Лоджия
695 0

Косвенно испарительное охлаждение воздуха. Центральные системы кондиционирования воздуха в зданиях стр.97

Для помещений с большими избытками явного тепла, где требуется поддержание высокой влажности внутреннего воздуха, применяются системы кондиционирования воздуха, использующие принцип косвенного испарительного охлаждения.

Схема состоит из системы обработки основного потока воздуха и системы испарительного охлаждения (рис 3.3. рис. 3.4). Для охлаждения воды могут использоваться оросительные камеры кондиционеров или другие контактные аппараты, брызгальные бассейны, градирни и другие.

Вода, охлажденная испарением в потоке воздуха, с температурой, поступает в поверхностный теплообменник – воздухоохладитель кондиционера основного протока воздуха, где воздух изменяет свое состояние от значений до значений (т.), температура воды при этом повышается до. Нагревшаяся вода поступает в кон тактный аппарат, где охлаждается путем испарения до температуры и цикл повторяется вновь. Воздух, проходящий через контактный аппарат, изменяет свое состояние от параметров до параметров (т.). Приточный воздух, ассимилируя тепло и влагу, изменяет свои параметры до состояния т., а затем до состояния.

Рис.3.3. Схема косвенного испарительного охлаждения

1-теплообменник-воздухоохладитель; 2- контактный аппарат

Рис.3.4. диаграмма косвенного испарительного охлаждения

Линия - прямое испарительное охлаждение.

Если в помещении избытки тепла составляют, то при косвенном испарительном охлаждении расход приточного воздуха составит

при прямом испарительном охлаждении

Поскольку >, то <.

<), что позволяет расширить область возможного использования принципа испарительного охлаждения воздуха.

Сопоставление процессов показывает, что при косвенном испарительном охлаждении производительность СКВ оказывается ниже, чем при прямом. Кроме того, при косвенном охлаждении влагосодержание приточного воздуха более низкое (<), что позволяет расширить область возможного использования принципа испарительного охлаждения воздуха.

В отличие от раздельной схемы косвенного испарительного охлаждения разработаны аппараты совмещенного типа (рис 3.5). Аппарат включает две группы чередующихся каналов, разделенных стенками. Через группу каналов 1 проходит вспомогательный поток воздуха. По поверхности стенок канала стекает вода, подаваемая через водораспределительное устройство. Некоторое количество воды подается к водораспределительному устройству. При испарении воды понижается температура вспомогательного потока воздуха (при увеличении его влагосодержания), а также охлаждается стенка канала.

Для повышения глубины охлаждения основного потока воздуха разработаны многоступенчатые схемы обработки основного потока, применяя которые теоретически можно достичь температуры точки росы (рис. 3.7).

Установка состоит из кондиционера и градирни. В кондиционере производится косвенное и прямое изоэнтальпийное охлаждение воздуха обслуживаемых помещений.

В градирне происходит испарительное охлаждение воды, питающей поверхностный воздухоохладитель кондиционера.

Рис. 3.5. Схема устройства совмещенного аппарата косвенного испарительного охлаждения: 1,2- группа каналов; 3- водораспределительное устройство; 4- поддон

Рис. 3.6. Схема СКВ двухступенчатого испарительного охлаждения. 1-поверхностный воздухоохладитель; 2-оросительная камера; 3- градирня; 4-насос; 5-байпас с воздушным клапаном; 6-вентилятор

С целью унификации оборудования для испарительного охлаждения вместо градирни можно использовать оросительные камеры типовых центральных кондиционеров.

Наружный воздух поступает в кондиционер и на первой ступени охлаждения (воздухоохладителе) охлаждается при неизменном влагосодержании. Второй ступенью охлаждения является оросительная камера, работающая в режиме изоэнтальпийного охлаждения. Охлаждение воды, питающей поверхности водоохладителя, производится в градирне. Вода в этом контуре циркулирует с помощью насоса. Градирня – устройство для охлаждения воды атмосферным воздухом. Охлаждение происходит за счет испарения части воды, стекающей по оросителю под действием силы тяжести (испарение 1% воды понижает ее температуру примерно на 6).

Рис. 3.7. диаграмма с режимом двухступенчатого испарительного

охлаждения

Камера орошения кондиционера оснащается байпасным каналом с воздушным клапаном или имеет регулируемый процесс, что обеспечивает регулирование воздуха, направляемого в обслуживаемое помещение вентилятором.

В современной климатической технике большое внимание уделяется энергоэффективности оборудования. Этим объясняется возросший в последнее время интерес к водоиспарительным системам охлаждения на основе косвенно-испарительных теплообменных аппаратов (косвенно-испарительные системы охлаждения). Водоиспарительные системы охлаждения могут оказаться эффективным решением для многих регионов нашей страны, климат которых отличается относительно низкой влажностью воздуха. Вода как хладагент уникальна — она обладает большой теплоемкостью и скрытой теплотой парообразования, безвредна и доступна. Кроме того, вода хорошо изучена, что позволяет достаточно точно предсказывать ее поведение в различных технических системах.

