Лоджия
637 0

Как проявляется детская жестокость. Развиваем в себе жестокость

По моему мнению, жестокость – это не только когда ты делаешь людям больно физически или психологически, но жестокость – это и непроявление участия к людям, которые ждут от тебя помощи или просто слов сочувствия. И с таким видом жестокости мы сталкиваемся почти каждый день, потому что, и в этом моё глубокое убеждение, жестокость – это в первую очередь порождение человеческого равнодушия и эгоизма.

Название рассказа относит нас к пьесе У. Шекспира «Леди Макбет», где коварство и интриги леди Макбет возводят её супруга на трон. Желание добиться первенства заставляет леди Макбет переступить даже через убийство. Такова и Екатерина Измайлова: будучи женой богатого купца, она влюбляется в Сергея, своего работника, и ждёт от него ребенка. Понимая, что очень скоро её незаконная связь разоблачится, она с помощью Сергея убивает мужа и свёкра. А затем, чтобы остаться единственной наследницей всего состояния, идёт и на убийство Феди, племянника мужа. Похожий на Катерину Измайлову персонаж мы находим

Это Василиса Костылева, которая подговаривает вора Ваську Пепла убить её мужа, старика Костылева. Василиса, выданная замуж за Костылева без любви, за годы их совместной жизни, так и не смогла проникнуться к мужу хотя бы чувством уважения. Единственное, что она испытывает по отношению к нему – это ненависть. Убийство мужа развязало бы Василисе руки, сделав её наследницей пусть небольшого, но состояния. И она легко решается на убийство, хладнокровно излагая свой план Пеплу.

мальчик подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали:

Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.

главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов) никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. На мой взгляд, их равнодушие, даже страшнее трусости Димы Сомова.

Жестокость и ее наиболее опасная форма - особая жестокость, вызывают самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Данные понятия часто путают, что приводит к ошибке этического, политического и юридического характера. Однако между ними очень много общего и в первую очередь то, что жестокость всегда реализуется с помощью агрессии, т.е. без нее жестокости не бывает. Поэтому понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно, если игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, если не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Агрессия и жестокость представляют собой проявления насилия, но по сравнению с жестокостью агрессивность - более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Поэтому можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) природного характера, то жестокость - чисто человеческого, социального происхождения, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.

Многие животные агрессивны, и в этом их способ существования, но они никогда не жестоки, и вообще жестокость как нравственная категория к ним неприменима. Однако поведение многих животных, на человеческий взгляд, может выглядеть жестоким, даже очень жестоким и поэтому вызывать резко негативное отношение. Тем не менее, это не дает оснований считать животных жестокими.

Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности, существенным требованием к ним, соответственно агрессивными должны быть и люди, занятые в подобной деятельности, например воин, футболист. Многие агрессивные действия в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и социально одобряемы. Но агрессивность сразу же перестает быть таковой, как только достигает иного качества - жестокости. В нем, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, она, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольного судьи до смертной казни. Но в некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пытках. Даже из отечественной истории известно, что в 30-е годы пытки предписывались. Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система отчуждены от конструктивных ценностей. Поэтому ненависть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность.

Видный немецкий психолог X. Хекхаузен раскрывает понятие слова «агрессия» объясняя, что на обыденном языке оно означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия.

X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда, причем возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию, а возникают «самопроизвольно» из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

Следовательно, под агрессивностью можно понимать особенность (черту) личности, группы или государства, а под агрессией - соответствующее поведение.

В самом общем виде агрессия и жестокость могут пониматься как демонстрация силы, угрозы ее применения либо использование силы в отношении отдельного человека или группы лиц. Оба явления могут носить индивидуальный и коллективный характер, и всегда направлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные действия, жестокие в том числе, всегда имеют свой внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, выигрыша, не всегда явного и ясно понимаемого другими и самим действующим субъектом. Так, с помощью жестокости, причинив страдания и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим поступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъективной, личностной стороны никогда не бывают бессмысленными.

Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому объекту мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть, что подобные последствия могут наступить. Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - проявление этой черты, то жестокость тоже можно рассматривать в качестве личностной особенности, которая реализуется в жестоких действиях. Жестокой личностью может быть названа такая, которая характеризуется безжалостностью, бесчеловечностью, отсутствием сопереживания и сострадания и в то же время склонностью совершать жестокие поступки, предпочитая их для разрешения возникающих жизненных проблем. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, нападения, насилия она не может иметь место. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. иметь место лишь на словах, а также носить воображаемый характер. В последнем случае, например, человек, жаждущий отомстить или причинить вред другому, способен живо представить себе, как мучается от его жестоких действий, недруг или тот, кто вызывает в нем враждебность, гнев или антипатию. Поэтому вполне допустимо, что жестокость как личностная фундаментальная черта, во многом определяющая мироощущение данного человека, никогда не воплотится в его поступках.

Необходимо всегда отличать личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к индивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе говорит о человеке, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрессивными. Уголовный закон наказывает не за то, что данный человек агрессивен или жесток, а за то, что он совершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жестокость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания.

Насилие может соответствовать, закону, а может противоречить ему и морали тоже. Жестокость же, за исключением мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне правомерно использовать их как синонимы.

В различных обществах, на различных тапах развития одного и того же общества уровень насилия будет разным, что зависит от характера существующих в данное время общественных отношений. Поэтому знание таких отношений является необходимым условием понимания корней насилия и насильственной преступности в том числе.

Жестокость - наихудшее качество насилия, но и в самой жестокости можно выделить особые слои, разные степени ее общественной опасности. Жизненная практика и уголовный кодекс различают простую и особую жестокость, причем последняя оценивается законом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. По общему правилу лицо, совершившее подобные действия, наносит человеку и обществу наибольший ущерб и несет в себе исключительную угрозу базовым социальным ценностям, хотя удельный вес таких деяний в общей массе преступлений невелик. Не случайно именно деяния вызывают наиболее острую реакцию среди населения и общественности, а виновные в их совершении сурово караются.

Сами особо жестокие действия не обязательно должны быть совершены в отношении человека. Исключительный по силе эмоциональный удар может быть нанесен тяжким мучительством животным, например любимой собакой, или путем уничтожения ценных в духовном плане для данного человека вещей, связанных с дорогими для него воспоминаниями, надругательством над памятью усопшего и т.д. Кроме того, особая жестокость может проявляться в бездействии, а также не только в физических действиях, но и в словах.

Жестокость вообще и особая жестокость в частности - оценочные этические и правовые, а также психологические категории. Отнесение того или иного деяния к «просто» или особо жестокому либо вообще не жестокому зависит не только от оценок субъекта, его социальной принадлежности и общественного положения, моральных принципов и воззрений, интеллигентности, культуры и т.д. Решение этого вопроса зависит и от нравственно-психологической атмосферы в обществе и ее ценностей, от уровня нравственности и представлений о добре и зле, пределах насилия в той социальной группе, к которой принадлежит то должностное лицо, которое должно дать на него ответ.

В целом к особо жестоким преступлениям могут быть отнесены действия или бездействие, совершаемые путем физического или (и) психического насилия, когда потерпевшему (потерпевшим) доставляются особые мучения и страдания ради самих мучений и страданий, из корыстных соображений и по другим мотивам либо в случаях, когда их реальное причинение носит явный характер, но игнорируется виновным. Во многих случаях заранее определить, какие деяния «просто» жестокие, а какие особо, не представляется возможным. Это зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе физической и психической уязвимости жертвы, и в оценочной позиции следователя и суда, которым принадлежит исключительное право отнести те или иные поступки к разряду особо жестоких, в чем им могут помогать, например, эксперты. Ими же могут быть лишь действительно особые, из ряда вон выходящие мучения и страдания потерпевшего. К числу таких всегда могут быть отнесены, например, пытки и причинение множества телесных повреждений.

Наиболее сложными для психологического понимания представляются те случаи, когда рассматриваемый вид жестокости имеет место только с целью причинить жертве особые мучения и страдания, тем более, если это переплетается с корыстной мотивацией и сексуальными моментами.

Существенный ущерб обществу наносится тем, что к совершению преступления подстрекается несовершеннолетний или он привлекается к участию в преступлении. Этот ущерб становится еще больше, если подросток привлекается для учинения особо жестоких действий. Тем самым ему может быть нанесен немалый психологический и моральный урон, однако здесь в первую очередь надо думать о том, что перенес потерпевший. Следует отметить, что некоторые молодые люди в силу эмоциональной тупости, холодности и отсутствия сопереживания могут и не воспринимать свое поведение как исключительно жестокое. Молодой человек, учиняющий особо жестокие действия, становится на путь полного пренебрежения человеческой жизнью и здоровьем, достоинством и честью личности, формируется его особое отношение к другим людям, его антиобщественная позиция к ним, происходит общее огрубление и «озверение» подростка.

