Общие сведения
730 0

Особенности философского мировоззрения. Каким бывает мировоззрение или мировоззренческий взгляд

Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.

Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.

Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни - все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы - воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Особенности философского мировоззрения - в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения - в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

Черты философского мировоззрения

Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.

Философское мировоззрение имеет такие черты:

  • научная обоснованность действительности (отсутствие домыслов и неподтвержденных утверждений);
  • систематичность сбора информации;
  • универсальность, так как подходит под любые - как личные, так и религиозные мировоззрения;
  • критичность, так как ничего не принимает на веру.

Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках наработанных годами или веками норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии - предположения, а в науке - факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек - прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Философия и наука

Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.

Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.

Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов - от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

  • космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;
  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Форма познания мира

По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия - форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Роль разума

Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.

Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерныечерты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:
  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение

Основной проблемой мировоззрения выступает вопрос о специфики отношений, связующих человека и мир. Раскрытие подобной проблематики является ключевым аспектом для понимания природы не только мировоззрения, но человека как такого.

Отталкиваясь от положения о социальной сущности бытия человека, мы должны отвести первое место такому аспекту изучения мировоззрения, как взаимосвязь человека и социума. Социальное не только реальность, в которой бытийствует индивид, но и инструмент познания объективной и субъективной, материальной и идеальной стороны мироздания. Например, посредством таких общественных сторон жизни, как образование, наука, искусство, традиция, мышление и т.п. мы открываем процессы, протекающие в обществе, сознании отдельного человека и мироздании в целом. Поэтому, прежде всего, следует говорить о том, что мировоззрение в любых его состоянияхдетерминировано (определенно)и формируется социальным бытием человека, следовательно,исторически изменчиво, отражает культурные, политические, экономические веяния своей эпохи , ине является абсолютно изолированным индивидуальным феноменом. Но его недопустимо рассматривать и как плод исключительно коллективного сознания, в котором допускаются несущественные частные вариации. В этом случае мы неоправданно исключаем уникальное бытие личности, отрицаем возможность самостоятельной сознательной оценки происходящего отдельным человеком, с вытекающими отсюда гуманитарными и этическими осложнениями.

Индивидуальное и коллективное есть различные, диалектически взаимосвязанные грани конкретного выражения культурно-исторического состояния социальных отношений. Подколлективным мировоззрением принято понимать интеллектуальный и духовный настрой семьи, группы, класса, национальности, страны. И так как индивид обладает относительной самостоятельностью, всегда включён и выступает частью групповых связей существующих на различных уровнях коллективных состояний, тоиндивидуальное мировоззрение можно рассматривать как частное, самостоятельное, творчески преломлённое отражение общественных процессов, которые предстают перед человеком через призму социально-группового (коллективного) взгляда на мир, который (коллективный взгляд на мир) выступает не только необходимым условием существование индивидуального, но и способен изменяться под воздействием личности. Примером диалектики коллективного и индивидуального может служить учёный, проводящий самостоятельное исследование, в котором выражено уникальное понимание им, как изучаемого объекта, так и парадигмы, исторически сложившейся в научном сообществе.

Зависимость индивидуального и коллективного можно раскрыть следующим образом: Индивидуальное (частное) бытие, по факту своего существования, необходимо включено в социальные отношения и подчиняется законам, которые ими управляют. Данные отношения неоднородны и предстают в различных формах – семья, группа, этнос и в том числе индивидуальное существование. Человек здесь выступает интегрированным элементом, существование которого неотрывно связано и изменяется в зависимости от типа социального состояния, или группы, с которой он соотнесён. Даже если рассматривать индивидуальные отношения самостоятельно, то мы столкнёмся с тем, что они в любой момент времени есть отношение к кому-то, с чем-то. «Изолированный» человек, находясь наедине с собой, остаётся включённым в общественный процесс, уже исходя из того, что его сознание сформировано социумом. В состоянии подобной самостоятельности наши настроения, принципы, убеждения, критерии мышления, стимулы для поведения, как формы сознательной деятельности, всегда несут на себе отпечаток социальной определённости, и одновременно являются формами существования социального бытия. Даже тема и предмет размышления меняются в зависимости от формы социальной реальности, в которой прибывает человек, и носителем которой выступает. Таким образом, наша самостоятельная деятельность, оценки, мысли являются диалогом или связью с обществом. Подобный внутренний диалог человека выступает состоянием, в котором также отражены процессы «социального множества» (коллектива), рассматриваемого нами в качестве абстрактной категории. Поэтому, можно говорить о том, что персональное не следует рассматривать по принципу абсолютной изоляции, и всегда необходимо учитывать взаимосвязь и взаимодействием индивидуального и коллективных состояний мировоззрения.

При этом индивидуальное существование предстаёт как уникальный, неповторимый синтез социальных отношений, в которые человек включается на протяжении всей жизни при помощи сознательной творческой деятельности или просто по факту своего общественного существования. И отождествление или полное подчинение индивидуального коллективным формам мировоззрения недопустимо. При возможном допущении такого равенства, «исчезнет» либо понятие индивидуальность, либо, обратное, категория коллектив, так как индивидуальное превратиться лишь в свойство коллективного существования, либо коллективное утратит своё содержательное наполнение, своё конкретное выражение и превратиться в «пустое» «бессвязное» понятие, а также мы можем столкнуться с вариантом, когда групповые связи будут упрощены к сумме «однообразных» индивидов, с «чужой» сущностью. Также, благодаря ложному отождествлению и утрате самостоятельности индивидуального мы разрушаем взаимосвязь и взаимовлияние между рассматриваемыми нами состояниями мировоззрения, То есть, с точки зрения философии, ошибочно допускаем возможность существование «общего» отдельно от «единичного», «частного», «конкретного», что приводит к нарушению принципа единства и универсальности социального бытия для всех его проявлений. Результатами подобных заблуждений становится неправомерное отрицание роли личности в истории, значение индивидуального мнения в социальной группе и т.п.

Индивидуальное и коллективное мировоззрение, обладая различными частными формами выражения, и будучи несводимы друг к другу, выступают в качестве элементов образующих, как в сознании отдельного человека, так и коллектива сложное целое, в котором неразрывно связаны и бытием которого определяются. Например, рассматривая человека, мы увидим множество форм его бытия – индивид, семья, класс – и на каждом уровне раскрывается как уникальность существования отдельной персоны, так и человека вообще, т.е. категории «человек». То же самое происходит с такой категорией как «общество». Даже при рассмотрении отдельного индивидуального существования мы обнаруживаем определяющее влияние общественных отношений, что позволяет говорить нам о социальной сущности индивида, но также исследовать специфику его (общества) воплощения в конкретных частных формах, в нашем случае в форме бытия индивидуальности. Данное «единство в целостности » базируется не на нахождении точек соприкосновения, а на наличии одной социально-антропологической основы и социальной сущности для индивидуального и коллективного взглядов на мир – социальной формы движения материи (или социально-исторической формой бытия). Именно подобныйсоциально-антропологический аспект позволяет нам говорить о единой, сложной взаимосвязи всех форм мировоззрения, независимо от того насколько различно видится действительность на каждом из уровней.

Таким образом, когда мы говорим о том, что индивидуальное и коллективное мировоззрение взаимообусловлены , то речь идёт о природе или главных силах направляющих становление, формирование, развитие данных социальных феноменов. Когда отмечается самостоятельность двух типов мировоззрения , то подразумевается их реальное конкретное воплощение в действительности, когда одна частная форма не может быть абсолютно аналогична другой, даже если природа их происхождения одинакова. То есть, в первом случае, затрагивается проблема сущности и общего, а во втором – существования и единичного.

Проблема индивидуальности мировоззрения затрагивает не только взгляды отдельного человека, но и представление о себе, как противопоставление миру в рамках единичного мировоззрения. Мировоззрение формирует в сознании человека взгляд не только на окружающий мир (макрокосмос), но и собственное бытие (микрокосмос). В области мировоззрения связанного с самоосознанием складываются представления о своей индивидуальности, личности,формируется образ своего «Я» , который противопоставляется видению «другого Я» и мира. В данном случае видения своей индивидуальности и окружающей действительности сопоставимы друг с другом, и могут обладать для человека равным значением. В некоторых моментах «Я»выступает центром мировоззренческой системы . Речь идёт о том, что человеческое «Я» это не только набор различных образов и представлений о себе, но и определённые научные представления, логические парадигмы, система моральных ценностей, цели, эмоциональные переживания и т.п., которые дают оценку, предлагают интерпретацию происходящего, как в мире, так и с самой личностью. Подобное сложное понимание «Я», как диалектического единства «внутреннего» и «внешнего», позволяет избегать механического соединения в мировоззрении индивидуального и мира в целом, и указать на отношения в сознании человека, которые связывают элементы персонального и «мирского». Также подчёркивается объективное материальное социальное начало «Я», и преодолеваются различных форм субъективизма, в частности сведения сущности человеческого бытия к индивидуализированному сознанию и полное противопоставление его миру. В рамках затронутой проблематики, следует говорить о том, чтоцентральной задачей мировоззренческих поисков становится проблема человека .

Мировоззрение естьинтеграция, «логический сплав», а не механическое суммирование знаний, переживаний и т.д. в него входящих. То есть, видение мира строится вокруг «предельных» объединяющих вопросов, направленных на создание единой концепции, которая позволит выработать подход, связующий фрагменты нашего опыта, сформировать общие рациональные или иррациональные положения для целостного взгляда на мир и самого индивида, и, в конечном итоге, дать оценку происходящего вокруг человека и выбрать соответствующее поведение. Такого рода вопросами являются: Что есть мир в целом? Что есть истина? Что есть добро и зло? Что такое красота? В чём смысл жизни? и т.д. («масштабность» и сложность вопросов зависит от индивидуального уровня интеллектуального и духовного состояния, интересуемой проблематики). В подобных моментах «мировоззренческая интеграция» приближается к философии, и поэтому можно, условно, говорить, что формирующим ядром мировоззрения всегда выступает обобщающий подход, стремящийся или замещающий философское мышление. Безусловно, не следует проводить полной аналогии и отождествлять способы «объединяющего» размышления индивида, и философию как науку, которые, зачастую, являются вещами взаимоисключающими. Даже в том случае, если человек в основу интеграционных принципов ставит, например, какое-либо фундаментальное чатснонаучное знание и пытается сквозь его призму рассматривать действительность, это не означает, что подобное знание выступает в качестве «синтезирующей концепции». В данном случае обобщающим положением выступает, даже не всегда рационально оформленное, представление о том, что это знание является главенствующим в понимании процессов мироздания. С точки зрения философии такие убеждения, могут являться формой редукционизма (биологического, физического и т.д.) – упрощением высшего, к закономерностям феноменам низшего порядка, или сведение целого к частям его образующим.

