Веранда
183 0

Середина основы медицинской психологии. А

Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

Серия «Учебники, учебные пособия»

Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко Основы медицинской психологии:

общая, клиническая, патопсихология

Под ред. В. П. Ступницкого

ББК 84.4 я73

С 32Под редакцией проф. каф. психологии РЭА им. Плеханова, академика РАЕН, действительного члена Академии гуманитарных наук, члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования, профессора Академии военных наук В. П. Ступницкого. Рецензенты:

Директор Республиканского научно-практического центра психотерапии и медицинской психологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор психологических наук, академик В. И. Лебедев. Доцент кафедры психофизиологии и медицинской психологии РГУ Дикая Л. А. Середина Н. В., Шкуренко Д. А.

С32 Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники,

Учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней. Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.ISBN 5-222-03478-Х ББК 84.4 я73© Середина Н. В., Шкуренко Д. А., 2003

© Оформление: изд-во «Феникс», 2003

Предисловие

Учебное пособие «Основы медицинской психологии» составлено с учетом государственных образовательных стандартов таких дисциплин как «медицинская психология» и «клиническая психология». Оно не ставит перед собой задачу исчерпывающего изложения каждого их раздела.

Фактическое содержание информации в пособии выходит за рамки учебной программы, что делает его универсальным и дает возможность использовать его более широко.

В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Это позволит четко представить о систему взаимосвязи психологических дисциплин. Показано историческое развитие психологических знаний и становление медицинской психологии, рассмотрены предмет, задачи и методы медицинской психологии, познавательные процессы в норме, их нарушения, патологии. Кроме того, освещены индивидуально-психологические особенности личности в норме и патологии, вопросы психологии общения медицинского работника и больного. Определенная часть пособия охватывает такие важные проблемы, как психология соматического больного, психогигиена и психопрофилактика, некоторые аспекты психологии отдельных врачебных дисциплин.

Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней.

При подготовке психологов, медицинских работников необходимо подчеркивать, какое значение имеет психика больного человека. Любые психические переживания сопровождаются соматическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного человека, изменяя его миросозерцание, его самосознание.

Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.Авторы выражают благодарность А. М. Быкову за техническую помощь при подготовке учебного пособия.

Раздел I. Введение в общую и медицинскую психологию

1. Возникновение, развитие и становление психологии

1.1. Историческое развитие психологической мысли

Многие авторы полагают, что психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля и др. Материалистическому учению Демокрита (460-370 до н. э.) противостояло идеалистическое учение Платона (427-347 до н. э.). Демокрит считал, что существует только материя, состоящая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключительной подвижностью.

Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно существуют только идеи. Вещи же, тела – это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа – вечно существующая идея, временно воплощенная в тело человека и животных.

По Аристотелю (384-322 до н. э.), наши ощущения – это копии реальных вещей, С другой стороны, он признавал существование души как не зависимой от материи субстанции.

В средние века психологическое понятие души приобрело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и не зависимая от материи сущность.

На позиции платоновской, или, лучше сказать, неоплатоновской и аристотелевской, психологии стояли восточные и западные мыслители: из первых – Немезий (в начале V в.), Эней Газа (487), Филопон (около середины VI в.), из вторых – Клавдий Мамертинец (около середины V в.) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они принимали бессмертие души. Все они были богословами.

Наряду с этими более или менее учеными рассуждениями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Аскеты и подвижники, глубоко погрузившиеся в себя, тщательно изучали тайные изгибы сердца и желаний. Исаак и Ефрем Сирин, Авва Дорофей, Марк-подвижник, Варсонофий, Иоанн, ученик его, Иоанн Лествичник и др. христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за «корнями и гнездами» греховных наклонностей, помыслов и искали способы борьбы с ними. Аскетическая литература представляет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения.

Августин Блаженный, как преданный сын Церкви воспринял большую часть ее догматов и считал первоисточником психологического знания Божественное Откровение. Он первым живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт с помощью методологических принципов, которые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Психологии не существует без самосознания. Эмоции – гнев, надежда, радость, страх – могут наблюдаться только субъективно. Если человек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев. Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.

Августин, пессимистично настроенный относительно природы человека, видел путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника целительного милосердия.

Его труд «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа, основанного на воспоминаниях раннего детства. Наблюдая за детьми, он даже пытается реконструировать то, что подверглось инфантильной амнезии.

Мир культуры, по Августину Блаженному, создал три «органа» постижения человека и его души:

1) религия (строится на мифе);

2) искусство (строится на художественном образе);

3) наука (строится на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте).

Психология Августина Блаженного опирается на чувства, конфликты и муки человека величайшей искренности и недюжинной силы. Августина можно справедливо считать предтечей психоанализа.

Около двух веков психология пережживает нечто вроде застоя. В XII в. среди мистиков возобновились психологические наблюдения и исследования.

Мистик, глава сервикторской школы, Гуго (ок. 1096-1141) стремился разработать мистическую психологию. Конечная цель – созерцание Бога – достигается через постепенное поднятие разумной стороны человека до высочайшего существа. Душа имеет три глаза для наблюдения. Один есть воображение, простое представление вещей, вне нас находящихся. Второй есть разум, деятельность которого состоит в размышлении о сущности и

Отношениях вещей. Третий глаз есть рассудок, интеллект. Ему свойственно созерцание, непосредственно имеющее дело с идеальным объектом. Такая душа и составляет исключительную сущность человека. Как разум он есть лицо; тело есть нечто постороннее для него, и когда в момент смерти последнее разрушается, лицо продолжает существовать. В таком направлении рассматривал душу и ученик Гуго, Ричард (ум. в 1173 г.).

По Ричарду, центр души заключается в созерцательной деятельности, в интеллекте; чувства и желания им совершенно игнорировались как случайные и не принадлежащие душе. В таком же виде рассматривали душевную деятельность и позднейшие немецкие мистики, особенно в XIII в.

Среди них можно выделить взгляды Иоганна Экгарта (ок. 1260-1327). По Экхарту, душа имеет три рода духовных сил: внешние чувства, низшие и высшие силы. К низшим силам он относил эмпирический рассудок, сердце, желание, к высшим – память, разум и волю.

Значительная роль в развитии психологии Средневековья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274), который следует принципам Аристотеля. Души не существует от века, но она творится Богом в тот момент, когда тело уже готово принять ее.

В учении об «уме» Аквинский также следует Аристотелю. Существует ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, у нее есть свобода выбора. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели. Мир – система, состоящая из нескольких иерархических ступеней.

Самая низкая ступень – неживая природа, над ней – мир растений и животных, высшая ступень – мир людей, который является переходным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.

К четырем традиционно греческим добродетелям – мудрости, отваге, умеренности и справедливости – Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь. Смысл жизни сводился к достижению счастья, понимаемого как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения.

В эпоху Возрождения происходит дальнейшая эволюция психологической мысли. Характерная черта эпохи – возникновение движения гуманизма, пришедшего на смену религиозным взглядам, по которым сущностью человека является бестелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в признании человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами.

В творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519) воплотились основные идеи гуманизма, в них чувственное созерцание и практическое действие сливаются воедино. Например, слово «живопись» означало для Леонардо не только работу и творение художника, но и все созерцаемое человеком благодаря союзу кисти и руки. С древних времен на лидирующую роль претендовала философия. Леонардо передает эту роль «божественной науке живописи». Живопись должна быть не простым копированием того, что видится, а исследованием мира с воссозданием его картины.

