Лоджия
904 0

Хрестоматия по социологии. Предисловие

, Лапин Н.И. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, 0 28 Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов;Под общ. ред. Н.И. Лапина - М.: Высш. шк., 2006. -783 с.

Аннотация

Хрестоматия является частью учебного комплекса «Общая социология», победившего в конкурсе учебников и учебных пособий по гуманитарным дисциплинам для вузов, проведенном в 2001-2003 гг. Российским гуманитарным научным фондом и Министерством образования Российской Федерации. В составе этого учебного комплекса по единой программе подготовлены: Учебное пособие, Хрестоматия, Практикум. В Хрестоматию включено свыше 100 текстов, авторами которых являются 70 социологов мира: классиков и современников, зарубежных и отечественных. Тексты сгруппированы по разделам пособия «Общая социология», чтобы облегчить студентам усвоение учебного материала, а преподавателям - организацию учебного процесса. Хрестоматия будет полезна преподавателям других гуманитарных и общественных наук, всем, кто стремится глубже понять проблемы современного российского общества, тенденции его эволюции.

При оформлении книг учебного комплекса «Общая социология» репродуцировались фрагменты работ П. Филонова: в базовом пособии - «Человек в мире»; в Приктикуме - «Одиннадцать голов»; в Хрестоматии - «Композиция»

Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина - М.: Высш. гик., 2006. - 783 с.

Хрестоматия является частью учебного комплекса «Общая социология», победившего на конкурсе учебников и учебных пособий по гуманитарным дисциплинам для вузов, проведенном в 2001-2003 гг. Российским гуманитарным научным фондом и Министерством образования Российской Федерации. В составе этого учебного комплекса по единой программе подготовлены: Учебное пособие, Хрестоматия, Практикум. В Хрестоматию включено свыше 100 текстов, авторами которых являются 70 социологов мира: классиков и современников, зарубежных и отечественных. Тексты сгруппированы по разделам пособия «Общая социология», чтобы облегчить студентам усвоение учебного материала, а преподавателям - организацию учебного процесса.

Хрестоматия будет полезна преподавателям других гуманитарных и общественных наук, всем, кто стремится глубже понять проблемы современного российского общества, тенденции его эволюции.