Несовершеннолетний получает урок циничности и жестокости, который хорошо усваивается им потому, что он находится в сенситивном, т.е. наиболее «восприимчивом» для внешних влияний и уроков, возрасте. Естественно, рецидив таких и близких к ним действий становится весьма возможным.

Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

Борьба за власть — болезненная страсть. Кто ею поражён, не признаёт добра законов — Тому жестокость лишь знакома. Да обойдёт нас всех подобная напасть!

Какими бы страшными ни казались нам хищные звери, человек гораздо страшней в жестокости своей. Хотя детёныши и зверей, и людей вызывают умиление.

Жестокость и страх пожимают руки друг другу.

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.

Жестокость как качество личности – склонность проявлять оскорбительное, немилостивое, бесчеловечное отношение к другим живым существам, причинять им боль и даже посягать на их жизнь.

А. Писемский однажды в кружке драматургов высказал мысль о том, что именно может создать драматическую актрису. «Возьмите, — сказал он, — хорошенькую и честную девушку, сведите ее с мерзавцем, который бы ее изрядно потиранил, раза четыре прибил, затем завез куда-нибудь в деревню, верст за двести от города, да и выгнал вон на мороз в рубашке… Вот из такой обязательно выйдет драматическая актриса».

Вся история человечества пронизана примерами жестокости, леденящими кровь и потрясающими разум. В животном мире нет жестокости. Волк не будет убивать зайца, чтобы потешить свою важность или посмотреть с садистским оскалом, как он обмочится от страха. Удав гипнотизирует кролика не ради наслаждения его тяжкими страданиями. У львиц, охотящихся на антилопу, отсутствует к ней ненависть. Многим животным свойственна агрессивность. Это их способ выживания, но они никогда не убивают ради убийства, ради получения удовольствия от мучений другого живого существа. Поведением животных управляют инстинкты. Жестокость как нравственная категория не имеет к животным ни малейшего касательства.

Жестокость – это отрицание жизни и воплощение безадресной ненависти ко всему живому. Она родилась одновременно с выходом человека из животного царства. Что же такого произошло, что у гориллы жестокости нет, а у эволюционного продолжения (человека) хоть отбавляй? Человек в отличие от животных наделен абстрактным мышлением. Как только человек увидел свое отражение и сказал: «Это – Я», с этого момента начинает свою жизнь жестокость.У Эго и жестокости одинаковые дни рождения.

Эго отождествляет себя с телом человека и с вещами внешнего мира, оно нуждается в чувстве обладания, которое всегда остается в виде глубокой неудовлетворенности, чувства нецелостности и недостаточности. Эго твердит разуму человека: «Я еще недостаточно имею», подразумевая «Я еще недостаточен». Находясь под огромным влиянием Эго, человек пытается доказать свою важность, самоутвердиться всеми возможными способами. Он осваивает новые пространства и места обитания, всеми силами борется за свой социальный статус. Чем более жестко или жестоко на него воздействуют обстоятельства, тем более жестоко он реагирует на условия, нетерпимые и угрожающие его бытию. Жестокость становится формой защиты от агрессии, например, соседнего племени или конкистадоров. Жестокость рождает жестокость.

Лас Касас свидетельствует: «Вступая в селение, конкистадоры не оставляли в живых никого, участи этой подвергался и стар и млад. Христиане бились об заклад о том, кто из них одним ударом меча разрубит человека надвое, или отсечёт ему голову, или вскроет внутренности. Иных обёртывали сухой соломой, привязывая её к телу, а затем, подпалив солому, сжигали их. Другим отсекали обе руки, и руки эти подвешивали к телу, говоря этим индейцам: «Идите с этими письмами, распространяйте вести среди беглецов, укрывшихся в лесах». А так как иногда при этом — мало, и редко, и по справедливой причине – индейцы убивали кого-нибудь из христиан, то последние сговаривались между собой, что за одного христианина, которого убьют индейцы, христиане должны убивать сто индейцев».