Особенности систем охлаждения с косвенно-испарительными теплообменниками

Главной особенностью и преимуществом косвенно-испарительных систем является возможность охлаждения воздуха до температуры ниже температуры мокрого термометра. Так, технология обычного испарительного охлаждения (в увлажнителях адиабатного типа), когда в поток воздуха впрыскивается вода, не только понижает температуру воздуха, но и увеличивает его влагосодержание. При этом линия процесса на I d-диаграмме влажного воздуха идет по адиабате, а минимально возможная температура соответствует точке «2» (рис. 1).

В косвенно-испарительных же системах воздух может быть охлажден до точки «3» (рис. 1). Процесс на диаграмме в данном случае идет вертикально вниз по линии постоянного влагосодержания. В результате получаемая температура оказывается ниже, а влагосодержание воздуха не растет (остается постоянным).

Кроме того, водоиспарительные системы обладают следующими положительными качествами:

  • Возможность совместного получения охлажденного воздуха и холодной воды.
  • Малое энергопотребление. Основными потребителями электроэнергии являются вентиляторы и водяные насосы.
  • Высокая надежность, обусловленная отсутствием сложных машин и использованием неагрессивного рабочего тела — воды.
  • Экологическая чистота: низкий уровень шума и вибраций, неагрессивное рабочее тело, малая экологическая вредность промышленного производства системы в силу малой трудоемкости изготовления.
  • Простота конструктивного исполнения и относительно низкая стоимость, связанные с отсутствием жестких требований к герметичности системы и ее отдельных узлов, отсутствием сложных и дорогих машин (холодильных компрессоров), малыми избыточными давлениями в цикле, низкой металлоемкостью и возможностью широкого использования пластмасс.

Системы охлаждения, использующие эффект поглощения теплоты при испарении воды, известны очень давно. Однако на данный момент водоиспарительные системы охлаждения распространены недостаточно широко. Практически вся ниша промышленных и бытовых систем охлаждения в области умеренных температур заполнена хладоновыми парокомпрессионными системами.

Такая ситуация, очевидно, связана с проблемами эксплуатации водоиспарительных систем при отрицательных температурах и их непригодностью к эксплуатации при высокой относительной влажности наружного воздуха. Сказалось и то, что основные аппараты подобных систем (градирни, теплообменники), использовавшиеся ранее, обладали большими габаритами, массой и другими недостатками, связанными с работой в условиях высокой влажности. Кроме того, им требовалась система водоподготовки.

Однако сегодня благодаря техническому прогрессу получили распространение высокоэффективные и компактные градирни, способные охладить воду до температур, всего на 0,8 … 1,0° С отличающихся от температуры входящего в градирню воздушного потока по мокрому термометру.

Здесь особым образом следует отметить градирни компаний Muntes и SRH-Lauer . Такой малый температурный напор удалось обеспечить главным образом за счет оригинальной конструкции насадки градирни, обладающей уникальными свойствами — хорошей смачиваемостью, технологичностью, компактностью.

Описание системы косвенно-испарительного охлаждения

В системе косвенно-испарительного охлаждения атмосферный воздух из окружающей среды с параметрами, соответствующими точке «0» (рис. 4), нагнетается вентилятором в систему и охлаждается при постоянном влагосодержании в косвенно-испарительном теплообменнике.

После теплообменника основной поток воздуха разделяется на два: вспомогательный и рабочий, направляемый к потребителю.

Вспомогательный поток одновременно играет роль и охладителя, и охлаждаемого потока — после теплообменника он направляется обратно, навстречу основному потоку (рис. 2).

При этом в каналы вспомогательного потока подается вода. Смысл подачи воды заключается в «замедлении» роста температуры воздуха за счет параллельного его увлажнения: как известно, одного и того же изменения тепловой энергии можно достичь как изменением только температуры, так и изменением температуры и влажности одновременно. Поэтому при увлажнении вспомогательного потока тот же обмен теплом достигается меньшим изменением температуры.

В косвенно-испарительных теплообменниках другого вида (рис. 3) вспомогательный поток направляется не в теплообменник, а в градирню, где охлаждает воду, циркулирующую через косвенно-испарительный теплообменник: вода нагревается в нем за счет основного потока и остывает в градирне за счет вспомогательного. Перемещение воды по контуру осуществляется с помощью циркуляционного насоса.

Расчет косвенно-испарительного теплообменника

Для того чтобы рассчитать цикл косвенно-испарительной системы охлаждения с циркулирующей водой, необходимы следующие исходные данные:
  • φ ос — относительная влажность воздуха окружающей среды, %;
  • t ос — температура воздуха окружающей среды, ° С;
  • ∆t х — разность температур на холодном конце теплообменника, ° С;
  • ∆t m — разность температур на теплом конце теплообменника, ° С;
  • ∆t wгр — разность между температурой воды, выходящей из градирни, и температурой подаваемого в нее воздуха по мокрому термометру, ° С;
  • ∆t min — минимальная разность температур (температурный напор) между потоками в градирне (∆t min <∆t wгр), ° С;
  • G р — требуемый потребителем массовый расход воздуха, кг/с;
  • η в — КПД вентилятора;
  • ∆P в — потеря давления в аппаратах и магистралях системы (требуемый напор вентилятора), Па.

Методика расчета основана на следующих допущениях:

  • Процессы тепло-массообмена приняты равновесными,
  • На всех участках системы отсутствуют внешние теплопритоки,
  • Давление воздуха в системе равно атмосферному (локальные изменения давления воздуха вследствие его нагнетания вентилятором или прохождения через аэродинамические сопротивления пренебрежимо малы, что позволяет использовать I d диаграмму влажного воздуха для атмосферного давления на всем протяжении расчета системы).

