Использование
676 0

По биологии синквейн на тему мономеры. Составление синквейна на тему «Клетка

Тренинг взаимодействия в группе

“Карьерные успехи человека на 80% зависят от его умения общаться и только на 20% от уровня его профессионализма.»

Д. Карнеги

Задачи тренинга:

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение друг к другу.

Взаимодействие людей может быть осуществленно в:

Группа. Группе характерна постоянная потеря энергии и ресурсов во взаимодействии людей друг с другом. Эта потеря происходит во время конфликтов, возникающих из-за дублирования функций, избегания ответственности, неоправданно высокого контроля. Энергия затрачивается на «трение» друг с другом. Философия такого взаимодействия: «Я выиграю, а ты проиграешь», «Я выиграю, за счет тебя», «Если я вижу что проиграю, я сделаю так, чтобы все проиграли».

Коллектив характеризуется тем, что каждый человек является вкладом в общее дело, ровно настолько, насколько от него требуют. При таком взаимодействии практически нет потерь на межличностные конфликты. Такой форме взаимодействия характерна философия «Я выиграю сам, и ты выигрывай, как можешь сам», «Я выиграю, без тебя».

Команда – всеобъемлющее взаимодействие людей. За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».

Каким сообществом является Ваша организация? Почему?

Команда это:

  • все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
  • умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
  • организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
  • в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
  • развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
  • созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
  • команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;

отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

1. Упражнение «Да, я такая…»

Участники встают в круг лицом к лицу. Двигается внутренний круг. Внутренний круг говорит комплименты, внешний отвечает:Да, я такая. А еще я могу…»

Обсуждение : Какие ощущения после сказанного? Что было сказано заслуженно, объективно? Чувствовалась искренность или формальность? Что было легче: говорить комплементы или принимать их?

2. Упражнение «Построение круга»

Время : 10 минут.

Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? На что ориентировались при построении?

3. Упражнение «Поворот в прыжках»

Время : 2-3 минуты.

Описание упражнения : Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Обсуждение : Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя?

4. Упражнение «Ботинки»

Время: 10-15 мин.

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание : каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы пытались делать в первую очередь: одеть обувь самим или помочт одеть ее соседу?

Делимся на две группы.

5. “Поиск сходства”

Время : 3 мин.

Все участники делятся на 2 команды. Задание заключается в том, что сначала участники ищут и записывают как можно больше сходств между командами, а потом- различия.

Обсуждение: Какой список оказался больше? Что было легче: искать сходства или различия? Чего в итоге оказалось больше: сходств или различий?

6. “Вавилонская башня”

Время : 15 мин.

Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями. Цель – обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения. Ограничения – запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики. Описание – все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать картнку домик отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой – окна башни, третий – флаг, четвертый – раскрасить и т.д. В результате должна получиться связная логичная картинка. После все оценивают получившееся и дается 1мин. на креатив. Что хотелось бы добавить?

Обсуждение: Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему? Что оказалось прще: выполнять четкие указания или дополнять рисунок на свое усмотрение (креатив?)

Теперь необходимо выбрать себе напарника из другой команды, с которым дальше мы будем взаимодействовать.

7. “ Вслепую через лабиринт”

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями.

Смысл упражнения: упражнение обучает находить взаимопонимание с другим человеком в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Обсуждение: Что кому было проще – быть ведущим или ведомым, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

8. Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Время : 20–25 минут

Описание . Тренер просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.

Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди - слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

Текст:

Сегодня заезжал Иван Петрович из управления. Он ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет японского оборудования.

Сказал, что должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем старшим воспитателям необходимо пройти тестирование в 11-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го декабря. Пропуска можно будет заказать у Зинаиды Григорьевны.

Обсуждение:

  • Сколько информации от первоначального текста вы услышали?
  • заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? À насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что …?

9. Упражнение “Пожелание»

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы пожелать Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте напишем, что каждый из нас желает группе. Я, например, желаю вам оптимизма и взаимного доверия». Далее каждый из участников пишет на своем лучике пожелание. Участники сами пркалывают лучики в солнышку.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Психолог-практик помогает справиться с проблемами и трудностями, не только осуществляя психодиагностику, консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, но и черезобучение и передачу своих знаний клиентам, через социально-психологический тренинг.

Психолог передает теоретические знания в области психологии посредством бесед, лекций, семинаров. Информируя клиента о чем-то, что может помочь ему справиться с проблемой, психолог способствует развитию личности.

Традиционные методы обучения дают знания, но, к сожалению, не практические навыки. Для передачинавыков существует особая, активная форма обучения –тренинг.

Слово«тренинг» – это лексическая калька, взято оно из английского языка. Английское «training» переводится как «тренировка, обучение, воспитание, подготовка».

Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов :

  • бизнес-тренинги,
  • навыковые тренинги,
  • образовательные тренинги,
  • психотерапевтические тренинги,
  • тренинги для тренеров.

Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

На тренингеможно развить :

Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

  • понимание других людей в процессе общения,
  • понимание самого себя,
  • саморегуляция,
  • коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
  • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.

Тренинговая группа и психолог-тренер

История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.

Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.

Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы –10-12 человек . Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило, длится не более60 минут .

Тренинговые группы бывают:

  • закрытыми, с постоянным составом участников,
  • открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.

Продуктивнее работают закрытые группы.

Процессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой », к ним относятся:

  • лидерство,
  • руководство,
  • деловые отношения,
  • межличностные отношения,
  • конфликты,
  • групповое принятие решений и другие.