Можно возразить: «Эго есть у каждого человека, но далеко не каждому человеку присуща жестокость». Совершенно верно, но при одной оговорке. Жестокость присуща всем людям. Только у одних она выступает в проявленной форме, а у большинства людей – в тайной, скрытой даже от них самих форме.Жестокость – это оборотная сторона жалости, это жалость вывернутая наизнанку. При определенных обстоятельствах тайная сторона личности может раскрыться во всей ужасающей неприглядности жестокости.Жалость к жестоким убийцам превращается в предательство и жестокость к их жертвам . Когда петля захлестнулась на шеях Геринга, Геббельса, Розенберга, виновных в гибели десятков миллионов людей, вряд ли кто-то решился обвинить Нюрнбергский трибунал в жестокости. А когда маньяк, убивший десятки ни в чем не повинных людей, отправляется на пожизненное заключение – это, как раз, и называется предательством и жестокостью по отношению к жертвам. Они, если метафорично выражаться, «смотрят» из могил как трава растет, а он видит солнце и небо голубое. Он ест, видит сны, может получать удовольствие от мастурбации, от воспоминаний прошлого и жить надеждой на будущее. Он может еще сотни раз переживать сладострастные для него минуты убийств. Сохранять жизнь таким монстрам, значит, проявлять жестокость. На сегодняшний день мы – жестокое государство.

Нам кажется, что мы воспитываем ребенка, а на самом деле мы, зачастую, взращиваем его Эго. Результатом воспитания могут быть слабое, сильное илиподавляющее Эго. Большинство людей обладает слабым и сильным Эго. Возьмем, к примеру, сильное Эго. Когда требования к ребенку были строгими, но ясными, справедливыми и выполнимыми, когда они не унижали его человеческое достоинство, его Эго станет сильным. Человек вырастает с чувством ответственности за свои поступки. Он способен самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Такой человек, скорее всего, не пополнит ряды маньяков и жестоких убийц.

Поставщиком жестокости является подавляющее Эго. Оно воспитывается, если к ребенку предъявлялись слишком жесткие, непомерные и невыполнимые требования, а наказания были жестокими и унизительными. Ребенка постоянно вгоняли в чувство вины, ведь он вечно виноват, не хорош и не любим. Ребенок становится безжалостным к себе и ко всему живому. Унижения и жестокие наказания детства он переносит во взрослую жизнь, становясь самостоятельным исполнителем жестокости. Ребенку изуродовали Эго, превратив его в чудовище.Жестокость – это внутреннее уродство. Если ребенку «сломали» Эго непомерными требованиями и суровыми наказаниями, он станет забитым неудачником, с низкой самооценкой и постоянным чувством вины. А если не смогли «переломать» его Эго, а только озлобили и ожесточили на весь мир, то такой брак в воспитании обернется для кого-то бедой. Жестокость становится следствием брака в воспитании Эго. Само собой разумеется, что в неверном воспитании Эго виноваты не только родители, но и общество. Поток насилия, выливаемого на ребенка окружающим миром, провоцирует равнодушие к чужой боли и вырабатывает привычку агрессивно смотреть на мир.

Если агрессивность врожденное качество человека, тожестокость – это «накипь» воспитания Эго. Поэтому причины ошеломляющей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не во врожденной агрессив­ности отдельных наций и ее членов. Ее причины прячутся в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит воспитание Эго отдельных членов нации, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания.

Жестокость не синоним беспощадности и безжалостности. Жестокость, зачастую, сопровождается потребностью получать удовольствие от мучений и страданий живых существ. Подобная жестокость перерастает из качества личности в душевную патологию и получает наименование садизм. История свидетельствует, что сила иногда бывает беспощадной и безжалостной. Истинная жестокость проистекает от слабости. Так, Гай Юлий Цезарь был жестоким по отношению к сопротивляющемуся врагу. После победы ему нашептывали провести массовые репрессии против врагов. Цезарь отказался наотрез. Совсем другое впечатление производят действия политиков иного типа. Цезарь Август. После взятия Перузии. Всех, кто пытался молить о пощаде или оправдаться он обрывал словами: «Ты должен умереть!» Он выбрал из сдавшихся 300 человек, выходцев из всех сословий, и в мартовские иды у алтаря обожествлённого Цезаря перебил их, подобно жертвенному скоту. Луций Валерий Мессала Волес, проконсул Азии (11-12 г.н.э). В один день казнил 300 человек. Бродя между трупами, восклицал: «О царственное деяние!» XVII век. Дамы умирают со смеху, выслушивая рассказы герцога Лотарингского о том, как его люди пытали и истязали в мирных деревнях всех женщин, даже старух. Калигула. Вздорожал скот. На корм диким животным приказывает бросать преступников. Жертвоприношение. Калигула – помощник резника. Когда животное подвели к алтарю, ударом молота убивает самого резника. Приглашал казнённых на пир. Пир. Калигула улыбается. Чему? « А тому, что стоит мне кивнуть и вам перережут глотки».

