Терраса
609 0

Какие достижения были у авраама линкольна. Авраам Линкольн

Урок по всеобщей истории XIX века в 8 классе.

Тема: «США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики».

Особая роль отводится решеню воспитательной задачи:

Роль личности в истории: вклад Авраама Линкольна в спасение и сохранение принципов американской республики, изложенных в Декларации независимости и конституции.

Осуждение расизма, понимание его антигуманной сущности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «США в XIX веке: модернизация,

Отмена рабства и сохранение республики»

Тема урока: “Авраам Линкольн – президент,сохранивший республику “.

Цель урока: «Выявить причины гражданской войны в США 1861-1865 г.г. Определить роль Авраама Линкольна в сохранении территориальной целостности государства и отмене рабства».

Образовательные задачи :

1)Учатся переносить знания в новые ситуации; решать проблемные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; участвовать в дискуссии.

2)На основе самостоятельного изучения исторической литературы готовят сообщения по отдельным проблемам изучаемой темы.

3)Работа с исторической картой и историческими документами (фото)

Развивающая задача:

Развитие познавательной активности, критического мышления, коммуникативных умений и творческого потенциала учащихся.

Воспитательная задача :

Роль личности в истории: вклад Авраама Линкольна в спасение и сохранение принципов американской республики, изложенных в Декларации независимости и конституции.

Осуждение расизма, понимание его антигуманной сущности.

Предварительная подготовка.

1. Создание презентации.

2. Самостоятельная работа учащихся с исторической литературой по темам:

а) «Авраам Линкольн – легендарный президент Америки»

б) «Генерал Улисс Грант»

в) «Генерал Роберт Ли»

г) «Суд Линча: история возникновения»

д) «Ку-клукс-клан»

Слайд № 1.

«США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики»

Вступительное слово учителя:

Аврааму Линкольну (1809-1865) выпал жребий быть президентом США во время одного из важнейших событий в истории этой страны – Гражданской войны между Севером и Югом. Гражданская война сыграла роль революции в американской истории, так как уничтожила многие препятствия, стоявшие на пути модернизации, в значительной мере определила пути дальнейшего развития США: ликвидировала позорное для американцев рабство негров, решила аграрный вопрос (все желающие получили наделы на Западе). В ходе войны решался вопрос о целостности североамериканской республики и сохранении демократии. Победа северян была достигнута под руководством Авраама Линкольна, и он до сих пор остаётся центральной исторической фигурой в сознании американского народа, его считают человеком, сохранившим республику и возродившим американскую нацию. Во время кризиса союза все мысли президента были направлены на то, чтобы спасти и продемонстрировать наследие отцов-основателей – ценности и принципы республики, изложенные в Декларации независимости и в конституции. Личность Авраама Линкольна за полтора столетия стала мифом.

Объявляется тема урока.

Слайд №2.

Портрет А.Линкольна»

Учитель:

Таким образом, мы можем выделить основные проблемы, которые стояли перед президентом А.Линкольном:

Слайд №3.

«1. Сохранение целостности республики.

2.Отмена рабства.

Учитель:

Для того, чтобы понять, почему Авраам Линкольн в сознании американцев является самым великим из всех президентов, мы должны рассмотреть историю США с начала и до середины 60-х г.г. XIX века, так как жизнь и политическая деятельность этого человека неотделима от его страны и его народа.

Дальнейшая работа проходит в группах.

Стратегия «Как вы думаете?» (технология критического мышления)

Учащимся предлагается на игровом поле разложить карточки с высказываниями.

Высказывания не должны подразумевать однозначного ответа, а носить дискуссионный характер.

Игровое поле:

Примерные высказывания для игры:

«Рабство – это насилие над личностью»

«В мире существуют ”неполноценные” расы. Они слабы и беспомощны, их должны опекать более сильные и развитые народы»

«Война – это всегда зло. Она несёт только беды и разрушения. Результаты победы не могут компенсировать потерь»

«Гражданская война – это один из путей решения назревших проблем в обществе»

«Негр не равен белому человеку. Рабское подчинение высшей расе является его естественным и нормальным состоянием. /А.Стефенс/»

«В одной стране могут существовать разные уклады: феодальный и капиталистический. Это никаким образом не влияет на экономическое и политическое развитие страны»

Стратегия «Вопросительные слова» (технология критического мышления)

Учащимся предлагается заполнить таблицу по образцу:

Слайд №4.

Вопросы

Слова в рамках темы «США в XIXвеке»

Кто?

Республика

Где?

Рабство

Почему?

Президент

С какой целью?

И т.д.

Гражданская война

И т.д.

После того, как все предложенные вопросы и слова записаны на доске, учащимся предлагается сформулировать по 1-2 вопроса от группы, которые возникли на основе таблицы.

Все вопросы группируются и записываются на доске. Это делает каждого активным участником и стимулирует познавательную активность. Учащиеся сами определяют круг интересующих их вопросов.

По мере поступления информации в ходе урока мы возвращаемся к вопросам, и учащиеся дают на них ответы.

Работа в группах по направлениям:

I. «Земельная лихорадка»

«Американский идеал – человек, у которого нет хозяина»

Слайд №5.

Примерные задания:

1)Покажите на карте территории, присоединённые к США в первой половине XIX века. Какие методы использовало правительство США для присоединения новых земель?

2)Объясните термин ”гомстед”. В чём заключался конфликт между фермерским населением и плантаторами-рабовладельцами?

II. «Промышленная революция и её особенности»

Слайд №6.

Примерные задания:

1)Объясните термины “бизнес” и “бизнесмен”.

2)Назовите особенности промышленной революции в США.

III. «Нужно ли “белой” Америке рабство негров?»

Слайд №7.

«Карта ”США в конце XVIII века – первой половине XIX века”»

Примерные задания:

1)Объясните термин “аболиционизм”. Какие методы применяли аболиционисты в борьбе против рабства?

2)Какие противоречия в политической и экономической жизни страны рождало рабство негров?

Учитель: Какие ещё понятия вам известны, связанные с темой аболиционизма? (расизм, резервация, суд Линча, ку-клукс-клан). Что вы об этом знаете?

IV. «”Честный Эйб” становится президентом»

Слайд №8.

«Портрет Авраама Линкольна»

Слайд №9.

«Портрет Авраама Линкольна

1854 год – образование республиканской партии

1860 год – избрание А.Линкольна президентом»

Примерные задания:

1)Когда возникла демократическая партия и чьи интересы выражала?

2)Когда была образована республиканская партия и чьи интересы она выражала?

3)В каком году А.Линкольн был избран президентом? К какой партии он принадлежал?

Учитель: Вернёмся к вопросам на доске. На какие из них мы уже готовы дать ответ?

Проблемные задания.

Каждая группа получает задание и должна дать ответ через 2-3 минуты.

Слайд №10.

Фото.

Слайд №11.

«Как вы полагаете, могло ли рабство в США существовать без распространения на новые территории?»

Слайд №12.

«Какие мотивы, на ваш взгляд, преобладали в аболиционистском движении–

моральные или экономические?

Свой ответ обоснуйте»

Слайд №13.

«Как вы думаете, что имел в виду А.Линкольн, утверждая: « Я уверен, что нынешнее правительство не может быть устойчивым, оставаясь наполовину рабовладельческим, наполовину свободным?»

Слайд №14.

«В чем заключался политический кризис в США в 50-е годы XIX века?Возможно ли было, на ваш взгляд, избежать гражданской войны?»

Обобщение и вывод: усиливающиеся противоречия в обществе вели к гражданской войне.

Слайд №15

« Гражданская война в США 1861-1865 г.г.

(Война между Севером и Югом)»

Учитель: Прошу вас сформулировать причины, которые привели Америку к гражданской войне?

Слайд №16.

