Благоустройство и ремонт
791 0

Поминальные дни в сентябре года. Родительская суббота: что нельзя делать

Ника Кравчук

А вы знали, что наши умершие родные и друзья еще больше нуждаются в молитвах, чем живые? Помолиться за них можно как в домашней молитве, так и в церковной. Церковь даже установила специальные дни поминовения. В этой статье мы расскажем, на какие дни выпадают родительские субботы 2017 года и как правильно поминать умерших. Спешите узнать, ведь первая родительская суббота — уже 18 февраля.

Почему надо молиться за усопших?

Христианство называют религией жизни. И это не случайно. И православные, и католики, и многие протестанты верят, что после физической смерти они продолжают существовать, ведь человек — вечен.

Поэтому Церковь молится как о здравии, так и об упокоении. Считается, что после телесной смерти определяется участь человека — где он будет ожидать второе пришествие Христа и Страшный суд. Одни попадут в рай, другие — в ад.

Но это еще не окончательное решение. У каждого грешника есть шанс, что до Страшного суда его посмертная участь изменится. Все это — благодаря молитвам живых: родных, близких, друзей.

Вот поэтому верующие не забывают своих родственников, даже если те пребывают в ином мире. За усопших молятся как дома, так и в храме.

Родительские субботы — дни особого церковного поминовения

В утреннем правиле есть молитва к Господу с просьбой упокоить наших родителей, родственников, благодетелей и всех православных.В храмах же совершаются отдельные службы — панихиды, во время которых молятся только об упокоении. Есть даже определенные дни — родительские субботы, в которые Церковь призывает всех верующих помолиться за тех, кто временно не с нами.

Правда, в православном храме можно подавать записки только за крещенных в православии, умерших своей смертью. Некрещеных, иноверцев, самоубийц Церковь не поминает, так как еще в земной жизни они не были членами Церкви Христовой и не стремились быть с Богом.

Каждую субботу в православных храмах совершаются панихиды (а в монастырях и чаще), но особый статус имеют только восемь дней в году — это и есть поминальные субботы.

В какие дни 2017 года РПЦ поминает усопших?

Родительские субботы 2017 выпадают на такие дни:

  1. Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 18 февраля 2017 года.
  2. Суббота второй седмицы Великого поста — 11 марта.
  3. Суббота третьей седмицы — 18 марта.
  4. Суббота четвертой седмицы — 25 марта.
  5. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
  6. Радоница — 25 апреля.
  7. Троицкая вселенская родительская суббота — 3 июня.
  8. Дмитриевская родительская суббота — 4 ноября.

Почему поминальные субботы называют родительскими?

В приведенном выше календаре две родительские субботы 2017 года называются «вселенскими». Это значит, что в эти дни Православные Церкви во всем мире поминают усопших.

Почему же поминальные субботы называются родительскими? Разве в эти дни молятся только за родителей? Нет, Церковь поминает всех усопших православных, но в первую очередь — наших родственников. Молиться за родителей, которые дали нам жизнь, — долг каждого христианина. А если наши отцы и матери отошли в вечность, то мы тем более обязаны поминать их, тем самым выражая свои любовь и заботу.

Кроме этого, под родителями следует понимать не только отцов и матерей, но и других родственников — дедушек, бабушек, прадедов и так далее.

В таком смысле родительские субботы — это возможность в первую очередь помолиться за свой род, за людей, с которыми мы связаны кровно. А уже затем — за друзей, благотворителей и вообще всех православных.

Как подготовиться к поминовению?

Первая родительская суббота 2017 выпадает на 18 февраля, за девять дней до начала Великого поста. Ее еще называют мясопустной — в этот день и следующее воскресенье еще можно употреблять мясную пищу. С понедельника 20 февраля 2017 года уже начинается Масленица.

Поминовение усопших начинается с пятницы. В православных храмах служат не просто Всенощную, а заупокойную всенощную —парастас . В субботу утром совершают Божественную Литургию, а затем — панихиду.

На панихиду обычно подают записки с именами поминаемых усопших, а также продукты и коливо.

Почему именно так? Считается, что лучшая помощь умершему — это молитва и милостыня. Наши личные прошения и записки на панихиду — это и есть молитва, а принесенные продукты, которые после освящения раздают нуждающимся и служащим в храме — милостыня.