  • Предисловие
  • Часть I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Раздел 1. Методологические основания общей социологии; предпосылки антропосоциетального подхода
  • 1.1. Исходные общесоциологические концепции
  • О. Конт. [Введение термина sociologie]
  • Г. Спенсер. Что такое общество
  • К. Маркс. О производстве сознания
  • [Что такое общество]
  • [Общественно-экономическая формация]
  • 1.2. Методологические подходы к изучению общества как целого
  • Ф. Теннис. Предмет обсуждения. [Общность и общество]
  • Г. Зиммель. [О реальности общества]
  • Э. Дюркгейм. Что такое социальный факт?
  • М. Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия
  • П. Сорокин. Социологический реализм и номинализм
  • Родовая структура социокультурных явлений
  • Т. Парсонс. Понятие общества
  • Р. Мертон. Явные и латентные функции
  • Э. Шилз. Общество и общества: макросоциологический подход
  • К. Поппер. Открытое общество и его враги
  • Эстетизм, утопизм и идея совершенства
  • 1.3. Человек действующий, общество, социальная система
  • Г. Блумер. Символический интеракционизм
  • Э. Гидденс. Общества и социальные системы
  • Н. Луман. Общество как всеохватывающая социальная система
  • А. Турен. Возвращение человека действующего
  • Часть II ЛИЧНОСТЬ VERSUS ОБЩЕСТВО
  • Раздел 2. Общество в личности, личность в обществе
  • 2.1. Структура личности, социализация
  • П.Л. Лавров. Личность и общество
  • 3. Фрейд. Я и сверх-Я
  • Дж. Мид. Восприятие «другого»
  • 3. Гофман. Природа почтительности и пристойного поведения
  • 4. Кули. Первичные группы
  • Т. Парсонс. Процесс социализации и структура референтных групп
  • В. Томас, Ф. Знанецкий. Три типа личности
  • 2.2. Мотивация деятельности субъектов
  • А.И. Герцен. [О субъекте социального действия]
  • Ф.Теннис. Формы человеческой воли
  • A. Маршалл. Желания в их отношении к видам деятельности
  • B. Томас. Четыре желания и определение ситуации
  • Й.Шумпетер. Мотивы предпринимательской деятельности
  • Ф. Ротлисбергер и В. Диксон. Организация первичной рабочей группы
  • Э. Дюркгейм. [Преступность и социальные нормы]
  • 2.3. Массовизация индивидов
  • C. Сигеле. Преступления толпы
  • 3. Фрейд. Массаи первобытная орда
  • С. Московичи. Индивид и масса
  • 2.4. Индивидуализация жизни в обществе
  • Н.Элиас. Общество индивидов
  • А. Турен. Возвращение субъекта
  • 3. Бауман. Свобода и безопасность: неоконченная история непримиримого союза
  • Часть III СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
  • Раздел 3. Малые общества, первичные общности
  • 3.1. Общие проблемы становления общества
  • М.М. Ковалевский. Понятие генетической социологии и ее метод
  • Р. Макивер. Социальная эволюция как реальность
  • М. Салинз. Общество первоначального изобилия
  • 3.2. Семья
  • Э. Гидденс. Родство, браки семья
  • М. Мацковский, Д. Олсон. Семья в России и в США: сравнительный обзор
  • И.С. Кон. Сексуальная культура XXI века
  • 3.3. Общины
  • Ф. Энгельс. Марка
  • М. Вебер. Домашнее хозяйство, род, деревня и поместье
  • Город
  • Ф. Теннис. [«Эра общности» и «эра общества»]
  • Ф. Трашер. Социальные стандарты и бандитизм
  • 3.4. Религия
  • Б. Малиновский. Магия и религия
  • М. Вебер. Община [религиозная]
  • С.Н. Булгаков. Православие и хозяйственная жизнь
  • 3.5. Этнос
  • К. Леви-Строс. Существуют ли дуальные организации?
  • Л.М. Дробижева. Что такое народ, этнос?
  • Раздел 4. Большие общества. Социетально-функциональные структуры
  • 4.1. Культура, ценности
  • Дж. Мэрдок. Фундаментальные характеристики культуры
  • Н.А. Бердяев. Об иерархии ценностей. Цели и средства
  • М. Вебер. «Дух» капитализма [и традиционализм
  • 4.2. Труд, экономика
  • Э. Дюркгейм. Функция разделения труда
  • К. Поланьи. Общества и экономические системы
  • Ф. Найт. Экономическая организация
  • 4.3. Социальная стратификация и мобильность
  • П. Сорокин. Социальная и культурная мобильность
  • Е. Гобло. Класс и профессия
  • Р. Коллинз. Стратификация сквозь призму теории конфликта
  • 4.4. Управление, политика
  • A. Маршалл. Управление бизнесом
  • Дж.С. Милль. Функция правительства как такового
  • B. Парето. Циркуляция элит
  • Р.Арон. [Ототалитаризме]
  • Э. Хьюз. Хорошие люди и грязная работа
  • Часть IV ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА
  • Раздел 5. Антропосоциетальные трансформации в западных странах
  • 5.7. Западноевропейская традиционализация
  • Ф. Бродель. Европа: механизмы на нижнем пределе обменов
  • М. Вебер. Экономические формы производства торговли
  • Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии
  • Т. Парсонс. Средневековое общество
  • 5.2. Ранняя либерализация
  • К. Маркс. Так называемое первоначальное накопление
  • К. Поланьи. Рождение либерального символа веры
  • М. Вебер. Религиозная основа мирского аскетизма
  • Т. Парсонс. Появление первых компонентов современной системы
  • 5.3. Зрелая либерализация
  • Д. Белл. Технологические перемены
  • Р. Инглехарт. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе
  • М. Кастельс. Новое общество
  • 5.4. Напряжения в либеральном обществе
  • Э. Шилз.[Центр и периферия
  • Н. Элиас. Догосударственные общности в больших обществах
  • А.Г. Здравомыслов. Релятивистская теория наций
  • М. Кастельс. Становление общества сетевых структур
  • 5.5. Порядок и кризис в либеральном обществе
  • М. Вебер. Понятие легитимного порядка
  • Типы легитимного порядка: условность и право
  • А. Турен. Действие, порядок, кризис, изменение
  • 3. Бауман. Локальный порядок на фоне глобального хаоса
  • Раздел 6. Социетальные трансформации российского общества
  • 6.1. Российская традиционализация
  • В.О. Ключевский. [Историческая социология]
  • СМ. Соловьев. Предисловие [Ход русской истории]
  • Внутреннее состояние русского общества в первый период его существования
  • В.О. Ключевский. [О сельской общине]
  • [О прикреплении крестьян]
  • Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?
  • Н.В. Калачев. Артели древней и нынешней России
  • В.О. Ключевский. [Периоды русской истории]
  • 6.2. Человек в трансформирующемся обществе
  • Н.Н. Козлова. Горизонты повседневности советской эпохи
  • В.Н. Шубкин. Человек биологический, социальный, духовный
  • Н.Ф. Наумова. Рецидивирующая модернизация как форма развития социальных систем
  • Ю.А. Левада. Координаты человека. К итогам изучения «человека советского»
  • Н.И. Лапин. Расхождения и возможные синтезы в динамике терминальных и инструментальных ценностей россиян
  • Л.А. Гордон, Э.В. Клопов. Основные типы противоречивых перемен
  • 6.3. Векторы и механизм социетальной трансформации
  • Б.А. Грушин. Смена цивилизаций?
  • А.Г. Здравомыслов. Теория кризиса в российской социологической литературе
  • О.И. Шкаратан. Этакратизм и российская социетальная система
  • Т.И. Заславская. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России
  • 6.4. Роль социологического знания в российской трансформации
  • В.А. Ядов. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества
  • Г.В. Осипов. Российская социология в XXI веке
  • Вместо заключения