Принципы организации тренинговых групп:

  1. Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
  2. Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
  3. Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
  4. Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.

Работа психолога-тренера заключается в:

  • организации,
  • методическом обеспечении,
  • проведении тренинга.

Основныеобучающие методы , которые используются тренер на занятиях, это:

  • разминка,
  • мини-лекция,
  • сбор мнений,
  • мозговой штурм,
  • упражнение, кейс,
  • групповая дискуссия,
  • ролевая игра,
  • деловая игра, метафорическая деловая игра,
  • видеоанализ и другие.

Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.

Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.

  1. Герман Марасанов “Социально-психологический тренинг”
  2. Николай Цзен, Юрий Пахомов “Психотренинг. Игры и упражнения”
  3. Александр Прутченков “Социально-психологический тренинг в школе”
  4. Елена Дагаева “5 тренинговых программ”под ключ”. Практическое руководство”>
  5. Татьяна Эксакусто “Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития”
  6. Михаил Кипнис “Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга”

Социально-психологический тренинг для групп постоянного состава

Пояснительная записка

В практику образовательных учреждений входят новые интересные формы работы: творческие клубы, дискуссионные мастерские и т.д. В числе активных форм все чаще стали встречаться социально-психологические тренинги.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируется коммуникативная и социальная компетентность, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников.

Решение затруднений в коммуникативной и социальной сфере на сегодняшний день является приоритетной задачей, это связано с тем, что мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного «взрыва», значительной интенсификации общения. Компетентность в общении стала одной из главных составляющих всех сфер жизни. Зачастую испытывая затруднения в общении, человек боится обратиться к окружающим за помощью, не может адекватно выразить свои эмоции, чувства, конструктивно выйти из конфликтной ситуации и выполнять командные формы работы. и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, человек пользуется полным доверием, и не боится доверять сам. А та же приобретает позитивный опыт работы в группе.

Главные приоритеты в деятельности Дома детского творчества –развитие коммуникативной и социальной компетентности. Учитывая специфику учреждения и поставленных целей, социально-психологический тренинг является наиболее приемлемой формой для развития выше обозначенных качеств.

Во время занятий каждый подросток может проигрывать разные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт.

Основная гуманистическая идея подобных занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, преодолеть стереотипы, мешающие общению с окружающими.

Цель социально-психологического тренинга:

Повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Задачи тренинга:

· Повышение уровня психологической культуры;

· Снятие личностных барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

· Овладение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия, повышающими его эффективность;

· Овладение определенными социально-психологическими знаниями;

· Развитие способности адекватного познания себя.

Условия реализации:

· Помещение, в котором есть пространство для двигательных упражнений;

· С предложенными занятиями психолог выходит на работу с детьми, которые скомплектованы педагогом на курс, обозначенный программой. В данном тренинге педагог, который постоянно курирует участников тренинга, также принимает активное участие, это способствует улучшению контакта внутри группы;

· Оптимальное количество участников группы – 12 человек.

· Возраст участников 14-17 лет

Реализуя социально-психологический тренинг, психолог основывается на следующих принципах работы группы:

1. Принцип активности участников группы. Психолог создает условия для максимальной активности каждого участника (все высказываются по кругу, упражнение в микро группах и парах).

2. Принцип исследовательской позиции. В ходе тренинга участники группы открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а так же осознают свои личные ресурсы, которые позволяют экспериментировать с различными способами поведения.

3. Принцип объективации поведения. За время тренинга у участников есть возможность получить обратную связь от психолога и участников группы.

4. Принцип партнерского общения. Общение, при котором учитываются интересы всех участников, признается ценность личности другого человека.

Основной принцип работы психолога - постоянная рефлексия того, что происходит в группе. После каждого дня тренинга психолог получает обратную связь в письменной форме.

Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:

· Дискуссия;

· Ролевые игры;

· Письменные упражнения;

· Устные упражнения.

Учебный план

Первое занятие

Цель: данная встреча начинает серию занятий, и поэтому необходимо подробно ознакомить участников с основными правилами работы в тренинговой группе, а также создать благоприятный эмоциональный фон и атмосферу доверия.

1. Вступление.

1.1. Знакомство.

1.2. Определяется режим работы группы.

1.3. Прояснение основных понятий тренинга.

1.4. Информация о том, как будет проходить тренинг, возможность получения обратной связи.

2.Принятие правил работы в группе.

Каждое правило обсуждается в группе.

Как знак принятия правил, всем участникам предлагается встать. Этот момент считается рождением команды.

3. Изготовление визиток.

Каждый из участников изготавливает себе визитку, где указывает свое имя, или то имя, которым бы хотелось, чтобы называли. В дальнейшем на занятии называть друг друга только по тем именам, которые указаны на визитке.

4. Создание работоспособности в группе.

1. Знакомство.

2. Выявление ожиданий, опасений, сомнений.

3. Обсуждение формы обращения, приветствия, которое будет транслироваться на каждом занятии.

5. Упражнение «Мы идем в поход»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый из участников называет свое имя, а также называет предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можно обратиться за помощью к группе.

6. Упражнение «Построение»

Ведущий предлагает построиться всем участникам в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например: «Постройтесь по цвету глаз, от самых светлых к самым темным»; «Постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря»; «Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен» и др.

После упражнения обязательное обсуждение в кругу и комментарии ведущего.

7. Упражнение «Скала»

Ведущий предлагает всем участникам встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».

8.

Все участники сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга, он произносит некую характеристику, относящуюся к себе, те, у кого есть то же самое, должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Пример характеристик: кто любит танцевать; кто играет на гитаре; кто любит мороженое; кто умеет плавать и т.д.

