

Актуализация знаний.

А почему, наш мир прекрасен, как вы считаете? Ответы детей.- Верно, наш мир прекрасен, а осенью особенно. А почему? Мир красок расцветает. Мы видим повсюду цвета радуги. А где эти цвета? Ответы детей.- Согласна. На растениях, кустарниках, деревьях.- Итак, ребята, какое царство мы изучаем? (растения) Слайд 2.- На подцарства оно делится? (низшие, высшие) Слайд 3.- Тема сегодняшнего урока А может кто-то сможет сформулировать тему урока?- Тема сегодняшнего урока «Подцарство высшие растения». Слайд 4.- А какие задачи стоят перед нами, что нам необходимо сделать, охарактеризовать?- Задачи на сегодняшний урок Слайд 5 (чтение по слайду).- Сегодня на уроке мы с вами Слайд 6 (чтение по слайду).

Повторение ранее изученного.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что уже знаем. Слайд 7.- Несколько минут вам на повторение домашнего материала.- Фронтальный опрос по вопросам. В качестве дополнительных вопросов, задание на стр. 34 учебника.

Изучение нового материала.

Ну что ж, домашнее задание повторили. Настало время для получения новых знаний. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет по новой теме. Смотрите очень внимательно. Слайд 8.

Итак, подведем промежуточный итог.- Какие самые древние растения – одноклеточные водоросли. Слайд 9.- На какие подцарства делится царство растений. Слайд 10.- Какие самые древние наземные растения - Слайд 11, слайд 12.- Признаки псилофитов. Слайд 13.- Молодцы. На мои вопросы ответили хорошо.

Закрепление изученного материала.

Теперь пришло время поработать с учебником на стр.34. Слайд 14.- У вас на столах находятся листы с незаконченной логической цепочкой. Вам необходимо заполнить пропуски ручкой на этих листах.

Проверяем, что у вас получилось. Если что-то у кого не получилось, то записываем прямо на этих листах. Дети зачитывают свои варианты заполнения пропусков.- Молодцы, хорошо справились с заданием. Вкладываем эти листы в свои тетради по биологии.

Домашнее задание.- Пришло время записать домашнее задание. Слайд 15.

Рефлексия.- И в заключение урока выполним оценку своих учебных действий. Слайд 16.

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;

Формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Формировать умение работать по плану.

Коммуникативные УУД

Формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;

Формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

Продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;

Формировать умение формулировать выводы по результатам работы.

Личностные результаты:

Формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).

Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).

УМК Н.И. Сонин

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.

Актуализация знаний.

Целеполагание.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения».

Вспоминают отделы высших растений.

Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани.

Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты.

Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания.

Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений.

Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие отделы высших растений вы знаете?

Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах.

Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев).

Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока.

Фиксирует цель на доске рядом с таблицей.

Личностные связаны со смыслообразованием

Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах

Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание.

Планирование.

Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь:

    Ткани высших растений.

    Органы высших растений.

    Размножение и развитие высших растений.

    Представители.

Организует планирование путем постановки вопросов. Определяет последовательность пунктов плана. Фиксирует на доске.

Регулятивные связаны с планированием деятельности.

Коммуникативные связаны с умением вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи.

Работают в парах, выполняя задание по инструктивной карточке (приложение 2).

Дополняют записи в таблице.

Работают с текстом, отвечают на вопрос. Дополняют таблицу новыми сведениями или корректируют.

По ходу рассказа учителя фиксируют необходимую информацию в таблицу.

Раскладывают представителей высших растений по отделам.

Корректируются записи в таблице (графа «представители»).

Делают вывод.

Предлагает вспомнить особенности строения каждого вида тканей в связи с выполняемыми функциями.

Заслушивает отчеты о работе в парах.

Рассказ учителя о способах размножения и развитии высших растений.

Предлагает поработать индивидуально с гербарным материалом представителей Высших растений, разложить их по отделам.

Анализирует работу учащихся. Рассказ с элементами беседы о споровых и семенных растениях, их отличительных признаках.

Предлагает сделать вывод о многообразии высших растений.

Углубление биологических понятий «вегетативные и репродуктивные органы», «эмбриональное и постэмбриональное развитие»; осознание прогрессивных отличий высших растений от низших.

Регулятивные связаны с принятием учебной задачи, адекватным восприятием информации учителя, осуществлением учебных действий- отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные связаны с поиском и выделением необходимой информации, соблюдением правил работы с микропрепаратами и микроскопом.

Коммуникативные связаны с умением обмениваться мнениями в паре, выстраивать свою работу.

Контроль и оценка.

Отвечают на вопрос, поставленный как проблемный еще в начале урока.

Выполняют тест.

Проводят самооценку.

Задает вопрос: каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает закрепить изученный материал и выполнить тест (приложение 3)

Предлагает провести самооценку, используя ключ с правильными ответами.

Регулятивные связаны с оценкой- выделением и осознанием учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия.

Заполняют рефлексивную мишень, озвучивают по желанию.