Настоящая Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель – Н.И.Лапин), получившего поддержку по результатам совместного конкурса РГНФ и Министерства образования РФ. Этот комплекс включает Учебник, Практикум и Хрестоматию *. Последняя обеспечивает необходимую базу источников по данному курсу.

За последние годы в России издано несколько хрестоматий по социологии - общих и специализированных. И все же преподаватели и студенты испытывают затруднения с источниками по многим разделам общей социологии. Настоящая Хрестоматия содержит систематизированную подборку более 100 важнейших текстов, их авторами являются 70 зарубежных и отечественных социологов. Это компактные тексты из классических и современных, зарубежных и отечественных источников; в совокупности они обосновывают понятия и термины, подходы и точки зрения по тематике курса, в том числе альтернативные. Где возможно, прослеживается их эволюция. О каждом авторе текстов дана биографическая справка. В отдельных случаях составители дали свои названия текстам, поясняющие их связь с задачами Хрестоматии; такие названия заключены в квадратные скобки. Источники, из которых заимствованы тексты, приведены в качестве примечаний к названию каждого текста.

Содержание Хрестоматии выражает общую логику курса, который строится в соответствии с принципами антропосоциетального подхода, обоснованного в Учебнике. Она включает вводный, методологический раздел и три основные части: «Личность versusобщество», «Структура общества» и «Динамика общества»; каждая из частей делится на разделы – всего, вместе с вводным, 6 разделов. В свою очередь, тексты каждого раздела сгруппированы в небольшие проблемно-тематические подразделы. Все это побуждает студентов к самостоятельному осмыслению тематики курса. Дополнительная помощь такому осмыслению содержится в Практикуме.

Отбирая тексты, составители руководствовались несколькими соображениями. Прежде всего, в Хрестоматии представлены авторы, которые предлагают собственную точку зрения на общество в целом , или общество как целое. Это и есть социетальный, точнее - антропосоциетальный уровень рассмотрения социологических проблем. Точки зрения различных авторов по этим проблемам существенно отличаются одна от другой; взятые в совокупности, они предоставляют читателю возможность ознакомиться с реальным многообразием теоретических позиций в классической и современной социологии, которые и составляют основу плюралистического мировоззрения. Разумеется, эти точки зрения следует рассматривать в качестве взаимодополнительных, а не взаимоисключающих.

Предпочтение отдано тем авторам, которые рассматривают общество в качестве совокупности взаимосвязей, системы социальных отношений между людьми. Система эта, однако, не статическая, а динамическая. В ней есть собственная внутренняя пружина саморазвития. Современная социология рассматривает мир социальных отношений в качестве такой реальности, в которой объективные обстоятельства и субъективные намерения переплетены и реализуются в совокупности действий индивидов и социальных групп, мотивированных их потребностями, интересами, ценностными предпочтениями

Классика социологической мысли представлена в выдержках из трудов К.Маркса и Ф.Энгельса, М.Вебера и Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма и З.Фрейда, Т.Парсонса и Р.Мертона, П.Сорокина и других. Вниманию читателя предложены извлечения из работ таких крупных социологов второй половины XX столетия как Р.Арон и А.Турен, Э.Гидденс и З.Бауман, Б.Малиновский и Р.Инглехарт, К.Поппер и Н.Луман, С.Сигеле и С.Московичи, Дж.Мэрдок и К.Поланьи, Д.Белл и М.Кастельс.

Составители стремились сделать достоянием читателей работы известных западных социологов, до сих пор не переведенные на русский язык. Рады сообщить, что такие работы представлены достаточно полно и составили около 40% объема Хрестоматии.

Так, приведен отрывок из "Очерков политической экономии" Д.С.Милля - современника и корреспондента О.Конта. Милль является одним из основоположников либеральной доктрины в вопросах соотношения личности и государства. В российском общественном мнении получила распространение известная формула "чем меньше государственное вмешательство в частные интересы, тем лучше". Текст Милля показывает несостоятельность подобной трактовки даже для классических представителей либеральной доктрины. Он указывает на достаточно большой диапазон функций, которые в этих взаимоотношениях относятся к государству и реализуются во имя общественного блага.