9. Упражнение «Стена»

Ведущий предлагает участникам обсудить, что такое команда, как себя ощущает человек, когда его поддерживают. После обсуждения ведущий спрашивает о готовности участников поддержать друг друга. Если кто-то из участников опасается, что его не поддержат, задается вопрос команде, поддержит ли она этого участника. Обычно ответ утвердительный. После этого ведущий натягивает веревку на уровне пояса (можно также использовать скотч) и сообщает, что всей команде нужно перебраться на противоположную сторону, при этом нельзя обходить веревку, пролазить снизу, можно только через верх. Но если тот, кто пересекая, ее задевает, то вся команда возвращается на прежнее место. После проб и обсуждений, ребята начинают распределять роли и договариваться, как лучше командой справиться с проблемой. Задача ведущего: смотреть за соблюдением правил, а также помочь команде решить проблему, как перебраться последнему участнику (ведь задевать нить нельзя только тому, кто ее пересекает).

После выполнения упражнения происходит его обсуждение в кругу, дается возможность высказаться каждому участнику, что понравилось, что не понравилось, чувствовалась ли поддержка от группы. Во время обсуждения психолог соблюдает баланс позитива и негатива, переводит негатив в позитив. Обсуждается только, что помогало и что мешало, пресекаются оценочные суждения.

10. Упражнение «Змейка»

Ведущий предлагает команду разделиться на две группы. Задание: сделать змейку, взявшись за руки, а также связав все имеющиеся подручные средства. Это могут быть шарфы, ремни, галстуки и т.д. Побеждает та команда, чья змейка получится длиннее.

11.

Перед выполнением упражнения ведущий рассказывает о том, что такое «общение». Вместе с участниками определяет, какую роль, занимает общение в их жизни. Далее ведущий рассказывает о вербальном и невербальном общении и предлагает воспользоваться невербальным общением.

Все участники делятся на пары, желательно чтобы это были люди мало общающиеся между собой. После этого ведущий сообщает, что это упражнение выполняется молча, на каждую пару он выдает по одному листу бумаги и одному фломастеру. Нужно, держась одновременно за один фломастер, нарисовать картину и придумать для нее название. А для того, чтобы это упражнение выполнялось «без ошибок» ведущий склеивает руки участников скотчем.

После выполнения все садятся в круг и высказываются по поводу прошедшего упражнения (легко ли его было выполнить, кто играл активную роль, кто пассивную и что при этом чувствовали). Далее ведущий просит показать, какими способами невербального общения пользовался каждый из участников.

12.

Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Участникам предлагается закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым выразить свое отношение к происходящему. Анкетирование можно проводить без подписи анкетируемого, либо подписывается тот, кто пожелает.

Анкета «Откровенно говоря»

Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и всей группы в целом.

Дата занятия «___»_____________20__г.

Мое тренинговое имя………………………………………..

1. Во время занятия я понял(а), что……………………..............................

2. Самым эффективным я считаю………………………………….

3. Я не смог(ла) быть более откровенным(ой), так как…………..

……………………………………………………………………………

4. На занятии мне не удалось……………………...

5. Больше всего мне понравилось…………………….

…………………………………………………………………………….

6. На следующем занятии я хотел(а) бы……………………….

...........................................................................................................................................................................................................................................

7. На месте ведущего я бы………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Второе занятие

Цель занятия: способствовать дальнейшему сплочению детского коллектива, закрепить стиль доверительного общения. Раскрыть качества, важные для эффективного межличностного общения.

1.

2. Вводная часть (проходит в кругу)

3. Упражнение «Комплимент»

Ведущий «настраивает детей» на тактичное отношение друг к другу.

Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько вы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.

Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему партнеру. Во время высказывания остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не скажут что-то приятное соседу.

После выполнения упражнения всем участникам группы предоставляется возможность высказаться в кругу.

4. Упражнение «Общительный ли я?»

Любому человеку интересно и полезно узнать мнение о себе. Но самое обидное – очень трудно узнать об этом. Ведь у нас не принято спрашивать: «Как ты ко мне относишься?». Вот мы и живем, не зная точно, как же все-таки к нам относятся люди.

В нашем коллективе у нас такая возможность есть. Давайте прямо сейчас попробуем провести мини – социологический опрос членов группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу вашей внешности, манеры говорить, жестикулировать. Но мы зададим друг другу только один вопрос: «Как ты думаешь, я общительный человек?». Для более организованного проведения опроса будем использовать специальный бланк – опросный лист.

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу товарищей и задать поставленный вопрос. Оценка выставляется по следующей шкале:

· Ты самый общительный человек +2 балла

· Ты общительный человек и можешь стать еще общительнее +1 балл

· Я плохо знаю тебя с этой стороны 0 баллов

· Ты не общительный человек, но есть более необщительные люди -1 балл

· Мне кажется ты закрытый человек -2 балла

Не забудьте вместе с оценкой в баллах получить подпись опрашиваемого. Если не будет подписи, то балл не зачитывается. На все дается максимум 5 минут.

Опросный лист

После сбора данных происходит обсуждение в кругу. Каждый по очереди высказывается по поводу прошедшего упражнения, а также по поводу результатов мини – социологического опроса. В кругу высказываются пожелания себе и коллективу.

5. Что такое «Эффективное общение?»

Ведущий обозначает поставленную тему и просит каждого высказаться:

· Что значит эффективно общаться?

· Привести примеры, когда общение можно было бы назвать эффективным.

