Благоустройство и ремонт
121 0

Логистические издержки - это что такое? Классификация, виды и методы расчета затрат предприятия. Логистические издержки

1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки

Важным понятием логистики служит понятие логистической цепи. Под логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции. Логистическая цепь состоит из звеньев. Основные звенья логистической цепи включают: поставку сырья, материалов, полуфабрикатов; хранение сырья и продукции; производство товаров; отправку товаров со складов готовой продукции потребителю и др.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической цепи – предприятия. Так как эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистическими издержками.

Они включают издержки в сферах:

Погрузочно-разгрузочных операций;

Перевозки и экспедирования грузов;

Хранения груза;

Сбора, хранения и передачи информации о грузе;

Расчетов с поставщиками и покупателями;

Страхования грузов;

Таможенного оформления грузов и тд.

Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности:

^ в промышленности они составляют 10-15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции;

^ в торговле – 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия. Логистика предполагает фиксирование

пооперационного учета издержек на пути движения материального потока.

Все затраты можно разделить на две группы: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества издержек, которые возникают на этапах:

Приема заказа;

Обработки заказа;

Оформления документов;

Комплектации заказа;

Хранения;

Доставки;

Транспортно-экспедиторских услуг;

Выставления счета и др.

Расходы отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны.

При учете логистических издержек на пути движения материального потока получается картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.

автора

6.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства Организация материальных потоков внутри предприятия зависит от особенностей реализации готовой продукции. В условиях дефицита на рынке, когда существует полная уверенность, что продукция будет

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 13 Логистические системы 13.1. Понятие логистической системы Система (от греч.? ?????? – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих единое целое и противопоставляемое среде.Понятие «логистическая

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

13.3. Логистические операции и функции Для изменения направления и состава потоков осуществляется выполнение логистических операций и функций.Логистическая операция – это элементарное действие, связанное с преобразованием или поглощением материального и

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

14.4. Логистическая служба в организационной структуре предприятия Логистическая стратегия, логистические функции и логистические операции предприятия реализуются с помощью определенной организационной структуры управления логистической системы, под которой обычно

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

16.1. Логистическая координация Понятие «координация» в переводе с латинского языка означает «совместное упорядочение», то есть «взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие».Логистическая координация – это согласование деятельности звеньев логистической

Из книги Золотой стандарт: теория, история, политика автора Коллектив авторов

Издержки, ресурсные издержки и золотой стандарт Выше мы показали, что самые распространенные оценки ресурсных затрат на золото основаны на неправдоподобных допущениях об условиях предложения в золоторудной отрасли и о желательном поведении уровня цен. Этот раздел

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

Рынок как цепь обменов в организационных полях Для того чтобы понять, как организуется рыночное взаимодействие, мы собираемся привлечь релевантные экономико-социологические подходы. Это означает прежде всего то, что конвенциональные экономические характеристики

Из книги Логистика хранения товаров: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Логистические системы Принципы создания логистических систем Необходимость эффективной логистики обусловлена не только постоянно растущим ценовым давлением, но и такими явлениями, как глобализация и электронный бизнес. За счет новых технологий управления хранением

Из книги Принципы экономической науки автора Маршалл Альфред

Глава VII. Основные и общие издержки производства совмещенных продуктов, рыночные издержки. Страхование от риска, издержки воспроизводства. § 1. Мы теперь переходим к рассмотрению основных и дополнительных издержек, уделяя особое внимание надлежащему распределению

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Цепь роковых ошибок, или самое удачное мошенничество ХХ века? В конце 1991 г. сотрудники МВД Чеченской Республики впервые выявили новую форму хищения денежных средств с использованием фиктивных кредитовых авизо, о чем проинформировали своих коллег в Москве. В конце мая

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

1. 9. Логистические системы Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами,несвойственными отдельным составляющим ее элементам. Таким образом, некоторая совокупность объектов будет

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

2. 12. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания Построение модели транспортного обслуживания основывается на рациональных маршрутах перевозки и графиках (расписаниях) доставки, т.е. маршрутизации перевозок. Маршрутизация – это наиболее