Имя другого английского мыслителя - А.Маршалла - почти неизвестно российскому читателю. Однако работы этого автора связаны с обоснованием поворота экономической науки от макропроцессов к изучению "человечества в повседневной деловой жизни". Благодаря этому повороту Т.Парсонс в "Структуре социального действия" (1937) включил А.Маршалла в число основоположников современной социологии. А также и итальянского мыслителя В.Парето, взгляды которого известны у нас только в пересказе. Поэтому мы включили в Хрестоматию текст, в котором сформулирована его идея циркуляции элит как наиболее признанная в современной социологии.

Совершенно неизвестна в отечественной литературе и работа французского автора Э.Гобло "Уровень и преграда. Социологический этюд о современной французской буржуазии». В ней как бы зафиксирован результат революционных преобразований Франции, свершившихся на протяжении ХIХ столетия. Представленный в 1925 году анализ классовой структуры французского общества имеет огромное значение для оценки перспектив российского развития, которое приводит к новому соотношению правящих классов, трудящихся масс и представителей свободных профессий. Особенность представленной работы - характеристика образа жизни основных социальных групп французского общества через их отношение к физическому труду как средству добывания средств существования.

Имя Роберта Моррисона МакИвера также, по сути дела, впервые вводится в научный оборот. Этот известный американский социолог допарсоновского периода интересует нас как представитель эволюционизма, еще не подверженный воздействию постмодернистких концепций. В публикуемом отрывке привлекает ясность теоретической позиции, основанная на вере в прогресс человечества.

Не менее четырех из представленных в Хрестоматии текстов имеют отношение к быстро развивающемуся в России направлению экономической социологии. Это уже упомянутый А.Маршалл, который рассматривает кардинальную проблему взаимоотношения потребностей и родов человеческой деятельности, подчеркивая приоритет последних. Второй - Йозеф Шумпетер - более известен как выдающий экономист, представитель так называемой австрийской школы в экономической науке. В отрывке, который мы избрали, представлен свободный от упрощений социологический анализ мотивов предпринимательской деятельности, особенно важный для понимания современной российской ситуации, где стержнем развития экономики становится борьба между крупным и средним (мелким) бизнесом. Франк Найт, предлагает своего рода системный анализ основных функций всякой экономической организации. Наконец, в Хрестоматию включен материал из книги Ф.Ротлисбергера и У.Диксона, дающий адекватное представление о широко известном Хоторнском эксперименте.

Важной новацией Хрестоматии является подборка материалов известной Чикагской школы в социологии и ряд текстов, обстоятельно представляющих направление символического интеракционизма. Стоит заметить, что это направление американской социологии в известной степени противостояло классике структурно-функционального анализа. В социальном плане символический интеракционизм вырос на основе синтеза социологического и психологического знания, он был обращен к изучению ресурсов личностного поведения и личностной мотивации в условиях реально развертывающихся конфликтов в американском обществе. Представленные здесь тексты В. Томаса, Ф. Знанецкого, Д. Мида, М.Блумера, Э.Гоффмана достаточно красноречиво свидетельствуют об этом. Кризис общества характеризуется тем, что для большинства людей разрушается привычная парадигма взаимодействия личности и среды. И именно социология предлагает новый взгляд на эту проблему. Американское общество начала ХХ века оказывается во многом сходным с российским обществом, прошедшим через множество кризисных ситуаций. Потеря социальных ориентиров, разгул преступности, наплыв иммигрантов, поиск новых форм организации труда и необходимость формирования чувства социальной ответственности не только перед обществом в целом, но и перед своими близкими - перед семьей, перед родителями и детьми, перед кругом друзей.

В обществе возникает проблема консолидации вокруг некоей системы ценностей. Это - основание стабильности на макроуровне и одновременно залог личностного благосостояния. Собственно, это та проблема, над разрешением которой работает американская социология с начала ХХ века. И эта проблема интуитивно осознается прежде всего представителями так называемой Чикагской школы. В.Томас - один из основоположников этой школы, предложивший переход от рассмотрения общества как некоей абстракции к социальным проблемам, переживаемым личностью в качестве своих собственных проблем. Его интересуют такие сюжеты как судьба незамужней девушки, положение и страдания детей в Америке, судьбы огромного числа иммигрантов. На этой почве возникает его сотрудничество с польским социологом Ф.Знанецким.