· «Эффективного общения»

· «Активного слушания»

6. Упражнение «Говорящий и слушающий»

Все участники разбиваются на пары. Выбирают себе в пару того из членов группы, с кем вы пока меньше всего общаетесь, но хотели бы узнать ближе.

Ведущий ждет, пока все участники группы сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет «говорящим», а другой – «слушающим». Задание будет состоять из следующих этапов (шагов). Каждый шаг будет рассчитан на определенное время. Сначала правилами «активного слушания» руководствуется «слушающий». «Говорящий» в течение пяти минут рассказывает о своих интересах, увлечениях. «Слушающий» активно и заинтересованно поддерживает, используя полученные навыки.

Через 5 минут ведущий останавливает беседу.

Затем участники меняются ролями. Работа продолжается в течение 5 минут. После этого за 5 минут «слушающий» должен повторить «говорящему», что он понял из двух рассказов. На протяжении этого времени «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено и что искажено.

В следующей части упражнения пары меняются ролями.

После выполнения упражнения происходит обсуждение в кругу. Психолог уточняет, получилось ли справиться с этим упражнением, какие были затруднения.

7. Упражнение «Молекулы»

Все участники хаотично под ритмичную музыку двигаются по комнате. По команде ведущего они объединяются в мини группы. По двое, затем по трое и т.д. до тех пор, пока все не объединятся.

8. Упражнение «Экстрасенс»

Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности умеете читать мысли и чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, т.е. как он сидит и т.п. Теперь среди учащихся найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п.

Затем все участники садятся в большой круг и, обращаясь к человеку, которого вы описали, расскажите ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние вы описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение – подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если высказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть, но только в тактичной форме.

После выполнения упражнения всем участникам группы предоставляется возможность высказаться в кругу.

9. Упражнение «Свечка»

Все участники становятся в круг. Выбирается первый участник, он становится в центр круга, закрывает глаза и падает. Задача остальных поймать его, что бы ни случилось. Затем выбирается другой участник. Предложенное упражнение выполняется только с добровольного участия.

После выполнения упражнения происходит его обсуждение в кругу. Дается возможность высказаться каждому участнику, что понравилось, что не понравилось, чувствовалась ли поддержка группы.

Третье занятие

Цель занятия: активизировать работу по самоанализу, совершенствование коммуникативных навыков.

Используемый материал : видеокамера, листы ватмана, цветные карандаши, краски, фломастеры, пластилин, клей, ножницы.

1. Приветствие по выбранной на первом занятии форме.

2. Вводная часть (проходит в кругу)

Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.

Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.

3. Ролевая игра «Необитаемый остров»

Участники садятся в большой круг и ведущий объясняет правила предстоящей ролевой игры:

В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатым животным и растительным миром. Но жизнь там полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, кратковременный, но жестокий холод, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача – создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность ситуации. Люди иногда в таких ситуациях теряют человеческий облик, вспыхивают споры, ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить жилье, чтобы солнце не жгло вашу кожу и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

Нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство, наладить социальную жизнь, распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом они будут выполняться.

1) Прежде всего, решите вопрос о власти

· Какой она будет на вашем острове?

· Кто будет принимать окончательное решение?

· Каким образом будет контролироваться выполнение?

2) Как будет распределяться пища?

3) Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь?

4) Какие у вас будут праздники?

· Сколько?

· Как их будете устраивать?

5) Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15-20 пунктов

· Правила должны быть конкретные, а не абстрактные, они должны помогать решению возникающих проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор

· Нужно также предусмотреть санкции за нарушение установленных правил

Данная игра – еще одна возможность договориться о правилах цивилизованного общения. Естественно, что игровая ситуация лишь усиливает необходимость слышать и слушать друг друга, заставляет искать пути выхода из сложившихся обстоятельств.

После выполнения упражнения проведение рефлексии в кругу. Психолог резюмирует все сказанное группой.

Четвертое занятие

Цель: развитие эмоциональной сферы, способность к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

1.

2. Вводная часть (проходит в кругу).

Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.

Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.

3. Упражнение «Мои чувства»

Чувства каждого человека уникальны. Одни и те же события разные люди переживают по-разному. Каждый имеет право чувствовать по-своему. Попробуйте «презентовать» свое чувство в виде животного, цветка, звука и т.д.

4. Упражнение «Театр»

Участникам предлагается почувствовать себя актерами и показать разнообразные чувства только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой.

5. Упражнение «Волны»

Используемый материал:

Ведущий предлагает участникам превратиться в морские волны и из атласных лент показать: «волны радости», «волны гнева», «волны страха», «волны гордости» и пр.

6. Упражнение «Живые руки»

Участники садятся в ряд, им завязывают глаза. Ведущий шепчет на ухо первому участнику название чувства, его задача – передать соседу чувство при помощи рук, по принципу глухого телефона. Затем все открывают глаза и обсуждают в кругу, кто сумел передать чувство, а кто нет, что мешало и что помогало.

7. Упражнение «Глаза в глаза»

Участники разбиваются на пары. В течение 3 минут партнеры, молча, смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь друг с другом глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.

После выполнения упражнения обсуждение в кругу. Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами? Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

8. Упражнение «Ванька-встанька»

Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные участники, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

После выполнения упражнения происходит обсуждение его в кругу. Ведущий задает вопрос всем, побывавшим в центре круга: Кто действительно сумел расслабиться и довериться людям?

Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-ти бальной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им мешало и т.п.

9. Упражнение «Пойми меня»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо (интолерантно). Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь оценивает точность пересказа. Упражнение можно проводить в кругу.

После выполнения упражнения происходит ее обсуждение в кругу, дается возможность высказаться каждому участнику.