Посредником между сознанием и реальностью выступают не слова, как это было в эпоху Античности и Средние века, а творения живописи, построенные на основе подражания природе, способные воспроизвести все неисчерпаемое богатство действительности. Они служат и орудием познания самого человека, не только внешнего, чувственно воспринимаемого, но и его внутренней сущности. Пытаясь проникнуть в механизмы человеческого поведения, Леонардо изучает структуру четырех «всеобщих человеческих состояний» – радости, плача, распри и физического усилия.

Уделяется особое внимание и феноменам зрительного восприятия человека. Разработки Леонардо да Винчи в этой области имели определенное значение для развития психофизиологии, он оказался у истоков рефлекторной концепции. Леонардо стремился к возможно более детальному описанию феноменов зрительного восприятия человека во всей их полноте и подлинности. В его «Трактате о живописи» содержится множество положений, принятых современной психофизиологией. Так, например, он характеризует зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды.

Интересны поиске Леонардо да Винчи в области практической психологии. Он разработал правила тренировки воображения, утверждая, что даже пятна на старых стенах показывают художнику контуры будущего произведения. В силу своей неопределенности эти пятна дают толчок самостоятельной творческой работе души, не привязывая ее к конкретным вещам.

Со времен Аристотеля понятие «фантазия» несло в себе негативный оттенок, считалось «дурным» проявлением. Полагали, что появляющиеся в фантазии образы приобретают ценность лишь благодаря мышлению, источником которого считался «божественный разум». Теперь же высшая ценность признавалась за теми созданиями человека, которые построены им самим на основе подражания природе. Здесь уже речь шла не только о воображении как одной из психических способностей, но о новой концепции субъекта в целом.

Однако предметом психологического изучения человека в эту эпоху остается душа, хотя ее осмысление по сравнению с предыдущими эпохами все же несколько изменяется. Под влиянием гуманизма душа уже мыслится как субстанция не исключительно внутренняя, замкнутая в себе, а направленная во внешний мир и активно с ним взаимодействующая.

Дальнейшее развитие психологических воззрений приходится на так называемое новое время. Это период открытий и изобретений в науке и технике, анатомии и физиологии.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) создал предпосылки новой науки о сознании, заложил основы эмпирического изучения явлений сознания, призывал перейти к простому описанию его процессов, способностей, но отказывался от изучения души как особого предмета. Таким образом, если древние понимали душу очень широко, практически отождествляли ее с жизнью, то Ф. Бэкон впервые отделяет друг от друга «жизненность» и «душевность», хотя и не приводит критериев их отличия.

Фрэнсис Бэкон явился родоначальником сознательного эмпиризма в психологии. Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция, которая ведет к познанию законов.

Науку о человеке Бэкон разделил на философию человека и философию общества. Первая рассматривает человека индивидуума, независимо от общества. Она подразделяется на науку о душе и теле человека и им должна предшествовать наука о природе человека вообще. Исследуя последнюю, наука изучает или индивидуума, т. е. человека как личность, или связь души с телом. Главные способности души суть разум, воображение, память, желания, воля; следует ответить на вопрос, врожденные они или нет. Бэкон лишь поставил научный вопрос, предложил план психического исследования.

Ответ на него был дан уже другими философами, прежде всего Томасом Гоббсом (1588-1679), который пытался обосновать новый взгляд на человека независимо от классических или схоластических предположений.

Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяснял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных органах. Гоббс может быть признан одним из основоположников ассоциативной психологии. Он полагал, что чувственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциативную связь с хронологической последовательностью восприятий. По его мнению, все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходимостью организма искать удовольствий и избегать боли.

Большой вклад в психологию внес Рене Декарт (1596-1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных», или физиологических. Он состоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические – нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов – путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Декарт впервые объясняет физиологические процессы чисто телесными причинами. Он считал тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. По его мнению, все движения мышц и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы тонкие нити или узкие трубочки, идущие от мозга и содержащие некий воздух или очень нежный ветер, называемый животными духами. Но душа действует на тело посредством животных духов; она «раскачивает железу» и заставляет животные духи идти по соответствующим путям. Декарт говорил о постоянном взаимодействии души и тела, решал психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия. Сущность души заключается в мышлении. Мышление состоит из ощущений, представлений, воли. Душа выступает как мыслящая деятельность. Следовательно, сущность души в сознании.

XVIII век отмечен попытками дать точное определение инстинкта животных и разобраться в том, каково значение органов чувств в явлениях психологии.

Этьен Бонна де Кондильяк (1715-80) пытается не только дать определение инстинкта, но и выяснить его внутреннюю психическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, он намечает связь инстинктивных способностей со способностями разумными. Инстинкт, по мнению Кондильяка, – элементарный ум, который превращается в разум, в привычку, лишенную размышления.

Жан Батист Ламарк (1744-1829) признавал зависимость психики от нервной системы и классифицировал степень сложности психических актов: раздражимость, чувствительность, сознательность. Первым, по его мнению, обладают простейшие животные. Вторым – более совершенно организованные животные. Третьим – только позвоночные животные. По мнению ученого, человек отличается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности, лишь степенью сознательности, разумности.

Следует отметить, что начиная с XVII в. в связи с общим социально-экономическим развитием западноевропейских государств наблюдаются заметные сдвиги в развитии психологических взглядов.

С XVII по XIX в. включительно широкое распространение получила эмпирическая психология, - родоначальником которой считается английский философ Джон Локк (1632-1704). Отвлеченным рассуждениям о душе эмпирическая психология противопоставила изучение внутреннего опыта человека, под которым она понимала отдельные психические процессы («явление сознания») – ощущение, восприятие, мышление, чувства и т. п. Это был определенный шаг вперед, тем более, что для детального изучения явлений психики широко применялся экспериментальный метод, заимствованный из естествознания.

Главным методом изучения психики эмпирическая психология признавала метод самонаблюдения, т. е. человек наблюдает собственные переживания, мысли и описывает их.

Вопрос об отношении сознания, психики к мозгу эмпирическая психология решала с позиций психофизического параллелизма. Представители психофизического параллелизма (Вундт и Эббингауз – в Германии, Спенсер и Бэн – в Англии, Бинэ – во Франции, Титчнер – в Америке и др.) считали, что человек воплощает в себе два начала: телесное и духовное. Поэтому физиологические и психические явления у него протекают параллельно и лишь совпадают во времени, но не влияют друг на друга и не

Могут быть причиной друг друга. Согласно этой теории, получается, что если, например, человек видит предмет, называет его (мысленно или вслух), то это явление психического порядка. Соответственно этому работа зрительного и речевого аппаратов – явление физиологического порядка. Вопрос, в чем же причина такого соответствия, не находил научного объяснения. Представители психофизического параллелизма вынуждены были прибегать к признанию какой-то таинственной силы, которая будто бы установила изначально такое совпадение.

Ф. Бэкон и Дж. Локк (1632-1704) обратили внимание на опыт. Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказывается: 1) отсутствие прирожденных идей; 2) источник развития души – опыт и рефлексия; 3) исключительное значение языка в развитии человека.

Джон Локк – родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т. е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе, в том сочетании и соотношении, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей называется Локком ассоциацией. Ассоциации играют огромную роль в жизни человека.

Вследствие работ Локка намечаются три школы эмпирической психологии: в Англии, во Франции и в Германии.

В английской эмпирической психологии появляется течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а единственным механизмом работы сознания. XVIII в. отмечен становлением эмпирической психологии во Франции. Этот процесс проходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении знания.

От Античности до Нового времени попытки понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной, принадлежали только философам.

Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко

Основы медицинской психологии:

общая, клиническая, патопсихология

Под ред. В. П. Ступницкого

ББК 84.4 я73

Под редакцией проф. каф. психологии РЭА им. Плеханова, академика РАЕН, действительного члена Академии гуманитарных наук, члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования, профессора Академии военных наук В. П. Ступницкого.

Рецензенты:

Директор Республиканского научно-практического центра психотерапии и медицинской психологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор психологических наук, академик В. И. Лебедев. Доцент кафедры психофизиологии и медицинской психологии РГУ Дикая Л. А.

Середина Н. В., Шкуренко Д. А.

С32 Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники,

учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.

В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней. Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

ISBN 5-222-03478-Х ББК 84.4 я73

© Середина Н. В., Шкуренко Д. А., 2003

© Оформление: изд-во «Феникс», 2003

Предисловие

Учебное пособие «Основы медицинской психологии» составлено с учетом государственных образовательных стандартов таких дисциплин как «медицинская психология» и «клиническая психология». Оно не ставит перед собой задачу исчерпывающего изложения каждого их раздела.

Фактическое содержание информации в пособии выходит за рамки учебной программы, что делает его универсальным и дает возможность использовать его более широко.

В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Это позволит четко представить о систему взаимосвязи психологических дисциплин. Показано историческое развитие психологических знаний и становление медицинской психологии, рассмотрены предмет, задачи и методы медицинской психологии, познавательные процессы в норме, их нарушения, патологии. Кроме того, освещены индивидуально-психологические особенности личности в норме и патологии, вопросы психологии общения медицинского работника и больного. Определенная часть пособия охватывает такие важные проблемы, как психология соматического больного, психогигиена и психопрофилактика, некоторые аспекты психологии отдельных врачебных дисциплин.

Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней.

При подготовке психологов, медицинских работников необходимо подчеркивать, какое значение имеет психика больного человека. Любые психические переживания сопровождаются соматическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного человека, изменяя его миросозерцание, его самосознание.

Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

Серия «Учебники, учебные пособия»

Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко

Основы медицинской психологии:общая, клиническая, патопсихология

Под ред. В. П. Ступницкого

ББК 84.4 я73С 32

Под редакцией проф. каф. психологии РЭА им. Плеханова, академика РАЕН, действительного члена Академии гуманитарных наук, члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования, профессора Академии военных наук В. П. Ступницкого.

Рецензенты:Директор Республиканского научно-практического центра психотерапии и медицинской психологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор психологических наук, академик В. И. Лебедев. Доцент кафедры психофизиологии и медицинской психологии РГУ Дикая Л. А.

Середина Н. В., Шкуренко Д. А.С32 Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники,учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.

В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней. Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

ISBN 5-222-03478-Х ББК 84.4 я73

© Середина Н. В., Шкуренко Д. А., 2003© Оформление: изд-во «Феникс», 2003

Предисловие

Учебное пособие «Основы медицинской психологии» составлено с учетом государственных образовательных стандартов таких дисциплин как «медицинская психология» и «клиническая психология». Оно не ставит перед собой задачу исчерпывающего изложения каждого их раздела.Фактическое содержание информации в пособии выходит за рамки учебной программы, что делает его универсальным и дает возможность использовать его более широко.В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Это позволит четко представить о систему взаимосвязи психологических дисциплин. Показано историческое развитие психологических знаний и становление медицинской психологии, рассмотрены предмет, задачи и методы медицинской психологии, познавательные процессы в норме, их нарушения, патологии. Кроме того, освещены индивидуально-психологические особенности личности в норме и патологии, вопросы психологии общения медицинского работника и больного. Определенная часть пособия охватывает такие важные проблемы, как психология соматического больного, психогигиена и психопрофилактика, некоторые аспекты психологии отдельных врачебных дисциплин.Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней.При подготовке психологов, медицинских работников необходимо подчеркивать, какое значение имеет психика больного человека. Любые психические переживания сопровождаются соматическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного человека, изменяя его миросозерцание, его самосознание.Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