«Причины гражданской войны в США:

*Быстрый рост капитализма в промышленности и в фермерском хозяйстве привел к росту противоречий между промышленным Севером и рабовладельческим Югом

*Резко усилилась вражда между рабовладельцами и фермерами из-за земли

*Проблема рабства и распространения его на новые земли»

Предъявление нового материала.

I.Мятеж рабовладельческого юга.

Слайд №17.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Учитель:

Плантаторы не хотели мириться с тем, что президентом стал противник рабства, что политическая власть перешла к республиканцам. Восемь южных штатов заявили об отделении от США (показать на карте).

Так возникла Южная Конфедерация с центром в Ричмонде (карта).

Президентом избрали крупного плантатора Дэвиса.

Мятежники руководствовались убеждением «Рабство – нормальное состояние для негров».

После вступления А.Линкольна на пост президента, войска Конфедерации 12-13 апреля1861 года обстреляли и захватили форт Самтер возле Чарльстона (карта).

1)«Война по-конституционному

Первый период: 1861-1862г.г.»

Учитель: 15 апреля 1861 года Авраам Линкольн объявил южан мятежниками и провозгласил набор ополчения в 75 тысяч человек. Так началась гражданская война.

Слайд №18.Фото.

Слайд №19.Фото.

Учитель: Но южане тоже готовились к войне и нанесли первый удар.

Слайд №20.Фото.

Слайд №21. Фото.

Слайд №22. Фото.

Проблемные задания.

Слайд №23.

«Соотношение сил накануне войны»

ПОКАЗАТЕЛЬ

СЕВЕР

ЮГ

Население

22 млн. человек

9 млн. человек

(из них - 4 млн. рабов)

Наемные рабочие

1200 тыс. и

700 тыс. батраков

170 тыс.

Капитал промышленных предприятий

850 млн. долларов

170 млн. долларов

Капитал банков

400 млн. долларов

22 млн. долларов

Учитель: Какие выводы можно сделать?

Для кого военные действия будут складываться более удачно? (анализ таблицы)

В/Ф (фрагмент из к/ф “Унесённые ветром” или фрагмент из книги М.Митчелл“Унесённые ветром”)

Рассуждения Ретта Батлера о победе северян и причинах этой победы.

Учитель: Разделяете ли вы точку зрения героя Ретта Батлера?

Основные события I периода:

Слайд №24.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Летом 1861 года южане создали 120-тысячную армию и наголову разбили северян.

В1861-1862г.г. южане путём неожиданных рейдов едва не захватили Вашингтон.

Надежды северян на быструю победу рухнули. Почему военные действия на первом этапе Гражданской войны складывались более удачно для южных штатов?

Армия южан была лучше организована и имела более квалифицированный офицерский состав – большинство кадровых офицеров американской армии были южане. Многие офицеры сочувствовали мятежникам. Военные действия велись северянами нерешительно. Кроме того, северяне приняли неудачный план военных действий – план ”удавного окружения” (сжимать юг со всех сторон). План предусматривал морскую блокаду южных штатов и давление на мятежников вдоль всей сухопутной границы.

В первый период гражданской войны 1861-1862 г.г. буржуазия севера ставила только цель воссоединения страны и не добивалась отмены рабства.

Итак, северяне потерпели поражение, они не смогли добиться успеха, несмотря на преимущество своей экономики и большое количество населения.

2. Переход к войне по-революционному.

Под напором народных масс и в силу военной необходимости правительство А.Линкольна постепенно стало переходить к решительным мерам, выходившим за рамки Конституции США.

1) В 1863г. были введены новые налоги на богачей и проведён закон о конфискации имущества мятежников. В армии проводилась чистка – увольнение сторонников Конфедерации, шпионов, а на руководящие посты выдвигались способные, демократически настроенные офицеры.

2) 20 мая 1862 г. был принят закон о гомстедах, дававший право всякому гражданину США, имевшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров(1акр=0,4га). Через пять лет участок переходил в собственность поселенца.

3) Президентская прокламация об освобождении рабов. Согласно ей, с 1 января 1863 года рабство отменялось без всякого выкупа.

Какие меры, по вашему мнению, были наиболее важны и значимы?

Закон о гомстедах и ликвидация рабства поставили Линкольна в ряд наиболее выдающихся и передовых буржуазно-демократических деятелей XIX века.

3.«Война по-революционному

Второй период: 1863-1865г.г.»

Слайд №25 Фото (генерал Грант и генерал Ли).

Основные события II периода:

Работа с исторической картой.

Слайд №26.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Революционные методы ведения войны резко изменили ход военных действий.

В 1864 году войска Севера под общим командованием генерала Гранта приступили к окончательному разгрому армии юга.

Необходимо было отрезать армию южан под командованием генерала Ли, находившуюся в районе г. Ричмонда (карта), от Юга и зайти ей в тыл.

В мае 1864 г. войска генерала Шермана (Север) начали свой знаменитый “рейд к морю” через Джорджию (карта) и в сентябре заняли г. Атланту (карта).

В конце 1864 г. армия Севера заняла г. Саванну, а оттуда генерал Шерман двинулся на соединение с генералом Грантом.

В апреле 1865 г. армия Гранта окружила г. Ричмонд и взяла его.

Вскоре войска генерала Ли были окружены и капитулировали.

Север одержал победу.

Но через пять дней после капитуляции Юга произошла трагедия – Авраам Линкольн был убит в театральной ложе сторонником рабовладельцев – актёром Бутом. Это произошло 14 апреля 1865 года в Вашингтоне.

Учитель: А сейчас вы просмотрите ряд фотографий периода гражданской войны в США. Обратите внимание, как были одеты люди, какое вооружение было использовано, в каких условиях они воевали. Это вещественные исторические источники.

Слайд №27.Фото.

Слайд №128.Фото.

Слайд №29.Фото.

Слайд №30.Фото.

Слайд №31.Фото.

Учитель: Итак, Юг капитулировал. Предстояло организовать жизнь здесь по новым правилам. Этот процесс получил название «реконструкция Юга»

III. Итоги и значение гражданской войны.

Слайд №32. Фото.

Учитель: Вернёмся к нашим вопросам, которые мы поставили в начале урока (доска).

А теперь вспомним проблемы, которые стояли перед президентом А.Линкольном.

Слайд №33.

«1.Сохранение целостности республики.

2.Отмена рабства.

3.Завершение промышленного переворота и модернизация общества.»

Были ли решены эти проблемы?

Можем ли мы согласиться с тем, что Авраам Линкольн – самый великий из американских президентов?

Слайд №34.

« Тема урока: Авраам Линкольн – президент, сохранивший республику.

Портрет А.Линкольна»

Стратегия «Синквейн» (технология критического мышления)

По группам даётся задание на сочинение “синквейна” (пятистишия), выражающего личную оценку учащихся событий периода гражданской войны в США и личности Авраама Линкольна.

Примерные темы для “синквейна”:

  1. Авраам Линкольн
  2. Гражданская война
  3. Рабство
  4. Америка

Учитель: Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Слайд №35.

«О капитан, мой капитан! Сквозь бурю мы прошли.

Изведан каждый ураган, и клад мы обрели.

И гавань ждет, бурлит народ, колокола трезвонят,

И все глядят на твой фрегат, отчаянный и грозный!

Мой капитан ни слова, уста его застыли.

Моей руки не чувствует, безмолвен и бессилен.

До гавани довел он свой боевой фрегат,

Провез он через бурю свой драгоценный клад.

Уолт Уитмен»

В качестве домашнего задания или (урок- 2 часа) предложить учащимся написать эссе на тему: « Авраам Линкольн – президент, сохранивший республику».