Пятое занятие

Цель: данное занятие является заключительным и поэтому очень важно закрепить позитивный настрой в группе и активизировать полученные знания в ходе прошедшего курса.

Используемый материал: видеокамера, листы ватмана, цветные карандаши, краски, фломастеры, пластилин, клей, ножницы.

1. Приветствие по выбранной форме

2. Вводная часть (проходит в кругу)

Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.

Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.

3. Ролевая игра «Саморазвивающийся спектакль»

Ведущий сообщает детям, что они делятся на «актерские группы» и «сценарные группы».

· «Сценарная группа» выбирает жанр будущего спектакля, выбирают его сквозную тему, пишут сценарий

· «Актерская группа» распределяет роли, придумывают характер всем персонажам.

Каждый участник игры в начале рассказывает о себе. Начиная фразу следующим образом: «Я как зритель люблю…».

Далее каждый участник говорит о своем товарище (дважды об одном говорить нельзя) следующим образом, напри мер: «Галина может быть максимально полезна нашему творческому театральному объединению по следующим параметрам…». Обычно называют какие-то творческие способности.

Потом группы сочиняют сценарий, учитывая выбранный жанр (например: детектив, мелодрама, комедия, трагедия, сказка и пр.). ребята сидят вместе, пишут текст, придумывают ситуации, диалоги, монологи. Затем по команде ведущего меняются текстами, например, через 2 минуты. Таким образом, все группы проходят через все жанры. На финише первый текст опять попадает в руки актеров, которые его начинали.

Затем начинается репетиция спектакля. Ребята распределяют роли этой пьесы. Придумывают костюм и декорации и играют перед всеми свой «спектакль».

После выполнения упражнения проведение рефлексии в кругу. Психолог резюмирует все сказанное группой.

Затем происходит просмотр занятия на видео.

Цель – детальный анализ происходящего, объективация поведения.

Примерные вопросы психолога: «Что здесь происходит?», «Что вы чувствовали в этот момент?».

Заключительная рефлексия всего тренинга, происходит в кругу. Психолог уточняет, сбылись ли ожидания, продуктивна ли была работа.

тренинг психологический общение методический упражнение

Подробная программа двух занятий.

Первое занятие

1. Вступительная лекция

Здравствуйте, меня зовут ……………. Нам с вами предстоит вместе поработать 5 дней. Мы будем много общаться, играть, интересно и с пользой проводить время. Давайте для начала познакомимся.

Теперь давайте обговорим, в какое время мы будем с вами встречаться.

Нам предстоят тренинговые занятия. И я должна вам рассказать, что такое тренинг.

Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируются навыки общения, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников тренинга.

Цели нашего тренинга – снятие личностных барьеров, овладение приемами межличностного взаимодействия, развитие способности познания себя.

Наши занятия будут проходить в оговоренное с вами время. После каждого занятия мы с вами будем обсуждать в кругу ваши действия, чувства, эмоции, пожелания, что понравилось, а что нет, у каждого будет возможность высказаться.

2. Принятие правил работы в группе

В нашей группе будут свои правила, давайте их обсудим.

1. Доверительный стиль общения.

2. Обращение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они думают, что чувствуют, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывают механизмы психологической защиты. Но основная задача превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий участники отказываются от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому высказывания типа: «Большинство людей считают, что…» заменяются на такое: «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» - на: «Я думаю…» и т.п. Во время занятий участники также не используют безадресных суждений типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий любой из участников стремится подчеркнуть только положительные качества человека.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивается не участник, а только его действия и поведение.

8. Как можно больше контактов и общения с другими людьми. Во время занятий каждый участник должен стремиться поддерживать отношения со всеми членами группы и, особенно с теми, с кем меньше всего общается в обычной жизни.

9. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из участников, все его внимательно слушают. Не перебивают и задают вопросы только после того, когда закончится высказывание.

Как знак принятия правил, давайте все встанем. Этот момент будем считать рождением команды.

3. Изготовление визиток

А теперь давайте каждый из вас изготовит свою визитку, где укажет свое имя или то имя, которым бы вам хотелось, чтобы вас называли. В дальнейшем на наших занятиях мы будем называть друг друга только этими именами.

4. Создание работоспособности в группе

Перед каждым занятием я буду вам сообщать о цели предстоящего занятия, выслушаю ваши ожидания от предстоящего занятия, опасения, сомнения. Каждый участник может сформулировать пожелание к группе и к ведущему. После каждого занятия вы сможете заполнить анкеты, где расскажете, что вам удалось, что понравилось, ваши пожелания. Ваше мнение поможет мне продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и всей группы.

А теперь давайте придумаем обращение - приветствие, с которого мы будем начинать каждое наше занятие.

5. Упражнение «Мы идем в поход»

Упражнение называется «Мы идем в поход». Давайте встанем в круг. Правила упражнения:

Каждый из вас назовет свое имя, а также предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можете обратиться за помощью к группе. Игра продолжается, пока все не примут участие.

6. Упражнение «Построение»

А теперь следующее упражнение, оно называется «Построение». Для его выполнения предлагаю всем построиться в шеренгу, при этом я буду называть самые разнообразные основания для построения. Например, сейчас я предлагаю вам построиться по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. Хорошо. А теперь пожалуйста постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря. Следующий вид построения, постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен.

А теперь закончив упражнение давайте его обсудим. Что вам понравилось, что нет, какие у вас возникли трудности, в какой момент упражнения.

7. Упражнение «Скала»

Упражнение называется «Скала». Для его выполнения вам нужно встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение будет закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».