Другой основоположник Чикагской школы Джордж Герберт Мид - автор изданной посмертно книги "Mind, Self and Society", в которой на первый план выдвигается идея социальной обусловленности индивидуального сознания. Но это обусловленность не пресловутыми условиями среды, а символическим содержанием самого сознания, совокупностью воспринимаемых символов, которые используются людьми в процессе их общения и совместной деятельности. Заслуга Мида состояла в том, что на первый план была выдвинута проблема личностного самосознания: восприятие собственного "Я" через "Другого" и открытие "внутреннего диалога" как самостоятельного источника мотивации. Мид показывает значение символического (культурного) пространства личности, в котором осуществляется взаимодействие людей. Всякая вещь и всякое действие - слово, поступок, жест - акт символической коммуникации, обращенный к "Другому". Но и "Другой", пользуясь тем же самым языком символов, сообщает "Мне", кто он - друг, враг, готовый придти на помощь или готовый подтолкнуть падающего.

Дальнейшее развитие эта мысль получит у Герберта Блумера и Эрвина Гоффмана - автора драматургической социологии. Они также представлены в Хрестоматии.

В рамках Чикагской школы разрабатывается и теория исследования зависимости индивидуального сознания и поведения от сознания группы общения. Из всего многообразия текстов по этой проблематике мы приводим здесь отрывки из работы Ф.Трашера, изучавшего группы делинквентных подростков в Чикаго, и статью Э. Хьюза, предпринявшего серьезную попытку разобраться в механизмах преступлений против человечности, совершенных нацистами во время второй мировой войны. Хьюз показал, что мотивы этих преступных действий лежат не только в области античеловеческой расистской идеологии, но и во внутригрупповых отношениях.

Рэндалл Коллинз представляет собою новое поколение теоретиков в социологии, ставящее перед собой задачу преодоления теоретической конфронтации сквозь призму социологии конфликта. Конфликт для него – неустранимый факт социальной реальности. Маркс и Вебер, Дюркгейм и Гоффман, с его точки зрения, раскрывают разные грани конфликтных отношений в обществе.

Один из распространенных недостатков переводных учебников и пособий по социологии (Э.Гидденс, Н.Смелзер, Д.Ритцер и др.) состоит в игнорировании самого факта существования российской социологической мысли. В настоящем издании этот недостаток преодолен. В Хрестоматии более 20 авторов из 70 являются российскими. В их отборе мы исходили не только из соображений национального престижа, но и из содержательной стороны дела, из значимости работ того или иного автора для понимания современной ситуации в целом.

В годы радикальных преобразований особая роль принадлежит "субъективному фактору", ибо каждый должен сам определиться в той совокупности новых ситуаций, которые предлагает жизнь. Поэтому для нас особенно важна позиция А.Н. Герцена, который еще в 1861 г. в первой публикации одной из глав "Былого и дум" обратил внимание на значение личностного выбора, на то обстоятельство, что будущее общества, в котором человек живет, зависит, прежде всего, от индивидуальных усилий тех, кто живет сейчас. Не нужды искать виновных в нынешнем состоянии, нет нужды возлагать надежды на судьбу, на власть или на высшие силы. Действовать нужно сейчас и здесь, и именно в этой действенности, в своем собственном выборе человек обретает смысл своего бытия.

А.И.Герцен и П.Л.Лавров - социальные мыслители, впервые осмыслившие целостность российского общества, равно как и его внутреннюю противоречивость, руководствуясь светским мировоззрением. В.О.Ключевский - выдающийся русский историк, работы которого пронизаны пониманием того, что изменения социальных отношений осуществляется в результате взаимодействия основных слоев соответствующего общества. М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин - первые профессиональные социологи России, получившие международное признание именно в этом качестве. К ним примыкает и С.А.Булгаков - один из немногих философов, уделивший внимание проблемам организации хозяйственной жизни.

В Хрестоматию включентексты группы российских авторов, которые представляют социологов-шестидесятников (Л.А.Гордон, Б.А.Грушин, Л.М.Дробижева, Т.И.Заславская, Э.В.Клопов, И.С.Кон, Ю.А.Левада, Н.Ф.Наумова, Г.В.Осипов, О.И.Шкаратан, В.Н.Шубкин, В.А.Ядов (к этой группе принадлежат и составители Хрестоматии); более молодое поколение представлено работами Н.Н.Козловой и М.С.Мацковского.Идеи этих авторов, взятые в совокупности, раскрывают сложнейшие трансформационные процессы, ныне совершающиеся в российском обществе. В центре их внимания - проблематика системного кризиса, обсуждение его причин и вариантов политики, содействующей выходу из кризисного состояния, стабилизации общества. Их работы демонстрируют многообразие теоретико-методологических позиций авторов, характерное для современной российской социологии. Надо также учитывать, что эти позиции выражают не только особенности научных подходов авторов, но и различия конкретных этапов эволюции духовной атмосферы российского общества, в которой создавались те или иные тексты. Одно дело – атмосфера накануне распада СССР, другое – в условиях нараставшего кризиса российского общества первой половины 90-х годов, а существенно иное – в контексте наметившейся стабилизации на рубеже столетий.