Авраа́м Ли́нкольн (англ. Abraham Lincoln ,12 февраля 1809 -15 апреля 1865 ) -американский государственный деятель, 16-йпрезидент США (1861 -1865 ), первый президент отреспубликанской партии , освободитель американскихрабов , национальный герой американского народа.

Родился в бедной крестьянской семье. С ранних лет занимался физическим трудом. Из-за тяжелого материального положения семьи посещал школу не более года, но сумел выучитьсяграмоте и полюбил книги. Ставсовершеннолетним , начал самостоятельную жизнь, занимался самообразованием, сдал экзамены и получил разрешение на адвокатскую практику. Во время восстанияиндейцев вИллинойсе вступил вополчение , был избранкапитаном , но в боевых действиях не участвовал. Был также членомЗаконодательного Собрания Иллинойса,Палаты Представителей Конгресса США , в которой выступал противамерикано-мексиканской войны . В1858 году стал кандидатом всенаторы США , но проиграл выборы.

Как противник расширения рабства на новые территории, выступил одним из инициаторов созданияРеспубликанской партии , был выбран ее кандидатом впрезиденты и выигралвыборы 1860 года . Его избрание послужило сигналом к отделению южных штатов, образовавших еще до вступления Линкольна в должность и появлениюКонфедерации . В своейинаугурационной речи призвал к воссоединению страны, однако не смог предотвратить конфликт.

Линкольн лично направлял военные действия, которые привели к победе над Конфедерацией во времяГражданской войны 1861 -1865 гг. Его президентская деятельность привела к усилению исполнительной власти и отмене рабства на территории США. Линкольн включил в составправительства своих противников и смог привлечь их к работе над общей целью. Президент на всем протяжении войны удерживалВеликобританию и другие европейские страны отинтервенции . В его президентство построена трансконтинентальнаяжелезная дорога , принятГомстед-акт , решивший аграрный вопрос. Линкольн был выдающимсяоратором , его речи вдохновляли северян и являются ярким наследием до сих пор. По окончании войны предложил план умереннойРеконструкции , связанный с национальным согласием и отказом от мести. Являлся сторонникоминтеграции негров в американское общество [источник? ].14 апреля 1865 года Линкольн был смертельно ранен в театре, став первым убитым президентом США. Согласно общепринятой точке зрения и социальным опросам, он по-прежнему остаётся одним из самых лучших и любимых президентов Америки, хотя во время президентства подвергался суровой критике.

    1. Детство

Предки Линкольна по отцу прослежены до Сэмюэля Линкольна (англ. Samuel Lincoln ), ткача, который1637 году эмигрировал изХингэма в британскомНорфолке вХингэм вМассачусетсе . Линкольн родился12 февраля 1809 года в семье необразованныхфермеров -Томаса Линкольна иНэнси Хэнкс , живших в маленькой бревенчатой хижине на ферме в округеГардин , штатКентукки (недалеко от городка Ходженвиль). Он был назван в честь дедушки, убитого индейцами. Когда Аврааму было семь лет (1816 год ), семья перебралась вИндиану , а чуть позже - в Иллинойс. В девять лет (1818 ) Авраам потерял мать, после чего его отец женился на вдове Саре-Буш Джонстон.

Мачеха, имевшая троих детей от первого брака, считала, что дети должны получить образование. Линкольн стал первым в семье, кто научился писать и считать, хотя, по его же признаниям, он посещал школу не более года из-за необходимости помогать семье. С детства он пристрастился ккнигам , пронёс любовь к ним через всю свою жизнь. Деннис, друг его детства, впоследствии писал:

«После того, как Эйбу исполнилось 12 лет, не было случая, когда бы я его видел без книги в руках… По ночам в хижине он опрокидывал стул, заслонял им свет, усаживался на ребро и читал. Это было просто странно, чтобы парень мог столько читать».

В детстве Линкольном были прочитаныБиблия , «Робинзон Крузо », «ИсторияДжорджа Вашингтона », басниЭзопа . В бытность свою политиком, он удивлял многих знанием Священного писания, цитаты из которого он вставлял в свои речи. Ярким примером является речь Линкольна «Дом разделённый», лейтмотивом которой была невозможность дальнейшего существования молодой страны в состоянии «полурабства и полусвободы»; впоследствии речь эта стала хрестоматийной. Кроме того, Линкольн помогал соседям писать письма, оттачивая, таким образом,грамматику истилистику . Иногда он ходил за 30миль в суд для того, чтобы послушать выступления адвокатов.

С ранних лет Авраам помогал семье в полевых работах, а, став постарше, подрабатывал разнообразными способами - на почте, лесорубом, землемером и лодочником. Особенно ему хорошо давалась рубка дров, за что он получил прозвище «щепкоруб». Охоты же и ловли рыбы Линкольн избегал из-за своих моральных убеждений. Физически Авраам был гораздо более развит, чем его сверстники.

Рабство занимало значительное место вмировоззрении Линкольна. Его дядя и отец дяди владели рабами. Отец Линкольна отвергал рабство как поморальным , так и по материальным соображениям: будучи рабочим, он не мог конкурировать с рабским трудом.

В1830 году Авраам Линкольн сталсовершеннолетним , его семья снова переехала, однако Линкольн решил начать самостоятельную жизнь. Он нашел временную работу, во время которой ему довелось проплыть вниз по рекеМиссисипи и побывать вНовом Орлеане , где Линкольн посетил невольничий рынок и на всю жизнь сохранил неприязнь к рабству. Вскоре он поселился в деревне Нью-Сейлем, в штатеИллинойс . Там все свободные часы он посвящал самообразованию и занятиям с учителем местнойшколы . По ночам будущийпрезидент читал книги при свете лучины.

В1832 году Линкольн баллотировался в членызаконодательного собрания Иллинойса, но потерпел поражение. После этого он начал систематически изучать науки. Первоначально Линкольн желал стать кузнецом, но после знакомства смировым судьёй , он принялся за право. В это же время он со своим компаньоном пытался зарабатывать на торговой лавке, но дела шли плохо.Сэндберг , автор популярной биографии президента, пишет:

«…Линкольн занимался тем, что читал и мечтал. У него не было никаких дел, и он мог днями сидеть со своими думами, никто не отрывал его. Под этой внешней неподвижностью проходило умственное и моральное созревание, медленно и неуклонно».

В1832 году в Иллинойсе вспыхнуло восстание индейцев, не желавших покидать родные места и переселяться назапад , за рекуМиссисипи . Линкольн вступил вополчение , был избранкапитаном , но в боевых действиях не участвовал. В1833 году Линкольн был назначен почтмейстером в Нью-Сейлеме. Благодаря этому он получил больше свободного времени, которое посвящал занятиям. Новая должность позволяла ему перед отправкой читать газеты политического содержания.

В конце 1833 года Линкольн получил должность землемера. Согласившись на эту работу, он в течение шести недель усиленно изучал «Теорию и практику топографического дела» Гибсона и «Курс геометрии, тригонометрии и топографии» Флинта.

В годы проживания в Нью-Сейлеме Линкольну часто приходилось занимать деньги. Своей привычкой полностью отдавать долги он заслужил одно из самых известных своих прозвищ - «Честный Эйб».

Авраам Линкольн является яркой политической личностью в истории США и всего мира. Этот человек - яркий пример воплощения «американской мечты». Линкольну удалось пройти путь от сына обычного фермера до одного из известнейших президентов США. С детства он все свободное время занимался самообразованием, хотя и редко посещал школу.

Авраам не только успешно сдал экзамены, но и заинтересовавшись юридическим правом, получил лицензию и сделал успешную карьеру адвоката. Успехи на правовом поприще принесли ему безупречную репутацию и навык, который в дальнейшем повлиял на ход истории - ораторское искусство. В жизни он был примерным семьянином, воспитывающим с супругой Мэри четырех сыновей.