Порядок инженерного расчета рассматриваемой системы заключается в следующем (рисунок 4):

1. По I d диаграмме или с помощью программы расчета влажного воздуха определяются дополнительные параметры окружающего воздуха (точка «0» на рис. 4): удельная энтальпия воздуха i 0, Дж/кг и влагосодержание d 0, кг/кг. 2. Приращение удельной энтальпии воздуха в вентиляторе (Дж/кг) зависит от типа вентилятора. Если электродвигатель вентилятора не обдувается (не охлаждается) основным потоком воздуха, тогда:

Если в схеме используется вентилятор канального типа (когда электродвигатель охлаждается основным потоком воздуха), то:

где: η дв — КПД электродвигателя; ρ 0 — плотность воздуха на входе в вентилятор, кг/м 3

где: B 0 — барометрическое давление окружающей среды, Па; R в — газовая постоянная воздуха, равная 287 Дж/(кг.К).

3. Удельная энтальпия воздуха после вентилятора (точка «1»), Дж/кг.

i 1 = i 0 +∆i в; (3)

Поскольку процесс «0-1» происходит при постоянном влагосодержании (d 1 =d 0 =const), то по известным φ 0, t 0, i 0, i 1 определяем температуру воздуха t1 после вентилятора (точка «1»).

4. Точка росы окружающего воздуха t рос, °С, определяется по известным φ 0, t 0.

5. Психрометрическая разность температур воздуха основного потока на выходе из теплообменника (точка «2») ∆t 2-4, °С

∆t 2-4 =∆t x +∆t wгр; (4)

где: ∆t х назначается, исходя из конкретных условий работы в диапазоне ~ (0,5…5,0), °С. При этом следует иметь в виду, что малые значения ∆t х повлекут за собой относительно большие размеры теплообменного аппарата. Для обеспечения малых значений ∆t х необходимо использовать высокоэффективные теплопередающие поверхности;

∆t wгр выбирается в диапазоне (0,8…3,0), °С; меньшие значения ∆t wгр следует принимать в случае необходимости получения минимально возможной температуры холодной воды в градирне.

6. Принимаем, что процесс увлажнения вспомогательного воздушного потока в градирне от состояния «2-4», с достаточной точностью для инженерных расчетов, идет по линии i 2 =i 4 =const.

В этом случае, зная величину ∆t 2-4, определяем температуры t 2 и t 4, точек «2» и «4» соответственно, °С. Для этого найдем такую линию i=const, чтобы между точкой «2» и точкой «4» разность температур составляла найденную ∆t 2-4. Точка «2» при этом находится на пересечении линий i 2 =i 4 =const и постоянного влагосодержания d 2 =d 1 =d ОС. Точка «4» находится на пересечении линии i 2 =i 4 =const и кривой φ 4 = 100 % относительной влажности.

Таким образом, используя приведенные диаграммы, определяем оставшиеся параметры в точках «2» и «4».

7. Определяем t 1w — температуру воды на выходе из градирни, в точке «1w», °С. В расчетах можно пренебречь нагревом воды в насосе, следовательно, на входе в теплообменник (точка «1w’») вода будет иметь ту же температуру t 1w

t 1w =t 4 +.∆t wгр; (5)

8. t 2w — температура воды после теплообменника на входе в градирню (точка «2w»), °С

t 2w =t 1 -.∆t m ; (6)

9. Температура воздуха, выбрасываемого из градирни в окружающую среду (точка «5») t 5 определяется графоаналитическим методом с использованием i d диаграммы (c большим удобством может быть использована совокупность Q t и i t-диаграмм, однако они менее распространены, поэтому в данном расчете использована i d диаграмма). Указанный метод заключается в следующем (рис. 5):

  • точка «1w», характеризующая состояние воды на входе в косвенно-испарительный теплообменник, cо значением удельной энтальпии точки «4» помещается на изотерму t 1w, отстоящую от изотермы t 4 на расстоянии ∆t wгр.
  • От точки «1w» вдоль изоэнтальпы откладываем отрезок «1w — p» так, чтобы t p = t 1w — ∆t min.
  • Зная, что процесс нагрева воздуха в градирне происходит по φ=const=100 %, строим из точки «p» касательную к φ пр =1 и получаем точку касания «k».
  • От точки касания «k» по изоэнтальпе (адиабате, i=const) откладываем отрезок «k — n» так, чтобы t n = t k + ∆t min. Таким образом, обеспечивается (назначается) минимальная разность температур между охлаждаемой водой и воздухом вспомогательного потока в градирне. Эта разность температур гарантирует работоспособность градирни в расчетном режиме.
  • Проводим из точки «1w» через точку «n» прямую до пересечения с прямой t=const= t 2w. Получаем точку «2w».
  • Из точки «2w» проводим прямую i=const до пересечения с φ пр =const=100%. Получаем точку «5», характеризующую состояние воздуха на выходе из градирни.
  • По диаграмме определяем искомую температуру t5 и остальные параметры точки «5».

