Лоджия
321 0

Синквейн об истории возникновения и развития физики. Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мы на Севере живём» для детей старшей группы

Шихова Альфира Фаридовна МБДОУ №4 «Снегурочка», Воспитатель Задачи: Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре; Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты), их образе жизни; Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека; Развивать связную речь детей, любознательность; Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него Предварительная работа: Чтение рассказов,сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами(охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов СевераДемонстрационный материал: картинки с изображением животных Севера:, песня «Мы поедем мы помчимся… »; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной» Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается, ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с вами живём.Воспитатель: Скажите как называется наш округ? Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.Воспитатель: Столица нашего округа? Дети:Город Салехард.Воспитатель: На какой реке стоит наш город? Дети: На реке ОбьВоспитатель: Как называется наш город? Дети: СалехардВоспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове? Дети: Надым. Дети: Новый Уренгой. Дети: Муравлено. Дети: Лабытнанги. Дети: ГубкинскийВоспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»? Дети: Край земли.Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале? Дети: Ханты, ненцы, сель купы.Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все, что мы знаем о Севере. Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру? Дети: На оленях. Воспитатель: А почему? Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени.Воспитатель : Кто сможет Карлсону рассказать о Северном олене Дети: Северный олень это могучее, красивое животное…..Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют маму олененка? Дети: Важенка.Воспитатель: Кто расскажет про важенку?. Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть, крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре. Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень трудолюбивое животное и очень красивое.Игра «Хлопни раз, хлопни два» Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост». Молодцы ребята!Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край родной» И так поехали. Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы»Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на Севере, и какую пользу они приносят. Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника.Воспитатель : Во всех этих ягодах много витаминов.Черника улучшает зрение, клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику используют при заболеваниях желудка, почек, печени. (просмотр презентации).Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев. Как называется их жилище? Дети: Чум.Воспитатель : А какую форму имеет чум? Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя.Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы. В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.(просмотр презентации)Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хо мани. Давайте поздороваемся. Ребята Хо мани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с детьми:Игра «Каюр и собака» . На противоположных концах зала кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.Подвижная игра «Ловля оленей». Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув рукиПоймать оленя в круг Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце. Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейро должен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры.Игра «Важенка и оленята» На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею – оленята Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины – играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. (показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры Воспитатель: Ребята Хо мани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и оленята». Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера. Скажите, чем занимаются коренные жители Севера? Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством. Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом. Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ)Попробуйте эти названия угадать. 1.Черная птица меня не боится, Моргнет удивленно и каркнет … (ворона) 2.Наступил мой каблучок На березовый … (сучок) 3.Всех зверей она хитрей, Шуба рыжая на ней, Пышный хвост её краса Это хитрая …(лиса) Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки. Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят? Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей. Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ. Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают.Хо мани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой. Ребята давайте попрощаемся с Хо мани.Скажем ей спасибо, сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку). Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.

Сценарий спортивного развлечения для старших дошкольников и младших школьников

Цель:

  • формирование у дошкольников понятия о ценностях здорового образа жизни;
  • повышение у детей интереса к физическим упражнениям и играм и вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом;
  • укрепление психофизического здоровья детей;
  • приобщение дошкольников к культуре народов Севера.

Оборудование: картонные кольца диаметром 30 см – 15 штук, игрушечные вожжи – 8, большие кубы – 2, кольца от кольцеброса – 2, мячи среднего диаметра – 2, маленькие мячи – 16, удочки – 6, рыбаки из цветной бумаги – 20, ведерки – 2, мягкие модули – 8, плоские кольца – 8, тоннель – 2, лыжи – 8 пар.

Зал тематически оформлен. Ведущая – в национальном северном костюме – входит в зал, где собрались дети.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльха. Я прибыла из дальнего стойбища для того, чтобы пригласить вас на праздник оленеводов, который будет проходить на Большой Тундровой кочке. Но путь к месту праздника неблизкий, и, чтобы добраться до места назначения, нужно преодолеть немало препятствий. Вы готовы их преодолеть?.. Тогда отправляемся в путь!