Политический путь

Карьера Линкольна как политика началась в 1846 году, когда его благодаря юридической репутации, избрали представителем партии вигов в Конгресс. Через три года, в 1849 году, он на время оставил политику и несколько лет активно занимался юридической практикой. В 1856 году он стал членом еще молодой на то время Республиканской партии, посредством которой был выдвинут кандидатом на выборах в сенаторы. В тот раз выборы он проиграл, но дебаты привлекли к Линкольну внимание как к яркому оратору и заметной политической фигуре. В следующих, уже президентских выборах 1860 года, представитель Республиканской партии Авраам Линкольн одержал победу, став шестнадцатым президентом в истории США. На этот пост Линкольн был избран повторно на следующих выборах, однако служить стране ему довелось недолго - он стал первым из американских президентов, убитым в результате намеренного покушения.

Достижения в политике

Шестнадцатый президент сделал многое для становления и защиты демократии. В списке его заслуг значимые достижения, которые сделали США такой, какой мы знаем эту страну сегодня. Одним из первых глобальных изменений стало принятие гомстед-акта в 1862 году. Благодаря этому закону сельское хозяйство стало развиваться в новом, фермерском направлении, а использование рабского труда стало терять свою актуальность. Согласно нововведению, каждый свободный гражданин мог получить в свое распоряжение земельный надел размером в 160 акров. Это решение обеспечило Линкольну активную поддержку среди простого населения в последующей деятельности.

Наиболее известной и передовой реформой того времени стала отмена рабства, вызвавшая невиданный резонанс в обществе. Подготовка к этому событию была постепенной, на начальном этапе Линкольн выступал за компенсационное освобождение из рабства. Иными словами, раб мог купить свою свободу. Со временем, президент пришел к выводу, что рабство в корне тормозит развитие нации, в результате, 30 декабря 1862 года была подписана «Прокламация об освобождении». В итоге, ряды армии пополнились тысячами чернокожих солдат, что обеспечило еще одно достижение администрации Линкольна - победу в гражданской войне. Само по себе окончание войны было самостоятельной победой, которую с нетерпением ждали граждане всей страны. Этому человеку удалось объединить враждующие штаты в одно целое, под общей национальной идеей, и обеспечить государству дальнейшее развитие и процветание.

Авраам Линкольн. Президент и народный герой

След Авраама Линкольна в истории можно смело назвать совершенно потрясающим. Лидер северных штатов в великой Гражданской войне Америки 1861–1865 годов, которую называют второй американской революцией, дважды президент Соединенных Штатов, жертва громкого политического убийства… А его личная биография – просто вариация сказки о Золушке.

Он родился в 1809 году. Его отец – Томас Линкольн, потомок первопоселенцев Америки, нищий, неграмотный. В те годы штат Кентукки – это еще малоосвоенные земли. И существование там – тяжкий труд, постоянная борьба за выживание в дикой природе. Жизнь в шалаше, работа мотыгой…

Мать, Нэнси Хэнкс, в отличие от мужа, умела читать. В доме было три книжки, все божественного содержания. Семья очень религиозная, пуританская. Имя мальчику тоже дали библейское – Авраам (американский вариант – Эбрахам). Дома его звали Эб. В юности он заслужил прозвище Честный Эб. И именно это оказалось козырем, который позволил ему проложить свою дорогу в политику…

В восемь лет Эба отдали в школу. Мать хотела, чтобы он научился хотя бы читать и писать. Но богатый сосед-плантатор запретил ему ходить через свою территорию за то, что мальчик подружился с его чернокожим рабом. (Стоит обратить внимание: конечно, маленький Эб – никакой еще не борец с рабством, но подружиться с негром-невольником – нестандартно для его мира.)

Поскольку путь в школу через земли соседа был единственным, ее пришлось бросить. Попробовали отдать в другую – но это было слишком далеко.

Из-за враждебного отношения соседа семья вынуждена была переселиться еще дальше на запад, в штат Индиана. Шалаш с земляным полом, голод. Но вечером у костра маленький Эб писал обугленной палочкой на доске.

Когда мальчику было десять лет, умерла его добрая матушка. Отец особенно убивался из-за того, что не мог даже похоронить ее как положено: в ближайшей округе не было священника. И вдруг Эб сказал: «Я напишу ему письмо».

Оказывается, он, упражняясь с палочками и дощечками, все-таки научился писать. Он действительно послал письмо священнику, тот приехал – и обряд над покойной был совершен.

Через год отец женился во второй раз. Но в данном случае все повернулось совсем не так, как в сказке о Золушке.

Мачехой Эба и его сестры стала вдова Салли Джонстон.

У нее было трое собственных детей – и она оказалась добрейшей женщиной. До конца своей жизни Авраам Линкольн любил ее, говорил о великой благодарности к ней и всячески ей помогал.

В 12 лет его снова отдали в школу. Но она через несколько месяцев закрылась. Последняя попытка в 16 лет – и наконец-то учитель заметил выдающиеся способности мальчика. Только в этом возрасте ему удалось более или менее последовательно поучиться.

При этом он, конечно, постоянно занимался сельским трудом, с детства выполнял самую тяжелую физическую работу. Забавно: в некоторых американских биографиях Линкольна отмечается, что основанием его политической карьеры стала выдающаяся физическая сила.

Ростом около двух метров, худой и крепкий, он очень ловко орудовал топором. Одно из его коронных занятий – рубка жердей для изгороди. Дело было очень трудное – твердые породы дерева плохо поддаются обработке.

Кстати, через много лет, во время избирательной кампании Линкольна, его сторонники, проводя собрания, расставляли вокруг такие жерди. Это было символом того, что их кандидат представляет тружеников, простой народ. А на одном из собраний Линкольна спросили, правда ли он способен выполнять физическую работу. И он сразу же продемонстрировал свое умение, виртуозно орудуя тяжелым топором. Авраам взрослел, продолжая непрерывно самостоятельно учиться, читать все книги, которые удавалось заполучить. Он нанимался на любую работу – и был нарасхват, за гроши, конечно, – всем платили гроши. Он умел пахать, растить кукурузу, ухаживать за лошадьми, был паромщиком, даже стряпухой. Со временем – большое продвижение в карьере – стал приказчиком.

В 1837 году, в возрасте 28 лет, Линкольн получил статус адвоката, исключительно путем самообразования. Чтение было его любимым занятием, причем не только в целях обретения профессии.

Когда его впервые решили выдвинуть кандидатом в депутаты Законодательного собрания, он думал, что его разыгрывают, и вполне благодушно отнесся к этой «шутке».

Ему вообще было свойственно благодушие, характерное для многих очень сильных физически людей. Например, если над ним пытались посмеяться из-за его огромного роста, длинных рук, неэффектной внешности, вызывали его на поединок, – он просто хватал соперника, поднимал высоко в воздух (причем иногда одной рукой) и отбрасывал в сторону. После этого желание состязаться с ним у всех почему-то пропадало.

Еще одна грань его натуры, неотделимая от врожденного благодушия и доброты, – его отношение к животным.

В детстве его даже пытались наказывать за то, что он освобождал зверей и птиц из ловушек и силков – понятно, что охотники были этим недовольны. Но он не мог видеть страданий животных. В свои недолгие школьные годы писал сочинения о сострадании к животным.

И когда он уже стал молодым адвокатом, абсолютно нищим, произошел поразительный случай. Он ехал на какой-то простенькой повозке к своему клиенту вместе с партнером. Была ужасная погода – дождь, слякоть. И они увидели тонущую в огромной грязевой луже свинью. Проехали несколько метров, и Линкольн сказал: «Подождите, остановитесь, все-таки я должен вернуться и освободить эту свинью». Все рассмеялись, считая, что это шутка. Но он действительно вышел и, страшно измазавшись, свинью вытащил. Поставил ее на сухое место и поехал дальше. Эта сострадательность, заложенная не кем иным, как Богом, в душу Честного Эба, сказалась в дальнейшем на его политической карьере. Таков был первотолчок к его выдвижению из общей среды.