10. Составляем систему уравнений для нахождения неизвестных массовых расходов воздуха и воды. Тепловая нагрузка градирни по вспомогательному воздушному потоку, Вт:

Q гр =G в (i 5 - i 2) ; (7)

Q wгр =G ow C pw (t 2w - t 1w) ; (8)

где: С pw — удельная теплоемкость воды, Дж/(кг.К).

Тепловая нагрузка теплообменника по основному воздушному потоку, Вт:

Q mo =G o (i 1 - i 2) ; (9)

Тепловая нагрузка теплообменника по водяному потоку, Вт:

Q wmo =G ow C pw (t 2w - t 1w) ; (10)

Материальный баланс по воздушным потокам:

G o =G в +G p ; (11)

Тепловой баланс по градирне:

Q гр =Q wгр; (12)

Тепловой баланс теплообменника в целом (количество переданной теплоты каждым из потоков одинаково):

Q wmo =Q mo ; (13)

Совместный тепловой баланс градирни и теплообменника по воде:

Q wгр =Q wmo ; (14)

11. Решая совместно уравнения с (7) по (14), получим следующие зависимости: массовый расход воздуха по вспомогательному потоку, кг/с:

массовый расход воздуха по основному воздушному потоку, кг/с:

G o =G p ; (16)

Массовый расход воды через градирню по основному потоку, кг/с:

12. Количество воды, необходимое для подпитки водяного контура градирни, кг/с:

G wn =(d 5 -d 2)G в; (18)

13. Потребляемая мощность в цикле определяется мощностью, затрачиваемой на привод вентилятора, Вт:

N в =G o ∆i в; (19)

Таким образом, найдены все параметры, необходимые для конструктивных расчетов элементов системы косвенно-испарительного охлаждения воздуха.

Отметим, что подаваемый потребителю рабочий поток охлажденного воздуха (точка «2») может быть дополнительно охлажден, например, адиабатным увлажнением либо любым другим способом. В качестве примера на рис. 4 обозначена точка «3*», соответствующая адиабатному увлажнению. В этом случае точки «3*» и «4» совпадают (рис. 4).

Практические аспекты косвенно-испарительных систем охлаждения

Исходя из практики расчетов косвенно-испарительных систем охлаждения, следует заметить, что, как правило, расход вспомогательного потока составляет 30-70% от основного и зависит от потенциальной способности к охлаждению подаваемого в систему воздуха.

Если сравнить охлаждение адиабатным и косвенно-испарительным методами, то из I d-диаграммы видно, что в первом случае воздух с температурой 28 °С и относительной влажностью 45% может быть охлажден до 19,5°С, в то время как во втором случае — до 15°С (рис. 6).

«Псевдокосвенное» испарение

Как уже говорилось выше, косвенно-испарительная система охлаждения позволяет добиться более низкой температуры, чем традиционная система адиабатного увлажнения воздуха. Немаловажно также подчеркнуть, что влагосодержание искомого воздуха не изменяется. Подобных преимуществ по сравнению с адиабатным увлажнением удается достигнуть за счет внедрения вспомогательного потока воздуха.

Практических применений системы косвенно-испарительного охлаждения на данный момент мало. Однако появились аппараты сходного, но несколько другого принципа действия: воздухо-воздушных теплообменных аппаратов с адиабатным увлажнением наружного воздуха (системы «псевдокосвенного» испарения, где вторым потоком в теплообменнике служит не некоторая увлажненная часть основного потока, а другой, абсолютно независимый контур).

Подобные устройства находят применение в системах с большим объемом рециркуляционного воздуха, нуждающегося в охлаждении: в системах кондиционирования воздуха поездов, зрительных залов различного назначения, центрах обработки данных и на других объектах.

Цель их внедрения — максимально возможное снижение длительности работы энергоемкого компрессорного холодильного оборудования. Вместо этого при наружных температурах вплоть до 25°С (а иногда и выше), используется воздухо-воздушный теплообменник, в котором рециркуляционный воздух помещения охлаждается наружным воздухом.

Для большей эффективности работы аппарата наружный воздух предварительно увлажняется. В более сложных системах увлажнение производится и в процессе теплообмена (впрыск воды в каналы теплообменника), чем достигается дополнительное повышение его эффективности.

Благодаря использованию таких решений текущее энергопотребление системы кондиционирования снижается на величину до 80%. Общегодовое энергопотребление зависит от климатического района эксплуатации системы, в среднем оно снижается на 30-60%.

Юрий Хомутский, технический редактор журнала «Мир климата»

В статье использована методика МГТУ им. Н. Э. Баумана для расчета косвенно-испарительной системы охлаждения.

полнительное к авт. свид-ву Кл,В 60 Ь 3/04 210627 22) Заявлено 03.01.7 присоединением заявки3) Приоритет судврственныи нвмитетавета Министрав СССРпо делам изоервтенийн открытий Бюллетень47 3) Опубликовано 25.1 629,113.06,628.) Дата опубликования описания О 3 О 3 2) Автор изобре В. В. Уткин Специализированное конструкторское баро по специальным гусеничным тракторам класса 2 Г тяги(54) КОНДИЦИОНЕР ДВУСТУПЕНЧАТОГО ИСПАРИТЕЛЫ 1 ОГО ОХЛАЖДЕ 11 И пенчатогожашие воун очную й в теп наломОднако ения 10 ффективности испарительуночная камера для шей в теплообменник Изобретение касается транспортсредств,Известны кондиционеры двустуиспарительного охлаждения, содердовоздушный теплообменник и форскамеру для охлаждения поступаюшелообменник воды, выполненную с кподачи воздуха от теплообменника.эффективность испарительного охланедостаточна.Для повышения эное охлаждение 1 форсохлаждения поступаю воды снабжена каналом для подачи воздухаиз внешней среды, отделенным волнообраз- цной перегородкой от канала подачи воздухаот теплообменника, при эом оба каналавыполнены сужаюшимися по направлению ковходному отверстию форсуночной камеры.На фиг, 1 изображен предлагаемый кон диционер, продольный разрез; на фиг. 2 -разрез по А-А на фиг. 1.Кондиционер состоит из вентилятора 1,приводимого во вращение двигателем 2;водовоздушного теплообменника 3 и форсу- б ночной камеры 4, снабженной каплеуловите лем 5, В форсуночной камере 4 установлены два ряда форсунок 6, Форсуночная камера имеет входное 7 и выходное 8 отверстия и воздушный канал 9. Для циркуляции воды в первой ступени соосно с двигателем установлен водяной насос 10, подающий воду по трубопроводам 11 и 12 из бака 13 в форсунки 6,. Во второй ступени кондиционера установлен водяной насос 14, подаюший воду по трубопроводам 15 и 16 из бака 17 в распыливаюшее устройство 18, смачиваюшее орошаемую башню 19. Здесь же установлен каплеуловитель 2 О.При работе кондиционера вентилятор 1 прогоняет воздух через теплообменник 3, При этом воздух охлаждается, и часть его направляется во вторую ступень (основной поток), а часть через канал 9 - в форсуночную камеру 4, Канал 9 выполнен плавно сужаюшимся в направлении ко входному отверстию форсуночной камеры, благодаря чему скорость потока увеличивается и в зазоры 21 между каналом 9 и входным отверстием камеры 7 подсасывается3наружйый воздух, увеличивая массу вспомо гательного потока, который, пройдя камеру 4, выбрасывается в атмосферу через от верстие 8. Основной поток во второй ступени проходит башню 19 орошаемого слоя, где дополнительно охлаждается и увлажняется и через каплеуловитель 20 направляется в обслуживаемое помещение, Вода, циркулирующая в первой ступени, нагревается в теплообменнике 3, охлаждается в форсуночной камере 4, сепарируется в каплеуловителе 5 и через отверстие 22 стекает снова в бак 13. Вода во второй ступени после орошения башни 19 и сепарации в каплеуловителе 20 через отверстие 28 стекает в бак 17.Формула изобретения1, Кондиционер двуступенчатого испарительного охлаждения, преимушественно для. 4транспортного средства, содержаший водовоздушный теплообменник и форсуночнуюкамеру для охлаждения поступающего в: теплообменник воды, выполненного с кана лом подачи воздуха от теплообменника,о т л и ч а ю ш ий с я тем, что, сцелью повышения эффективности испарительного охлаждения, форсуночная камера дляохлаждения поступаюшей в теплообменник 10 воды снабжена каналом для подачи воздуха из внешней среды, отделенным перегородкой от канала подачи воздуха от теплообменника, при атом оба канала выполнены сужающимися по направлению ко 15 входному отверстию камеры.2. Кондицйонер по п. 1, о т л и ч аю ш и й с я тем, чтоперегородка выпол нена волнообразной.а

Заявка

1982106, 03.01.1974

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ГУСЕНИЧНЫМ ТРАКТОРАМ КЛАССА 2Т ТЯГИ

УТКИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

МПК / Метки

Код ссылки

Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения

Похожие патенты

13 - 15 теплообменников 10 - 12 сообщены с полостью А отливной камеры 16, полость Б которой со- з общена трубопроводом 17 с кингстонным каналом 3. Коллектор 6 гидравлическим связан с емкостью 18, которая трубопроводом 19 сообщена с отливной камерой 16, имеющей забортное отверстие 20 и отверстие 21 в перегородке между полостями А и Б.Система работает следующим образом.Охлаждающий насос 4 принимает воду, поступающую в кингстонный канал 3 через перемычку 2 из кингстонного ящика 1, и подает ее по напорным трубопроводам 5 и 7 -- 9 через коллектор 6 к теплообменникам 10 - 12, из которых подогретая вода по отливным трубопроводам 13 - 15 поступает в полость А отливной камеры 16. При заполнении полости А вода через отверстие 21 переливается в...

Эа счет теплового излучения от поверхности нагретой полосы непосредственно к рабочей поверхности холодильника, расположенной сверху и снизу обрабатываемого металла с максимальными угловыми коэффициентами излучения,На фиг,1 показано устройство для охлаждения полось в ермической печи, разрез Б-Б на фиг.2; ия Фиг,2камера конвективного охлаждения по" лосы, разрез А-А на Фиг.1; на фиг.3- конструкция кольцевого газового сопла.Устройство для охлаждения полосы 1, движущейся по Роликам 2, уста" навливается в термическом агрегате после камеры радиационного охлажде" ния 3 и уплотняется при выходе полосы затвором 4, По обе стороны от обрабатываемой полосы расположены цилиндрические водоохлаждаемые поверхности 5, Циркуляционный вентилятор 6...