Предлагает заполнить рефлексивную мишень с секторами: моя активность на уроке, моя удовлетворенность работой, мое настроение на уроке, понимание материала, уровень комфортности на уроке.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Дает домашнее задание с пояснениями: текст учебника на с. 50-51 прочитать, повторить материал из таблицы в тетради; составить кроссворд, используя текст учебника.

Приложение 1.

Признаки высших растений.

Вегетативные органы

Генеративные органы

Развитие

Представители

Приложение 2.

Инструктивная карточка.

Название ткани растения___________________________________

    Рассмотрите микропрепарат.

    Каковы особенности строения клеток в ткани?

    С выполнением каких функций связана такая особенность в строении?

    Заполните таблицу:

Особенности строения клеток

Функции ткани

Что образует

Подсказки: мелкие клетки, крупные, живые, мертвые, вытянутые, с толстыми оболочками; рост растения, дыхание, испарение, проведение веществ, опора, накопление питательных веществ; волокна, сосуды; мякоть листа и плодов, скорлупа орехов, кожица листа.

Конспект урока по биологии 7 классУчитель – Майко Екатерина Александровна

Дата: ________________Тема урока: Подцарство Высшие растенияЦели урока: Сформировать общее представления о царстве Растения

Задачи:

Образовательные: - Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;Развивающие: - Формирование умения работы с тестами;- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные: - Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.Понятия: риниофиты.Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТСтруктура урока: 1. Организация2.Целевая установка3.Актуализация опорных знаний4.Изучение нового5.Итоговое закрепление6.Комментирование оценок7.Домашнее задание

Высшие растения легко отличить по внешнему виду от водорослей. Их тело расчленено на органы в связи с воздушным (фотосинтез) и почвенным питанием в условиях наземно-воздушной среды.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИИанимация «Появление первых растений на суше»

В конце палеозоя на Земле происходили мощные горообразовательные процессы, площади суши значительно возросли. В результате растения стали осваивать новую среду - наземно-воздушную.

По сравнению с водной в наземно-воздушной среде условия обитания более сложные: часто возникает дефицит воды, резко изменяется температура, плотность воздуха намного ниже плотности воды.

Мягкие и хрупкие слоевища водорослей в таких условиях пересыхают и ломаются под собственной тяжестью.

В процессе эволюции от водорослей произошли первые наземные растения, среди которых естественным отбором сохранялись особи, имевшие наследственные изменения, соответствующие новой среде обитания.

Постепенно у растений сформировались ткани и органы. Выход растений на сушу - один из величайших этапов эволюции. Он был подготовлен изменениями в живой и неживой природе: появлением почвы и возникновением озонового экрана, вставшего на пути губительных для всего живого ультрафиолетовых лучей.

Дальнейшая эволюция высших растений в наземных условиях шла по пути дифференциации вегетативных органов (появление корней, листьев, более сложное ветвление стебля), развития покровных и механических тканей, проводящей системы, органов размножения. Современная классификация высших растений отражает их разнообразие и историю появления на Земле.

РИНИОФИТЫ

Первые наземные растения - риниофиты появились примерно 400 млн лет назад. Их тело состояло из зелёных веточек. Каждая веточка ветвилась, разделяясь на две части. В клетках веточек содержался хлорофилл и происходил фотосинтез.

Произрастали риниофиты в увлажнённых местах. К почве они прикреплялись ризоидами - выростами на поверхности горизонтально располагавшихся веточек. На концах веточек находились спороносные части, в которых созревали споры.

У риниофитов уже начали формироваться проводящая и механическая ткани. В процессе эволюции благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору на поверхности веточек риниофитов образовалась покровная ткань с устьицами, регулирующими испарение воды.

Риниофиты - это вымершая группа растений. Некоторые учёные считают их предками мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Другие предполагают, что риниофиты осваивали сушу одновременно со мхами.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

Высшие растения имеют хорошо развитые ткани и органы.

Покровные ткани (кожица, пробка, кора) защищают от высыхания и промерзания, обеспечивают газообмен с внешней средой.

Механические ткани позволяют стеблю выносить листья как можно выше, чтобы они не затенялись другими растениями.

По проводящим тканям (лубу и древесине) осуществляется транспорт воды, солей (восходящий ток) и органических веществ (нисходящий ток).

Наземные части высших растений (побеги) находятся в атмосфере, а подземные (корни) - в почве. Корни имеют приспособления для всасывания из почвы воды и минеральных веществ. Так, выросты клеток покровной ткани корня - корневые волоски - значительно увеличивают поверхность корней. Они всасывают воду благодаря возникающему корневому давлению и испарению воды листьями.

Размножаются высшие растения бесполым и половым путём. При этом способы размножения чередуются.

При бесполом размножении образуются споры. Из спор вырастает половое поколение, которое производит половые клетки - гаметы. С участием гамет происходит половое размножение. В результате слияния мужских и женских гамет (оплодотворения) образуется зигота. Она даёт начало бесполому поколению, которое вновь производит споры, и жизненный цикл не прерывается. Для высших растений характерен также такой тип бесполого размножения, как вегетативное, т.е. размножение вегетативными частями тела.

Домашнее задание: §12 – учить.

Добавить комментарий