В политику Линкольн попал случайно. Такое было возможно только в ранние, относительно патриархальные времена существования Соединенных Штатов. Страна была очень молода, нация еще только формировалась, и люди труда осваивали территорию – а освоение предполагало борьбу с аборигенами, индейцами – и Линкольн воспринимал это как должное.

В юности, когда его семья уже перебралась в штат Иллинойс, там набирали добровольцев для борьбы с индейским племенем, которое вождь Черный Сокол повел против белых. И Честный Эб по своей воле пошел сражаться с индейцами. Это не такой уж парадокс, как кажется на первый взгляд. Во-первых, американская нация формировалась в процессе освобождения континента от местного населения.

Во-вторых, индейцы – это люди с оружием. С точки зрения Линкольна, с ними можно воевать. А чернокожие рабы, которых он впервые увидел в Новом Орлеане на невольничьем рынке, вызвали у него жалость. Он запомнил их в цепях, он понял, как с ними жестоко обращаются – чуть что, в ход шла плеть, – и это задело его сердце.

О походе против индейцев Линкольн рассказал в дневниках и письмах. Подчеркнул, что до прямого военного столкновения дело не дошло. И между строк читается – он этому рад. Он пишет: «Я сражался только с полчищами москитов и ужасным количеством лесных ягод черники – вот были мои противники». Конечно, потом, во время предвыборных кампаний, он обязательно упоминал о том, что участвовал в походах против индейцев. В походах – но не в боях.

И особенно поразительно, что такой не склонный к военным предприятиям человек волею судьбы возглавил одну из сторон в Гражданской войне, самой кровавой в истории Америки и одной из самых кровавых во всей мировой цивилизованной истории.

Соединенные Штаты 60-х годов XIX века – это недавно освободившееся и недавно объединившееся государство, которое начало стремительно превращаться в национальное. Из Войны за независимость от монархической, частично феодальной Англии молодая страна вышла с грузом сложных проблем. В частности, южные штаты были устроены совсем иначе, чем северные. На Юге со времен освоения континента обосновались выходцы из феодальной Европы.

И многие южноамериканские плантаторы были потомками былых эмигрантов, бежавших от европейских революций и попытавшихся на новом месте создать некую вариацию утраченного старого мира. В самой Европе феодальная эпоха окончательно ушла в прошлое, а здесь ее культура воспроизводилась в громадных поместьях, где вместо былых тысяч крепостных были вывезенные из Африки черные невольники. Один из современников, северянин, писал: «Труд у южноамериканцев не в почете. Они своим сыновьям не прививают трудолюбия, деловитости. Они получают поместья и доходы с этих поместий».

Этот обломок аристократической, монархической Европы создал и соответствующую экономическую инфраструктуру. В производстве хлопка, который был золотом Юга, источником огромных доходов, огромную роль играл именно рабский труд. Всего 7 % населения там составляли богатые плантаторы. Но у них было 3 миллиона рабов! Такая система не бывает устойчивой. Вопрос только в том, когда она рухнет.

Пока южная аристократия, манерная, изнеженная, жила, во многом копируя старую Европу, на Севере стремительно зрел молодой боевой капитализм.

В середине XIX века во всех штатах зародилось движение против рабовладения. Ибо сама идея рабства, позаимствованная в Древнем мире, любому мыслящему человеку эпохи железных дорог и электричества казалась совершенно архаичной. Да и просто дикой. Сторонники освобождения рабов – аболиционисты – сознавали, что капиталу нужен свободный труд. Рабский труд – это экстенсивная экономика, когда берут числом, а не качеством, не заинтересованностью, не технологиями. Отношение к рабству было вопросом не только выгоды, но и совести. Любая революция начинается не в «базисе», а в головах людей.

Самый знаменитый аболиционист – Джон Браун – в 1859 году поднял в Канзасе восстание. Оно было подавлено. Брауна жестоко казнили, и это всколыхнуло сердца многих американцев. В том числе случившееся взволновало и молодого адвоката Линкольна.

С 30-х годов XIX века его начинают выдвигать кандидатом в депутаты Законодательного собрания штата Иллинойс. Потом в вице-президенты – правда, не избирают.

Как член Законодательного собрания он славится неподкупностью. Как адвокат – не берет денег с бедняков – защищает бесплатно.

Одна из легенд (а их множество вокруг Линкольна) гласит, что к нему – молодому адвокату – обратилась чернокожая женщина. Ее сын был освобожден, но его незаконно удерживали в рабстве. Линкольн пытался выиграть это дело, но не сумел: он не был абсолютно победоносным адвокатом. И тогда они с партнером просто за свой счет выкупили этого несчастного, чтобы сказать: «На, бедная женщина, получи сына».

С годами выяснилось, что в Законодательном собрании Линкольн способен очень ясно выразить свою точку зрения и аргументированно ее доказать. К этому времени он поработал землемером, почтмейстером – приобрел большой жизненный опыт.

Он прочел огромное количество книг, в том числе таких, как «Римская история» Эдварда Гиббона, серьезно увлекся Шекспиром. У него появился большой интеллектуальный багаж, и это заметно выделяло его из не очень образованной провинциальной среды.

В 1842 году, в возрасте 33 лет, Линкольн женился. Его избранницей стала Мэри Тодд, дочь члена Законодательного собрания штата Кентукки. Авраам подарил ей кольцо с надписью «Любовь вечна». Их очень стабильная многолетняя семейная жизнь, продолжавшаяся до смерти Линкольна, легла в основу трогательного документально-художественного романа Ирвинга Стоуна «Любовь вечна, или Мэри Тодд и Авраам Линкольн». Старший сын Линкольна, Роберт, жил долго, сделал блестящую карьеру, был посланником в Англии и министром международных отношений.

В 1860 году Линкольна выдвинули кандидатом в президенты от Республиканской партии. Важно учитывать, что расстановка политических сил в США 150 лет назад существенно отличалась от нынешней. Именно северяне-республиканцы были противниками рабства, а так называемая Демократическая партия выступала за его сохранение.

Руководство южных штатов и его сторонники не просто отстаивали рабство как экономический и социальный институт – они поставили задачу законодательно распространить его на все американские штаты, сделать США рабовладельческой страной. Трудно даже представить себе, какой исторический путь прошла бы эта совершенно другая Америка.

Линкольн понимал, что предстоит грандиозная битва.

Об этом свидетельствуют его слова, произнесенные в 1860 году, непосредственно перед избранием на пост президента: «Я верю в Бога, ненавидящего рабство и несправедливость. Я вижу приближающуюся бурю. Если мне предстоит борьба, я буду готов к ней. Сам я ничто, но правда – все. Я знаю, что я прав».

Да, за эти годы мальчик, спавший на соломе на земляном полу, рубивший с отцом жерди, нищий, голодный, проделал большой путь. Он вырос профессионально и интеллектуально, но свою неприязнь к рабству сохранил и даже укрепил.

На выборах боролись два кандидата от демократов, один от консервативной партии и Авраам Линкольн от республиканцев. И он стал 16-м президентом США.

Еще до выборов лидеры южан предупредили, что в случае победы республиканского кандидата воспользуются конституционным правом выхода штата из союза. Поэтому еще до инаугурации Линкольна, в декабре 1860 года, этот процесс начался. Из союза вышли Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас – всего 11 штатов.

Случился страшный раскол, и началась кровавая война.