6 с охладителями 7 и 8 масла и пресной воды и ветвь 9 с охладителем 10 наддувочного воздуха и глушителем 11. Вода из ветви 6 сливается через отливной киигстон 12, а из ветви 9 - через трубу 13 в бортовой патрубок 14 глушителя 11. Автоматическое гидравличес О кое сопротивление 15, установленное на ветви 6, состоит из корпуса 16 переменного проходного сечения, конусообразной тарелки 17 со штоком 18, направляющей втулки 19, закрепленной на корпусе 16 стойками 20, пружины 21 и регулировочных гаек 22.Система работает следующим образом.Насос 4 забортной воды забирает воду через приемный кингстон 2 и фильтр 3 и нагнетает ее по ветви 6 на охладители 7 и 8 масла и пресной воды. По другой параллель- ЗО ной ветви 9 вода подается на охладитель...

Изобретение относится к технике вентиляции и кондяиион1фования воздуха. Цель изобретения - повьшение глубины охлаждения основного потока воздуха и снижение энергетических затрат. Орошаемые водой теплообменники (Т) 1 и 2 косвенно-испарительного и прямого испарительного охлалсдения воздуха последовательно расположены по ходу воздуха. Т 1 имеет каналы 3, 4 общего и вспомогательного потоков воздуха. Между Т 1 и 2 расположена камера 5 разделения воздушных потоков с перепускным каналом 6 и размещенным в нем per TiHpyeMbiM клапаном 7. Нагнетатель 8 с приводом 9 сообщен входом 10 с атмосферой, а выходом 11 - с каналами 3обп(его потока воздуха Клапан 7 через блок управления подключен к датчику т-ры воздуха в помещении Каналы 4вспомогательного потока воздуха сообщены выходом 12 с атмосферой, а Т 2 выходом 13 основного потока воздуха - с помещением. Канал 6 подключен к каналам 4, а привод 9 имеет регулятор 14 частоты вращения, подключенный к блоку управления. При необходимости уменьшения холодопроизводительности устройства по сигналу датчика т-ры воздуха в помещении через блок управления частично прикрьшается клапан 7, и с использоват1ем регулятора 14 пон гжaeтcя число оборотов нагнетателя с обеспечением пропорционального снижения расхода общего потока воздуха на величину уменьшения расхода вспомогательного потока воздуха. 1 ил. (Л to о 00 to

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 24 F 5 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 4 166558/29-06 (22) 25.12.86 (46) 30.08.88. Вю.t,! ! 32 (71) Московский текстильный институт (72) О.Я. Кокорин, М.l0, Каплунов и С.В. Нефелов (53) 697.94(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

263102, кл. F? 4 Г 5/00, 1970. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО

ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА (57) Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха. Цель изобретения — повышение глубины охлаждения основного потока воздуха и снижение энергетических затрат.

Орошаемые водой теплообменники (Т) 1 и 2 косвенно-испарительного и прямого испарительного охлаждения воздуха последовательно расположены по ходу воздуха. Т 1 имеет каналы 3, 4 общего и вспомогательного потоков воздуха, Между Т 1 и 2 расположена камера 5 разделения воздушных потоков с пере„„SU„„1420312 д1. пускным каналом 6 и размещенным в нем регулируемым клапаном 7. Нагнетатель

8 с приводом 9 сообщен входом 10 с атмосферой, а выходом 11 — с каналами

3 общего потока воздуха. Клапан 7 через блок управления подключен к датчику т-ры воздуха в помещении. Каналы

4 вспомогательного потока воздуха сообщены выходом 12 с атмосферой, а Т 2 выходом 13 ос новного потока воздуха с помещением. Канал 6 подключен к каналам 4, а привод 9 имеет регулятор

14 частоты вращения, подключенный к блоку управления. При необходимости уменьшения холодопроизводительности устройства по сигналу датчика т-ры воздуха в помещении через блок управления частично прикрывается клапан 7, и с использованием регулятора 14 понижается число оборотов нагнетателя с обеспечением пропорционального снижения расхода общего потока воздуха на величину уменьшения расхода вспомогательного потока воздуха. 1 ил.

Изобретение относиуся к технике вентиляции и кондиционирования воздуха.

Целью изобретения является повыше5 ние глубины охлаждения основного потока воздуха и снижение энергетических затрат.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства для двухступенчатого испарительного охлаждения воздуха. устройство для двухступенчатого испарительногo охлаждения воздуха содержит последовательно расположен- 15 ные по ходу воздуха орошаемые водой теплообменники 1 и 2 косвенно-испарительного охлаждения воздуха, первый чз которых имеет каналы 3 и 4 общег о и вспомогательного потоков воздуха. 20

Между теплообмснгнгками 1 и 2 расположена камера 5 1 лэделения воздушных потоков с перег ускным каналом 6 и размещенным в нем регулируемым кллгыном 7. Нлгнетлтель 8 с. приводом

9 сообщен входом 10 с атмосферой, л выходом 11 — с каналами 3 общего потокл ltna;ty;:;3. регулируемый клапан 7 через блок управления подклкгчен к длтчику температуры воздуха в помещении (HP показан). Каналы 4 вспомогательного потока воздуха сообщены выходом

12 с атмосферой, а теплообменник 2 прямого исплрительного охлаждения воздуха выходом 13 основного потока воздуха — с пог1ещенггем. Перепускной канал 6 подклго.ген к клнллам 4 г3спг могательногo потлгсл воздухл, à привод 9 нагнетлтеля 8 имеет регул»тор 14 глстоты врлщени», подк ггочеггный к блоку 4О управления (не пока:3лн?. устройство.г -» д»ухступенчатого испарительного охллждени» l303духл и;ботает следующим образом.