Замысел Хрестоматии и ее структура предложены Н.И.Лапиным. Он отобрал и сопроводил биографическими справками более 70 текстов, преимущественно уже публиковавшихся на русском языке. А.Г.Здравомыслов отобрал, отредактировал и сопроводил биографическими справками свыше 25 текстов, большинство из которых не переводились на русский язык; они составили около 40% объема Хрестоматии. Он же сопроводил их вступительными статьями. Перевод большей части этих текстов на русский язык выполнен В.Г.Кузьминовым. Отметим, что некоторые из этих текстов характеризуются самой высокой степенью сложности. Составители выражают глубокую благодарность Владиславу Геннадьевичу.

Мы благодарим за помощь в подготовке отдельных материалов преподавателей социологического факультета МГУ А.Б.Алиеву, Е.В.Масленникова, Т.В.Селезневу, а также социологов Л.А.Беляеву и В.Г.Николаева. Составители также благодарят научного сотрудника Института философии РАН И.Е.Ахваткину за научно-организационное обеспечение подготовки Хрестоматии.

Завершая свой труд, авторы выражают надежду на то, что представленные в Хрестоматии материалы будут использоваться новым поколением социологов как в преподавании, так и в исследовательской работе, направленной на изучение актуальных социальных проблем современного общества. Всем читателям мы будем благодарны за замечания и предложения.

Мы приносим свою благодарность Российскому гуманитарному научному фонду за поддержку, оказанную в подготовке Хрестоматии.

Профессор А.Г.Здравомыслов.

Член-корреспондент РАН,

профессор Н.И.Лапин.

М.: Наука, 1994. - 775с.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая хрестоматия по социологии религии предназначена прежде всего для студентов социологических факультетов, изучающих социологию религии, и студентов тех вузов, в которых изучается религиоведение. Она составлена в расчете на то, что будет служить подспорьем и дополнением к учебникам по социологии религии и религиоведению.

Во введении представлена социология религии как научная дисциплина, рассказано о ее предыстории, возникновении и развитии, охарактеризована ее основная проблематика и таким образом дано обоснование и объяснение построению хрестоматии, состоящей из шести разделов: “Религия в истории социальной мысли”, “Методологические основы социологии религии”, “Религия в социальной структуре общества”, “Религия и личность. Социально-психологический аспект религии”, “Религия и культура”, “Религия и социальная динамика”.

В отборе работ, представленных в хрестоматии, мы руководствовались двумя мотивами – включить классические тексты и работы наиболее авторитетных современных социологов. С сожалением приходится констатировать крайнюю скудость отечественной литературы по социологии религии. Ряд текстов впервые появляются в хрестоматии в переводе на русский язык. Помимо работ специалистов-социологов мы сочли полезным дать также фрагменты работ историков, философов, психологов, необходимых для понимания тех или иных проблем социологии религии. Таким образом, благодаря хрестоматии основная масса студентов практически впервые получит возможность работать с текстами, без знания которых невозможно сколько-нибудь серьезное изучение религиоведения, включая социологию религии.

Учитывая, что религия, ее роль в жизни общества сегодня по ряду причин вызывает большой интерес, издание хрестоматии может быть делом полезным для системы гуманитарного образования в целом. В.И. Гараджа

Формат: doc / zip

Размер: 8 70 Кб

/ Download файл

ОглавлениеЧасть I ВВЕДЕНИЕ РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗАРаздел первый. РЕЛИГИЯ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ1. БОГОВО И КЕСАРЕВО, ПОДЧИНЕНИЕ РЕЛИГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Гоббс 2. О СУЕВЕРИИ И ИССТУПЛЕНИИ. Д. Юм 3. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К УСТАНОВЛЕННОЙ В СТРАНЕ РЕЛИГИИ. Ш. Монтескье 4. МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП РЕЛИГИИ. Я. Кант 5. ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ. Г.В.Ф. Гегель 6. ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ ИСТОРИИ. О. Конт 7. РЕЛИГИОЗНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ. К. Маркс 8. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА: ЦЕРКОВЬ И МИР. С. Франк

Раздел второй МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ1. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Э. Дюркгейм 2. “ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧЕСТНОСТЬ” КАК ПРИНЦИП НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ. М. Вебер 3. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ДЮРКГЕЙМОВУ ТЕОРИЮ РЕЛИГИИ. Т. Парсонс 4. РЕЛИГИЯ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ФОРМИРУЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ. Р. Белла