Юридически Линкольн являлся президентом США, но за ним была уже только часть страны. Надо сказать, этот миролюбивый человек, не сделавший военной карьеры, нисколько не растерялся. Его здравый ум, склонность к размышлению, готовность выслушивать более опытных людей, то, что он запрещал себе принимать поспешные решения, – все это привело к тому, что он сумел вести эту войну, не без промахов, с большими потерями, но в целом верно и эффективно.

На первых порах северяне терпели поражение. Линкольн объявил набор добровольцев в армию. Южане тоже набирали волонтеров, хотя злые языки и говорили, что некоторых гнали насильственно. На Севере же энтузиазм был очень велик. Армия насчитывала сначала 75 тысяч, потом 100 тысяч, потом 200 тысяч человек…

В кровавом месиве Гражданской войны уничтожались цветущие города, погибало множество людей. Цифры неточны, но и они впечатляют. Север потерял 360 тысяч человек, Юг – 250 тысяч. Миллионы были искалечены.

Многие пропали без вести. И все это в основном молодые, работоспособные мужчины. Америка понесла страшный урон. Казалось, она вообще не поднимется после таких утрат.

На первом этапе войны, складывавшейся не в пользу северян, Линкольн решился на шаг, который в конечном счете стоил ему жизни, – освобождение невольников. Это была серия юридических актов 1863–1864 годов. Причем многие из чернокожих рабов совершенно не были счастливы, особенно потому, что поначалу их освобождали без земли, без какого-либо состояния – при господах им жилось легче, проще, привычнее. Но прорыв был совершен: идея свободы пришла.

Большая часть чернокожих мужчин пошла в армию северян. И это повлекло за собой проблемы. Некоторые генералы, полные расовых предрассудков, писали президенту, что не будут принимать негров. Таких военачальников Линкольн снимал с должностей. У него была железная воля.

Но предрассудки имелись и у солдат. (Нельзя забывать, что только через 100 лет после Линкольна, в 60-х годах ХХ века, в Соединенных Штатах убрали, например, надписи на вагонах «только для белых» и «только для черных».)

Новобранцы совершенно не умели воевать. Они мечтали сбросить цепи рабства и двинуться в некую будущую счастливую жизнь. А воевать за нее в регулярной армии, подчиняться командам белых им совсем не нравилось.

Были минуты, когда большинству мыслящих людей дело северян казалось совершенно безнадежным.

Но среди достоинств Линкольна было и такое: он выдвигал умных, достойных генералов, например Улисса Гранта, Уильяма Шермана, и делал на них ставку. И еще он умел не отступать. Действовал очень решительно. Правда, когда к нему обращались с прошениями о помиловании, он старался большинство их удовлетворить. Будучи народным лидером, он стремился сохранить свой имидж и поэтому предпочитал избегать просьб, а не отказывать. И бывало так, что пленных расстреливали, не дожидаясь помилования, которое подпишет Линкольн.

В 1863 году безнадежные поражения североамериканских войск сменились заметными удачами. Тем более что человеческий и экономический потенциал у северян был больше. Положение южан осложнялось и тем, что в тылу у них оставалась своего рода пятая колонна – огромная армия чернокожих рабов.

Линкольну приходилось решать параллельно и внешнеполитические вопросы. И он прославился своей дипломатией. Дело в том, что южан готовы были поддержать Франция и Англия – просто из соперничества с поднимавшимися Соединенными Штатами. Но Линкольн сумел опереться, как ни удивительно, на монархическую Россию. Путем тонких дипломатических ходов он добился ее благожелательной позиции. Это было очень важно – в конце концов, ни одна страна не приняла участия в американской войне.

Кстати, именно ему приписывают поговорку «коней на переправе не меняют».

Но чем ближе была победа Севера, тем сложнее делалось его положение. У него было очень много врагов. Как показывает исторический опыт (в том числе и российский, связанный с отменой крепостного права и убийством Александра II Освободителя), люди не прощают, когда им внезапно дарят свободу.

Линкольн прибыл в покоренную столицу южан Ричмонд, произнес там речь, как обычно замечательную. Он говорил о том, как тяжела была 80 лет назад Война за независимость и что война Севера и Юга – продолжение битвы за свободу. Северяне сражались за то, «…чтобы кровь их не была пролита даром, чтобы наша нация с помощью Божьей снова возродилась к свободе и чтобы правление народное, из народа и для народа не исчезло с лица земли».

Он собирался пробыть на президентском посту полный срок. Но 14 апреля 1865 года был убит. В Вашингтоне, в театре Форда, шло представление в честь состоявшейся незадолго до этого официальной капитуляции лидера южан генерала Роберта Ли и сдачи Ричмонда. Линкольн с членами семьи и близкими сторонниками сидел в президентской ложе. Убийце удалось туда проникнуть. Это был актер Джон Уилкс Бут, экзальтированный фанатик Юга. Он в упор выстрелил в голову президенту. Потом прыгнул на сцену, прокричал: «Так погибают тираны» (уж тираном-то Линкольн не был!), «Юг отмщен!» – и сумел вырваться из театра, но позже был пойман. Перед судом он не предстал – был убит при задержании. И заговор, позволивший ему подобраться к Линкольну, так и не удалось раскрыть.

Ни кошмар Гражданской войны, ни ужасный финал биографии ничего не сумели сделать с имиджем Линкольна в мировой истории и культуре. Более того, трагическая смерть еще более возвысила этого человека. Лев Николаевич Толстой, в молодости воевавший, как известно, на Кавказе, писал: «Если кто-либо хочет понять величие Линкольна, он должен выслушать рассказы о нем разных народов.

Горцы в глухих аулах представляли мне его в образе эпического героя, человека огромной силы и мудрости, величайшего воина и правителя». Так творится миф, так приживается он в самой глубине народной среды.

Впрочем, и без этого сказочного флера Авраам Линкольн заслужил право называться не только президентом, но и народным героем. Вещи, казалось бы, несовместимые.

Но тем он и интересен, что в нем несовместимое совместилось.

Из книги Великий Линкольн. «Вылечить раны нации» автора Тененбаум Борис

Эйб Линкольн, респектабельный гражданин Спрингфилда IВступление в брак – дело важное для любого человека, но для Авраама Линкольна, в ноябре 1842 года сочетавшегося законным браком с мисс Мэри Тодд, женитьба была особым событием. Он, что называется, получал сертификат

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

АВРААМ (ок. XX–XIX в. до н.э.) (Согласно Библии, 1813-1638 до н.э.)Отец трех великих религий – иудаизма, христианства и ислама, прародитель еврейского и арабского народов, плодовитый пророк, образец праведного послушания, сторонник и получатель личного и бессрочного завета со

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Адмирал Нельсон. Герой-моряк, герой-любовник Горацио Нельсон известен многим читателям не только по учебникам истории, но и по мелодраме «Леди Гамильтон». Он одинаково славен и как флотоводец, и как герой одного из величайших романов XIX века.Это фигура отнюдь не

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Авраам И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе69. Так начинается путь пророчества. Авраам еще только лишь сын Тераха. Он порывает со своей социальной средой, родиной, домом отца, в то время, когда

Из книги Путь к Граалю [Сборник статей] автора Ливрага Хорхе Анхель

Делия Стейнберг Гусман, президент международной культурной ассоциации «Новый Акрополь» Герой повседневности В длинном списке того, что сегодня «вышло из употребления», есть и героизм - героическое ощущение жизни. Оно осталось только в книжках, и даже не в книгах по

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Гражданская война в США. Линкольн, Грант и другие «Развод» штатов запрещенВ начале 1861 г. борьба южных штатов США против северных во имя сохранения на Юге рабовладения поставила страну перед угрозой распада на два отдельных государства. Президент Линкольн не мог

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Авраам Линкольн (Род в 1809 г. – ум. в 1865 г.) 16-й президент США (1860–1865 гг.). Один из организаторов Республиканской партии (1854 г.). Убит агентом плантаторов. Имя Авраама Линкольна тесно связано с возрождением американской нации и сохранением в США республиканской формы

Из книги Америка как есть автора

Глава двадцать седьмая. Взятие Ричмонда и Линкольн В начале апреля 1865-ого года, после побега Дейвиса из Ричмонда и после отступления войск Конфедерации, Союзная Армия под командованием Юллисуса Гранта вошла в столицу мятежных территорий. Телеграфировали

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Глава 9. Линкольн Ла-Паз А в небе над штатом Нью-Мексико продолжалось нечто из ряда вон выходящее. И со временем стало известно и об этом. Мы уже знаем от Д.Мензела, что по ночам над пустыней летали «странные светящиеся предметы». Чего ломать голову? Это, конечно же, метеоры.