Не существует конкретного списка, что приносить на панихиду, и определенной «нормы». Кто сколько может — это главное правило. Хлеб, сахар, мука, консервы, сладости, овощи, фрукты — этот список можно продолжать. Единственный запрет — мясо, которое нельзя вносить в храм.

Также в церквах на поминальные субботы готовятколиво — ритуальное блюдо в виде пшеницы или риса с медом. Что интересно, зерно символизирует земную и вечную жизнь человека. Чтобы зернышко проросло и дало урожай, его надо сначала посадить в землю. Чтобы человек родился для вечной жизни, ему сначала надо умереть и быть преданным земле. Мед символизирует сладость Царства Небесного.

Эта внешняя атрибутика — и продукты на панихиду, и коливо — важны, но они не должны отвлекать человека от главного — молитвы. Последнюю же не стоит возлагать только на священников. Наша молитва от искреннего любящего сердца не менее важна.

Предлагаем вам также ознакомиться с этим видео:

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Мы неизменно проявляем тягу к воздаянию почестей усопшим родным и близким. Ведь так важно отдавать им дань памяти и уважения. Это помогает сохранять связь поколений и является обязательным условием духовной жизни. От нас требуется совсем немного — знать, когда будут отмечаться эти дни, только в этом случае мы можем достойно подготовиться к их проведению.

Что такое Радоница?

Называемый Радоницей или иногда Радуницей этот день входит в число специальных праздников, отведенных церковью для почитания умерших. Такие особенные дни (всего их в году 8) отмечаются по субботам, откуда и пошло их название – «родительские субботы».

Однако Радоница стоит особняком в череде этих памятных дней, так как в большинстве своем практически всегда выпадает на вторник. Особенностью этого самого главного родительского дня в году является не только то, что он отмечается во вторник, но и то, что он по своей значимости стоит на первом месте среди всех поминальных дней.

За Радоницей не закреплена точная дата, каждый год время проведения этого дня меняется в зависимости от того, когда отмечается Пасха. Надо лишь отсчитать 9 дней от Светлого Христова Воскресенья и получим собственно точную дату Радоницы. То есть, иными словами, это первый вторник после Красной горки (Фомина воскресенья). Таким образом, дата родительского дня в 2017 году выпадает на 25 апреля.

Поминальные дни

Чтобы иметь возможность вовремя почтить память усопших родных и близких, позаботившись об их душах прочтением молитв и посещением кладбища с целью поддержания порядка на могилах, просто необходимо знать точные дни поминовения. Православные родительские дни в 2017 году приходятся на следующие даты:

Теперь зная родительские дни посещения кладбища в 2017 году, вы сможете грамотно подготовиться и устроить достойный ваших усопших родных и близких поминальный обряд.

Истоки и смысл Радоницы

По свидетельству множества ученых и библейских личностей, в том числе Иоанна Златоуста, история Радоницы уходит своими корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества это был великий праздник поминания усопших, проводившийся с широким размахом. Люди, собираясь на могильных курганах, устраивали тризну (поминальный пир) и шумные гуляния, пытаясь задобрить души почивших. В народном сознании этот праздник засел так глубоко, что официальная церковь по прошествии долгого времени признала этот день, возведя его в особый ранг.

Значение этого праздника скрыто в его названии, которое у разных славянских народов может звучать по-разному. Это и Радовница (некоторые регионы России), и Могилки, и Гробки (Украина), и Навий день (Белоруссия).

Радость воскрешения в особенные дни

Однако в любом случае «Радоница» по своему происхождению приравнивается и к слову «радость» и к понятию «род, родственный». О какой же радости может идти речь в такой скорбный день? Церковь объясняет: в Радоницу посещая храм и могилы предков, мы не должны впадать в уныние и тоску, но радоваться за близких людей, представших перед ликом Господа. Они теперь близки Богу и их души радуются, находясь в любви и счастье.

Так, почему бы нам, их потомкам, не радоваться за них, вознося молитвы? Приводя в порядок могилу, мы также совершаем некое ритуальное действие, символически означающее подготовку к воскрешению души.

Главное, что мы должны и можем сделать в этот день для умерших родственников, – уделить достаточное время молитвам. Если нет возможности пригласить на могилу священника с целью прочитать литию (поминальный молебен), то можно это сделать самому. Именно в молитвах нуждаются наши родные и близкие, а не в чрезмерном поедании пищи и распитию спиртного. Так учит Церковь, и так нужно поступать согласно совести и велению сердца.