Раздел третий. РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА1. БОЖЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЫ ДРЕВНЕГО МИРА. Н. Фюстелъ де Куланж 2. ИЕГОВА И ПРОРОКИ. В. Робертсон Смит 3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. Г. Зиммелъ 4. ЦЕРКОВЬ И СЕКТА. Э. Трёлъч 5. МОНАШЕСТВО В ВОСТОЧНОМ И ЗАПАДНОМ ОБЩЕСТВЕ. А. Гарнак 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИНСТИТУТОВ. Л. Леви-Брюль 7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРЕГРУППИРОВКИ. П. Сорокин 8. РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. М. Вебер

Раздел четвертый. РЕЛИГИЯ И ЛИЧНОСТЬ.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИИ1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ И ИНТЕРЕСЫ. М.Вебер 2. ПСИХИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. З. Фрейд 3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ И ТРАДИЦИЯ. П. Бергер 4. ТИПЫ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА. Э. Фромм 5. РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ. В. Франкл 6. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ, ЧАСТНЫЙ ИНДИВИД И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ. Д. Лукач 7. СМЕРТЬ И РЕИНТЕГРАЦИЯ ГРУППЫ. Б. Малиновский 8. ТАБУ. А. Рэдклифф-Браун 9. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИТУАЛ. Э. Дюркгейм 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ. М.Вебер

Часть II Раздел пятый. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА1. СВЯЩЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КАК СИМВОЛЫ. Э. Дюркгейм 2. КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ. 3. Фрейд 3. ТИПЫ МАГИИ. Дж. Фрэзер 4. МАГИЯ И РЕЛИГИЯ. В. Малиновский 5. ВОСТОЧНОЕ И ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Л. Гарнак 6. КОНТРОЛЬ НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ КАК ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ. К. Маннгейм 7. РЕЛИГИОЗНОЕ НЕПРИЯТИЕ МИРА. М. Вебер

Раздел шестой. РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА1. ПРОТЕСТАНТИЗМ И КАПИТАЛИЗМ. М. Вебер 2. СЕКТАНТСТВО И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. Н.М. Никольский Сектантство крепостной эпохи Сектантство пореформенной эпохи Кризис государственной церкви 3. РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. К. Маннгейм 4. ГОЛОД И ИДЕОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА. П. Сорокин 5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА. Р. Белла 6. РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ. Р. Белла 7. ОТ СВЯЩЕННОГО К СВЕТСКОМУ. Д. Белл 8. РЕЛИГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РОССИИ. С.Н. Булгаков

ПЕРСОНАЛИИ Приложение РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ΙSBN 978-5-7568-0740-0

Рубанова С. П. Хрестоматия по социологии: учебное пособие / С. П. Рубанова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008. – 139 с.

Для студентов заочного факультета специальности «Социальная работа».

Тема 1 Интеллектуальные истоки социологии1.1 Античная философия1.2 Учения утопистов1.3 Идеи создания государства и гражданского общества в мировой философииТема 2 Основоположники социологии2.1 Позитивизм Огюста Конта2.2 Социологические концепции Г. СпенсераТема 3 Западная социология3.1 Классическая социология 19-начала 20 вв3.2 Социальные концепции К. Маркса и Ф. Энгельса3.3 Неомарксизм и постмарксизм3.4 Психоаналитическое направление в социологии3.5 Современные макросоциологические теории3.6 Конфликтологическое направление в социологии3.7 Микросоциологические теорииТема 4 Русские социологи и выходцы из России4.1 Становление социологии в России, основные школы, направления и этапы развития4.2 Социология Питирима СорокинаТема 5 Гуманистический аспект социологииТемы контрольных работСписок литературы

Известно, что любой исторический анализ отвечает на пять основных вопросов: что было? где было? когда было? при каких обстоятельствах? почему? При ответах на эти вопросы по истории социологии необходимо дать представление, что думали ученые разных стран и эпох об обществе, о методах его изучения и почему они рассуждали именно так.Каковы же признаки и критерии, по которым мы относим знание к социологическому? 1. Онтологические (бытийные) критерии: это знание объекта науки, т. е. знание об обществе, социальных взаимодействиях, их разных проявлениях. 2. Эпистемологические (теоретико-познавательные) критерии. Не всякое знание об обществе следует считать социологическим. К ним относятся знания научные, а не обыденные. 3. Определенные процедуры доказательства, проверки и опровержения. И, конечно, разработка рекомендаций относительно путей воздействия на социальные процессы.

В истории социологии существует множество глобальных теоретических систем, научных школ и направлений. Их все невозможно включить в историю социологии. Для этого используется понятие «парадигма» – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт» и др. Парадигмальность направлений и школ проявляется в следующих терминах: эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория конфликта и т. д. Примеры парадигмальных имен в теории социологии: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Мертон и др.