Образцом слабой личности и одновременно жестокосердным царем был Николай I. По его приказу был арестован Достоевский только за то, что он читал письмо Белинского к Гоголю в кружке Петрашевского. Революционером он никогда не был, а в кружке присутствовал от скуки. По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Военный суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни. Николай I, чтобы потешиться, приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». На Семеновском плацу в Петербурге над ними был совершен обряд подготовки к смертной казни. Инсценировка была проведена настолько убедительно, что один из первой тройки приговоренных сошел с ума.

Жестокость не зависит от пола. Тем не менее, как в природе самки превосходят по своей ядовитости самцов, так и в жизни некоторые женщины по жестокости далеко превзойдут любого мужчину. Венгерская графиня Батори, более известная как Кровавая дама. Мучила и убивала служанок и крестьянок: жестоко избивала их, жгла руки, лица и другие части тела раскаленным железом, снимала кожу с еще живых жертв, морила голодом, издевалась и насиловала. В 1610 году была заключена под домашний арест по обвинению в убийствах, ереси и колдовстве. На процессе прислуга замка не смогла назвать точное число жертв садистки: приближенные графини, оказавшиеся на скамье подсудимых, говорили о четырех — пяти десятках убитых, остальные слуги уверяли, что выносили трупы сотнями. Кэтрин Найт первая в истории Австралии женщина, приговоренная к пожизненному заключению. В октябре 2001 года она во время семейной ссоры забила своего сожителя ножом для разделки мяса, после чего надругалась над мертвым телом так, что Чикатило, должно быть, стошнило бы. Ирма Гриз — одна из самых жестоких надзирательниц женских концентрационных лагерей гитлеровской Германии. Пытая заключенных, она прибегала как к физическому, так и психологическому насилию, забивала насмерть женщин и развлекалась, стреляя по заключенным. Она морила голодом своих собак, чтобы потом натравливать их на жертв, и лично отбирала сотни людей для отправки в газовые камеры. Грезе носила тяжелые сапоги, при ней всегда, помимо пистолета, был плетеный кнут. Была приговорена к смерти через повешение.

Таким образом, жестокость своим существованием обязана ложному Эго. Это необходимое, но не достаточное условие для рождения жестокости. Нужно, чтобы в результате воспитания образовался определенный букет человеческих качеств, запах которого впитало бы Эго. Одурманенное этим запахом, Эго толкает человека на проявление жестокости. Думается, что букет жестокости состоит из предательства, равнодушия, унижения других, безжалостности, беспощадности, издевательства, беспричинной агрессии, насилия, эгоизма, нетерпимости, отчаяния и садизма. В букете жестокости может присутствовать одержимость какой-то утопичной идеей, например идеи коммунизма или всеобщей справедливости. Жестокость всегда находится за пределами этики и свидетельствует о переходе всех допустимых нравственных границ.

Петр Ковалев

Нужно ли человеку быть жестоким? У каждого свое мнение на этот счет. Понятно, что никто из нас не хочет видеть вокруг себя жестоких людей, которых мы небезосновательно боимся, или во всяком случае опасаемся. Нам гораздо комфортнее находиться рядом с безобидными, уступчивыми, добрыми и отзывчивыми людьми, которые бы не вызывали у вас никакого опасения. Это желание понятно, оно отвечает нашим потребностям в безопасности. Но давайте подумаем над тем – насколько безопасно быть в этом мире слишком добрым, отзывчивым, мягким, уступчивым и абсолютно безобидным человеком? Или хотя бы казаться таким? Пожалуй, что не самый лучший вариант для нас. Во всяком случае, нам не всегда нужно такими быть. Потому что такого человека многие будут обижать, использовать и самоутверждаться за его счет. А вот жестких и тем более жестоких людей, как правило, боятся, и поэтому уважают, а значит и считаются с ними. Мир часто бывает жесток и беспощаден к тем, кто не понимает его законов. И чтобы не стать его жертвой – нужно тоже уметь быть жестоким. Поэтому в этой статье мы поговорим с вами о том, как развить в себе жесткость, ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы постоять за себя и отстоять свои интересы в этой жизни.