Порядок действий и основные правила

С утра в любой родительский день православные отправляются в церковь, захватив с собой постный обед, который жертвуются либо храму, либо малоимущим, остро нуждающимся в помощи людям. Отстояв заупокойную службу, обычно отправляются на кладбища, где также читают молитвы, прибираются. Еще очень сильны такие традиции как поминания едой и выпивкой прямо на могилах. Традиционно это можно понять, но вот церковь против таких действий. В принципе, каждый поступает по своим понятиям, но все же устраивать пьяный пир на могилах это дело не богоугодное.

Радоница на Руси

К слову сказать, на Руси на Радоницу расстилали рушники и скатерти прямо на могильный холм, и, разложив обильное яство, придавались трапезе всей семьей. Кушали и пили так много, что подчас тут же и засыпали. В перечень обязательных блюд входили крашеные в желтый или зеленый цвет яйца, сухие пироги по специальному рецепту, блины, каша.

Перед началом тризны глава семейства катал по могиле яйца и затем закапывал одно из них в землю, как бы давая усопшему приобщиться к пасхальной трапезе. Обязательно на могилу выливали стопку водки, что также не приветствуется современной церковью. После обеда, к которому обязательно приглашались и угощались нищие, еще недолго оставались на кладбище, мирно проводя время в беседах, и уже потом шли домой. Вечером же молодежь устраивала гулянья с песнями, плясками и веселыми забавами.

Приметы и поверья на родительский день

В народе большое значение придавали значение погоде, которая выпадала на Радуницу. Особенно ждали дождя.

  • Считалось, что дождь в этот день обладал особой силой – сохранять и продлевать молодость и здоровье, красоту, достаток, счастье. Маленькие дети пели специальные песни, зазывая дождь. В случае если дождь действительно шел, его водой умывались, подставляя ливню лицо. А девушки проделывали это специальным образом, пропуская дождевую воду через золотое или серебряное колечко, чтобы быть красивой и счастливой.
  • Дождь предвещал год, богатый на урожай.
  • Категорически запрещалось что-либо сажать или сеять – это приводило к тому, что можно было потерять весь урожай.
  • Если на Радоницу стояла теплая погода, говорили «родители теплом дохнули».

Теперь мы сможем по-иному взглянуть на смысл, которым обладает этот праздник поминовения. А показывая правильный пример своим детям, мы можем надеяться, что эта традиция будет передаваться и дальше, объединяя представителей рода в единое целое.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы, в том числе Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов.

Дмитровская Родительская суббота в ноябре 2017 года в России

У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря; в народе отмечаются не все «родительские субботы» церковного календаря. В обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днём. В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами. У восточных славян главными календарными поминальными днями во многих местах считались: Радоница, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота.

Родительская суббота, что это такое

Родительская суббота - в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан, и прежде всего своих почивших родителях. Канонические дни посещения могил предков и других родственников, где совершаются панихиды. Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот: Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста); Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи); родительская 2-я суббота Великого Поста; родительская 3-я суббота Великого Поста; родительская 4-я суббота Великого Поста.

Православные традиции Дмитриевской родительской субботы

Те верующие христиане, кто четко придерживается церковных канонов, приходят на богослужение в церковь вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу в церквях совершают заупокойную Божественную литургию, после чего проводится служба общей панихиды.

Чтобы помянуть в церкви своих умерших родственников нужно приготовить заранее записки с именами усопших. В записке крупными печатными буквами необходимо написать имена тех кого следует поминать. Все имена должны быть в церковном написании и в родительном падеже. В качестве пожертвования в храм принято приносить постные продукты - хлеб, сладости, фрукты, овощи. А вот мясные изделия или алкоголь (кроме Кагора) жертвовать не положено.

В Дмитриевскую родительскую субботу все верующие христиане посещают могилы усопших родных, в храмах, церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Утро Дмитриевской субботы необходимо начинать с посещения церкви и молитвы об упокоении душ почивших христиан. В отличии от других родительских дней, Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Если нет возможности посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Димитриевская родительская суббота в 2017 году приходится не на ноябрь, как это бывает обычно, а на самый конец октября. Почему?

В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).