Социология тесно связана с историей. Это проявляется в том, что старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими раз и навсегда. Ранее достигнутое знание социальной жизни не может исчезнуть совсем. Оно может надолго выпасть из сферы актуального научного знания, но наступает время, и наука вновь обращается к старым идеям на новом витке общественного развития (неомарксизм, неопозитивизм и др.). Именно история социологии даже «омолаживает» старые идеи, исследует различные формы научного знания: эволюционные, революционные, инновационные процессы и традиционные знания, изучает как внутринаучные, так и вненаучные факторы развития социологического знания.

Основополагающую роль в развитии науки играет личность ученого, поэтому значительное место в истории социологии занимает изучение комплекса факторов, связанных с личностью исследователя, включая его биографию, ценностные ориентации и т. д. Но главное в истории социологии – логика самого познавательного процесса. Английский философ Уайтхед утверждал, что наука, которая не может забыть своих основателей, погибла (т.е. перестала развиваться), но наука, забывая своих основателей, тоже обречена на гибель. История научного познания – это коллективная память науки об обществе. Поэтому представление о том, что такое социология, определяется тем, насколько осмыслена ее история.

В связи с небольшим объемом пособия мы ограничились вступительными статьями о некоторых социологах, их основными идеями, подкрепленными фрагментами из авторских произведений. К ним мы добавили вопросы для самоконтроля, цель которых – помочь разобраться в тех идеях и концепциях, которые социологи пытались донести до читателя.Кроме того, прилагаем список тем для контрольных работ по разделу «История социологии».

Список литературы

1. Аристотель. Антология мировой философии: [Текст] в 4-х т. Т. I, ч. I: Философия древности и средневековья / Аристотель. – М.: Мысль, 1969 – С. 407-475.2. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст] Н. А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 220 с.3. Бердяев, Н. А. Русская революция и мир коммунистический [Текст] Н. А. Бердяев // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1990. – №10. – С. 89-103.4. Вебер, М. Основные социологические понятия [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения; пер. М. М.Левиной. – М., 1990. – С. 136-149, 198-208, 602-625.5. Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст] / М. Вебер // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1994. – №5. – С.197-156.6. Вебер, М. О буржуазной демократии в России [Текст] / М. Вебер // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1992. – №3. – С. 130-139.7. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии [Текст] / М. Вебер // Западно-европейская социология XIX – начала XX вв. – М.,1996. – С. 491-506.8. Грицанов, А. А. Неомарксизм [Текст] / А. А. Грицанов // Социология: энциклопедия; сост. А. А.Грицанов и др. – Минск.: Книжн. Дом, 2003. – С. 625.9. Гоббс, Т. Антология мировой философии [Текст]: в 4-х т. Т. II: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / Т. Гоббс.– М.: Мысль, 1970 –– С. 307-349.10. Гофман Ирвинг. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / Ирвинг Гофман; под ред. М. С. Ковалева. – М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. – 304 с.11. Давыдов, Ю. Н. Веберовская социология капитализма [Текст] / Ю. Н. Давыдов // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1994. – №8/9. – С. 185-193. – №10. – С. 165-175.12. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1994. – №5. – С. 142-147.13. Дюркгейм, Э. Ценностные и реальные суждения [Текст] / Э. Дюркгейм // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1991. – №2. – С. 106-114.14. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1990. – С. 411-447.15. Ионин, Л. Г. Альфред Щюц и социология повседневности [Текст] / Л. Г. Ионин // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 180-195.16. Кант, И. Антология мировой философии [Текст]: в 4-х т. Т. III: Буржуазная философия конца XVIII в. – первых двух третей XIX в. / И. Кант.– М.: Мысль, 1971 –– С. 189-190.17. Конт, О. Дух позитивной философии [Текст] / О. Конт // Западно-европейская социология XIX века. – М.,1996. – С. 140-145.18. Кули, Ч. Социальная самность [Текст] / Ч. Кули // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 316-329.19. Козер, А. А. Функции социального конфликта [Текст] / А. А. Козер // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 542-556.20. Лавров, П. Л. Социальная революция и задачи нравственности [Текст] / П. Л. Лавров // Философия и социология: избр. произведения в 2-х томах. – М., 1965. – Т.2. – С. 412-423.21. Локк. Антология мировой философии [Текст]: в 4-х т. Т. II: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / Локк – М.: Мысль, 1970 – С. 412-442.22. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. ; изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1959. – Т.13. – С. 5-7.23. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. К. Мертон // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1992. – №2. – С. 118-124.24. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия [Текст] / Р. К. Мертон // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1992. – №3. – С. 104-114.25. Мертон, Р. К. Явные и латентные функции [Текст] / Р. К. Мертон // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 379-448.26. Мид, Дж. От жеста к символу [Текст] / Дж. Мид // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 215-224.27. Мид, Дж. Интренализованные другие и самость [Текст] / Дж. Мид // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 224-227.28. Москвин, С. А. