Лоджия
427 0

Презентация "Внутренний мир русской избы". Презентация на тему "русская изба" Презентация по русской избе

Рядная планировкаТип застройки деревень, при котором все дома стоят в ряд, прямо или криволинейно, повторяя очертания берега или дороги. Главные фасады домов при таком типе застройки смотрят «на солнце», «на лето» или «на воду». Рядные застройки имели глубокое рациональное зерно. Поворот окон на юг давал возможность максимально использовать естественное освещение и свести до минимума освещение избы открытым огнём в летнее время.

Рядная застройкаКлеть – простейшая деревянная конструкция, представляющая собой крытый прямоугольный в плане сруб.

Венец

Венец Брёвна или брусья одного ряда деревянного сруба. Связанные между собой, они образовывали прямоугольники или многоугольники. Связки между брёвнами вырубались различными способами без применения гвоздей. Повторяющиеся по форме и размерам связки брёвен («венцы») укладывались друг на друга, формируя сруб. От количества венцов зависела высота сруба.

Виды рубок стен:

А - «в охряпку»; б - «в крюк»; в - «в погон»; г - «в иглу»; д -«в реж»; е- «в охлоп»; ж - «в обло»; з - «в обло с шипом»; и - «в косую лапу»; к - «в лапу с присеком или шипом»; л - «в шип», «в полдерева», «в перевязку»; м - «в забир», «в столб», «в стойку»

Рубка «в обло» («в чашу»)

Рубка «в обло» («в чашу») Один из древних способов связки брёвен в углах венцов. При этом в каждом бревне вырубалась круглая чаша, в которую перпендикулярно укладывалось следующее бревно. Каждая связка имела равный по размерам выпуск брёвен. Выпуски придавали устойчивость всей конструкции сруба, предотвращали сруб от вымерзания. Первоначально для соединения венцов вырубались круглые чаши в верхней стороне каждого бревна, а позднее в его нижней стороне. Это способствовало лучшему сохранению сруба, так как вода в меньшей степени затекала в чашу.?

Рубка «в обло»

Рубка «в чашу» («в обло»)

Рубка "в лапу" - способ соединения углов бревен без остатка. Обычно применялся при строительстве культовых построек.

Сруб "в режь"

Сруб "в режь" Тип сруба, в котором брёвна уложены не плотно, а на некотором расстоянии друг от друга и связанные между собой не по всей длине, а только в углах. Большой зазор между брёвнами (брусьями) способствовал лучшей проветриваемости сруба.Устройство северной русской избыИзба, отапливаемая по-чёрному. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.

Курная («чёрная», «рудная») изба

Интерьер курной избы

Печь с трубой и дымник

Изба

ИЗБА СЕНИ ПОВЕТЬПодклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте)

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте) Парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.Поветь («повить», в южных районах – «сарай») – верхний ярус крытого двора, служивший для хранения сена (сеновал). Помещение повети использовали и для хранения земледельческого инвентаря. Здесь же в непогоду проводили некоторые виды сельскохозяйственных работ.Взвоз – наклонный бревенчатый помост (накат), ведущий с «улицы» на поветь. По такому настилу лошадь поднималась на поветь вместе с телегой, гружённой сеном.Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.

Система «по потокам и по курицам»

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки. Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.

Охлупень (шелом)

Выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Причелина

Доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Полотенце

Полотенце

Короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.Подзор – доска с резным нижним краем, размещавшаяся под скатами домовой кровли, на крыльцах, на лавках. Функционально закрывала грубые стыки конструкций и служила декоративным элементом. Прототип позднейшего карниза.Лемех

Притолока

Верхний и иногда боковой брус в дверном проёме.Косящатое окноОкна с "затесами" - окна, где округлость бревна вокруг оконного проема стесывалась, и иногда на стесы наносили несложные резные узоры.

Глухая (плоская) резьба по дереву

Один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов.

Дом-четырёхстенок

Классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.

Дом-четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом) В эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домомчетырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.Дом-шестистенок

Дом-пятистенок

Тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе попрежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.Дом-пятистенокЧетверик - в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на четверике"). Восьмерик – восьмигранный в плане сруб, являвшийся самостоятельным сооружением или его частью. «Восьмерик на четверике» - популярный конструктивный тип здания в русском церковном зодчестве. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве - сруб), а верхняя - поставленный на него восьмигранник. Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках.

Особенности рубки «в обло»

Для рубки домов необходимо применять высококачественную древесину, не зараженную жуками-древоедами и грибком. Заготавливают бревна нужной длины и диаметра и желательно одинаковой толщины. Если это невозможно, то подбирают деревья по верхнему отрубу диаметру с допустимой разницей между диаметрами до 30 мм. Из таких бревен легче рубить сруб. Комлевые стороны бревен стесывают с внутренней стороны до толщины, равной верхнему диаметру, придавая их концам форму овала. Теску бревен выполняют от

Слайд 2

Паспорт проекта Вид проекта:коллективный, познавательно – творческий. Реализация проекта: сентябрь 2014г - апрель 2015г Участники проекта: дети старшей группы №14, воспитатель Маслова Н.Л, помощник воспитателя Файзулина Н.И, родители. Интеграция образовательной деятельности: «Безопасность»; «Познание»; «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Театрализованная драматизация» «Музыкальное восприятие»

Слайд 3

Аннотация Данный проект охватывает темы: «Убранство русской избы»; «Уклад и образ жизни русского народа»; «Древние корни народного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; «Народные промыслы»; «Народные традиции и обычаи русского народа» Практическая работа позволяет воспитанникам глубоко усвоить темы и расширить словарный запас: «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта», «Народный костюм», « Народный фольклор в театральной драматизации»

Слайд 4

Цель проекта Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Слайд 5

Задачи проекта *Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа; *Познакомить детей с разными формами устного народного фольклор *Познакомить детей с особенностями народного быта; *Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю; * Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа; * Развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии; *Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен; *Познакомить детей с разными видами народного творчества; *Развивать художественно - творческие способности детей. *Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

Слайд 6

Слайд 7

Разделы проектной деятельности

Слайд 8

Разделы проектной деятельности

Слайд 9

Разделы проектной деятельности

Слайд 10

Разделы проектной деятельности

Слайд 11

Разделы проектной деятельности

Слайд 12

Разделы проектной деятельности

Слайд 13

Разделы проектной деятельности

Слайд 14

Разделы проектной деятельности

Слайд 15

Разделы проектной деятельности

Слайд 16

План проектной деятельности Сентябрь *Создание мини музея в группе по теме проекта. *Участие родителей в создании мини музея.* Сбор информации, иллюстративных пособий по теме проекта. *Беседы с детьми про быт, уклад, праздники, обычаи русского народа, как средство воспитания патриотического воспитания. *Просмотри презентаций «Русская изба». Октябрь *Беседа с детьми «Безопасность в деревянном доме» *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №1 *Посещение музея «Русская изба» на базе СП №5 *Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее» *Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок. * Просмотри презентации «Русский народный костюм»

Слайд 17

План проектной деятельности Ноябрь *Открытоеинтегрированное занятие по развитию речи «Русская изба». *Знакомство с народным декоративным прикладным искусством. «Хохлома», « Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Богородская резная игрушка» *Роспись ложек по технике «Хохлома» Декабрь *Беседа на тему « Традиции и празднование Нового года русским народом» *Знакомство детей с народным мызыкальным творчеством (слушание русских народных песен) *Использование предметов русского и народного костюма быта в постановке новогоднего утренника.

Слайд 18

План проектной деятельности Январь *Просмотр мультипликационных фильмов где демонстрируется русская изба и её интерьер: «Два клёна», «По щучьему велению», Серебряное копытце». *Чтение художественной литературы: Сказка « Каша из топора», « Русская матрёшка» С.Жулькова, «Пёстрый хоровод» Е.Гулыга, «Кошкин дом» С.Я Маршак. * Перессказ русской народной сказки «Каша из топора» по иллюстрациям из сказки. Февраль *Беседа на тему «Весеннии праздники на Руси» *Знакомство детей с народным творчеством (заклички, потешки, частушки) * Викторина «Русская Изба»

Слайд 19

План проектной деятельности Март *Беседа с детьми русский народный костюм для разных слоёв населения России. *Рассматривание иллюстраций и картин с изображением русского народного колорита в одежде. * Использование русских народных костюмов, предметов утвари, музыкального сопровождения, стихотворной формы подачи материала на утреннике к празднику 8 марта. Апрель *Систематизировать и обобщить знания по теме проекта. *Создание книги энциклопедии «Русская изба» *Создание папки « Наши работы»

Слайд 20

Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить нашу родину, узнав её, стать подлинным патриотом. С. Михалков.

Слайд 21

Наш мини музей в группе №14

Слайд 22

Музей «Русская изба» на базе ДО №1

Слайд 23

Слайд 25

Слайд 26

Открытое интегрированное занятие по развитию речи «Русская изба»

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родине. Приобщать дошкольников к культуре и традициям русского народа. Расширять представления детей дошкольного возраста о быте русского народа. Активизировать познавательную и творческую деятельность детей. Задачи: Знакомить детей с предметами быта русского народа. Закреплять знания о жизни и быте русского народа, предметах обихода и домашней утвари. Формировать у детей изобразительные навыки и умения в росписи домашней утвари. Наглядный материал для создания внутреннего убранства русской избы: Русская печь, утюг, прялка, сундук, рубель, рогач, самовар, чугунок, глиняные миски, кувшин, кружки, лавки, стол. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Русская изба»

Слайд 30

Ход занятия На столе стоит макет русской избы, фигурки человечков, расписной платок, бусы, вышитые салфетки, лапти, деревянные игрушки: матрёшка, мишка. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть вспомнить детям, кому принадлежат эти вещи, кто жил в таких дома и из какого материала они сделаны. Воспитатель: Россия-это наша родина, у которой есть своя история, традиции, уклад жизни. Воспитатель: Ребята, а в какой стране мы живём? Дети: В России Воспитатель: Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему? Ответы детей. Сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие на много лет назад и своими глазами увидеть, как же жил русский народ. Поможет мне в этом волшебная палочка, а отправимся мы, в гости в русскую деревню. Воспитатель: Ребята давайте встанем со стульчиков, возьмёмся за руки и закроем глаза. Я произнесу волшебные слова и мы отправимся в путешествие.

Слайд 31

В руки палочку возьму Волшебство я призову, Чудо в гости к нам придет, В старину нас унесет. Воспитатель. Вот мы и у порога, оказывается при входе в избу можно было споткнуться! Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Алёнушка: Ой, за окошком слышится шум, смех – гости идут! Спортивное упражнение «Перешагни и не задень» (2е ленты «порог» и «притолка») Воспитатель: Ребята, а знаете почему ещё люди входя в дом через порог наклонялись, не только для того чтобы не ударится, они кланялись дому в который входят, приветствовали его. Алёнушка: Проходите гости званные, желанные. (поклон) Воспитатель: Вот мы и в русской избе. Алёнушка: Гости дорогие, а зачем Вы пожаловали и откуда путь держите? Ответы детей

Слайд 32

Алёнушка: Ну раз, вы специально прибыли для того чтобы узнать как мы живём, то я вам расскажу. Центральное место в русской избе занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок. На шесте у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком дрова. Ребята, а зачем нужны дрова в избе? Ответы детей. Алёнушка: А у Вас чем обогреваются дома? Ответы детей. Алёнушка: Ой ребятки, мальчишки и девчонки у меня очень много дел по дому: за водой сходить, печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, холсты постирать, ребёнка укачать, а помощника у неё нет. Что же делать? Ответы детей. Алёнушка: Вашей помощи я рада! Алёнушка: А с чего же мы начнём? А начнём с места в русской избе, где трудилась хозяйка, готовила еду, стирала, купала детей. Называлось это место «бабий кут». Ответы детей.

Слайд 33

Алёнушка: Правильно! это место у Русской печки. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояла разная посуда. (кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки) Показ музейных экспонатов. Ответы детей. Алёнушка: Скажите ребята а из каких материалов изготавливали посуду? А если это глиняная посуда, кто её делал? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, а для чего ещё нужна была русская печка в избе? Ответы детей. Алёнушка: Ребята, мне матушка наказала щи наварить к обеду и мне понадобится Ваша помощь. Вы готовы мне помочь? Ответы детей. Алёнушка: Подскажите с чего же мне начать? растопить печь, принести воды, заложить овощи в чугунок и поставить в печь вариться? Алёнушка: А в чём сейчас мы готовим пищу и в какой посуде? Ответы детей. Алёнушка: В печке жарко, горячо, как же нам поставить чугунок с щами в печь, а потом вытащить? Какой предмет нам поможет? Дети ищут ухват (показ музейного экспоната)

Слайд 34

Алёнушка: Ой ребята посмотрите, что это стоит на шостке, как Вы думаете? (показ музейного экспоната- чугунный утюг). Ответы детей. Алёнушка: А Вы знаете, как им гладить? Ответы детей. Алёнушка: Правильно ребята! Нам нужны угли для нагрева утюга. А чем мне достать угли из печи может знает кто? Ответы детей. Алёнушка: Вот спасибо молодцы! подсказали мне. А когда я поглажу, как вы думаете, куда же я сложу выглаженное бельё? Ответы детей. (сундук. убираем вещи в сундук) Алёнушка: Молодцы ребята! Справились и с этой задачей. Ох ребята, пока мы с Вами трудились, в люльке проснулась моя сестрёнка, и плакать начала? Алёнушка: Надо нам его укачать и спеть колыбельную. Ребята, снова нужна наша помощь! Давайте споём колыбельную моей сестричке.

Слайд 35

Баю-баюшки –баю Баю деточку мою. Приди, котик ночевать, Нашу детку покачать. Уж, как я тебе коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока Ты ешь, пей не кроши, Больше, котик не проси. Алёнушка: Ай да помощники! Ай да Молодцы! Славно мы потрудились с вами. За хорошую работу, милости просим к столу. Ребята, место где располагался стол, лавки и икона называли « Красный угол», что означает –красивый. Именно здесь принимали гостей и обедали. Алёнушка: Ребята, а вы знаете пословицы о гостеприимстве. Ответы детей. Алёнушка: «Что есть в печи все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Алёнушка: Хорошо вы потрудились! Устали? Ответы детей

Слайд 36

Алёнушка: Посидите отдохните. Я сейчас попрошу моего волшебного кота позагадывать загадки, он мастер на это. (приносит кота-волшебника) Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встает, Сам себе плита, и чайник - Сам заварит, сам нальет. Ответы детей -(самовар) Если хочешь выпить чай - Так меня и получай, Распрекрасную милашку, Всю в цветочках, с блюдцем...(чашку) Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. (Ложка) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска)

Слайд 37

Алёнушка: Молодцы ребята! Хочу я предложить Вам поиграть в русскую народную игру«Бубенцы» Количество игроков: любое, встают в круг, выбирается «жмурка» и «бубенчик» Дополнительно: колокольчик Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют: Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон! .Воспитатель: Хорошо мы потрудились и поиграли! Но нужно прощаться с Алёнушкой. Дети прощаются с Алёнушкой. Алёнушка: Ой, ребята погодите, хотела я Вас попросить ещё вот о чём! Приходят в мой дом гости часто, а ложек у меня на всех не хватает. Хочу Вас попросить, распишите мне красивые ложки для моего замечательного дома.

Слайд 38 Слайд 42

Вывод Музейная педагогика – симбиоз творческой деятельности педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, укладом, бытом, традициями русского народа, народно прикладным искусством.

Слайд 43

*Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративно прикладного искусства, быта, уклада русского норода, оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества и развитие связной речи. *Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности, речевого развития и всестороннего развития ребёнка в целом.

Слайд 44

*Творчество народных мастеров воспитывает у ребят эстетический вкус, формируют духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости. * Народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей по всем направлениям образовательной деятельности.

Слайд 45

Итог проекта «Русская изба» *Педагогом и родителями был собран наглядный материал, художественная литература по ознакомлению детей с традициями русского быта, народными промыслами, со старинными русскими праздниками. * Создан мини музей в группе при участии родителей. *У детей сформированы более глубокие знания об истории русского народного быта, уважение и интерес к истории своей родины и традициях русского народа.

Слайд 46

* В процессе проектной деятельности дети в свободной форме овладели информацией о разных видах русской избы, её строении, предметах быта, орудиях труда, ремёсел, народного костюма и традиций русского народа. * Обогатился словарный запас детей словами редко используемых в современной жизни. (наличники, сруб, землянка, дымник, лучина, притолка, вилы, серп, рубель, рогач, чугунок, туесок, крынки, ушат, ковш-черпак, чарка, прялка, веретено и т.д)

Слайд 47

Подготовила воспитатель Маслова Наталья Леонидовна Москва 2015г Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Изба - русский деревянный срубный дом, узком смысле – отапливаемое помещение (древнерусское “истьба”, “истобка”, упоминается в летописях с X в.).

Постройка избы

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков.

При строительстве было важно место расположения дома. Люди считали, что если дом построить на «несчастном месте» (где проходила дорога, стояла баня, где прежде хоронили людей), то у жителей дома не будет благополучие, будут ссоры, недуги… Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.

Издревле на Руси жилище строили из дерева. Тому было немало причин. Во-первых, русская земля всегда славилась лесами. Поэтому дерево стоило дешево.

Во-вторых, дерево легко поддается обработке, а значит, строительство идет быстро. Жилой дом артель плотников могла сложить за один световой день.

К тому же деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. Наконец, по всеобщему признанию деревянное жилище более гигиенично. Оно «дышит». В нем всегда сухо. Летом прохладно, зимой тепло. Ученые установили, что в сорокоградусной мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же понадобились в три раза толще.

Материал для постройки. Выбор деревьев.

Народные умельцы знали и ценили великолепные свойства древесины:

дешевизну, легкость обработки, прочность, способность сохранять тепло, сравнительную долговечность. В деревянном доме всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло.

Дуб , как известно, обладает очень прочной древесиной.

Враги дерева

Среди сохранившихся деревянных построек нет ни одной крестьянской избы старше XIX века.

Широко известно, что в старину плотники строили дома без единого гвоздя. Каждый из вас пытался складывать игрушечный домик из спичек. Кладутся параллельно две спички, на них поперек еще две и так далее. Постепенно вырастает что- то вроде колодца или башни. По такому же принципу строили дома древние мастера. Чуть отступив от конца бревна, они вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Как видим, возвести стены без гвоздей не так уж сложно.

Другое дело крыша. Ведь на Руси крыши делались высокими, с крутыми скатами. Кровлю делали из тесаных досок. Нижним концом они упирались в желоб водотечника, а верхний прижимался тяжелым бревном. Плотник нередко придавал его концу форму конской головы. Отсюда произошло название «конек». Конь для русского крестьянина был древним символом солнца. Поэтому конь на крыше стал солнечным знаком, защищающем дом и людей, живущих в нем.

СХЕМА УСТРОЙСТВА КРОВЛИ:

1 - желоб,

2 – конёк, охлупень,

3 - стамик,

4 - слега,

5 - огниво,

6 - князевая слега,

7 - повальная слега,

8 - самец,

9 - повал,

10 - причелина,

11 - курица,

12 - пропуск,

13 - бык,

14 - гнет.

Общий вид избы

Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.

К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения.

Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником".

Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.

ТРЕХЧАСТНАЯ СТРУКТУРА ИЗБЫ

Первый ярус – земля предков (подклет, или подклеть,подпол) - подземный мир.

Второй ярус – живут люди (часть сруба ниже фронтона) - мир людей.

3. Третий ярус – небесный свод (крыша, фронтон) – небо.

Древнерусский строитель очеловечивал свое жилище. Уподоблял его живому человеку. И это проявлялось в названии деталей избы, которые дошли до нас из глубины веков.

Вслушайтесь в них! Во-первых, у избы, как и у человека, есть лицо, и повернуто оно к дороге – улице. Улица – это дорога, которая проходит перед лицом домов. С лица избы глядят на мир глаза – окна. Окна, Око, очи – это однокоренные слова. А ведь око – славянский синоним слову глаз! Окно – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром. «Наличники» - это рама, располагающаяся вокруг окна, часто украшенная резьбой или росписью. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье крестьянина от нечистой силы. Наличник – украшение на лице дома.

Наконец, у избы передняя часть – фронтон – носит название чело (по -древнерусски – лоб), а боковые планки, которыми обрамлена двускатная крыша по фасаду – причелины. Итак, на лице дома есть лоб – чело, причелины, глаза- окна. А рот? Звучание слова дверь не напоминает нам слово рот! Чаще вместо слова дверь употребляли слово ворота. Через ворота попадали в усадьбу к русскому крестьянину. Ворота были тем ртом, который красовался на лице русской избы.

Силуэт избы венчал резной конёк

Конёк, конь, князек, князь - в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение венчающего крышу бревна – охлупня в виде изображения коня или птицы

Фронтон украшали резные подзоры, причелины и полотенца

Подзор - резная доска под скатом крыши.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелина - доска, прикрывающая концы слег крыши.

ОКНА В ДОМЕ

До 18 века на Руси не знали оконного стекла. Его заменяла промасленная холстина, или бычий пузырь, а в домах богатых людей – слюда.

Позднее окна стали стеклить, они располагались в доме и близко, и далеко друг от друга, большие и малые рядом.

Плоскости стен украшали наличники окон Наличник – декоративное обрамление оконного проема.

РЕЗЬБЫ В ДЕКОРЕ ИЗБЫ

Накладная резьба

Прорезная резьба

Скульптурная резьба

Барельефная

Создание избы. Создание избы. Строгое соблюдение традиций Строгое соблюдение традиций Место: сухое, высокое, светлое. Место: сухое, высокое, светлое. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня.

Создание избы Материал: сосна или лиственница. Материал: сосна или лиственница. Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные») Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные»)

Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе.

Ориентация по частям света Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне. Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне.

Внутреннее устройство избы Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким. Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким.

«Красный» угол – специально отведенное место в избу для икон. Устраивался в дальнем углу избы Самая освещенная часть избы Иконы помещались в «красный» угол с расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом хозяину дома.

«Красный» угол Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте.

Иконы Патрональные («именные») иконы членов семьи Патрональные («именные») иконы членов семьи Иконы Спасителя и Богородицы Иконы Спасителя и Богородицы Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель) Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель)

1 слайд

2 слайд

Изба на территории музея в Покровском монастыре в Суздале. ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме. В Древней и Московской Руси избой называли присутственное место; первоначальное название в 16 веке (Поместная изба, Посольская изба).

3 слайд

Постройка избы Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков. При строительстве было важно место расположения дома. Люди считали, что если дом построить на «несчастном месте» (где проходила дорога, стояла баня, где прежде хоронили людей), то у жителей дома не будет благополучие, будут ссоры, недуги… Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.

4 слайд

Общий вид избы Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье. К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения. Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником". Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.

5 слайд

Внутреннее пространство избы Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

6 слайд

Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

7 слайд

8 слайд

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие.

9 слайд

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Добавить комментарий