8. Упражнение «У кого… поменяйтесь»

Для следующего упражнения, которое называется «У кого… поменяйтесь», вам всем нужно сесть в круг на стулья. Я произнесу про себя некую характеристику, те, у кого есть то же самое, должны поменяться стульями. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Итак, начинаем: Я умею рисовать.

9. Упражнение «Стена»

Наше следующее упражнение называется «Стена». Но, перед его выполнением давайте обсудим, что такое команда, как себя ощущает человек, когда его поддерживают. Я думаю, каждому есть, что сказать.

А теперь, когда мы это обсудили, скажите мне, пожалуйста, готовы ли вы поддержать друг друга? Для тех, кто опасается, что его не поддержат. Команда, вы поддержите………………. Сейчас я натяну веревку на уровне пояса. Вам всем нужно перебраться на противоположную сторону, при этом нельзя обходить веревку, пролазить снизу, можно только через верх. Но если тот, кто, пересекая, ее задевает, то вся команда возвращается на прежнее место. Задевать веревку нельзя только тому, кто ее пересекает.

Давайте попробуем, прежде чем начать. (После проб и обсуждений, ребята начинают распределять роли и договариваться, как лучше командой справиться с проблемой. Задача ведущего: смотреть за соблюдением правил, а также помочь команде решить проблему, как перебраться последнему участнику.)

Упражнение выполнено, теперь давайте в кругу его обсудим. Каждый может высказаться, что понравилось, что не понравилось, чувствовали ли вы поддержку группы. (Во время обсуждения психолог соблюдает баланс позитива и негатива, переводит негатив в позитив. Обсуждается только, что помогало и что мешало, пресекаются оценочные суждения.)

10. Упражнение «Змейка»

А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы.

Упражнение называется «Змейка».

Задание каждой группе: сделать змейку, взявшись за руки, а также связав все имеющиеся подручные средства. Это могут быть шарфы, ремни, галстуки и т.д. Побеждает та команда, чья змейка получится длиннее.

11. Упражнение «Рисунок со скотчем»

Название следующего упражнения «Рисунок со скотчем». Но перед выполнением упражнения я расскажу вам, что такое общение. Согласно определению из словаря по психологии: Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. В процессе общения происходит обмен информацией; взаимодействие между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; происходит восприятие друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

А теперь давайте определим, какую роль, занимает общение в вашей жизни.

Общение бывает двух видов: вербальное – речевое и невербальное – неречевое. В структуру вербального общения входят значение и смысл слов и фраз, речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), тональность и высота голоса, интонация и др. играют важную роль точность употребления слов, их выразительность и доступность, выразительность и смысл интонации.

Невербальные средства общения, это: мимика – движение мышц лица; жестикуляция – движения отдельных частей тела; пантомимика – движения всего тела: позы, осанка, походка; прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, отталкивания; расположение людей в пространстве – дистанция во время контакта.

Для выполнения задания этого упражнения я предлагаю воспользоваться невербальным общением. Сейчас вы поделитесь на пары. Но одно условие – вы должны быть в паре с тем участником, с которым мало общаетесь.

Это упражнение выполняется молча. (на каждую пару ведущий выдает по одному листу бумаги и одному фломастеру).

Задание: Каждой паре нужно, держась одновременно за один фломастер, нарисовать картину и придумать для нее название. А для того, чтобы это упражнение выполнялось «без ошибок» я склею вам руки скотчем.

Задание выполнено, а теперь давайте сядем в круг и каждый выскажется по поводу прошедшего упражнения: легко ли его было выполнить, кто играл активную роль, кто пассивную и что при этом чувствовали.

А теперь покажите, какими способами невербального общения пользовался каждый из участников.

12. Упражнение «Откровенно говоря»

Мы дошли до последнего упражнения на нашем занятии. Оно называется «Откровенно говоря». Я предлагаю вам в конце каждого занятия заполнять анкеты. Вам нужно будет закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым выразить свое отношение к происходящему. Не забывайте, что упражнение называется «Откровенно говоря», а это значит, что при заполнении анкет вы должны быть максимально искренни. Ваши анкеты помогут при планировании следующих занятий. Подписывать анкету не обязательно, подписывается тот, кто пожелает. До свидания.

Четвертое занятие

Здравствуй те. Очень хорошо, что вы снова все собрались и готовы к занятию, я рада вас всех видеть.

1. Приветствие по выбранной форме.

Для начала нашего занятия давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

2. Вводная часть (проходит в кругу).

Цель нашего занятия – развитие эмоциональной сферы, способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Нам предстоит выполнить ряд упражнений для развития этих качеств.

Перед тем, как начать наши упражнения, пусть каждый расскажет о своих ожиданиях от предстоящего занятия, опасениях, сомнениях.

А теперь я предлагаю каждому из вас сформулировать пожелания к группе и к ведущему.

3. Упражнение «Мои чувства»

Чувства каждого человека уникальны. Одни и те же события разные люди переживают по-разному. Каждый имеет право чувствовать по-своему. Это упражнение называется «Мои чувства». Пусть сейчас каждый из участников попробует «презентовать» свое чувство в виде животного, цветка, звука, запаха, вкуса.

4. Упражнение «Театр»

При выполнении следующего упражнения, которое называется «Театр», вам предстоит почувствовать себя актерами и показать разнообразные чувства только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой.

5. Упражнение «Волны»

Используемый материал: атласные ленты длиной 1-1,5 метра.