Наружный воздух через вход 10 и 3- 45 ступает в гглгнетлтель 8 и через выход 11 ttartteTлется в каналы 3 общего потока воздуха теплообменникл косвенно-испарительного охлаждения. При пРохождении воздуха в каналах 3 ilpo исходит понижение его энтальпии ttpta постоянном вллгосодержанпи, после чего общий поток воздуха поступает в камеру 5 р л эд ел ения воздушных пс т ок ов.

Из камеры 5 часть предварительно охлажденного воздуха в вггде вспомогательного потока воздуха через перепускной канал 6 поступает в орошаемые сверху каналы 4 вспомогательного потока воэдуха, расположенные в теплообменник е 1 перпендикуляр но напр авл ению общего потока воздуха, В каналах 4 происходит испарительное охлаждение сте-, каемой вниз по стенкам каналов 4 пленки воды и вместе с тем охлаждение проходящего по каналам 3 общего потока воздуха.

Увплжненггый и повысивший свою энтальITHIt3 вспомогательный поток воздуха удаляется через выход 12 в атмосферу или может быть использован, например, для вентиляции вспомогательных помещений или охлаждения строится ьных огражденийй зданий. Ос н овной поток во здуха поступает из камеры 5 разделения воздушных потоков!3 теплообменник 2 прямого испарительного охлаждения, где воздух дополг3ггтельно охлаждается и унллжняется при постоянной энтальппи и одновременно обеспьливается, после чего обрлботаннь. и основной поток воздуха через выход 13 подается в псмещение. При необходимости уменьtttc!tttIt Ttoëoltoïðоиэводительности устро tet ITT по соответствующему сигналу дат икл температуры воздуха в помещении через блок управления (не показан) члст гчно прикрывается рег улиру- ° емый кллплн 7, что приводит к уменьttteI«t о расхода вспомогательного потока воздуха и снижению степени охлаждепи» общего потока воздуха в теплообменнике 1 косвенно-испаритепьного охлаждения. Одновременно с прикрытием

Р. гys!Itpyentoro к:глплнл 7 с испольэоваItItett рег улятора 14 глстоты вращения!

tot:;ãêëåтся число oборотов нлгнетлтеля 8 с обеспечением пропорционального.пш tt;t» расхода общего потока воздувели и:Itó уг:t нг»ггеttttя рлcxода

»еп..tc1t ttãp!I I ного пот кл воздуха.

1 срмуллиэобретения у.тройствс; для двухс гуггенчлтого исплрительного охлаждения воздуха, содержлщее i ос.гегго»л г егьпо p,lñ!TOIToженные по ходу воздуха орошаемые!30 пой т епл ообмон ники косвенно-ис гглрительногo и прямого исплрительногo ох лаждения воздуха, первый иэ которых имеет каналы общего и вспомоглтельного потоков воздуха, рлсположенную между теплообменниклми камеру ра зделени» воздушных потоков с перепускным каналом и рлзмещепным в нем регу1 ь яр уемым клапаном, наг вета тел ь с приводом, сообщеItttt ttt г3х

Составитель М. Ращепкин

Техред М.Ходанич Корректор С. Шекмар

Редактор М. Циткина

Тираж 663 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4313/40

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 рой, а выходом — с каналами общего потока воздуха, причем регулируемый клапан через блок управления подключен к датчику температуры воздуха в помещении и каналы вспомогательного потока воздуха сообщены с атмосферой, а теплообменник прямого испарительного охлаждения — с помещением, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения глубины охлаждения основного потока воздуха и снижения энергетических затрат, перепускной канал подключен к каналам вспомогательного потока воздуха, а привод нагнетатепя снабжен регулятором частоты вращения, подключенным к блоку управления.

Похожие патенты:

Союз Советских

Социалистических

Республик

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 113.. 06.628.83 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Майсоценко, A. Б. Цимерман, М. Г. и И. N. Печерская

Одесский инженерно-строительный институт (71) Заявитель (54) КОНДИЦИОНЕР ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ИСПАРИТЕЛЬНОГО

ОХЛЮ(ДЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для кондиционирования воздуха в транспортных средствах.

Известны кондиционеры для транспортных средств, содержащие воздушную щелевую испарительную насадку с воздушными и водяными каналами, отделенными друг от друга стенками из микропористых пластин, при этом нижняя часть насадки погружена в поддон с жидкостью (1)

Недостатком данного кондиционера является невысокая эффективность охлаждения воздуха.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, поддон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлажпения поступающей в теплообменник жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха иэ внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры (2

B этом компрессоре элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде форсунок.

Однако эффективность охлаждения в этом компрессоре также недостаточна, так как пределом охлаждения воздуха в этом случае является температура мокрого термометра вспомогательного потока воздуха в поддоне.