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович Из книги Дорога на Ханаан автора Гомберг Леонид

АВРААМ В УРЕ История, которую мы хотим рассказать, началась в Уре Касдим, Уре Халдейском, в южной Месопотамии. На это указывают и Пятикнижие, и легенды, ставшие частью Устной традиции евреев, и некоторые другие источники. Ур, как известно, не только один из самых

автора Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич Из книги Америка - как есть автора Романовский Владимир Дмитриевич

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. ВЗЯТИЕ РИЧМОНДА И ЛИНКОЛЬН В начале апреля 1865-ого года, после побега Дейвиса из Ричмонда и после отступления войск Конфедерации, Союзная Армия под командованием Юллисуса Гранта вошла в столицу мятежных территорий. Телеграфировали Линкольну.Ему

Линкольн. Национальная портретная галерея, Вашингтон.

Среди выдающихся политических деятелей мира особое место занимает шестнадцатый президент США Авраам Линкольн. Его президентство пришлось на период гражданской войны в США, продолжавшееся с 1861 по 1865 г. и унёсшей жизни около 600 тыс. американцев. В истории Линкольн навсегда останется как человек, предотвративший распад Соединённых Штатов и освободивший рабов. Он по праву считается продолжателем дела "отцов-основателей" США, создателей американской демократии.

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 г. в штате Кентукки в семье бедного фермера. Всё её благосостояние зависело от клочка земли, на котором работали родители Авраама, Томас и Нэнси Линкольны. С детства Авраам привык трудиться, помогая родителям обрабатывать землю, охотясь и собирая лесные ягоды. Американских фермеров в начале XIX в. подстерегало много опасностей. Нападения индейцев, эпидемии, истощение земли заставляли их часто переезжать с места на место. Не была исключением и семья Линкольнов. Это помешало Аврааму получить даже начальное образование. Сам он об этом говорил так: "Бесспорно, что, когда я достиг совершеннолетия, я знал немного. Однако я кое-как читал, писал и считал, и это было всё, что я мог". Выручали его природная любознательность, отличная память, постоянная тяга к самообразованию. Он очень любил читать. Любимыми книгами его детства были "Робинзон Крузо", "Басни Эзопа" и "История Соединённых Штатов".

Линкольн всего в жизни добился собственными усилиями. Начав в 21 год самостоятельную жизнь, он перепробовал много профессий. Работал землемером, кладовщиком, лесорубом, почтовым служащим, даже воевал с индейцами. В течение нескольких лет Линкольн изучал право, рассчитывая получить лицензию адвоката. В круг его интересов входили также история и филология, он самостоятельно изучал математику и механику. Живя среди простых людей. Линкольн сумел завоевать авторитет успехами в спортивных состязаниях, особенно в борьбе.

Природа наградила Линкольна яркой внешностью. Огромного роста, с необыкновенно длинными руками и ногами, его фигура выделялась в любой толпе. Один из современников Линкольна вспоминал, что от него веяло магнетизмом и энергией, которые притягивали к нему людей.

Первые шаги в политике Линкольн сделал в 1834 г., когда был избран в законодательное собрание штата Иллинойс, пройдя здесь отличную политическую школу, завоевав авторитет среди коллег. В 1836 г. Линкольн сдал сложный экзамен и получил право на собственную адвокатскую практику. Став юристом, он перебрался в город Спрингфилд. Линкольн впервые в жизни начал хорошо зарабатывать. Для этого ему приходилось практиковать не только в Спрингфилде, но по всему судебному округу. Каждую весну и осень он верхом или в коляске проезжал сотни миль по малонаселённым прериям от одной деревушки к другой, разбираясь в тяжбах фермеров. Дела по большей части были мелкими, а гонорары за них - ничтожными. Глубокими знаниями юриспруденции и бескорыстностью Линкольн добился известности в штате Иллинойс.

Следующей ступенькой в политической карьере Авраама Линкольна стало его избрание в палату представителей конгресса США в 1847 г. Работа в конгрессе открывает возможность претендовать на место в правительстве страны. Однако Линкольну не удалось в этот раз выделиться среди американских законодателей. Более того, выступив против американской агрессии в Мексике и политики президента Полка, Линкольн нажил себе много политических врагов. Дело было в том, что США в то время вели активную внешнюю политику по захвату земель соседних стран, особенно Мексики. При помощи оружия и денег американцы за первую половину XIX в. увеличили свою территорию в 3,5 раза. Большинство населения страны поддерживали такие действия правительства. Линкольн, будучи убеждённым противником войн, решительно высказался против американского вторжения в Мексику. Оценивая действия правительства, он заявлял, что "политический курс демократов ведёт к новым войнам, территориальным захватам, к дальнейшему распространению рабства".

Когда в 1849 г. срок его пребывания в палате представителей истёк, он даже не пытался выставить вновь свою кандидатуру. Возвращение из конгресса домой в Спрингфилд ознаменовало наступление худшего периода в жизни Линкольна: он потерял политическую популярность, его адвокатская практика значительно уменьшилась, появились большие долги. Но за последующие три-четыре года благодаря упорству и знаниям Линкольн стал ведущим юристом штата Иллинойс. Взявшись за то или иное дело, он всегда добивался досконального расследования, до тонкостей знал относящиеся к делу законы, умел преодолеть все формальности и добраться до сути вопроса. Путешествуя по судебному округу, он восстановил былую популярность.

Неудачная проба сил в конгрессе не заставила Линкольна отказаться от политической деятельности. Он вовсе не собирался ограничивать себя работой адвоката и присоединился к образовавшейся 25 февраля 1854 г. Республиканской партии. В это время политическая борьба внутри США шла вокруг вопроса о неосвоенных землях на западе страны и о территориях, захваченных у других стран. Южные штаты, где процветало плантационное рабовладельческое хозяйство, хотели распространить рабство и на новые территории. Северные штаты, где рабства не было, считали, что эти земли должны достаться свободным фермерам и промышленной буржуазии. Но вопрос о свободных землях был лишь частью более сложного и важного для США вопроса о будущем страны в целом: будут ли в ней развиваться капиталистические формы собственности или верх возьмёт плантаторско-рабовладельческая система хозяйства. Очень остро стоял и вопрос о рабстве. Во всём цивилизованном мире оно было осуждено и работорговля запрещена. США же, так гордившиеся своей демократией, продолжали тайно покупать рабов и ввозить их в страну.

Негры никогда не мирились со своим ужасным положением. Они поднимали восстания, бежали на Север, но плантаторы Юга жестоко подавляли восстания, устраивали на бежавших рабов облавы, словно на диких зверей. В 1850 г. они добились права охотиться за беглыми рабами на территории всей страны. Передовые люди с сочувствием относились к борьбе негров и выступали за отмену рабства в США. Наиболее решительные из них, объединившись с рабами, вступали на путь вооружённой борьбы против рабовладельцев. Так, в 1859 г. Джон Браун, создав небольшой отряд из белых и негров, попытался поднять восстание за освобождение всех рабов Юга. Но местное население не поддержало восставших, Джон Браун был схвачен и казнён.