Следующее упражнение называется «Волны». Для его выполнения предлагаю вам превратиться в морские волны и из атласных лент показать: «волны радости», «волны гнева», «волны страха», «волны гордости» и пр.

6. Упражнение «Живые руки»

Название этого упражнения «Живые руки». Сядьте, пожалуйста в ряд, я завяжу вам глаза. Сейчас я прошепчу на ухо первому участнику название чувства, его задача – передать соседу чувство при помощи рук, по принципу глухого телефона. Затем все открывают глаза и обсуждают в кругу, кто сумел передать чувство, а кто нет, что мешало и что помогало.

7. Упражнение «Глаза в глаза»

Упражнение «Глаза в глаза». Для выполнения этого упражнения вам нужно разбиться на пары. В течение 3 минут партнеры будут молча смотреть друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь друг с другом глазами.

8. Упражнение «Ванька-встанька»

Для выполнения упражнения «Ванька-встанька» вам необходимо встать в круг как можно плотнее друг к другу. Один из вас выходит в центр круга. При этом вышедшему нужно попытаться максимально расслабиться, а остальные участники, вытянув руки перед собой, будут покачивать участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

Мы выполнили упражнение ми теперь давайте обсудим его в кругу.

Вопрос к тем, кто побывал в центре круга расскажите нам: Кто действительно сумел расслабиться и довериться людям?

Сейчас каждому из вас надо оценить степень своего доверия по 5-ти бальной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев.

У кого была низкая степень доверия группе, расскажите: почему вы не сумели расслабиться, что вам мешало.

9. Упражнение «Пойми меня»

И последнее упражнение нашего занятия – «Пойми меня». Садитесь пожалуйста в круг. Предлагаю сейчас каждому участнику вспомнить и кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь оценивает точность пересказа.

Теперь давайте обсудим выполнение этого упражнения.

10. Упражнение «Откровенно говоря»

А теперь заполните, пожалуйста, анкеты. Спасибо. До встречи на следующем занятии.

Цели тренинговой работы

·

·Групповые нормы

·Ролевые позиции в группе

·

·

·

·

Цели тренинговой группы

Как было указано выше, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделимобщие цели , объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

·исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

·улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

·изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

·развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

·содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

В нашей книге рассмотрение тренинговых групп происходит в большей степени с позиций цели развития самосознания.

Рис. 2. Цели тренинговой работы

Преимущества групповой формы психологической работы

Вопрос о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной. Наиболее полно, на наш взгляд, преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах отражены в книге К. Рудестама (1993). Перечислим эти преимущества, выделив их сущность и снабдив необходимыми комментариями:

1. групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

2. группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

3. возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

4. в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

5. в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

6. взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

7. группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

8. групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.

Групповые нормы

Ни одна социальная общность – от диады и малой группы до населения государства – не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей, составляющих эту общность. Обычно нарушение правил (писаных или неписаных) вызывает применение определенных санкций к нарушителю – со стороны государства, например.

Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренинговой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал.

Практически те или иные нормы начинают действовать в тренинговой группе с первого мгновения ее функционирования. Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Чаще всего это происходит так.

В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.

1."Здесь и теперь"

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

2.Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

3.Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

4.Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

5.Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Ролевые позиции в группе

Многие социальные психологи рассматривают групповую динамику в тренинге прежде всего как смену ролей участниками и скрытую борьбу за то, чтобы занять те или иные "ролевые ниши"; основная задача ведущего в этом ключе трактуется как сознательное (иногда откровенно провокационное) "расшатывание" сложившихся ролевых взаимоотношений и изменение ролей (см., например, В. Ю. Большаков, 1996), задающее энергетику групповым процессам.

Но что же такое роль? Воспользуемся определением В. И. Слободчикова, который предложил разделить понятия "социальная роль" и "игровая роль". При этом:"...социальная роль – единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия;игровая роль – единица анализа свободных, но временных общностей" (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, 1995, с. 159). Самым важным критерием, различающим социальную и игровую роль, являетсянесвободность выбора . Живя и действуя в многообразных социальных общностях, люди вынуждены встраиваться в ту систему социальных ролей, которая и структурирует тот или иной человеческий конгломерат. Чтобы адаптироваться в социальной среде, человек, следуя ожиданиям окружающих, надевает маску той социальной роли, которая ему задается извне, "добропорядочного гражданина", "примерного семьянина", "лидера" или "отверженного".

На первых этапах развития тренинговой группы функционирование участников задается стереотипными внутренними установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной им во внешнем мире. Скажем, человек, занимающий высокий пост, часто и в тренинге стремится играть роль авторитетного лидера. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных ролей и принятие новых, нестандартных игровых ролей. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: "козел отпущения", "эксперт", "аутсайдер", "тряпка", "обвинитель", "хулиган", "жертва" и т. п.

Достаточно часто роли участников в группе служат предметом общего обсуждения или репрезентируются в обратной связи. Такие процедуры способствуют развитию самосознания и освобождению от навязанных и неконструктивных социальных ролей.

По мнению С. Кратохвила, основная задача групповой психотерапии и состоит в расширении репертуара ролей, предоставляющем участникам группы возможность функционировать во внешнем мире на основе новых, опробованных в тренинге и сознательно выбранных ролей.

Понятие о групповой сплоченности

Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующиефакторы, способствующие групповой сплоченности :

1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбеза что-то , а в борьбепротив кого-то ).

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);

2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;

4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников). Тренинги сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.

Негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на уровень групповой сплоченности, обобщенно отражены на рисунке 3.

