Использование
543 0

Организационная деятельностная игра. Организационно-деятельностная игра (оди)

Д елов ая игр а для студентов- педагогов

« Мыслители »

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!

В заключении нашего Педсовета предлагаем вам принять участие в деловой игре « Мыслители », для того чтобы активизировать вашу мыслительную деятельность, раскрыть ваш творческий потенциал и оптимизировать межличностные отношения.

В игре будут участвовать 3 команды, а для этого вам необходимо вытянуть стикер и пересесть за игровые столы в соответствии с ними.

(Педагоги вытаскивают из коробочки стикеры разных цветов и делятся на соответствующие команды.)

Ведущий: Для начала, в качестве разминки, мы предлагаем каждой команде ответить на блиц-вопросы.

1.Отказ от пищи в знак протеста. (Голодовка) 2.Предвестник школьной перемены (Звонок)

3.Ввоз товаров из-за границы (Импорт)

4.Основоположник современного олимпийского движения. (Пьер Кубертен)

5.Птица, приносящая маленьких детей. (Аист)

6.Созвучие концов стихотворных строк. (Рифма)

7.Школьная комната. (Класс)

8.Неожиданный подарок. (Сюрприз)

9.Насекомое – символ трудолюбия. (Муравей)

10. Второй экземпляр документа. (Копия)

11. «Что значит «летать в облаках»? (Мечтать)

12.Объект пристального внимания рыболова. (Поплавок)

13. Верный спутник Шерлок Холмса. (Доктор Ватсон) 14.Сплетенные в кольцо цветы и листья. (Венок)

15. Любимое занятие на досуге. (Хобби)

17.В переводе с латинского «вода». (Аква)

18.Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать) 19.Партия, исполненная одним человеком. (Соло)

20.Зачинщик гриппа. (Вирус) 21.Ее часто называют «четвертой властью». (Пресса)

22.Его дают человеку раз и навсегда. (Имя)

23.И канцелярская, и электрическая, и ядерная. (Кнопка)

24.Изображение рельефа Земли на бумаге. (Карта)

25. Специалист по «взлому» компьютерных программ? (Хакер)

26. Что значит «дрожать как осиновый лист»? (Бояться) 27. Синоним слова «репортёр»? (Журналист) 28. Синоним слова «менеджмент». (Управление) 29. Прибор для построения окружности? (Циркуль) 30. Какой композитор был глухим? (Бетховен) 31. За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца? (За год) 32. Как расшифровывается аббревиатура СНГ? (Содружество независимых государств) 33. Сколько томов в «Мёртвых душах»? (Два) 34. В каком жанре прославился Иван Крылов? (Басни) 35. Кто автор песенки крокодила «Гены»? (Шаинский) 36.Что такое «прикусить язык»? (Молчать)

37. Четверть века, сколько лет? (25)

38. Ближайшая планета к Солнцу. (Меркурий)

39. Сколько букв в алфавите? (33)

40. Как называется полосатая палочка инспектора ГИБДД? (Жезл)

41.Она гуляет сама по себе. (Кошка)

42. Участок суши, со всех сторон омываемый водой. (Остров)

45. Основной закон нашей страны. (Конституция)

46.Птица – символ учительского труда. (Пеликан)

47. 12 июня наша страна отмечает праздник… (День независимости)

48. Что значит «наговорить в три короба»? (Наобещать)

49. Они находятся в колоде. (Карты)

50. Ч то легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)

51. Сколько цифр в математике? (10)

52. Деревья бывают хвойные и _ (Лиственные)

53. Сколько дней в високосном году. (366)

54. Курица, высиживающая цыплят. (Наседка)

55. Что значит «зарубить на носу»? (Запомнить)

56. Привязанность, страсть, сердечная склонность. (Любовь)

57. Подавальщица в ресторане. (Официант)

58. Старший брат пианино. (Рояль)

59. Украшение на запястье. (Браслет)

60. Дюжина – это сколько? (12)

Ведущий: Педагог 21-го века должен быть «продвинутым» во всех вопросах и областях, конечно в лучшем смысле этого слова.

Ваши интеллектуальные способности мы предлагаем проверить в конкурсе «Своя игра».

На мультимедийном экране появится таблица с категориями вопросов:

«Аббревиатуры в образовании», «Психология, педагогика», «Народная мудрость», «Секретный файл».

Командам необходимо по очереди выбрать по два вопроса в каждой категории и ответить на них.

За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

1.ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование»

2.ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты

3.УУД – универсальные учебные действия

4.УДО – учреждение дополнительного образования

5.ИМЦ – информационно-методический центр

6.НОО – начальное общее образование

7.ПДО – педагог дополнительного образования

8.ИКТ –информационно-коммуникационные технологии

    Кто хочет много знать, тому надо мало ………(СПАТЬ)

    Сытое брюхо к ученью ……..(ГЛУХО)

    Без муки нет и …(НАУКИ)

    От умного научишься, от глупого …(РАЗУЧИШЬСЯ)

    Мир освещается солнцем, а человек …(ЗНАНИЕМ)

    Человек неученый –что топор …(НЕТОЧЕНЫЙ)

    Не стыдно не знать, стыдно …(НЕ УЧИТЬСЯ)

    Учись смолоду - пригодится …(В СТАРОСТИ)

    Отмечаемое за последние время ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела, в ускоренном половом созревании называется…

(АКСЕЛЕРАЦИЯ)

    Деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. (НАВЫК)

    Процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).

(МЫШЛЕНИЕ)

    Способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. (ПАМЯТЬ)

    Способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. (АДАПТАЦИЯ)

    Совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности. (ЗНАНИЯ)

    Качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего успеха в выполнении той или иной деятельности». (ОДАРЕННОСТЬ)

    Способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе сознания. (УМЕНИЕ)

Ведущий : Каждый педагог стремится овладеть техникой движения, жестов, сопровождающих его речь для усиления эмоциональной стороны восприятия.

Предлагаем проверить, насколько вы владеете этой техникой в конкурсе «Чтобы это значило?»

Одному участнику от команды необходимо выбрать карточку с заданием и изобразить то, что там написано, а остальные участники команды должны угадать, что это?

Варианты карточек:

    КОНСПЕКТ

    ПРОГРАММА

    ПРИНТЕР

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    АТТЕСТАЦИЯ

    ТАЛАНТ

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Ведущий: Ещё для педагога очень важно хорошо владеть родным языком, так как ему приходится много публично выступать. Его речь должна быть красивой, богатой эпитетами и сравнениями.

Ваша задача написать и произнести речь:

    Педагога к родителям;

    Директора к трудовому коллективу;

    Педагога к спонсору;

    Педагога к учащимся своего объединения.

При этом вы должны обязательно использовать в своей речи, предложенные опорные слова:

Морковка, погода, парус, температура, звезда, часы, парабола, ремонт, декорация, чайник.

Ведущий: Наши конкурсные задания подошли к концу. Каждой команде удалось продемонстрировать свой творческий потенциал, высокий уровень взаимодействия друг с другом и, конечно, свой интеллект.

А интеллект, на наш взгляд, измеряется не только мощью ума, но и широтой души.

Поэтому предлагаем каждому участнику команды подарить комплимент своему коллеге, написав его на стикере.

(Выполняется задание.)

Ведущий: Спасибо за внимание.

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

Нельзя молчать;

Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

Количество высказываний не должно превышать четырех;

При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Ксения Психологический тренинг «Развитие педагогических умений» (серия встреч)

Встреча 1 «Педагог – это звучит гордо

Цель :Развить профессионально значимые свойства и качества личностипедагога ;

Задачи :

1.Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием;

3. Проводить работу над повышением самооценки;

4.Тренировать профессионально- педагогические способности ;

5.Развивать невербальные средства общения;

6.Развивать речь и коммуникативное поведение воспитателя;

7. Снятьпсихоэмоциональное напряжение у педагогов ;

8. Провести профилактику профессионального выгорания.

I. Занятие

Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

Упражнение 1 "Удобное средство". Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить в рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.

Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение, снимаетпсихоэмоциональное напряжение .

Упражнение 2 "Почемучка". Выполняется упражнение на полукруге перед аудиторией воспитателей, предлагается внимательно рассмотреть картину, дать ей название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно по кругу. Активизируется способность к постановке проблем, воображение, внимание.

Упражнение 3. "Проанализируйте ситуацию": "Увидев, что Вадик собирается рисовать,педагог спрашивает :

Что ты собираешься рисовать и чем? Как будешь располагать рисунок на листе бумаги? Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Ответьте на вопрос :

Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

Упражнение 4 "Ролевая игра". Группа воспитателей делится на две команды. Каждая команда заранее готовит и инсценирует на конкурсепедагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время (1-2 мин.) должна найти решение и проигратьразвязку ситуации . Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позицийпедагогической целесообразности .

Анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.

Рефлексия по итогамтренинга .

Встреча 2 «Умейте властвовать собой!»

Задачи : Управление своим эмоциональным состоянием.

Развивать невербальные средства общения.

Упражнение 1 "Имитационная игра".

Войти в группу в образе заведующей, методиста. Проследить, как меняетсявнутренний настрой .

Упражнение 2 "Микропреподавание".

Управление собой в ситуации "Дети, давайте поговорим о. " В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Выступавшему воспитателю описать свое физическое ипсихическое состояние во время микропреподавания. Сравнивается самоотчет выступавшего воспитателя и отчеты слушателей.

Упражнение 3 "Передаем предметы".

Невербально передать по кругу воображаемый предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.

Упражнение 4 "Войди в круг".

Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью не-вербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

Упражнение 5 "Сделай подарок".

Все сидят в кругу. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально.

Упражнение 6 "Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка":

с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий.

Упражнение 7. Произнеситетекст : "Однажды в студеную зимнюю пору. ": шепотом;

с максимальной громкостью; волнообразно;

как будто вы страшно замерзли;

как будто у вас во рту горячая картошка;

как 5-летняя девочка.

Упражнение 8. Поприветствуйте присутствующих словом "Здравствуйте!" десятьюоттенками : страха, удовольствия, дисциплиниро-ванности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Рефлексия по итогамтренинга .

Встреча 3 «Уважение к личности» .

Цель : систематизировать знанияпедагогов о личностно-ориентированной модели взаимодействияпедагога и ребёнка .

Задачи :

1.Тренировать педагогов в формулировании своих умозаключений на заданный вопрос;

2. Дать понятие зон и уровней общения;

3. Учить устанавливать опытным путём оптимальные зоны и уровни общения;

4. Побуждать рассказывать о своих ощущениях при выполнении упражнений.

1. Дискуссия, в которой обсуждаются следующиевопросы :

Что такое личностно-ориентированная модель взаимодействияпедагога и ребёнка ?

Каковы критерии и принципы личностно-ориентированной модели общения?

Как Вы понимаете следующие высказывания?

1) Надо уважать в ребёнке человека со всем хорошим и плохим, что в нём есть.

2) Каждый ребёнок неповторим, тем и прекрасен, каждый имеет свою индивидуальную линиюразвития .

3) В воспитании не надо становиться «над ребёнком» , а если придётся, то только для его защиты.

4) Необходимо работать с детьми так, что бы каждый ребёнок научился уважать и ценить себя.

5) Необходимо постоянно осуществлятьпсихотерапевтический уход за детьми (заботиться о душевном равновесии каждого ребёнка) .

Вывод : При отборе методов и приёмов воспитания важнопомнить :

Никогда не сравнивайте детей друг с другом, не ставить друг друга в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех) ;

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не стоять над душой, не надзирать за ними;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестоко;

Обеспечивать успех в делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

Прощать искренне;

2. Выполните упражнения :

1) Упражнение : «Поговорим?»

Участники делятся на пары и разговаривают между собой.

Вариант 1 – в процессе разговора меняют уровни общения (один сидит на стуле, другой стоит) .

Вариант 2 – в процессе общения меняется расстояние между говорящимипедагогами (зоны общения) .

Вопросы :

Как Вы чувствовали себя при разговоре в уровне «над» , «глаза в глаза» , «под» .

Какой уровень наиболее оптимальный для общения?

Какая зона оптимальна для общения?

2) Упражнение «Башенка»

Два участника : один с завязанными глазами строит, другой – руководит «строительством» по образцу.

Вопросы :

Что чувствовали оба участника?

3) Упражнение «Постройтесь»

Участники по команде ведущего, выполняют задания, используя только жесты.Правило : разговаривать нельзя – невербальное общение.

Построиться по дням рождения, начиная с января;

По цвету волос, начиная от самого светлого;

Вопросы :

Легко ли вам было общаться без слов?

Какие эмоции вами владели?

4) Решение кроссворда

Ответы : 1- осанка; 2-ритмика; 3-жесты; 4-голос; 5-поза; 6-дикция;7-манера;

Рефлексия по итогамтренинга .

Встреча 4 «Игра – дело серьёзное.»

Цель :

1. Систематизировать знания воспитателей о руководстве сюжетно-игровыми творческими играми.

2. Выявить возможности и способности воспитателей к импровизации,умению проигрывать различные ситуации с воображаемыми предметами.

Организация : Воспитатели делятся на 2 команды с помощью выбора красного или синего шарика. Садятся за разные столы. Команды выполняют задания по очереди и оценивают друг друга.

Ведущий : Детская игра – это так естественно и так не просто. В детской игре многоусловностей : условные роли, взаимоотношения, но при этом дети переживают настоящие чувства, в соответствии с которыми складывается поведение и характер. Игра наша будет состоять из двухэтапов :

1 – подготовка к театрально-игровой деятельности;

2 – дискуссия о творческой игре.