Если допустить отсутствие интеграционного подхода в мировоззрении человека, то наше сознание не обладало для осуществления своей деятельности даже бы категориями, терминами и законами бытия. Представления о рассматриваемом объекте являлось бы бесконечным количеством наблюдений, собранных в виде бессвязного агрегата по той причине, что любая классификация и выведение общего понятия требует абстрактной установки критерия для сравнения и преодоления излишней детализации. Но интеграция знания на основе классификационного принципа недостаточна даже для локальных естественных наук. В своём познании мира человек стремится ответить на вопрос «почему это происходит», то есть установить причины и сущность бытия объекта, понять динамику его изменений и раскрыть его в подлинном существовании. Поэтому существует необходимость преодолеть ограниченность принципа объединения данных «по сходству», который показывает лишь одну из граней существования объекта, фиксируемых человеком в его наблюдении, и не позволяет рассмотреть объект как сложное целое (отметим, что классификации и понятия, построенные на этом принципе, очень слабы и нестабильны). Для формирования полного представления о предмете исследования необходимо обратиться к изучению объектов через их взаимосвязи, взаимодействия, отношения, что позволяет преодолеть эмпирическую раздробленность данных. Подобным образом мы можем получить теоретические интеграционные концепции, которые будут иметь специально-конкретную область применения и представят«мир как многое» (естественнонаучная картина мира). Подобного подхода явно недостаточно так, как, уже на последующем уровне обобщения, возникает старая проблемафрагментированности и, что имеет важнейшее значение,противоречивости этих фрагментов. Безусловно, картина мира не может быть однородна и всегда предстаёт сложно дифференцированной, но эта «дробность бытия» заключена в определённую целостность. Точно так же, как сумма состояний отдельного объекта раскрываются ипреодолевают противоречия , только в том случае, когда они соотнесены с его целостным видением, так и взгляды на отдельные части, формы мироздания должны быть соотнесены с единым представлением о мире. Рассмотрение«мира как единое» подразумевает нахождение таких отношений, которые не сводились бы к взаимосвязям на уровне частных состояний (иначе целое не отличалось бы от элементов его составляющих) и образовывали бы новое целостное качества бытия. То есть, для человека возникает необходимость в создании «всеобщего» интеграционного принципа, который смог бы синтезировать данные о мире в целостное единое понимание мира и «своего Я». Подобная необходимость возникает не по воле индивида, его прихоти, а исходя из объективных принципов организации реальности, частью которой он выступает. Поэтому единство мира задано не разумом человека, а законами бытия, которые отражает наше сознание. Само мировоззрение, именно как феномен объективной и субъективной реальности, образуется вокруг единых закономерностей, выраженных в принципе «общей синтезирующей концепции ». При этом различные уровни интеграции существуют в социальном мировоззрении одномоментнно. Например, в мифическом мировоззрении присутствует всеобщая концепция, выраженная в том, что мир представлен без дифференциации на естественное и сверхъестественное, персональное и природное. Можно указать на ошибочность подобных представлений, но нельзя отрицать тот факт, что подобный взгляд несёт характер всеобщности и содержит первые примитивные представления о природе, человеке, их взаимосвязи.

Различные процессы, которые на данный момент происходят в мире, играют немаловажную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в сознании и влияют на его формы. Типы мировоззрения являются не только отображением одной из сторон действительности, но и устанавливают направленность на определённую сферу жизни. На протяжении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом проблем, совершает ошибки и получает необходимый опыт, используя новые изобретения. При этом он постоянно самосовершенствуется и познаёт себя как личность. Каждый индивид всегда будет стремиться познать нечто важное, открыть для себя что-то новое, ранее неизвестное, и получить ответы на интересующие его вопросы. На многие вопросы ответ даёт мировоззрение, которое формируется в культуре каждого.

  • Ислам.
  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.

Философия

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности.

Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • Основана на чётких понятиях и категориях.
  • Имеет собственную систему и внутреннее единство.
  • Основана на знаниях.
  • Характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Структура мировоззрения

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

Лекция:

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: "Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?" – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.

На формирование мировоззрения влияют:

    Во-первых , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.

    Во-вторых , социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по - разному.

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно - практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально - психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно - интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно - практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))

Добавить комментарий