10 кроме того, известный кондиционер конструктивно сложен и содержит дублирующиеся узлы (два насоса, две емкости).

Цель изобретения — повышение сте15 пени эффективности охлаждения и компактности устройства.

Цель достигается тем, что в предлагаемом кондиционере элементы для дополнительного охлаждения выполне20 ны в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а

25 со стороны одной иэ поверхностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки„ при этом камера и поддон выполнены за одно це30 лое.

Насадка выполнена в виде блока из капиллярно-пористого материала.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема кондиционера, на фиг. 2 раэреэ A-A на фиг. 1.

Кондиционер состоит из двух ступеней охлаждения воздуха: первая ступень - охлаждение воздуха в теплообменнике 1, вторая ступень — охлаждение его в насадке 2, которая выполнена в виде блока иэ капиллярно-пористого материала.

Перед теплообменником установлен вентилятор 3, приводимый so вращение электродвигателем 4 ° Для циркуляции воды в теплообменнике соосно с электродвигателем установлен водяной насос 5, подающий воду по трубопроводам 6 и 7 из камеры 8 н резервуар 9 с жидкостью. Теплообмен-ник 1 установлен н поддоне 10, который выполнен за одно целое с камерой

8. К теплообменнику примыкает канал

11 для подачи воздуха иэ внешней среды, при этом канал выполнен планно сужающимся в направлении к входному отверстию 12 воздушной полости

13 камеры 8. Внутри камеры размещены элементы для дополнительного охлаждения воздуха. Они выполнены в виде теплообменной перегородки 14, расположенной вертикально и закрепленной на стенке 15 камеры, противолежащей стенке 16, относительно которой перегородка расположена с зазором, Перегородка разделяет камеру на две сообщающиеся полости 17 и 18.

В камере предусмотрено окно 19, в.котором установлен каплеуловитель 20, а н поддоне выполнен проем 21.. При работе кондиционера вентилятор 3 прогоняет общий поток воздуха через теплообменник 1. При этом общий поток воздуха L „ охлаждается, и одна его часть — основной поток L

В связи с выполнением канала 11 сужающимся к входному отверстию 12! полости 13 скорость потока увеличивается, и в зазор, образованный между упомянутыми каналом и входным отверстием, подсасывается наружный воздух, увеличиная тем самым массу вспомогательного потока. Этот поток поступает в полость 17. Затем этот поток воздуха, обогнув перегородку 14, поступает в полость 18 камеры, где он движется в противоположном своему движению в полости 17 направлении. В полости 17 навстречу движению воздушного потока по перегородке стекает пленка 22 жидкости - воды из резервуара 9.

При контакте потока воздуха и воды в результате испарительно эффекта воТепло из полости 17 передается через перегородку 14 пленке 22 воды, способствуя дополнительному ее испарению. После этого в полость 18 поступает поток воздуха с более низкой температурой. Это, в свою очередь, влечет к еще большему снижению температуры перегородки 14, что вызывает дополнительное охлаждение потока воздуха в полости 17. Следовательно, температура потока воздуха будет опять понижаться после огибания перегородки и попадания н полость

18. Теоретически процесс охлаждения будет продолжаться до тех пор, пока его движущая сила не станет равной нулю. В данном случае движущей силой процесса испарительного охлаждения является психометрическая разность -температур потока воздуха после поворота его относительно перегородки и вступающего н контакт с пленкой воды в полости 18. Так как поток воздуха предварительно охлаждается в полости 17 при неизменном нлагосодержании, то психрометрическая разность температур потока воздуха в полости 18 стремится к нулю при приближении к точке росы. Следовательно, пределом охлаждения воды здесь является температура точки росы наружного воздуха. Тепло от воды поступает в поток воздуха н полости 18, при этом воздух нагревается,унлажняется и через окно 19 и каплеулонитель 20 выбрасывается н атмосферу.

Таким образом, в камере 8 организовано протиноточное движение обменивающихся теплом сред, а разделяющая теплообменная перегородка позволяет косвенным путем предварительно охладить подаваемый для охлаждения воды поток воздуха за счет процесса испарения воды, Охлажденная вода по перегородке стекат в низ камеры, а так как последняя выполнена за одно целое с поддоном, то оттуда насосом подается в теплообменник 1, а также расходуется на смачивание насадки за счет внутрикапиллярных сил.

Таким образом, основной поток воз.духа.L. „, предварительно охладившись беэ изменения влагосодержания в теплообменнике 1, поступает на дальнейшее охлаждение в насадку 2. Здесь эа счет тепло- и массообменна между смо40 ченной поверхностью насадки и основным потоком воздуха последний увлажняется и охлаждается, не меняя своего теплосодержания. Далее основной поток воздуха через проем в поддоне

59 да охлаждается, охлаждая при этом и перегородку. Поступающий в полость

17 камеры поток воздуха, обтекая перегородку, также охлаждается, но беэ изменения нлагосодержания. формула изобретения

1. Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, подцон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлаждения поступающей в теплообмениик жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха из внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры, о т л и ч а ю щ и и с я. тем, что, с целью повышения степени эффективности охлаждения и компактности компрессора, элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а со стороны одной из поверх ностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки, при этом камера и поддон выполнены sa одно целое.

Добавить комментарий