Из книги Бизнес путь: Dell. 10 секретов лучшего в мире компьютерного бизнеса автора Саундерс Ребекка

Сделайте цепь поставок частью своей системы ценностей Dell не только заключала контракт с поставщиками, она объединилась с ними. И результатом стали более быстрые поставки, доступ к новейшим и самым лучшим технологиям и обслуживание высшего качества. Короче говоря, подход

Из книги В поисках нового Стива Джобса. Как найти, нанять, удержать и развить творческие таланты автора Стоун Джин

33. Создайте творческую цепь Если вы спросите группу людей, считают ли они себя творческими, почти все ответят утвердительно. Если, выступая перед аудиторией, вы попросите поднять руку тех, кто верит в инновации, все это сделают. Однако когда придет время представить

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Система как цепь Голдратт сравнивает системы с цепями или совокупностью цепей. Рассмотрим цепь на рис. 1.3 в качестве простой системы. Ее цель – выдержать определенную силу натяжения. Если согласиться с тем, что все системы имеют ограничения, сколько ограничений у этой

Из книги Как стать волшебником продаж: Правила привлечения и удержания клиентов автора Фокс Джеффри Дж.

XL. Покажите цепь и продайте клиенту ее первое звено Никто не покупает цепь звено за звеном. Никто не заходит в магазин, заявляя: «Продайте мне семнадцать звеньев вот той цепи» или «Дайте мне ящик звеньев для цепей». Люди обычно покупают цепь целиком или не покупают ее

Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина. Однако они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели.

Проблема издержек? одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса? движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Основная цель работы - исследовать структуру логистических издержек, источники их возникновения и разработать рекомендации по управлению логистическими издержками предприятия. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

  • ? сформулировать понятие логистических издержек;
  • ? раскрыть сущность издержек обращения и производства;
  • ? дать классификацию издержек в логистике;
  • ? выявить особенности учета логистических издержек;
  • ? указать пути оптимизации уровня логистических издержек

Логистические издержки составляют одну из самых больших статей расходов организации, уступая по своему объему только материальным затратам. Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности: в промышленности они составляют 10--15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции; в торговле -- 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Логистические издержки (logistical cost) - это сумма всех затрат, связанных выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.? 121 с.

Логистические издержки -- издержки, выделяемые в зависимости от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек: издержки на реализацию базовых логистических функций (снабжение, производство, сбыт), затраты на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базовых логистических функций, издержки на логистическое администрирование, потери от связывания средств в запасах, ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса. Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В составе логистических издержек целесообразно учитывать затраты, связанные с движением финансового потока, обеспечивающего материальный поток затрат, на логистическое администрирование, а также потери от иммобилизации (замораживания) и материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции.

По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства и издержками обращения.

Издержки обращения (distribution costs) -- выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. К издержкам обращения относят затраты на выполнение операций, связанных с реализацией товаров, точнее, с расходами по транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработной плате торговых работников, отчислениями в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацией ОС и нематериальных активов и др. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

Важнейшие из них? это транспортные расходы, затраты на формирование и хранение запасов и издержки обращения торговли.

Транспортные издержки (transportation costs) - это часть транспортно-заготовительных расходов. Они составляют затраты на транспортировку продукции от мест производства до потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные издержки являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Транспортные издержки включают: оплату транспортных тарифов, фрахта, различных сборов, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузо-разгрузочных работ, экспедирования грузов, зарплату на содержание персонала, затраты на горюче-смазочные материалы и энергетичекие ресурсы.

Издержки хранения (storage costs) - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Издержки хранения являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения, то есть носят производственный характер при условии нормативного объема запасов, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В состав издержек хранения входят затраты по содержанию складского хозяйства, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - это затраты на движение товара от поставщика к потребителю, которые состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой и розничной торговле. Они являются основным фактором, определяющим рентабельность торговых предприятий.

Следует отметить, что издержки обращения, взятые в целом, составляют довольно значимую величину в составе издержек предприятия: их доля в себестоимости промышленной продукции российских форм составляют от 5-6% до 50% и выше Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин - М.: ИНФРА-М, 2002. - 220с.. Поэтому снижение этих затрат - важный резерв повышения рентабельности предприятий в производственной сфере.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) -- совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость. Производственные издержки составляют технологическую (операционную) себестоимость изготовления изделий и полуфабрикатов.