Авраам Линкольн был противником рабства. 18-летним юношей Линкольн побывал в Новом Орлеане, этом крупнейшем центре работорговли Юга. Он был потрясён тем, что на городском рынке людей продают словно животных. "Я ненавижу рабство, потому что рабство само по себе чудовищно несправедливо", - говорил Линкольн. Но как политик он понимал, что попытки крутыми мерами покончить с позорным явлением лишь приведут к войне и распаду государства. Близким он признавался, что вопрос об отмене рабства и сохранении Союза штатов является для него сложнейшей проблемой. Поэтому в своих политических высказываниях он был чрезвычайно осторожен.

Линкольн считал, что сохранение Союза важнее всех остальных проблем. "Несмотря на то, что я ненавижу рабство, я скорее соглашусь на его расширение, чем увижу Союз распавшимся", - говорил он. Перспектива борьбы Юга и Севера страны представлялась Линкольну так: "Дом, разрушенный ссорами, не может устоять. Я уверен, что нынешнее правительство не может быть устойчивым, оставаясь наполовину рабовладельческим, наполовину свободным. Я не ожидаю, что союз будет расторгнут, что дом рухнет, и считаю, что раздоры в нём прекратятся. Он станет или полностью свободным, или полностью рабовладельческим". Линкольн был уверен в возможности мирного решения спора между Севером и Югом. В душе он надеялся, что если рабство будет ограничено только южными штатами, то постепенно оно само отомрёт. Рабский невольничий труд приводил к тому, что земля плохо обрабатывалась и быстро скудела, и плантаторам, чтобы получать прибыль со своего хозяйства, приходилось постоянно расширять территории своих владений.

Конец 50-х гг. XIX в. был поворотным моментом в жизни Линкольна. Активно участвуя в политических спорах, он приобрёл широкую известность в стране. Выступая в различных уголках страны, Линкольн проявил себя как умный и осторожный политик. Он не стал поддерживать требование отмены рабства и стремился всеми силами не допустить гражданской войны. На собрании Республиканской партии в Чикаго Линкольн был выдвинут кандидатом в президенты. Теперь предстояла трудная борьба с кандидатами демократов, поддерживающих рабовладельцев Юга. В ходе предвыборной кампании Линкольн сдержанностью и стремлением избегать крайностей сумел убедить избирателей и, победив на выборах 6 ноября 1860 г., стал президентом США.

Избрание республиканца послужило толчком к отделению восьми рабовладельческих штатов, объявивших 4 февраля 1861 г. о создании независимого государства - Конфедеративных Штатов Америки со столицей в Ричмонде, избравших своим президентом Джефферсона Девиса.

Линкольн оказался в сложном положении. Он не имел опыта управления страной, не было ещё сформировано правительство. Линкольн хотел убедить рабовладельцев отказаться от раскола Союза. Между тем обстоятельства потребовали быстрых и решительных мер. Южане атаковали и захватили форт Самтер. Через два дня Линкольн объявил штаты Конфедерации в состоянии мятежа и обратился ко "всем лояльным гражданам" с призывом выступить на защиту страны, В армию вступили 75 тыс. добровольцев. Началась гражданская война между Севером и Югом.

Вначале Линкольн думал, что северянам удастся быстро победить рабовладельцев. Действительно, северные штаты занимали гораздо большую территорию, там жила большая часть граждан страны, они имели хорошо развитую промышленность. Но Север не был готов к войне. Многие офицеры армии - выходцы из южных штатов - с началом войны перешли на сторону рабовладельцев. Кроме того, в северных штатах насчитывалось немало сторонников Конфедерации, всячески вредивших войскам правительства. Так что опыт управления страной и армией приходил к президенту Линкольну через горечь поражений и неудач. 12 апреля 1865 г. у города Аппамотокс состоялась церемония сдачи оружия южанами.

Наведение порядка Линкольн начал с правительства. Его доброжелательность, справедливость к оппонентам, уравновешенность, юмор и великодушие позволили создать хорошо работающее правительство, состоящее как из сторонников освобождения рабов, так и из тех, кто склонялся к примирению с рабовладельцами. Свою задачу в гражданской войне Линкольн определил так: "Моя главная цель в этой борьбе спасти Союз безотносительно сохранения или разрушения рабства. Если я смогу спасти Союз без освобождения рабов, я сделаю так; если я смогу спасти его, только освободив всех рабов, я сделаю так; если я смогу спасти его, освободив часть рабов, я сделаю так". Президент умело лавировал между мнениями министров правительства. Он терпеливо выслушивал всех, но решения всегда принимал самостоятельно.

Другой сложной проблемой было создание сильной армии. Линкольн обратил внимание на талантливого генерала Улисса Гранта и назначил его командующим армией северян. Вместе с другими способными генералами - Шерманом, Шериданом, Томасом - Грант сумел провести большое совместное наступление на южные штаты.

Президент Линкольн проявил себя и как талантливый дипломат. Ярким примером может служить так называемое "дело Трента". На борту английского судна "Трент" два дипломата Конфедерации направились в Великобританию и Францию, чтобы склонить европейцев к оказанию помощи Югу. Однако английское судно было задержано северянами, а посланники южан арестованы. Правительство Великобритании расценило действия северян как оскорбление. Линкольн понимал, что выступление англичан на стороне Юга недопустимо, и освободил дипломатов. Угроза войны с Великобританией исчезла.

Два закона, принятых Авраамом Линкольном в ходе войны, имели решающее значение для победы северян и последующего развития США. По закону о гомстедах каждый желающий мог получить за символическую плату в 10 долларов земельный надел в 65 га. Этим Линкольн и привлёк в армию северян многих людей, желавших получить землю, и заложил основы современного американского фермерства. Другим законом, подписанным Линкольном 1 января 1863 г., была знаменитая Прокламация об освобождении негров-рабов. Сам Линкольн оценил документ так: "Если моё имя когда-либо попадёт в историю, то за этот акт, и в нём - вся моя душа". Прокламация, правда, освобождала лишь рабов мятежных штатов. Линкольн опасался, что в случае полной отмены рабства к мятежникам могут присоединиться те рабовладельческие штаты, которые не вышли из состава Союза. Но когда гражданская война уже стремительно катилась к своему завершению и победа Севера была очевидной, по инициативе Линкольна была принята 13-я поправка к Конституции США, навсегда запретившая рабство.

Закон о гомстедах и освобождение рабов - выдающийся вклад Линкольна в развитие подлинной свободы личности в США. Президент собственным примером демонстрировал уважение человеческого достоинства. Линкольн принимал посетителей-негров, чего прежде не делал ни один президент США, а одним из его друзей был бывший раб Фредерик Дуглас.

Линкольн понимал и любил свой народ, и американские граждане ответили ему всеобщей поддержкой. 8 ноября 1864 г. на очередных выборах он был избран президентом на второй срок. 9 апреля 1865 г. войска южан под командованием генерала Роберта Ли капитулировали. Гражданская война в США закончилась, но президент стал одной из последних жертв этой кровопролитной войны. 14 апреля 1865 г., когда страна праздновала победу, в Вашингтоне, в театре Форда, Авраам Линкольн был убит выстрелом в голову. Совершив злодеяние, убийца, актёр Джон Бутс, фанатичный сторонник южан, выскочил на сцену и выкрикнул:"Так погибают тираны. Юг отомщён!".

Смерть Авраама Линкольна буквально потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом, чтобы проститься с человеком, который вывел страну из тяжелейшего кризиса, сплотив сторонников единства страны и уничтожения рабства. Только сохранив единое государство, США смогли впоследствии стать ведущей державой мира. Оценивая заслуги Линкольна, великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал так: "Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни".

Добавить комментарий