Одно время я работал криминальным психологом и имел дело с очень жестокими людьми, точнее, с теми поступками, которые они совершали. Это позволило мне взглянуть на мир с темной, скажем так, стороны. И я понял, что мир может быть очень жесток, особенно к слабым людям. А раз мир может быть жесток, то и человек в нем тоже должен быть жестоким – когда это необходимо. Жестокость считается проявлением слабости и трусости, но давайте подумаем получше – разве это действительно так? Разве жестокий человек, умеющий подчинять себе волю других людей кажется слабым? А является ли он таковым? Как правило, нет. Хотя из-за слабости и страха человек действительно может совершать жестокие поступки для запугивания других людей, подавляя таким образом свой страх за счет их страха, но даже в этом случае благодаря своим агрессивным действиям человек добивается результата, а не бездействует и не бежит от опасности. Поэтому жестокость человеку нужна, особенно в таких ситуациях, когда от ее наличия или отсутствия зависит жизнь человека. Ему нужно быть жестоким для того, чтобы противостоять жестокости, ибо я еще ни разу не видел в своей жизни случая, когда жестокости и насилию успешно противопоставлялась доброта. Историю с Махатмой Ганди я в пример не беру, ибо не считаю его философию ненасилия ненасильственной. Но речь сейчас не об этом. Если вы нашли эту статью, значит, с жизнью вы уже познакомились, – с той ее стороной, которая по головке не гладит, а очень сильно и больно жалит. Поэтому для чего вам становиться жестоким – вы сами хорошо знаете. Хочу лишь сказать, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы с ее помощью совершать насилие над другими людьми, а для того, чтобы от этого насилия уберечься.

Итак, чтобы стать жестоким человеком вам, дорогие друзья, для начала необходимо пересмотреть все свое мировоззрение. Доброта и жестокость – это две стороны одной медали. Вы должны это понять и принять, и перестать считать жестокость чем-то таким, чего в нашей жизни быть не должно. Поэтому, чтобы быть жестоким – нужно стать практичным. Что это значит? Это значит, что морально-нравственные нормы должны вами восприниматься лишь с точки зрения ваших интересов. Проще говоря, быть добрым нужно тогда – когда вам это выгодно. А когда вам это не выгодно – забудьте о доброте, порядочности, чести, честности и так далее. Жестокость, как я убедился, изучая ее истоки – это прежде всего хладнокровная практичность, при которой человек может перешагнуть через кого угодно, ради себя и своих интересов. Поэтому развитие жестокости требует от человека развития хладнокровности и безразличия к остальным людям, при которых человек в состоянии контролировать свои эмоции. Бешеным садистом, диким психопатом, наводящим ужас на людей – быть не нужно. Хотя это тоже проявление жестокости. Но со звериным характером вы далеко не уйдете, вас или в клетку посадят, более уравновешенные, но не менее сильные люди, или другие дикие психопаты прибьют. Лучше быть хладнокровным и расчётливым циником, тихо и эффективно убирающим со своего пути всех, кто его преграждает. Такой человек является жестоким преимущественно за счет своей расчётливости и отсутствия всяких моральных тормозов. Он не плохой и не хороший, он живет так, как ему выгодно жить. Чтобы стать таким человеком, необходимо, как я уже сказал, полностью пересмотреть свое мировоззрение, и сделать для себя нормой то, к чему вы сейчас относитесь со страхом и ненавистью. Надо принять в свой внутренний мир жестокие и безнравственные поступки, поняв их смысл. Не надо никогда ни за что осуждать других людей и их поступки – надо просто пытаться понять то, чего вы боитесь и что вы ненавидите. Забудьте о том, что есть в этом мире что-то хорошее или плохое – старайтесь во всем увидеть смысл, даже в самых диких и безнравственных поступках людей. И конечно же, во всем ищите собственную выгоду. Тот, кто придумал этот мир и нас с вами – знал, что делал. Он сотворил нас такими, какими мы должны быть, по крайней мере в этом мире.