В технологическую себестоимость включаются стоимость сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели, основная и дополнительная оплата труда производственного персонала, расходы на освоение производства, износ технологической оснастки, расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования. Предельная сумма затрат на содержание управленческого персонала производственных подразделений включается в цеховые расходы, которые, в свою очередь, распределяются между изделиями пропорционально основной заработной плате или же пропорционально технологической (операционной) себестоимости.

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам. Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. -- М.: Издательство Юрайт, 2011. -- 782 с. Рассмотрим наиболее общую классификацию.

  • 1. В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ материальным потоком они подразделяются на:
    • · Постоянные издержки -- не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности.
    • · Переменные издержки -- изменяются пропорционально изменению объема деятельности.
  • 2. В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают:
    • · Прямые (или операционные) издержки -- расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.
    • · Косвенные издержки (непрямые) -- не связаны непосредственно с объектом затрат.

Например, объект затрат -- грузовой автомобиль. Прямые издержки -- зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные -- содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

  • 3. В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на:
    • · Регулируемые издержки -- издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).
    • · Нерегулируемые издержки -- издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.
  • 4. В зависимости от способа получения данных логистические издержки делятся на:
    • · Фактические логистические издержки - затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Нормальные логистические издержки - средние затраты, приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Плановые логистические издержки - затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.
  • 5. В зависимости от решаемых задач различают:
    • · Продуктивные затраты логистической деятельности - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.
    • · Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
    • · Затраты на контроль - затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.
  • 6. В зависимости от конкретных целей анализа затрат бывают:
    • · Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).
    • · Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.
    • · Частичные затраты - это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.
  • 7. В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные издержки, издержки хранения, распределения, снабжения, управления запасами и др.
  • 8. В зависимости от вида логистической операции выделяют издержки на погрузку, разгрузку, затаривание, перевозку и экспедирование грузов, приемку и отпуск товаров со склада, хранение и сортировку, комплектацию и маркировку товаров, сбор, хранение и передачу информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, оформление закупок (трансакционные издержки) и др.

Трансакционные издержки -- издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге -- теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

Подобная классификация логистических издержек позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические издержки по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических издержек по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькуляции себестоимости обслуживания потребителей.

ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

Логистика, обеспечивая оптимальное движение ресурсов с минимальными издержками, управляет экономическими потоками в отраслях народного хозяйства. При этом одним из методологических принципов логистики является критерий минимума общих логистических затрат.

Отсюда очевидна необходимость учета логистических издержек, связанная прежде всего с тем, что именно общие издержки являются основным интегральным понятием, лежащим в основе создания логистических систем.

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению сущности и содержания логистических издержек, проведем разграничение общих терминов, встречающихся как в экономической литературе, так и в нормативных документах, - «издержки», «затраты» и «расходы».

Неправильное определение этих понятий, на наш взгляд, может исказить их экономический смысл.

Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же - затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова для обозначения этих терминов приводятся следующие определения: «...издержки - израсходованная на что-нибудь сумма, затраты» (с. 208); «...затрата - то, что истрачено, израсходовано» (с. 193); «...расход - 1) затрата, издержки; 2) потребление, затрата чего-нибудь для определенной цели» (с. 580).

В учебном пособии для обозначения этих категорий мы будем оперировать следующими определениями.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций при производстве и реализации продукции, работ и услуг. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Явные (расчетные) издержки - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.

Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, но альтернативной цене, на альтернативном рынке и г.д. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В свою очередь издержки но сферам делятся на издержки производства и издержки обращения. В отношении издержек производства экономические понятия «затраты» и «расходы» зачастую в теории и практике используются как синонимы, хотя по экономическому содержанию они различаются.

Р. Энтони и Дж. Рис отмечают, что затраты - самое неопределенное слово в учете, которое употребляется во множестве различных значений. Такое определение затрат позволяет выделить ряд положений:

  • ? они определяются использованием ресурсов;
  • ? их величина представлена в денежном выражении;
  • ? затраты всегда соотносятся с конкретными целями и задачами.