Дети строятся в колонну по одному и идут на праздник, демонстрируя различные виды ходьбы и бега с выполнением заданий: обычная ходьба, ходьба на носках («радуемся солнцу»), на внешней стороне стопы (как медвежата в лесу), имитационная ходьба лыжника («намело много снегу, без лыж не пройти»), обычный бег, бег змейкой («дальше на лыжах не пройти, а времени до начала праздника остается мало, придется бежать»).

Ведущая: Можно немного отдохнуть. Неподалеку пасется стадо оленей, мы можем их поймать и дальше отправиться уже на оленьих упряжках.

Подвижная игра «Олени и пастухи»

Описание игры. Все игроки – олени. На головах у них шапочки с оленьими рожками (выполнены из картона), или дети держат над головой скрещенные руки, имитирующие рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (длинная веревка с петлей, которую можно заменить картонными кольцами). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ведущая: Молодцы, пастухи! Много оленей поймали! Для всех хватит. А теперь давайте разделимся на команды и посоревнуемся, кто первый прибудет на праздник. А ваше состязание будет оценивать жюри в составе… (Представляет членов жюри.)

Эстафета 1: «На оленьих упряжках». Дети встают парами (один ребенок – олень, другой – оленевод). Оленеводы запрягают оленей в игрушечные вожжи. Дети-олени бегут, держа скрещенные руки над головой (рожки), оленеводы держатся за вожжи. По очереди пары бегут до ориентира, обегают его, возвращаются назад, передают эстафету (расстояние до ориентира – 5–7 метров).

После каждой эстафеты жюри подводит итоги.

Ведущая: Ну вот, ребята, мы и добрались до Большой Тундровой кочки. Отдохните немного и посмотрите танец коренных народов Севера.

Дети исполняют танец народов Севера. В зал входит ребенок в национальном костюме.

Панхи: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Панхи. Я – из племени метких охотников и искусных рыболовов. Я приглашаю вас принять участие в наших национальных соревнованиях.

Эстафета 2: «Охота на песцов». На большие кубы, стоящие напротив команд на расстоянии 3–6 метров, в кольцо от кольцеброса кладется по мячу. Дети берут в руки по два маленьких мяча и по очереди бросают их, стараясь сбить большой мяч. Побеждает самая меткая команда.

Панхи: А рыбу ловить вы умеете? Давайте попробуем!

Эстафета 3: «Рыбаки». У первых двух участников каждой команды в руках по удочке с магнитом (от игры «Рыболов») . По сигналу дети бегут к озеру (обручу) , ловят рыбу (она может быть изготовлена способом оригами из цветной бумаги с прикрепленной к плавнику или носу рыбы металлической скрепкой), кладут ее в ведро, возвращаются к команде и передают удочки, как эстафетную палочку, следующим участникам. На это состязание отводятся 1–3 минуты. Выигрывает команда, наловившая больше рыбы за отведенное время. (При наличии достаточного количества атрибутов стартовать могут одновременно два участника команды.)

Ведущая: Молодцы, ребята, легко справляетесь с любым заданием! Вы, наверное, устали? Отдохните немного и отгадайте ненецкие загадки:

– Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень.)

– Белой стайкой мошкара вьется, вьется до утра. Не пищит и не кусает, просто так вокруг летает. (Снежинки.)

– Ночная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от нее светлее становится. (Северное сияние.)

– Бегут два брата на перегонки, а обогнать друг друга не могут. (Лыжи.)

– Не буквы, а написаны в строчку; без языка, а охотнику все расскажут. (Следы.)

– Она, как снег, от солнца прячется, а мышка – от нее. (Сова.)

Дует над тундрой ветер, идет снег, растут сугробы. Но уже чувствуется дыхание весны. Жители Севера радуются теплу, ставят свои нарты (национальное название саней) в ряд и прыгают через сани, подзадоривая друг друга.

Эстафета 4: «Прыжки через нарты». Прыжки через препятствия (модули или кубы, оформленные под нарты ). Дети, перепрыгнув через 3–5 препятствий, обежав ориентир, бегом возвращаются назад.

Ведущая: Праздник удался на славу, но пора вам возвращаться домой. Ведь вас ожидает нелегкий путь.