День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.) был установлен после Куликовской битвы, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Изначально, по установлению святого князя Димитрия Донского, в этот день поминали всех русских воинов, павших на Куликовом поле. Собственно, это еще один смысл названия субботы «Димитриевской».

Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан.

Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота будет отмечаться 10 февраля 2018 года.

Димитриевская родительская суббота - что нужно знать о поминальном дне

Дмитриевская родительская суббота выпадает в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (день ангела Дмитрия Донского). Он был воин небесного и земного царя. Земного царя он защищал от нападок, защищал свою страну, народ, историю. А Небесного Царя он любил, знал, поклонялся и Ему служил. Земного царя он охранял, а Небесного славил и приводил других людей к Богопочитанию, к вере, чтобы по успению они могли соединиться в Царстве Небесном.

И установлена Дмитриевская родительская суббота была после битвы на Куликовом поле – великим князем Дмитрием Донским. После победы над Мамаем в 1380 году Дмитрий Донской посещает Троице-Сергиеву обитель, чтобы совершить поминовение павших воинов. А немного ранее игумен обители, преподобный Сергий Радонежский, благословил двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю – на войну против монголо-татарского ига. Оба инока погибли в бою. А сам преподобный во время войны, когда возносил свои молитвы к Богу, проникнувшись Духом Святым, видел, как падают воины и каждого воина убитого называл по имени.

По прибытии Дмитрия Донского в обитель было совершено заупокойное богослужение, поминовение православных воинов, павших на поле боя, и общая трапеза.

Впоследствии сложилась такая традиция – совершать такое поминовение ежегодно, поскольку погибших в том бою было 250 тысяч и многие семьи ощутили горечь утраты. Немного позднее стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

Родительская суббота - как провести день

В Дмитриевскую родительскую субботу люди посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и на кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.

На Димитровскую родительскую субботу православные христиане идут в храмы, ставят свечи к Распятию, а не к иконам, и пишут в поминальных записках имена своих умерших близких. В записках можно упоминать лишь имена усопших родственников, которые были крещены при жизни.

Молиться о некрещеных можно над их могилой или дома. Еще один обычай, характерный для Димитриевской родительской субботы – приносить в храм угощение для неимущих. Во время богослужения это угощение освящают и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

Поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

На кладбище нельзя устраивать застолье и напиваться. Существует мнение, что поминки усопшего – возможность пропустить стаканчик другой алкоголя, но это не так. Участь ушедших невозможно облегчить этим действием. Только осознанная молитва способна передать нашу любовь близким. Также нельзя в родительскую субботу:

  • ругаться;
  • напиваться;
  • сквернословить;
  • отзываться плохо о покойном;
  • горевать и плакать.

Важно знать, что поминать не означает грустить. Поминать означает молиться. Душа не может умереть, она переходит в другой мир – в какой, зависит от человека при жизни. Если он грешил, то душа будет мучиться и томиться. Избавить ее от этого поможет только молитва, которую читают близкие с особым трепетом. Поэтому каждую родительскую субботу необходимо поминать своих родных молитвой от чистого сердца. Читающий ее, передает любовь и благодарность, которые не смог отдать при жизни близкому.

Субботы поминания представившихся являются особенными. Их называют родительскими, из-за того, что все покойные ушли к родителям, предкам. Как провести этот день, и что нельзя делать, читайте у нас.

Что нельзя делать в Димитриевскую родительскую субботу

В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.

Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками. Однако если в вашей семье присутствует такая традиция, то старайтесь делать это в меру. Души усопших могут разгневаться из-за пьянства во время поминальной трапезы.

Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.

Если ваш усопший родственник покончил жизнь самоубийством или при жизни не был верующим, то вы не сможете помянуть его в церкви и поставить за упокой его души свечу. В этом случае вы можете помолиться за него дома.

Что нельзя делать в родительскую субботу

С запретами в поминальный день связано множество суеверий. Не запрещено в эти дни выполнять работу по дому и огороду, но только после похода в церковь и чтения поминальной молитвы.

Большинство верующих при посещении кладбища наливают алкоголь в стаканчик у могилы или поливают ее водкой, считая, что если покойный любил выпить, то они ему так помогают. Этого делать недопустимо, так как душа усопшего может мучиться за грех винопития даже после смерти.

На кладбище нельзя устраивать застолье и напиваться.

Добавить комментарий