А. Кизилов подразделяет затраты на два вида:

  • 1) затраты организации - выраженная в денежном эквиваленте величина различных ресурсов, средств, которые были приобретены, имеются в наличии, включая потребленную в процессе производства часть затрат, а также расходы организации, непосредственно не связанные с ее производственно-хозяйственной деятельностью;
  • 2) затраты на производство - стоимость части затрат, ресурсов организации, которые израсходованы па изготовление продукции, выполнение работ и услуг за отчетный период.

В соответствии с такими документами, как стандарт 18 МСФО «Выручка», а также отечественными ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации», расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива (денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательства, приводящего к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов но решению участников).

Поэтому расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы в течение определенного периода времени для получения дохода. Затратами является денежная оплата приобретенных товаров и услуг, которая со временем будет возмещена из прибыли. Таким образом, расходы - это часть затрат, которые понесло предприятие в связи с получением дохода в будущем.

В налоговом учете ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Отсюда затратами являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров и т.п. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями но определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми «расходами». С точки зрения техники учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы.

Резюмируя вышеизложенное, в учебном пособии иод затратами мы будем понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а иод расходами уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг, так как лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы.

В процессе сопоставления результатов и затрат различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Издержки производства являются одним из основных объектов управленческого учета. Появление такой науки, как логистика, способствовало исследованию логистических издержек в производстве и распределении. Термин «логистические издержки» является одним из наиболее употребимых в научных исследованиях по логистике, особенно при рассмотрении оптимизационного потенциала логистики в различных ее прикладных аспектах. В настоящее время не существует полной и четкой теории управления логистическими издержками.

Введенная впервые в 1950-х гг. Г. Льюисом, Дж. Каллитоном и Дж. Стилом концепция общих (тотальных) затрат стала основой для развития логистики. Основной смысл данной концепции заключается в том, что интегрирование логистических операций позволяет перегруппировать затраты различных видов и тем самым снизить общие издержки на продвижение товаров от производителя к потребителю. Эта концепция рассматривает соотношения между различными видами логистических затрат и показывает, как интеграция логистических активностей позволяет снизить общий объем затрат. В концепции общих затрат все логистические операции рассматриваются как единое целое, а все издержки, связанные с ними, оцениваются одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.

В виду того, что по своему экономическому содержанию логистические издержки совпадают с затратами, относимыми к сферам производства и обращения, следует определить уровень сопряжения экономических и технологических потоков внутри логистической системы, а также спроса и предложения на рынке и логистических издержек как результата логистической координации и способа его обеспечения.

Таким образом, логистические издержки можно определить следующим образом.

Логистические издержки - это денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов. Они связаны с выполнением логистических операций и функций, таких как размещение заказов, закупка, складирование, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка. Кроме того, к ним относятся затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, передачу информации о заказах, запасах, поставках.

Если такие операции и функции не выполняются внутри фирмы, то логистические издержки представляют собой плату за услуги специализированным организациям, осуществляющим складирование, транспортировку, экспедирование, грузопереработку и др.

В целом для логистических затрат характерны:

  • ? высокая доля в совокупных расходах предприятия;
  • ? изменчивость величины в различные периоды времени;
  • ? разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест;
  • ? трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества расчетных операций;
  • ? распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному).

Существующие методы управления затратами не предполагают выделения и отдельного рассмотрения логистических затрат. Более того, не учитывается время, которое затрачивается в производстве и распределении на логистические операции, в то время как продукт (сырье, полуфабрикаты и готовая продукция) пребывает собственно в производстве 2-5% общего времени, а остальное время (95-98%) пролеживает на складе или находится в пути, транспортируется.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В наиболее общем виде логистические издержки отдельной фирмы могут быть представлены в виде суммы трех основных составляющих: издержек снабженческо-транспортных цепей (I,), издержек производственно-технологических или операционных цепей (L,) и издержек транспортно-распределительных, сбытовых цепей (L р) 128J:

Издержки каналов снабженческо-транспортных цепей относятся к «внешней логистике» и состоят из следующих основных элементов:

где I., - издержки «ввозной» транспортировки;

L cl - издержки экспедирования ввозимых ресурсов;

3 - складские издержки в системе снабжения;

L ti - издержки грузообработки;

1,3 - издержки информационной поддержки снабжения;

L, 6 - издержки страхования;

L n - таможенные издержки для импортируемых товаров.