Заключительная комбинированная эстафета: «Возвращение домой». Первые участники команд прыжками с кочки на кочку (из обруча в обруч) преодолевают болото, пробираются сквозь снежные заносы (пролезают на четвереньках через тоннель), обегают ориентир и на одной лыже бегут назад, передают ее, как эстафетную палочку, следующим участникам. Они сначала бегут на одной лыже, затем пробираются сквозь снежные заносы, преодолевают болото и передают эстафету. Аналогично первым двум игрокам задания выполняют остальные участники. Жюри подводит итоги соревнований, объявляет результаты и награждает участников.

Судакова Лилия ВладимировнаДолжность: воспитательУчебное заведение: МАДОУ детский сад "Машенька"Населённый пункт: г.Ноябрьск,Тюменская обл., ЯНАОНаименование материала: Подборка игрТема: "Подвижные игры народов крайнего севера"Дата публикации: 20.01.2016Раздел: дошкольное образование

Практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре Подвижные игры

народов Крайнего Севера

Содержание ИГРЫ С МЕТАНИЕМ: « ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД » « ОХОТА НА ВОЛКА » (ТИР) « ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ » ИГРЫ С БЕГОМ: « ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ » « ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ » « СОКОЛ И ЛИСА » « РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА » « ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!» « СМЕЛЫЕ РЕБЯТА » « ЯСТРЕБ И УТКИ » « ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ » « ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ » ОЛЕНИ И ПАСТУХИ « БЕГ В СНЕГОСТУПАХ » « ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА » « НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ » ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ: « ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА » « БОРЬБА НА ПАЛКЕ » « НАНАЙСКАЯ БОРЬБА » ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ: « БЕЛЫЙ ШАМАН » (РИТМ) « РЫБАКИ » ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ: « ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ » « ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ » « ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК » ИГРЫ С БРОСКАМИ: « УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!» « ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ » « СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ » ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ: « ОХОТА НА КИТОВ » « ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ » « ОХОТНИКИ И ВОЛКИ » ИГРЫ С МЕТАНИЕМ

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД» Цель : развивать ловкость, упражнять в метании. В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой рукой. Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР) Цель: охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо. Правила

игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния. «ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ» Цель: учит детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян - охотников. На одной стороне площадки очерчивается круг для охотника, на другой стороне – кружочками – места для зайцев (в каждом кружке по два зайца). Охотник обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков- кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе. Правила

игры: После 3-х повторений игры проводится подсчёт подстреленных зайцев, затем выбирается новый охотник. ИГРЫ С БЕГОМ

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ» (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ» (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно. Переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару. Правила

игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил. ВАРИАНТ . Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.

«СОКОЛ И ЛИСА» (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Выбираются сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое- нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел. «ЯСТРЕБ И УТКИ» эвенкийская и якутская игра (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие. Правила

игры: До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух – трех раз проводится подсчет пойманных уток. «ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!» (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: - Здравствуй! Ребенок-охотник отвечает: - Здравствуй! Гость говорит: - Догони! И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к друг в гости. Правила

игры: Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по–разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.д.

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА» (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д. (Дети отвечают.) - Вы смелые ребята? - Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я! - Бегите! Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей. Правила игры: Бежать следует только после слова «бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ» (старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: - Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают звенят: «Дзинь, дзинь…» Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила

игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ» (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: упражнять в метании, развивать ловкость. На площадке ставится муляж оленя. На расстоянии 1,5-2 м. чертится линия. Оленеводы располагаются по кругу. По команде накидывается на оленя верёвочная петля. Можно накидывать петлю по одному, по два, по три человека. Кто набросил петлю, тот поймал оленя. Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

«ОЛЕНИ И ПАСТУХИ» (старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Правила

игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ» (старшая группа)

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании. Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Правила

игры: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его. «КАЮР И СОБАКИ» (старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия. «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» (средняя, старшая, подготовительная группы) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА» (старшая группа) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: - бродит в тундре важенка, С нею – оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно… Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставленья мамины. Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ» (подготовительная к школе группа) Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: – Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности. Правила игры: Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала. ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» (средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : воспитывать ловкость, смелость, силу. Вся группа делится на два звена. Чертится линия, по середине каната завязывается узел, который на пол на черту. По команде воспитателя «Тяни!» обе команды начинают тянуть канат в свою сторону. Кто перетянет, тот и выиграл. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры. Как на празднике оленеводов. Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной. «БОРЬБА НА ПАЛКЕ» традиционная игра ненецких рыбаков (средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : развивать выдержку, силу, ловкость. На площадке чертится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу и, держась за палку двумя руками, упираясь ступнями ног о ступни ног другого. По команде начинают тянуть палку. Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила

игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног. «НАНАЙСКАЯ БОРЬБА» (старшая, подготовительная группы)

Цель : воспитывать ловкость, честность, чувство товарищества, смелость. Играют парами на мате или на ковре. Берут друг друга за плечи и борются произвольно, стараясь положить, друг друга на мат или на ковёр на спину. Выигрывает тот, кто уложил противника на лопатки. Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки. Правила игры: Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

«БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ) (подготовительная к школе группа) Цель: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила

игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. «РЫБАКИ» (средняя группа) Цель: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, внимают рыбу, чинят сети, гребут веслами. Правила

игры: Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры. ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

«ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ» (старшая группа) Цель: проводится с целью научить детей прыгать на носочках на двух ногах, вперед. Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадке в домиках (начертите круги на некотором расстоянии друг от друга) сидят зайцы. На противоположной стороне за сопкой – волк. На слова воспитателя: «Зайцы скачут скок, скок, скок на зеленый на лужок, травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли волк?» Зайцы выбегают из домиков и разбегаются по площадке. Они прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку, оглядываются, не идет ли волк? Когда педагог произносит последнее слово, волк выходит из-за сопки убежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Пойманных зайцев уводит к себе за сопку. Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения и игра продолжается. Правила игры: После того, как пойманы 2-3 зайца, выбирается новый волк. «ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ» ненецкая игра (старшая, подготовительная группы) Цель : развитие ловкости, упражнение в прыжках на двух ногах. В ряд ставятся санки (5-6 штук) параллельно друг другу на расстоянии 40-50 см. Играющие в порядке очерёдности прыгают через них. Правила игры: Выигрывает тот, кто ни разу не заденет санки. «ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК» (подготовительная к школе группа)

Цель: упражнять в энергичных прыжках с ноги на ногу. Чертится линия. Играющие прыгают в порядке очерёдности. Делают три прыжка с ноги на ногу, начиная от черты. Побеждает тот, кто дальше прыгнет. На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Правила

игры: Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом. ВАРИАНТЫ . Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

ИГРЫ С БРОСКАМИ

«УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!» (старшая, подготовительная группы) Цель: развивать ловкость, упражнять в метании. На игровой площадке находится две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч. Правила

игры: Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ» (старшая, подготовительная группы) Цель: развивать ловкость, упражнять в метании. Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха – они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он посчитывает отбитых оленей. Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель. «СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ» (старшая, подготовительная группы) Цель: развивать ловкость, упражнять в метании. Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее. Правила

игры: Палочка должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит ее. Если палка летит в сторону, то играющий выбирает из игры.

ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ

«ОХОТА НА КИТОВ» (старшая, подготовительная группы) Цель: помогает детям показать как сложна работа охотников китобоев, знакомит с орудиями их труда, внимание детей на красоту природы, закрепляет название труда и животных. Вначале проходит показ видео фильма, где дети наблюдают весь рабочий процесс разделки кита. Затем воспитатель читает сказку веселое лежбище. Дети делятся на две команды: раздельщиков и охотников. Веревки это гарпун, а большие надувные рыбы – киты. Правила

игры: Охотники стреляют, убивают кита, привозят его на берег, и команда раздельщиков приступает к работе.

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ» (старшая, подготовительная группы) Цель: развивает ловкость, силу, воспитывает чувство товарищества. Площадка делится пополам. На одной стороне охотники в руках у них мячи, на другой волки. Волки могут свободно передвигаться по площадке, охотники же стоят на месте возле проведенной черты. По сигналу воспитателя, охотники начинают целиться в волков, стараясь попасть в них, волки бегают по площадке, стараясь увернуться от мяча. Разучивая эту игру воспитатель обращает внимание на то чтобы охотники целились только в ноги детям, изображающих волков. Правила

игры: После двух – трех раз проводится подсчет пойманных волков. Затем команды меняются местами. «ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ» (старшая, подготовительная группы) Цель: развивает глазомер, ловкость, изобретательность. Знакомит с повадками оленей, их особенностями. 2 – 3 команды детей по 3 – 4 человека в команде становятся у черты в колонну по одному. На расстоянии 1-1,5м. в один ряд ставятся рога оленя по числу детей в команде. Правила игры: Каждый ребенок в руке держит биту и старается сбить ей рога.

Пять строк

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов.Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но мы, педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагаем стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

С и н к в е й н

«Ну и при чем здесь стихи?» – спросите вы. А это действительно стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании, как вы уже, наверное, заметили, существуют определенные правила.1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.УЧИТЕЛЬ2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.МАСТЕРКак видите, писать синквейны не так уж и сложно. Попробуйте придумать свои синквейны на темы: ученик, учитель. Отметим, что не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста:

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как малыши-первоклассники, так и выпускники-одиннадцатиклассники. Причем школьники пишут синквейны не только на уроках литературы или истории. Например, выпускники на уроке физики после изучения темы «Электромагнитная индукция» написали проверочную работу в форме синквейнов.Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Например, после изучения темы «Почвы» в курсе географии один из школьников написал такой синквейн:

ПочваГлинистая или песчанаяЧернеет, краснеет, вымываетсяВ ней главное – перегнойКормилица

Кроме того, синквейн, написанный учеником, позволяет учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Так, на одном из уроков истории дети написали синквейны, среди которых был и такой:

РеволюцияБеспощадная, кроваваяКрушит, уничтожает всехНе дай нам БогСмерть

Учительница сразу отметила, что в настроении ребят присутствует некоторая агрессия. Это позволило ей скорректировать дальнейший ход урока.Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.Такие стихотворения можно писать и дома, устраивая конкурсы в семье. Проверяя домашнее задание, родители могут выбрать самые интересные термины и одновременно со своим ребенком написать синквейны на эти темы.Для начала лучше потренироваться на более простых темах, например еда, брат, выходной. А потом переходите к более важным для обучения терминам.

Хайку Существует много разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Хайку (или хокку) – это японская стихотворная форма в три строки.В классическом хайку в первой и третьей строках – по пять слогов. Во второй – семь слогов. Хайку обычно выражает первое впечатление писателя от окружающего мира или какого-то события.

Нежный, заботливый,Мягкий ветерок играет среди берез,Дружески дующий ветер.Школьникам можно предложить написать хайкупо такой схеме:Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или«Я видел» кого-то или что-тоЯ БЫЛ ЛИСТОМСтрочка 2: Место и действие (где и что делал)РАСТУЩИМ В ЛЕСУ, ДАВАЯ ПИЩУСтрочка 3: Определение (как?)НЕ ЖЕЛАЯ ТОГО

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.Попробуйте написать хайку на темы: осенний лес, холодный камень, жареный цыпленок. Важно не только написать стихотворение, но и обнародовать его. Прочитайте стихотворения своим родственникам, друзьям.

Диаманты Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский.Стихи можно не только писать, но и рисовать. При этом нет необходимости заменять слова на символы. Американские педагоги в книге «Инвайронментальное образование в школах» предлагают интересный художественный ход, который с успехом может быть использован особенно для работы с младшими школьниками.Пусть ребята представят стайку рыб в море. Попросите их назвать все прилагательные, которые характеризуют эту стайку рыб. Они могут сказать такие слова, как: серебристый, играющий, юркий, гладкий, стремительный, плывущий. Записывайте их на доске.А теперь попросите представить этот косяк рыб, нарисовать мысленно картинку его движения в море. Каждый может высказать свои представления. Они могут быть такими: Солнечным днем у поверхности воды быстро движется стайка серебристых рыбок.После этого объясните своим ученикам, что слова можно написать так, чтобы они по форме напоминали стайку рыб в море. Напишите их вместе с ребятами.

Можно дать ученикам похожее задание и на более сложную тему, например химическая реакция.Использование стихотворных форм на стадии рефлексии (синквейн, хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления и становления навыка выражения чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала более творческим. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи. В этих стихах одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания.Я уверен, что писать синквейны, хайку, диаманты может каждый. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.

Добавить комментарий