Рис. 3. Отрицательные и положительные факторы, влияющие на групповую сплоченность

Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп

В литературе содержатся противоречивые данные о том, какая группа действует оптимально – та, в которой участники сходны между собой по ряду параметров, или та, в которой участники сильно различаются. О каких параметрах идет речь, когда говорится о гомогенности и гетерогенности? Прежде всего, имеются в виду следующие: 1) пол; 2) возраст; 3) образование; 4) уровень интеллекта; 5) социальный статус; 6) тип личности и стиль поведения; 7) психологические проблемы; 8) убеждения и ценностные ориентации; 9) цели участия в группе.

В достаточной степени ясно, что однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. На это указывает, например, И. Ялом. Однако, с точки зрения К. Рудестама (1993), главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

По мнению многих специалистов в групповой психотерапии (Бенине и Шеппард, Витакер и Либерман и др.), гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций. Кроме того, гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Конечно же, вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. В самом деле, "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов. Важно, чтобы разница не оказалась слишком большой: юный и застенчивый заводской слесарь вряд ли сможет самораскрыться и чувствовать себя комфортно в одной группе с доминирующим и вальяжным директором того же завода.

Как показывает опыт, особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. "Чисто женские" и "чисто мужские" группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом. Тренеры-мужчины знают ситуации, когда в женской группе эмпатирующий, мягкий ведущий на определенном этапе развития группы начинает восприниматься участницами как подружка, с которой можно поболтать о чем угодно (вспоминается поговорка студентов-психологов МГУ: "мужчина-психолог – не мужчина...").

По-видимому, наибольшее значение имеет гомогенность тренинговой группы в отношении психологических проблем и возраста (выше уже говорилось, что нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати). По мнению К. Рудестама (1993), группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показана большая гомогенность (сходство между участниками); группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

Качественный состав тренинговых групп

Добавляя к сказанному выше об однородности и разнородности групп, обратим внимание на вопрос о том, кого следует, а кого не следует включать в тренинга. Большинство психотерапевтов сходятся во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К. Рудестам, ссылаясь на Лакина, "к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания" (1993, с. 27-28).

Некоторые авторы считают совершенно недопустимым "включение в одну группу людей, находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отношениях (этот запрет не распространяется на ситуации семейной терапии)" (Г. С. Абрамова, 1994, с. 220). Опираясь на богатый опыт многочисленных коллег-тренеров и собственный опыт, заметим, что столь категоричное утверждение нельзя считать безусловной истиной: тому свидетельство – десятки и сотни успешных тренинговых групп, сформированных из членов одного производственного коллектива, сотрудников одной фирмы, учителей одной школы. Разумеется, при работе в таких группах перед ведущим появляются дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений. Однако возникают и преимущества например, более длительный эффект тренинга по окончании психологической работы за счет взаимного "подкрепления" участников, что в принципе невозможно в группах, распадающихся по завершении собственно тренинга.

Многие ведущие проводят предварительную психологическую диагностику потенциальных участников тренинговой группы чаще всего во время предварительной консультации или собеседования (см., например, В. Ю. Большаков, 1996). Но, видимо, не следует считать психодиагностику чем-то обязательным – да и в практике сплошь и рядом отсутствует возможность проведения отбора кандидатов в тренинговую группу. Важно только, чтобы ведущий постарался не допустить включения в группу тяжелых психически больных, дабы не спровоцировать рецидивов.

Количественный состав тренинговых групп

Относительно оптимального количества участников группы, как и по многим другим вопросам, единства мнений теоретиков и практиков тренинга не обнаруживается. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура групп зависят от ее цели. Так, по-видимому, тренинги, акцентированные прежде всего на обучение, могут допускать большее число участников, чем тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой минимум участников тренинговой группы составляет четыре человека. Верхний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, проводимые с пятьюдесятью и большим числом участников. В таких случаях ведущий обычно использует помощь нескольких ассистентов; большинство упражнений проводится в подгруппах, на которые дробится основная группа. Многие тренинговые ведущие, однако, считают, что психотерапевтическая и развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет организовать достаточное число интеракций между участниками и не в пропорциональной степени включает активность всех.

Келлерманом (1979) сформулировано "правило восьми", согласно которому число участников не должно превышать восьми человек, поскольку, по его мнению, в противном случае возникает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы. Возможно, это и так, но группы, ориентированные на. личностное развитие (и в частности, на развитие самосознания), предполагают все же большее количество участников. Оптимальным принято считать двенадцать участников. Такое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым; кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы. Последний аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку при проведении многих упражнений, требующих работы в "двойках", "тройках", "четверках", ведущий может столкнуться с проблемой нехватки людей в подгруппах. В таких случаях перед тренером возникает вопрос: либо проводить упражнение в неравных для подгрупп условиях, либо самому заменять недостающего участника (что не всегда является приемлемым в силу организационных, психологических и прочих обстоятельств). Если участников оказалось больше двенадцати, то лучшим вариантом можно считать группу из пятнадцати человек.

В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек, – это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условий для проявления активности каждого человека. Неудобство большого числа членов группы особенно заметно при фиксации времени, затрачиваемого на групповую рефлексию после проведения упражнений: правомерно ли тратить на высказывание группой в двадцать пять человек своих чувств и мыслей около часа при длительности упражнения семь-восемь минут? И это при условии, что каждый будет говорить только по две минуты. Не говоря уже о том, что это очень утомительно для всех; заметим, что последний участник, дождавшись своей очереди, будет испытывать только раздражение, а вовсе не эмоции, пережитые во время упражнения.

Материал взят из книги И.В.Вачков ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Добавить комментарий