Издержки каналов производственно-технологических и операционных цепей относятся к «внутренней» логистике и состоят из следующих основных элементов:

где - издержки внутрипроизводственных перевозок;

L„ 2 - издержки внутрипроизводственного складирования;

L „з - издержки информационной поддержки производственной логистики;

L „4 - издержки прочих внутренних логистических операций.

Издержки каналов распределительно-транспортных цепей также относятся к «внешней» логистике и состоят из следующих основных элементов:

где - издержки «вывозной» транспортировки;

  • 2 - складские издержки в системе сбыта;
  • ?„, - издержки экспедирования при сбыте продукции;
  • - издержки грузообработки в процессе сбыта;

jL (, 5 - издержки информационной поддержки распределения;

L ll6 - издержки страхования в системе сбыта;

Таможенные издержки для экспортируемых товаров;

L ,8 - издержки функционирования дилерской, торговой сети.

В составе этих логистических издержек целесообразно также учитывать затраты на осуществление финансовых операций, обеспечивающих движение материальных потоков, логистическое администрирование, потери от иммобилизации материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Логистические издержки составляют одну из крупнейших статей расходов деловых организаций; но своему объему они уступают только затратам на сырье, материалы и комплектующие. Согласно оценкам зарубежных ученых, общие расходы на логистику составляют до трети объема продаж различных фирм.

Подобная концепция логистических издержек предполагает:

  • ? распределение, разграничение производства и обращения в целом;
  • ? распределение, дифференциацию снабжения и сбыта как сфер коммерческой деятельности предприятия;
  • ? распределение соответственно снабженческих и сбытовых затрат (снабженческих между производственными издержками и общими накладными расходами, а сбытовых между сбытовыми расходами как таковыми и общими накладными расходами).

Производственная деятельность предприятий и фирм является процессом многосложным. Она состоит из разных этапов. Это, например, создание, хранение, распространение, транспортировка товаров. Каждое из этих звеньев товарно-производственной цепи сопряжено с рядом целым рядом трудностей, рисков и затрат. Как правило, их нужно выразить в денежном эквиваленте. Полученные цифры и называются логистическими издержками. Это показывает все финансовые аспекты функционирования фирмы, и по ним определяется рентабельность деятельности организации. Рассмотрим тему подробнее.

Логистические издержки

Эту тему лучше начать с понимания того, что подразумевает данный термин. Логистика насыщена профессиональными терминами, понимание которых позволит легче ориентироваться в теме. Итак, логистические издержки - это денежное выражение использованной рабочей силы, предметов труда, расходных материалов и сопутствующих средств, а также финансовые затраты, включающие в себя разнообразные нежелательные последствия из-за форс-мажорных ситуаций. К подобным затратам относятся также средства, которые тратятся для поддержания необходимого количества запасов на складе.

Характеристики затрат

Для более подробного анализа логистических издержек предприятия нужно понять, чем они выражены:

  • распределением по категориям затрат, которые классифицируются по видовым и количественным аспектам;
  • изменчивостью показателей величин в разные сезоны года;
  • распределением обязанностей за контролем их возникновения между звеньями предприятия и рабочими позициями;
  • трудоемкостью мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций.

В итоге все затраты распределяются по трем целевым направлениям:

  • на подсчет себестоимости, оценки запасов инструментария и материальных ресурсов, а также промежуточной продукции, в том числе ее составных частей, готовых изделий для определения прибыли;
  • принятия управленческих решений: планирование, прогнозирование, просчет рисков;
  • надзор и регулирование.

Группы затрат предприятий

К первой группе системы относятся, конечно, прямые затраты. Они отражаются при учете производственных затрат, но для их выделения необходима аналитическая работа, так как их роль очень важна.