1. Упражнение : Попытайтесь представить себе, почувствовать в первую очередь, а потом показатьнам :

1-я команда – игра с воображаемым мячом,

2-я команда – прыгает через воображаемую скакалку.

2. Упражнение : Изобразить сюжет.

1 –я команда – Кот спит на дорожке, а мыши крадутся мимо него;

2-я команда – мама-лисичка стоит на берегу реки, а на другом берегу – лисята - дети. Мать их зовёт, но они боятся холодной воды.

3. Упражнение : Организовать сюжетно-ролевую игру. Каждая команда выбирает воспитателя – остальные дети. Договоритесь в какую игру будете играть. Но в ходе игры вы должны заложить какие-либо методические ошибки. Другая команда должна угадать эту ошибку. 1-я команда – младшая группа; 2-я команда – старшая группа.

Проанализировать действия воспитателя и уровень его общения и взаимоотношения с детьми.

4. Упражнение : индивидуально ответить на вопросы по теме «Игра-отображение жизни» . Каждый вопрос выбирается с помощью волчка.

1) Какие виды игр вы знаете?

2) Роль воспитателя в руководстве игрой в разных возрастных группах (в сравнении) ;

3) Какова методика распределения ролей;

4) Осуществление сговора на игру;

5) Методы и приёмы обогащения содержания сюжетно-ролевых творческих игр;

6) В каких играх предпочитают играть дети вашей группы;

7) Какие интересные сюжеты вы наблюдали в играх детей вашей группы.

Подведение итогов : проанализировать способность воспитателей к импровизации, знания воспитателей о руководстве сюжетно-ролевыми творческими играми.

Встреча 5 «Великий и могучий.»

Цель : познакомить воспитателей с новыми нетрадиционными приёмами, творческими заданиями, упражнениями при работе с пословицами.

1. Задание. Изобрази пословицу пантомимой.

Цель – обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, наумение «читать» их. Пословицу показывает желающий ребёнок, остальные отгадывают. Можно разделить детей на 2-3 группы и устроить соревнование. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

Показать пословицы :

«Куй железо, пока горячо»

«На воре шапка горит»

«Волос долог, да ум короток»

«Большому куску и рот радуется»

2. Задание : Нарисуй пословицу.

Вспомни пословицу и изобрази её рисунком. Другие участники угадывают, какая пословица изображена.

3. Задание : Изобрази пословицу схемой.

Цель : научить изображать пословицу в виде схемы или пиктограммы.

Нарисуйте пословицы :

«Денежка рубль бережёт, а рубль голову стережёт»

«Дорога ложка к обеду»

«Выпей чайку – забудешь тоску»

4. Задание : Изображение пословицы нестандартными средствами.

Цель :развитие нестандартного мышления, творческого воображения. Изобразите пословицу с помощью спичек, цветных ниток, камешков и т. д.

5. Задание : Найди лишнюю пословицу.

Цель : понимание смысла информации, нахождение общего и различного.

1. «Хвастать – не косить, спина не болит»

2. «Не спеши языком – торопись делом»

3. «Язык до Киева доведёт»

4. «От слова до дела сто перегонов»

При анализе суть первой, второй и четвёртой пословицы сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, а в третьей смысл в том, что не надо бояться спросить дорогу.

6. Задание : Найди пару.

Цель : среди нескольких пословиц найти пары пословиц, близких по смыслу.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть;

Руби дерево по себе;

Знание никому не в тягость;

Без корня и полынь не растёт;

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха;

По Сеньке и шапка.

7. Задание : Антипословицы.

Научившись понимать смысл пословиц, начинаем подбирать пословицы с противоположным значением. Например; «Пришла беда – отворяй ворота» . Подбираем антонимы к каждомуслову : пришла – ушла, беда – счастье, отворяй – затворяй, ворота – окна. Получилась анти - пословица – «Улетело счастье – затворяй окна»

Придумайте анти - пословицы кпословицам :

«Долог день до вечера, коли делать не чего» - (коротка ночь до зари, коли много работы)

«Слово не воробей, вылетит не поймаешь»

8. Картинка + рассказ + пословица.

Цель :развивать связную речь , творческое воображение.

Участникам предлагается взять по одной сюжетной картинке, составить рассказ так, чтобы он закончился какой-нибудь пословицей.

Подвести итогитренинга : проанализировать способность воспитателей к использованию нетрадиционной формы работы с пословицами.

Добавить комментарий