Но мы с вами все равно должны учитывать то, что жестокость людей является неотъемлемой частью их жизни, поэтому нам необходимо не отгораживаться от нее, а учиться жить с ней и по мере необходимости проявлять ее. И поэтому последний способ, позволяющий стать жестоким, о котором я хочу рассказать вам в этой статье дорогие друзья, очень прост – берите пример с тех, кто поступает жестоко, но не дико, а скорее цинично и эффективно, добиваясь с помощью жестокости своих целей. Изучите поведение этих людей, постарайтесь понять его истоки, его смысл, особенности, цели. И затем, подумайте над тем, с помощью каких действий вы можете это поведение перенять и воспроизвести в тех ситуациях, когда вам это будет необходимо. Вы ведь можете, скажем, не помогать людям, когда вам это не нужно, не выгодно и противно, не так ли? Вы также можете научиться беспощадно уничтожать своих врагов самыми разными способами, пользуясь всеми доступными вам средствами. Нужно только отказаться от того шаблонного поведения, которого вы сейчас неосознанно придерживаетесь, и начать формировать новый, более правильный шаблон, за счет подражания тем, кто ведет себя более практично.

Жестокость требует от человека не только определенного понимания жизни, но и решительности. Вам нужно самому начать выбирать нужную вам модель поведения. Когда-то ведь вы научились у кого-то – быть не жестоким человеком, не так ли? Кто-то же на своем примере показал вам, как надо и как не надо поступать в этой жизни, кто-то же сделал вас таким, какой вы сейчас есть, внушив вам определенные установки? Ну так учитесь теперь у других людей тому, как быть жестоким – берите пример с тех, кто, как вы считаете, разбирается в жизни лучше вас. Изучайте поведение и мышление этих людей – учитесь смотреть на мир их глазами. И тогда вы тоже станете жестоким человеком – оправданно жестоким.

Также имейте в виду, что жестокий человек может побеждать других людей самыми разными способами. Для него цель всегда оправдывает любые средства. Среди различных способов достижения целей особое место занимает умение манипулировать людьми, благодаря которому многие коварные правители приходили к власти и устанавливали для всех свои жесткие и даже жестокие законы и правила. Манипуляция – это мощнейшее оружие в руках любого человека. Это оружие, как локального, так и массового поражения. Если вы являетесь физически и морально слабым человеком, если вам нужно сильное оружие, чтобы защищать себя и отстаивать свои интересы, тогда вам нужно научиться манипулировать людьми – этот навык даст вам большую силу. Хорошие манипуляторы способны переиграть, перехитрить и в конечном счете победить любого человека. Осваивайте навыки манипуляции людьми и они помогут вам справиться с любыми врагами, соперниками, конкурентами.

Друзья, не забывайте о том, что мы развиваем в себе жестокость не для того, чтобы целенаправленно вредить другим людям, а для того, чтобы не позволять им вредить нам. А также для того, чтобы они не мешали нам добиваться своих целей и не вставали у нас на пути. Когда ничто другое не помогает в таких случаях, можно прибегнуть к грамотной жестокости.

Как часто еще вчера, человек, чей характер нам казался почти идеальным, проявляет неслыханную и неожиданную жестокость к окружающим. Если проанализировать его поведение до таких ситуаций, можно найти некоторые косвенные признаки жестокости и агрессивного поведения человека (далее субъекта). Давайте рассмотрим, на что стоит обратить внимание при знакомстве с субъектом и тесном общении с ним.

Все идеально.

Вы пришли на первое свидание, понравились друг другу и ведете милые светские беседы. Ваш новый избранник воспитан, сдержан, лишен нервозности и просчитывает каждое свое действие. Стоп! Слишком все идеально. Очень трудно контролировать каждую мелочь своего поведения, особенно при первой встрече с приятным человеком. Значит, человек надел на себя маску и старается показаться лучше, чем на самом деле. Вопрос в том, какова цель такого поведения? Это - большое желание понравиться или нежелание показывать истинную сущность?

Эгоцентризм.

Все должно идти по плану и желанию человека. Он никогда не поступится личным удовольствием, чтобы сделать приятное другому человеку. Если ему нужно будет сопроводить близкого человека на мероприятие, при этом пропустив любимые автогонки, он выберет второе. Можно сказать, что это обычный эгоизм, причем здесь жестокость? А притом, что в любой ситуации, где станет выбор между интересами человека и его партнера, он выберет свои интересы, даже если, при этом, второй пострадает (физически или психологически). Неумение поставить себя на место другого и понять причиненный вред – это тоже жестокость, хоть и не явная.

Настроение.