Все производственные затраты, формирующие себестоимость продукции, делятся на следующие категории: материальные затраты; амортизационные затраты; финансы, выделяемые на оплату труда; социальные отчисления. Также сюда могут быть включены другие расходы, которые возникают у фирмы в процессе изготовления, доставки и реализации товаров и услуг.

Финансовые затраты на заработную плату сотрудников учитывают все виды заработных выплат, которые рассчитываются исходя из тарифных ставок, сдельных или иных принятых на заводе принципов оплаты труда. Сюда также добавляются все доплаты за переработку; бонусы и премии; работу в выходные и/или праздничные дни, которая начисляется по двойному и даже тройному тарифу; северные, южные и иные надбавки; совместительство.

Структура затрат по экономическому содержанию

В первую очередь нужно уточнить, что входит в структуру затрат. За отчисления на социальные нужды принимаются обязательные взносы по установленным законодательным нормам. А также форс-мажорные затраты, которые входят в структуру расчета логистических издержек, относящихся к позициям, связанным с финансовыми показателями деятельности предприятия.

Также учитывается вся упущенная прибыль, которая не отражается в балансе предприятия, но имеет значение для формирования торговой политики, расчета потенциальных рисков и возможной выгоды.

Затраты обращения

Кроме производственных затрат, которые возникают в процессе воспроизводства услуги или товара, важно учитывать еще и затраты на обращение. Это такой вид финансовых издержек, сопровождающих движение товара от места производства до места реализации или конечного потребления. К таким затратам причисляют:

  • затраты на выполнение операций, связанных с транспортировкой, хранением, доработкой, фасовкой, упаковкой товаров и их мерчандайзингом;
  • затраты на заработную плату торговых работников, включая отчисления в государственные внебюджетные фонды и фонды социального назначения;
  • амортизацию фондов и нематериальных активов.

Переменными логистическими издержками называют такие траты, которые возрастают или уменьшаются пропорционально с увеличением или снижением объемов товарооборота. К этой категории относятся затраты на перевозку товаров, хранение, сортировку, фасовку, упаковку, перепаковку и так далее. Если влияние от изменения объемов товарооборота оказывается минимальным, то такие издержки называют условно-постоянным. К ним, например, относятся амортизационные отчисления; расходы на содержание и ремонт зданий и сооружений; на выплату зарплат административно-управленческому аппарату и персоналу.

Связь логистических издержек и себестоимости товара/услуги

Термин "себестоимость" указывает на денежное выражение затрат на производственные факторы, необходимые для осуществления предприятием коммерческой и производственной деятельности, которая связана с выпуском и реализацией продукции и/или оказанием услуг.

Место логистических издержек в себестоимости товара понятно уже из приведенного выше определения. Так как подобные затраты будут напрямую влиять сначала на базовую производственную стоимость продукта, а затем и на его конечную цену. Так, например, процесс передвижения продукта от склада поставщика или самого предприятия (завода, фермерского угодья и т. д.) будет связан с определенными рисками, которые автоматически закладываются в цену товара.

Как формируется себестоимость?

Для Российской Федерации основными факторами формирования себестоимости продукта являются следующие категории:

  • расходы, связанные с производством и дальнейшей реализацией товаров и услуг;
  • затраты на персона-л, заработную плату, обучение, повышение квалификации;
  • расходы на содержание, управление и обслуживание самой организации и ее дочерних предприятий;
  • выплаты организациям, которые оказывают услуги, сопутствующие созданию продукции;
  • затраты на разработку и подготовку макетов новой продукции, пробников и освоение новых ниш и рынков.

Виды себестоимости

В зависимости от учтенных в себестоимости продукции категорий затрат, она может быть следующих видов:

  1. Цеховой, в которую включены все основные затраты и общие производственные расходы (показывает затраты на изготовление готовой продукции в нужном объеме).
  2. Производственной, которая формируется из цеховой себестоимости и общих хозяйственных расходов, но свидетельствует уже о затратах самого предприятия на выпуск продукции.
  3. Полной, которая, по сути, является той же производственной себестоимостью, с той лишь разницей, что она увеличена на размер коммерческих и сбытовых затрат. Этот показатель объединяет в себе и общие затраты предприятия, связанные как с созданием, так и все прочие затраты, без которых нельзя обойтись в процессе доставки товара до точки дальнейшего сбыта или конечного потребления.