Раздел I. Введение в общую и медицинскую психологию

1. Возникновение, развитие и становление психологии

1.1. Историческое развитие психологической мысли

Многие авторы полагают, что психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля и др. Материалистическому учению Демокрита (460-370 до н. э.) противостояло идеалистическое учение Платона (427-347 до н. э.). Демокрит считал, что существует только материя, состоящая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключительной подвижностью.Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно существуют только идеи. Вещи же, тела – это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа – вечно существующая идея, временно воплощенная в тело человека и животных.По Аристотелю (384-322 до н. э.), наши ощущения – это копии реальных вещей, С другой стороны, он признавал существование души как не зависимой от материи субстанции.В средние века психологическое понятие души приобрело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и не зависимая от материи сущность.На позиции платоновской, или, лучше сказать, неоплатоновской и аристотелевской, психологии стояли восточные и западные мыслители: из первых – Немезий (в начале V в.), Эней Газа (487), Филопон (около середины VI в.), из вторых – Клавдий Мамертинец (около середины V в.) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они принимали бессмертие души. Все они были богословами.Наряду с этими более или менее учеными рассуждениями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Аскеты и подвижники, глубоко погрузившиеся в себя, тщательно изучали тайные изгибы сердца и желаний. Исаак и Ефрем Сирин, Авва Дорофей, Марк-подвижник, Варсонофий, Иоанн, ученик его, Иоанн Лествичник и др. христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за «корнями и гнездами» греховных наклонностей, помыслов и искали способы борьбы с ними. Аскетическая литература представляет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения.Из всех средневековых авторов самые замечательные открытия в области психологии сделал Августин Блаженный (354-430). Именно он заметил, что самонаблюдение является важным источником психологических знаний.Августин Блаженный, как преданный сын Церкви воспринял большую часть ее догматов и считал первоисточником психологического знания Божественное Откровение. Он первым живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт с помощью методологических принципов, которые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Психологии не существует без самосознания. Эмоции – гнев, надежда, радость, страх – могут наблюдаться только субъективно. Если человек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев. Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.Августин, пессимистично настроенный относительно природы человека, видел путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника целительного милосердия.Его труд «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа, основанного на воспоминаниях раннего детства. Наблюдая за детьми, он даже пытается реконструировать то, что подверглось инфантильной амнезии.Мир культуры, по Августину Блаженному, создал три «органа» постижения человека и его души:1) религия (строится на мифе);2) искусство (строится на художественном образе);3) наука (строится на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте).Психология Августина Блаженного опирается на чувства, конфликты и муки человека величайшей искренности и недюжинной силы. Августина можно справедливо считать предтечей психоанализа.Около двух веков психология пережживает нечто вроде застоя. В XII в. среди мистиков возобновились психологические наблюдения и исследования.Мистик, глава сервикторской школы, Гуго (ок. 1096-1141) стремился разработать мистическую психологию. Конечная цель – созерцание Бога – достигается через постепенное поднятие разумной стороны человека до высочайшего существа. Душа имеет три глаза для наблюдения. Один есть воображение, простое представление вещей, вне нас находящихся. Второй есть разум, деятельность которого состоит в размышлении о сущности иотношениях вещей. Третий глаз есть рассудок, интеллект. Ему свойственно созерцание, непосредственно имеющее дело с идеальным объектом. Такая душа и составляет исключительную сущность человека. Как разум он есть лицо; тело есть нечто постороннее для него, и когда в момент смерти последнее разрушается, лицо продолжает существовать. В таком направлении рассматривал душу и ученик Гуго, Ричард (ум. в 1173 г.).По Ричарду, центр души заключается в созерцательной деятельности, в интеллекте; чувства и желания им совершенно игнорировались как случайные и не принадлежащие душе. В таком же виде рассматривали душевную деятельность и позднейшие немецкие мистики, особенно в XIII в.Среди них можно выделить взгляды Иоганна Экгарта (ок. 1260-1327). По Экхарту, душа имеет три рода духовных сил: внешние чувства, низшие и высшие силы. К низшим силам он относил эмпирический рассудок, сердце, желание, к высшим – память, разум и волю.Значительная роль в развитии психологии Средневековья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274), который следует принципам Аристотеля. Души не существует от века, но она творится Богом в тот момент, когда тело уже готово принять ее.В учении об «уме» Аквинский также следует Аристотелю. Существует ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, у нее есть свобода выбора. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели. Мир – система, состоящая из нескольких иерархических ступеней.Самая низкая ступень – неживая природа, над ней – мир растений и животных, высшая ступень – мир людей, который является переходным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.К четырем традиционно греческим добродетелям – мудрости, отваге, умеренности и справедливости – Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь. Смысл жизни сводился к достижению счастья, понимаемого как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения.В эпоху Возрождения происходит дальнейшая эволюция психологической мысли. Характерная черта эпохи – возникновение движения гуманизма, пришедшего на смену религиозным взглядам, по которым сущностью человека является бестелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в признании человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами.В творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519) воплотились основные идеи гуманизма, в них чувственное созерцание и практическое действие сливаются воедино. Например, слово «живопись» означало для Леонардо не только работу и творение художника, но и все созерцаемое человеком благодаря союзу кисти и руки. С древних времен на лидирующую роль претендовала философия. Леонардо передает эту роль «божественной науке живописи». Живопись должна быть не простым копированием того, что видится, а исследованием мира с воссозданием его картины.Посредником между сознанием и реальностью выступают не слова, как это было в эпоху Античности и Средние века, а творения живописи, построенные на основе подражания природе, способные воспроизвести все неисчерпаемое богатство действительности. Они служат и орудием познания самого человека, не только внешнего, чувственно воспринимаемого, но и его внутренней сущности. Пытаясь проникнуть в механизмы человеческого поведения, Леонардо изучает структуру четырех «всеобщих человеческих состояний» – радости, плача, распри и физического усилия.Уделяется особое внимание и феноменам зрительного восприятия человека. Разработки Леонардо да Винчи в этой области имели определенное значение для развития психофизиологии, он оказался у истоков рефлекторной концепции. Леонардо стремился к возможно более детальному описанию феноменов зрительного восприятия человека во всей их полноте и подлинности. В его «Трактате о живописи» содержится множество положений, принятых современной психофизиологией. Так, например, он характеризует зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды.Интересны поиске Леонардо да Винчи в области практической психологии. Он разработал правила тренировки воображения, утверждая, что даже пятна на старых стенах показывают художнику контуры будущего произведения. В силу своей неопределенности эти пятна дают толчок самостоятельной творческой работе души, не привязывая ее к конкретным вещам.Со времен Аристотеля понятие «фантазия» несло в себе негативный оттенок, считалось «дурным» проявлением. Полагали, что появляющиеся в фантазии образы приобретают ценность лишь благодаря мышлению, источником которого считался «божественный разум». Теперь же высшая ценность признавалась за теми созданиями человека, которые построены им самим на основе подражания природе. Здесь уже речь шла не только о воображении как одной из психических способностей, но о новой концепции субъекта в целом.Однако предметом психологического изучения человека в эту эпоху остается душа, хотя ее осмысление по сравнению с предыдущими эпохами все же несколько изменяется. Под влиянием гуманизма душа уже мыслится как субстанция не исключительно внутренняя, замкнутая в себе, а направленная во внешний мир и активно с ним взаимодействующая.Дальнейшее развитие психологических воззрений приходится на так называемое новое время. Это период открытий и изобретений в науке и технике, анатомии и физиологии.Фрэнсис Бэкон (1561-1626) создал предпосылки новой науки о сознании, заложил основы эмпирического изучения явлений сознания, призывал перейти к простому описанию его процессов, способностей, но отказывался от изучения души как особого предмета. Таким образом, если древние понимали душу очень широко, практически отождествляли ее с жизнью, то Ф. Бэкон впервые отделяет друг от друга «жизненность» и «душевность», хотя и не приводит критериев их отличия.Фрэнсис Бэкон явился родоначальником сознательного эмпиризма в психологии. Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция, которая ведет к познанию законов.Науку о человеке Бэкон разделил на философию человека и философию общества. Первая рассматривает человека индивидуума, независимо от общества. Она подразделяется на науку о душе и теле человека и им должна предшествовать наука о природе человека вообще. Исследуя последнюю, наука изучает или индивидуума, т. е. человека как личность, или связь души с телом. Главные способности души суть разум, воображение, память, желания, воля; следует ответить на вопрос, врожденные они или нет. Бэкон лишь поставил научный вопрос, предложил план психического исследования.Ответ на него был дан уже другими философами, прежде всего Томасом Гоббсом (1588-1679), который пытался обосновать новый взгляд на человека независимо от классических или схоластических предположений.Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяснял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных органах. Гоббс может быть признан одним из основоположников ассоциативной психологии. Он полагал, что чувственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциативную связь с хронологической последовательностью восприятий. По его мнению, все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходимостью организма искать удовольствий и избегать боли.Большой вклад в психологию внес Рене Декарт (1596-1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных», или физиологических. Он состоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические – нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов – путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Декарт впервые объясняет физиологические процессы чисто телесными причинами. Он считал тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. По его мнению, все движения мышц и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы тонкие нити или узкие трубочки, идущие от мозга и содержащие некий воздух или очень нежный ветер, называемый животными духами. Но душа действует на тело посредством животных духов; она «раскачивает железу» и заставляет животные духи идти по соответствующим путям. Декарт говорил о постоянном взаимодействии души и тела, решал психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия. Сущность души заключается в мышлении. Мышление состоит из ощущений, представлений, воли. Душа выступает как мыслящая деятельность. Следовательно, сущность души в сознании.XVIII век отмечен попытками дать точное определение инстинкта животных и разобраться в том, каково значение органов чувств в явлениях психологии.Этьен Бонна де Кондильяк (1715-80) пытается не только дать определение инстинкта, но и выяснить его внутреннюю психическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, он намечает связь инстинктивных способностей со способностями разумными. Инстинкт, по мнению Кондильяка, – элементарный ум, который превращается в разум, в привычку, лишенную размышления.Жан Батист Ламарк (1744-1829) признавал зависимость психики от нервной системы и классифицировал степень сложности психических актов: раздражимость, чувствительность, сознательность. Первым, по его мнению, обладают простейшие животные. Вторым – более совершенно организованные животные. Третьим – только позвоночные животные. По мнению ученого, человек отличается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности, лишь степенью сознательности, разумности.Следует отметить, что начиная с XVII в. в связи с общим социально-экономическим развитием западноевропейских государств наблюдаются заметные сдвиги в развитии психологических взглядов.С XVII по XIX в. включительно широкое распространение получила эмпирическая психология, - родоначальником которой считается английский философ Джон Локк (1632-1704). Отвлеченным рассуждениям о душе эмпирическая психология противопоставила изучение внутреннего опыта человека, под которым она понимала отдельные психические процессы («явление сознания») – ощущение, восприятие, мышление, чувства и т. п. Это был определенный шаг вперед, тем более, что для детального изучения явлений психики широко применялся экспериментальный метод, заимствованный из естествознания.Главным методом изучения психики эмпирическая психология признавала метод самонаблюдения, т. е. человек наблюдает собственные переживания, мысли и описывает их.Вопрос об отношении сознания, психики к мозгу эмпирическая психология решала с позиций психофизического параллелизма. Представители психофизического параллелизма (Вундт и Эббингауз – в Германии, Спенсер и Бэн – в Англии, Бинэ – во Франции, Титчнер – в Америке и др.) считали, что человек воплощает в себе два начала: телесное и духовное. Поэтому физиологические и психические явления у него протекают параллельно и лишь совпадают во времени, но не влияют друг на друга и немогут быть причиной друг друга. Согласно этой теории, получается, что если, например, человек видит предмет, называет его (мысленно или вслух), то это явление психического порядка. Соответственно этому работа зрительного и речевого аппаратов – явление физиологического порядка. Вопрос, в чем же причина такого соответствия, не находил научного объяснения. Представители психофизического параллелизма вынуждены были прибегать к признанию какой-то таинственной силы, которая будто бы установила изначально такое совпадение.Ф. Бэкон и Дж. Локк (1632-1704) обратили внимание на опыт. Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказывается: 1) отсутствие прирожденных идей; 2) источник развития души – опыт и рефлексия; 3) исключительное значение языка в развитии человека.Джон Локк – родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т. е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе, в том сочетании и соотношении, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей называется Локком ассоциацией. Ассоциации играют огромную роль в жизни человека.Вследствие работ Локка намечаются три школы эмпирической психологии: в Англии, во Франции и в Германии.В английской эмпирической психологии появляется течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а единственным механизмом работы сознания. XVIII в. отмечен становлением эмпирической психологии во Франции. Этот процесс проходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении знания.От Античности до Нового времени попытки понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной, принадлежали только философам.

1.2. Возникновение и развитие психологической науки. Зарубежные школы и концепции

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.Путь развития и утверждения психологии и медицинской психологии как самостоятельной дисциплины был сложным и длительным.В XVII-XVIII вв. от философии начинают отделяться различные естественные науки: химия, физика, социология. Психологии, в отличие от естественных наук, было довольно трудно определиться в качестве отдельной науки и отделиться от философии. В конце XVIII века психология все же отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а сознание и процессы мышления.Огромное влияние на развитие психологии оказало эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Ведущая роль в динамике эволюционного развития психических процессов стала отдаваться окружающей среде.В процессе становления и развития психологии как науки возникало много различных концепций. Примером может быть учение о психоанализе 3. Фрейда (1856-1939). Фрейд отмечал, что его учение не может быть основано ни на физиологии, ни на научной психологии. Свое психологическое учение он назвал метапсихологией, т. е. находящимся за пределами психологии.Научная психология родилась лишь в конце XIX в.В 1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Структуралисты пытались описать простейшие структуры осознаваемого внутреннего опыта. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы. Вундт и его сотрудники считали, что основным материалом для сознания служат ощущения, образы и чувства.Примерно в это же время, в 1881 г., в ПИТА Уильям Джеймс приступил к изучению сознания с других позиций. Он положил начало новому подходу – функциональному.Научное понимание психики было неразрывно связано с развитием материалистической философии, потому что материалистический подход в науке опирается на объективные законы в познании действительности.В XIX в. психология стала самостоятельной наукой, чему в значительной степени способствовало богатство экспериментального материала, и вскоре получила широкое распространение.В XX в. появились различные направления и концепции в области психологии. Развитие социальной и экономической сферы и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые подходы к психологии.Для понимания тенденций развития и становления психологии как науки, необходимо вкратце познакомиться с основными школами и концепциями зарубежной психологии XX в.Ассоциативная психология. Одно из основных направлений мировой психологической мысли. Данное направление объясняет динамику психических процессов принципом ассоциации; в основе лежит условный рефлекс; три типа ассоциаций – по смежности, по сходству и по контрасту.Бихевиоризм. Направление в американской психологии. Отрицает сознание как предмет научного познания и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Дж. Уотсон, исключив сознание из психологии, получил психологию без психики. Предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти; образование человека есть образование условных реакций. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного познания о поведении.Гештальтпсихология. Основные представители – К. Кофка, К. Левин и др. Функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных предметов. Изучение психики происходит с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Феномен «инсайта» (мгновенное схватывание) определяет развитие целостной структуры. Предметом исследования (К. Левин) стали потребности, аффекты (эмоции), воля.Когнитивная психология. Основной представитель – У. Найссер. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти конкретного субъекта. Решающая роль знания в поведении человека. Главной задачей исследования являются проблемы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования составляют: познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Человек – активный преобразователь информации.Гуманистическая психология. Представители – Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу. Признают главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не заранее данное нечто, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.Основные положения: каждый человек уникален; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек – это активное, творческое существо.Психоанализ. Психоаналитики определяют поведение человека прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Основатель психоанализа – Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его исследования были большим шагом вперед в области психологии. Общая цель души – поддерживать и восстанавливать приемлемый уровень равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Фрейд считал, что поведением управляют инстинкты. Сначала он дает описание двух основных инстинктов, двух противоположных сил – сексуальной и агрессивной. В 1914 г. им вводится представление о двух влечениях: «эросе» (либидо), поддерживающем жизнь, и «танатосе», зовущем к смерти. Из смещения и конфликта основных влечений возникают разнообразие и сложность поведения. Один инстинкт борется с другим, социальные запрещения блокируют биологические побуждения, пути преодоления противоречат друг другу; весь этот хаос – в душе человека.Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, подсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми контролировались цензурой. С начала 20-х гг. прошлого столетия Фрейдом выделяются иные инстанции: «Я» (Эго), «Оно» (Ид) и «Сверх-Я» (Супер-эго).Большинство процессов бессознательно, так как «Оно» полностью бессознательно, а «Я» и «Супер-Я» – частично. Задача психоанализа в том, чтобы усилить «Я», сделать его более независимым от «Супер-Я», расширить поле его восприятия, усовершенствовать его организацию.В многочисленных спорах внутри и вне психоанализа Фрейд отстаивал примат сексуального влечения над всеми остальными. Он отказывался расширять понятие либидо за пределы сексуального до понятия психической энергии вообще, как это делал К. Юнг. В приложении его к феноменам культуры и психологии, Фрейд сближал понятие либидо с Эросом Платона и христианской любовью. С другой стороны, он все больше ограничивал притязания сексуальности на всевластие в сфере психической, в частности, влечением смерти. И все же, несмотря на все ограничения, психоаналитическая теория души базируется на понятии либидо.Либидо, аналогично физическим энергиям, имеет количество и способно менять направление движения. Оно, по Фрейду, присуще человеку с рождения и проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, анальную и генитальную.Понятие бессознательного имеет для психоаналитической теории не меньшее значение, чем понятие либидо.Бессознательное – это то, что подверглось вытеснению со стороны сознания и продолжает удерживаться вне поля восприятия. Даже никогда не раскрыв книг Фрейда, человек с легкостью воспроизведет «основные» идеи психоанализа – выделение определяющей роли бессознательных и сексуальных сил в психической жизни.Следует отметить, что психоанализ как направление совершенно утвердил себя в области психологии. Психоанализ – это совокупность способов выявления в терапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.Неофрейдизм. Известные представители этого направления – К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан. Сторонники неофрейдизма пытались преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его положения в социальный контекст. Согласно К. Хорни, причина неврозов – тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром, усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих. Г. С. Салливан – истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. Э. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, ибо эта структура формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывает невротические способы избавления от этого чувства.Неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему. Общество же рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.Выбор направления в области психологии зависит часто от собственных методологических установок специалиста, с одной стороны, и от знаний концепций, развиваемых различными школами, – с другой.

1.3. Развитие психологии в России

В 1866 г. И. М. Сеченов опубликовал свой труд «Рефлексы головного мозга», создав свою теорию рефлекторной деятельности мозга. И. М. Сеченов придавал особое значение медицинской психологии.И. П. Павлов, развивая положения И. М. Сеченова, разработал методику, пользуясь которой, стало возможно проникать в сущность рефлекторной функции головного мозга и подвергать «тщательному анализу основные законы, управляющие всей громадно сложной работой высшего отдела центральной нервной системы». Трудами этих представителей русской физиологической школы был заложен естественнонаучный фундамент психологии, который был ей необходим и без которого долгие годы не могли перейти от изучения внешнего проявления психики к познанию ее сущности.Первая экспериментально-психологическая лаборатория в России была открыта В. М. Бехтеревым при медицинском факультете Казанского университета в 1885 г. Там, а в дальнейшем в подобной лаборатории, созданной им в Военно-медицинской академии, под его руководством было подготовлено более 20 клинико-психологических докторских диссертаций.В 1896 г. такая же лаборатория была организована С. С. Корсаковым в московской психиатрической клинике.Специальный курс психологии для студентов-медиков С. С. Корсаков еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему ассистенту А. А. Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией. Подобные лаборатории открылись в Одессе, Киеве и Дерпте (Тарту), где экспериментальные работы по исследованию психически больных проводил В. Ф. Чиж. Надо отметить, что во всех случаях психологические кабинеты организовывались на частные пожертвования.В 1904 г. на заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избрана специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико-психологических методов. В 1908 г. А. Н. Берништейн опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911 г. вышел в свет «Атлас психологического исследования личности» Ф. Г. Рыбакова.Лабораторная аппаратура для исследования психических функций на первых порах была весьма сложной, громоздкой и дорогой. В связи с этим врачи, психологи, физиологи предлагали новые, более простые в употреблении приборы, пробы и тесты. Экспериментально-психологические исследования велись с позиций метафизической функциональной психологии.Передовые отечественные медики изучали не только самого больного, но и его среду, следуя совету С. П. Боткина: «...изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить или облегчать...». С. П. Боткин – один из первых клиницистов – выявил взаимосвязь морфологии и функции, единство организма и внешней среды, роль нервной системы в течении физиологических и патологических процессов.До революции 1917 г. на медицинских факультетах университетов медицинская психология уже читалась в ряде психиатрических клиник.А в 1918 г. был организован специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Методико-педологическим институтом. Появилась новая профессия – клинический психолог.Советская (российская) медицинская психология развивалась главным образом в плане клинико-описательных и экспериментально-психологических исследований. Развитию медицинской психологии в значительной степени способствовали успехи обшей психологии, в частности работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.В конце 20-х – начале 30-х гг. прошлого столетия вся отечественная психология пересматривала свои позиции. Отражение окружающего мира – не пассивный процесс, воздействие объектов реальности связано с активной деятельностью человека. Характер деятельности, ее направленность, содержание в значительной степени определяют процесс отражения. Это воздействие, результатом которого является психика, всегда опосредуется организмом, его нервной системой. В основе взаимодействия среды и организма лежат механизмы безусловных и условных рефлексов. Воспринятое преломляется в соответствии с особенностями личности человека. Происходит субъективная переработка отраженного объективного мира.Теперь уже речь шла не о том, чтобы устанавливать свойства либо самого организма, либо окружающей его физической и социальной среды, но об изучении процесса, составными частями которого они являются. Взаимодействие организма и среды подразумевает ответные реакции, и они не могут быть предугаданными, если исследователь станет исходить из изучения лишь одного компонента. Связь между материей и сознанием была подтверждена экспериментально.Советские клиницисты, следуя традиции ученых и врачей Российской империи, талантливо описывавших психологию больного, и принципам нервизма, позволяющим раскрыть внутреннюю сущность болезни, продолжали успешно разрабатывать вопросы медицинской психологии и деонтологии. Это проявилось в изучении общей психопатологии (В. А. Гиляровский, Р. Я. Голант, Е. А. Попов, А. А. Меграбян и др.), психогенеза заболеваний, изменений личности при неврозах, вопросов психотерапии и психопрофилактики (Е. К. Краснушкин, М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, К. И. Платонов и др.).Много практически ценных данных получено отечественными учеными при исследовании психофизиологии, психологии и психогигиены труда, изучении особенностей снижения трудоспособности при соматических и нервно-психических заболеваниях, в вопросах трудоустройства и реадаптации.В 30-х и 40-х гг. XX в. вышел в свет ряд ценных работ по экспериментально-психологическому исследованию мышления и речи (Л. С. Выготский, А. Г. Иванов-Смоленский, М. С. Лебединский и др.), эмоционально-волевой сферы (А. Р. Лурия), влиянию на работоспособность отношения к труду нервно-психически больных (В. Н. Мясищев и др.) и некоторым иным отделам медицинской психологии.В период второй мировой войны и в последующие годы экспериментально-психологические исследования помогали более рационально решать вопросы трудоспособности и трудоустройства лиц, перенесших травмы головного мозга, и способствовали восстановлению пораженных функций.На съездах Общества психологов в 1959 и в 1963 гг. и на съезде невропатологов и психиатров в 1963 г. был представлен ряд докладов, свидетельствовавших о том, насколько важна медицинская психология для клиники (Б. В. Зейгарник, М. С. Лебединский, А. Р. Лурия и В. Н. Мясищев, К. И. Платонов, Б. М. Теплов, Л. Г. Членов и др.). В частности, были представлены и обсуждены новые данные о локализации психических функций и структурном понимании личности.При исследовании психики одним из важнейших является вопрос о локализации функций в мозге. А. Р. Лурия определяет функцию психики как результат рефлекторной деятельности, объединяющей в совместной работе «мозаику» из возбужденных и заторможенных участков нервной системы, которые осуществляют анализ и синтез сигналов, доходящих до организма, вырабатывают систему временных связей и обеспечивают «уравновешивание организма со средой».Головной мозг является органом отражения объективной действительности и взаимоотношения организма с окружающей средой. Отражение осуществляется в процессе деятельности человека и лежит в ее основе.Психическая функция рассматривается как весьма сложная приспособительная деятельность организма. При обсуждении вопроса о локализации высших психических функций, таких как память, мышление, сознание и др., признается, что «ответственность» за них не может быть возложена на какую-либо группу клеток в коре головного мозга.Каждая функция имеет множественное представительство в коре головного мозга, а не сосредоточена в так называемых корковых центрах. Высшие психические функции как бы размещены по всей коре больших полушарий. Можно сказать, что физиологической основой высших психических функций является интегративная деятельность нервных клеток вне какого-либо ограниченного анатомического субстрата.Различные отделы мозга, принимающие участие в осуществлении психических процессов, обладают способностью взаимозаменяемости.П. К. Анохин показал, что одни и те же клетки мозга могут принимать участие в осуществлении самых различных функциональных связей.Важной вехой в развитии отечественной психологии стало единое понимание и развитие взглядов психологов, физиологов, психиатров на сущность сознания. Это было достигнуто на Всесоюзном симпозиуме в 1966 г., посвященном этой проблеме.Психология, изучая сознание человека, обязана выяснить его сущность, законы протекания и роль, которую оно выполняет в различных видах практической деятельности людей. Психическое (в том числе и сознательное) отражение деятельности есть функция мозга.Естественнонаучной основой современной отечественной психологии является физиологическое учение о высшей нервной деятельности отечественных ученых XX века И. М. Сеченова и И. П. Павлова, дополненное и развитое далее исследованиями деятельности мозга.

1.4. Становление медицинской психологии

В 20-х гг. XX в. на развитие психологии оказали большое влияние идеи Э. Кречмера (1888-1964). Э. Кречмер считается по существу одним из родоначальников нового направления в психологии – медицинской психологии. В своей книге «Медицинская психология» он освещает аномалии психической деятельности.Напомним, что в зарубежной психологии и медицине получило распространение другое течение – экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс). В качестве основы своей философии экзистенциализм выдвинул антропологическую проблему – учение о человеке, существование (экзистенция) которого трактуется как чисто индивидуальное бытие, изолированное от человеческого общества. Сторонники экзистенциализма в своем учении о пограничных ситуациях (страх, болезнь, смерть) пытаются доказать, что индивидуальное существование человека есть лишь «бытие для смерти».В России нашло благоприятную почву для развития учение о рефлексах головного мозга, разработанное крупнейшим физиологом второй половины XIX в. И. М. Сеченовым. Он по существу явился основателем не только отечественной нейрофизиологии, но и материалистической психологии.Знаменитый нейроморфолог, нейрофизиолог, невропатолог, психолог и психиатр В. М. Бехтерев, опираясь на учение И. М. Сеченова, развил и построил «объективную психологию». Рефлекторная теория стала прочной основой понимания как нормальных, так и патологических психических явлений.Работы И. П. Павлова не только осветили закономерности процессов высшей нервной деятельности животных и человека, но и создали основы для объединения различных разделов науки о мозге. Они явились подлинно научной базой психологии вообще и медицинской психологии в частности.Преподавание основ психологии на медицинских факультетах университетов способствовало развитию медицинской деонтологии – системы морально-этических требований к медицинскому работнику. Большое влияние на развитие и внедрение этих идей оказали работы основоположников отечественной клинической медицины и физиологии: М. Я. Мудрова, Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, С. С. Корсакова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева и др.Медицинская психология – это сравнительно молодая дисциплина, однако к настоящему времени она, помимо хорошо известных данных, накопила много новых, значительно обогатив и конкретизировав старые. Из дисциплины преимущественно теоретического уровня она становится практически значимой, так как позволяет предупредить возможные при многих соматических болезнях психические нарушения.Однако следует отметить, что термины «врачебная психология», «медицинская психология», «клиническая психология» являются понятиями, о которых дискутируют в мировой психологической науке. Часто они понимаются по-разному. Для иллюстрации можно привести некоторые взгляды отечественных и зарубежных авторов.Например, Р. Конечный и М. Боухал, ссылаются на братиславского психиатра Е. Гуенсбергера (1955), который полагает, что врачебная психология – это изучение личного влияния медицинского работника (врача) на больного. По его мнению, к медицинской психологии относятся психология физически больного (патопсихология) и результаты кортиковисцеральной медицины, далее проблемы, связанные с общими медицинскими вопросами, и изучением гипноза.Также ссылаются они на Я. Добиаша (1965), который понимает врачебной-медицинскую психологию как комплекс знаний и способностей, используемых в своей деятельности врачом.Многие европейские специалисты середины прошлого века понимают медицинскую психологию как психологию невротических и психотических состояний – в сущности, психопатологию.Р. М. Фрайнфельс под медицинской психологией понимает более глубокое объяснение нормальной психики на основе психиатрических данных.Преемник В. Н. Мясищева М. Кабанов (Ленинградский психоневрологический институт им. Бехтерева) определяет медицинскую психологию как прикладную область психологии, которая применяется в медицине для исследования психических факторов, влияющих на развитие заболевания, его профилактику и лечение, для изучения психических проявлений различных заболеваний в их динамике и для изучения характера отношений больного человека с его микросредой.В ходе каждой болезни необходимо иметь в виду и учитывать целую личность больного.Профессор С. С. Либих видит область медицинской психологии в общем в пяти сферах ее интересов: различные нормы и патология психики, психические проявления болезни, роль психики в возникновении и течении болезни, роль психики в лечении болезни, и наконец, роль психики в препятствии болезни и укреплении здоровья.Есть мнения, что предмет клинической психологии – в использовании психологических наук при исследовании психического компонента в этиологии и патогенезе психических, а также некоторых органических болезней.В то время как одна концепция клинической психологии видит в ней применение психологии в медицинской клинической практике, другая концепция расширила понятие клинической психологии и на область здорового человека, и наконец, на область животных. Такое понимание берет свое начало в Америке. Эта концепция возможна только при условии отождествления клинической патологии с психодиагностикой, с клиническими методами.Витмер основал первую психологическую клинику при университете в Пенсильвании еще в 1896 г. Вскоре после этого была основана клиника для трудновоспитуемых детей, названная «Институт для юношества», и огромному росту числа психологических клиник в дальнейшем особенно способствовало движение Беерса за психическую гигиену. Речь шла о некой генерализации заботы о человеке и в немедицинских учреждениях. К 1940 г. в США было уже свыше 100 таких клиник.Психология здравоохранения – более широкое понятие. К психологии здравоохранения могут относиться, например, и выбор цвета краски для больничных помещений, архитектурное решение медицинских объектов, устройство среды, распорядок дня и другие мероприятия, с точки зрения их психологического воздействия на пациентов.Клиническую психологию понимают как область медицинской психологии, изучающую психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психические аспекты лечебных воздействий. Клиническая медицина, а с ней и клиническая психология, в заботе о здоровье человека ставит перед собой задачи: а) теоретическо-научные, б) диагностические, в) терапевтические, г) профилактические, д) экспертные, е) медицинско-воспитателъные.Так или иначе, но все перечисленные вопросы находят отражение в медицинской психологии, являются ее разделами или тесно связаны с ними.В данное время в область исследований медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальных оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.Структура современной отечественной медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим ее разделом является клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию.Медицинская психология – отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.Еще в прошлом веке делались попытки подмены медицинской психологии патопсихологией. Эти попытки основывались на доводах преимущественно объективного или субъективного характера. Надо отметить, что к первым можно было бы отнести указания на более высокий уровень развития отечественной патопсихологии, более четкое определение ее предмета, задач и методов исследования.Доводы другого рода можно встретить и сегодня, это опасения относительно расширения предмета и задач патопсихологии, размывания ее границ за счет проблем пограничной психиатрии, в центре внимания которой находятся психогенные и психосоматические расстройства, психотерапия и пр. Перечисленные области составляют важные разделы зарубежной клинической психологии, близкой по содержанию к медицинской психологии. Поскольку становление и развитие этих областей длительное время осуществлялись на базе психоаналитической и психодинамической концепций, то упомянутые опасения казались более обоснованными в методологическом плане.Дальнейшее развитие таких разделов современной медицины, как учение о психогенных и психосоматических заболеваниях с важнейшей ролью в их возникновении и течении психологических механизмов, психотерапии и реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, невозможно без психологической науки, участвующей в разработке их теоретических основ. Успешное развитие этих областей становится условием реализации принципов профилактического направления российской медицины. В свое время было стремление сохранить патопсихологию в определенных рамках прикладной психологической науки, а с другой стороны, это тенденция к ее расширению. В некоторых методических рекомендациях, изданных в 70-е гг. прошлого столетия подчеркивается, что патопсихолог&heip;

В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней. Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

Предисловие

Учебное пособие «Основы медицинской психологии» составлено с учетом государственных образовательных стандартов таких дисциплин как «медицинская психология» и «клиническая психология». Оно не ставит перед собой задачу исчерпывающего изложения каждого их раздела.Фактическое содержание информации в пособии выходит за рамки учебной программы, что делает его универсальным и дает возможность использовать его более широко.В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Это позволит четко представить о систему взаимосвязи психологических дисциплин. Показано историческое развитие психологических знаний и становление медицинской психологии, рассмотрены предмет, задачи и методы медицинской психологии, познавательные процессы в норме, их нарушения, патологии. Кроме того, освещены индивидуально-психологические особенности личности в норме и патологии, вопросы психологии общения медицинского работника и больного. Определенная часть пособия охватывает такие важные проблемы, как психология соматического больного, психогигиена и психопрофилактика, некоторые аспекты психологии отдельных врачебных дисциплин.Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней.При подготовке психологов, медицинских работников необходимо подчеркивать, какое значение имеет психика больного человека. Любые психические переживания сопровождаются соматическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного человека, изменяя его миросозерцание, его самосознание.Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

1. Возникновение, развитие и становление психологии

1.1. Историческое развитие психологической мысли

Многие авторы полагают, что психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля и др. Материалистическому учению Демокрита (460-370 до н. э.) противостояло идеалистическое учение Платона (427-347 до н. э.). Демокрит считал, что существует только материя, состоящая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключительной подвижностью.Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно существуют только идеи. Вещи же, тела – это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа – вечно существующая идея, временно воплощенная в тело человека и животных.По Аристотелю (384-322 до н. э.), наши ощущения – это копии реальных вещей, С другой стороны, он признавал существование души как не зависимой от материи субстанции.В средние века психологическое понятие души приобрело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и не зависимая от материи сущность.На позиции платоновской, или, лучше сказать, неоплатоновской и аристотелевской, психологии стояли восточные и западные мыслители: из первых – Немезий (в начале V в.), Эней Газа (487), Филопон (около середины VI в.), из вторых – Клавдий Мамертинец (около середины V в.) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они принимали бессмертие души. Все они были богословами.Наряду с этими более или менее учеными рассуждениями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Аскеты и подвижники, глубоко погрузившиеся в себя, тщательно изучали тайные изгибы сердца и желаний. Исаак и Ефрем Сирин, Авва Дорофей, Марк-подвижник, Варсонофий, Иоанн, ученик его, Иоанн Лествичник и др. христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за «корнями и гнездами» греховных наклонностей, помыслов и искали способы борьбы с ними. Аскетическая литература представляет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения.Из всех средневековых авторов самые замечательные открытия в области психологии сделал Августин Блаженный (354-430). Именно он заметил, что самонаблюдение является важным источником психологических знаний.Августин Блаженный, как преданный сын Церкви воспринял большую часть ее догматов и считал первоисточником психологического знания Божественное Откровение. Он первым живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт с помощью методологических принципов, которые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Психологии не существует без самосознания. Эмоции – гнев, надежда, радость, страх – могут наблюдаться только субъективно. Если человек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев. Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.Августин, пессимистично настроенный относительно природы человека, видел путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника целительного милосердия.Его труд «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа, основанного на воспоминаниях раннего детства. Наблюдая за детьми, он даже пытается реконструировать то, что подверглось инфантильной амнезии.

Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 512 с.ISBN 5-222-03478-ХВ пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней. Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений - психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.ПредисловиеВведение в общую и медицинскую психологию Возникновение, развитие и становление психологии Историческое развитие психологической мыслиВозникновение и развитие психологической науки. Зарубежные школы и концепцииРазвитие психологии в РоссииСтановление медицинской психологииПредмет, задачи и методы медицинской психологии Основные принципы отечественной психологииПредмет и задачи медицинской психологииМетоды психологииПсихика и сознание Психика как свойство мозгаРефлекторная природа психикиСознание как высшая ступень развития психикиСон и сноведенияБессознательноеНарушения сознанияПознавательные процессы и их нарушения Ощущение и восприятие ОщущениеБольНарушения ощущенийВосприятие и его нарушенияВоображение и представления ВоображениеПредставленияВнимание Понятие вниманияРасстройства вниманияПамять Общая характеристика памятиНарушения памятиМышление и интеллект Мышление как психический процессПонятие интеллектаНарушения мышления и интеллектаРечь Речь и язык как средство общенияНарушения речиПсихологические свойства личности и ее аномалии Психологическая характеристика личности Общие представления о личностиТемпераментХарактер и его акцентуацииОтклоняющееся поведение личностиЭмоции и воля в норме и патологии Стенические и астенические эмоцииПатология эмоций и чувствВолевые процессы и их патологияСтресс и фрустрация Стресс: его природа и стадииПонятие фрустрацииПатопсихология личности Понятие патопсихологииНарушения личностиПатопсихологические состоянияЛичность и болезнь Болезнь и здоровье Историко-религиозные взгляды на происхождение и систематику болезнейСистематика болезнейПонятие здоровья. основные критерии здоровьяПсихология соматического больного Представление о психосоматикеОсобенности психического состояния соматического больногоСознание болезниРеакции личности на болезньБольной и окружающая средаПсихогении и ятрогении ПсихогенииЯтрогенииЯтропатииПсихологические особенности лечебного режимаЛечебно-охранительный режимЛечение средой и организация работыПсихология взаимоотношений медицинского работника и больного Особенности общения медицинского работника "и больногоСпособы повышения эффективности общенияПсихогигиена и психопрофилактика Общие принципы психогигиеныПсихопрофилактика и ее методыОсновы психотерапии Общее понятие о психотерапииОсновные направления и методы психотерапииСпециальные вопросы медицинской психологии Психологические особенности экспертизыВопросы медико-психологической реабилитация и психология санитарного просвещенияЛитератураСодержание

Добавить комментарий