У субъекта происходит резкая смена настроение, если все идет не так, как он хочет. Его внутреннее состояние полностью зависит от внешних факторов. У него нет самодостаточности, самообладания и независимости, благодаря которым, человек ведет себя спокойно и контролирует ситуацию (а не ситуация контролирует его).

Выражение гнева.

Частые эмоциональные взрывы, проявление гнева, даже в мелочных ситуациях. Спровоцируйте человека на конфликт и посмотрите, как он себя ведет. Он может, из-за мелкой претензии, резко повысить голос, но быстро стать прежним. Либо повысить тон на официанта, принесшего не то блюдо. Или в общественном транспорте грубо отругать человека, наступившего ему на ногу. Самые правдивые эмоции длятся первые пару секунд, а потом человек вновь обретает контроль над собой и становится добродушным и спокойным. Поэтому внимательно следите за первой реакцией спутника на провоцирующие факторы.

Нетерпение к чужому мнению.

Субъект стремится, любой ценой, навязать свою точку зрения. И очень нервничает, если имеет дело с уверенным и осознанным человеком, у которого на все свое мнение. Предоставление советов, наставлений – это стремление контролировать чужую жизнь. А жестокий человек не признает чужой воли и иной точки зрения, кроме своей. Если Ваш знакомый начал нервозно что-то доказывать, при этом, перебивая и не давая вставить слово, это плохой признак. В будущих отношениях он будет контролировать каждый шаг своей половинки, и навязывать абсолютно все - начиная от стиля одежды, круга общения и заканчивая системой ценностей.

Человек - патологический врун. Из-за страха быть непринятым, показать свое истинное лицо, он врет, постоянно ищет оправдания своим выходкам и делает во всем виноватыми окружающих. О своих проступках товарищ не любит говорить, либо находит отговорки. Как в ситуации: - Дорогой, где ты был вчера? - Это ложь! Кто тебе сказал?

Необычные ситуации.

Можно узнать о необычных поступках, которые совершал собеседник. Обратить внимание на такие: участие в экстремальных ситуациях, при которых затрагиваются интересы других людей (животных), всевозможные розыгрыши знакомых, которые при этом испытывали страх, обиду, разочарование. Он может сам случайно обмолвиться о таких приключениях.

Принуждение к определенным сексуальным действиям, при этом желания другого партнера не учитываются. И даже наоборот, зная о нежелании человека делать что-то, стремление добиться этого любой ценой. У субъекта не существует внутренней границы, и каждый раз он будет выдумывать все более изощренное сексуальное поведение, пока не случиться непредвиденная ситуация, при которой кто-то пострадает.

Поведение с другими людьми.

Намеренное провоцирование конфликтных ситуаций, вызывающее поведение в обществе. Субъект выбирает жертву слабее него (физически, умственно), а с равными себе старается вести себя сдержанно, контролировать свои действия. Вспомните, не было ли у Вас ситуаций, когда в опасной ситуации (хулиганы в подворотне, агрессия диких собак и т.д.) ваш спутник повел себя подозрительно, показал трусость?

Например, Вы шли, держась за руки, и мимо проходила толпа молодых людей, которые попросили закурить. А у Вашего молодого человека при этом дернулась рука, выдавая испуг, неготовность к защите. Если бы прохожие потребовали деньги, Ваш спутник вполне мог бы оставить Вас и удрать. Самое интересное, что такой человек потом найдет миллион причин для оправдания своего поведения, начиная от спешки на последний трамвай и заканчивая резким предчувствием внезапно включившегося утюга дома.

Поведение в семье.

В отношениях человек стремится занять главенствующее место, при этом унижая достоинство близких людей. Если ему не отвечают отпором, он убеждается в правильности своего поведения и усугубляет жестокое обращение. Непрямым признаком жестокости в семье может послужить необъективное отношение к детям, при котором важно не разобраться в ситуации, а именно найти вину ребенка и повод для последующего наказания.

Сходу выявить скрытую жестокость у собеседника очень сложно. Это можно сделать только при возникновении стрессовой ситуации, в которой человек не может себя контролировать и ведет себя естественно. При большом желании, можно специально создать такую ситуацию, чтобы посмотреть на реакцию нового знакомого. В любом случае, если в поведении человека присутствуют даже несколько пунктов, описанных в данной статье, стоит присмотреться к нему более пристально и объективно. И сделать выводы по дальнейшему общению с ним.

Вас заинтересовала эта статья?

Вы можете оставить комментарий или добавить свою заметку в разделе сайта

Добавить комментарий