Все это складывается в или услуги, которая, в свою очередь, зависит от общих логистических издержек. Это и будет ключевым фактором для формирования финансовой и товарной политики предприятия.

Логистические издержки (издержки обращения) - это затраты на выполнение логистических операций. По своему экономическому содержанию логистические издержки совпадают с издержками производства, транспортными затратами, затратами на завоз товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения.

Логистические издержки в масштабе предприятия начисляются в процентах от суммы продаж; в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов или готовой продукции; в процентах от стоимости чистой продукции. В общенациональном масштабе - в процентах от ВВП. Издержки товародвижения связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.

Доля обработки заказов в издержках материально-технического обеспечения значительно меньше, чем транспортировка. Значимость этой функции определяется тем фактором, что именно она обеспечивает эффективное продвижение продукции по каналу распределения. Обработка заказов является синтетической управленческой функцией, присущей распределению и обеспечению материалами. Затраты включаются в затраты других функциональных областей и сложно объединить их вместе. Реальные затраты могут быть неизвестны, потому что они разнесены по нескольким функциям.

Издержки производства - совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта. В денежной форме выступают как себестоимость продукции.

Транспортно-заготовительные расходы - разновидность логистических издержек, включающие расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщиков, транспортные издержки, почтово-телеграфные, командировочные и представительские расходы.

Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с процессом производства в сфере обращения. Включают: оплату тарифов транспорта, различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирование грузов и т.д.

Затраты на формирование и хранение запасов - расходы предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы сырья и материалов, с обслуживанием текущих запасов, с издержками на проведение инвентаризаций, стоимостью рисков. Издержки хранения составляют от10 до 40% затрат на формирование и хранение запасов. В издержки хранения входят затраты по содержанию склада, заработная плата, недостача продукции в пределах естественной убыли, административно-управленческие расходы.

Издержки обращения - выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Включает расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспорт и хранение. Чистые и дополнительные издержки обращения.

Для характеристики издержек обращения используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели представляют собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительные издержки рассчитываются как отношение суммы издержек к объему оптовой реализации.

Основой для анализа системы логистики является концепция общих издержек управления логистикой, которая рассматривает взаимоотношения логистики и издержек производства.

Складское хозяйство, запасы, транспорт, планирование производства, обработка заказов и другие издержки подсистем логистики зависят друг от друга. Попытки минимизировать издержки какого-либо вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материалопотока.

Поэтому концепция логистики предполагает проведение анализа новаций любого вида деятельности логистики с учетом общих издержек системы. Комплексный анализ логистики позволяет определить пропорции системы и эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, выбрать управленческую политику.

Системный анализ помогает функционированию и повышению эффективности системы логистики, поскольку результатом его является новые концепции, внедрение новых технологий и оборудование. Перестройка, реорганизация влекут за собой затраты. Принятие концепции логистики дает возможность заранее определить рамки развития и добиваться его эволюционным путем.

Внимание промышленного менеджмента было приковано потому, что концентрация усилий на повышение эффективности отдельных процессов производства это тупиковый путь, поскольку эффективная деятельность одной из функций может нарушить равновесие всей балансовой системы.

На практике цели логистики вступают в конфликт с целями маркетинга и производства. Сокращение запасов готовой продукции не всегда удобно для производственных отделов, поскольку могут возникнуть потери от продаж из-за отсутствия продукции.

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция расходов стала осуществляться не по функциональному признаку, а с ориентацией на конечный результат. Когда первоначально определяется объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях поучил развитие новый подход к исчислению издержек, заключающийся в разработке миссии, т.е. определенные цели, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации: продукт-рынок.

Способы снижению уровня логистических затрат:

  • * проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;
  • * оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);
  • * интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;
  • * поиск более дешевых заменителей ресурсов;
  • * улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной, доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;
  • * компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;
  • * использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;
  • * улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;
  • * исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;
  • * обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес.
Добавить комментарий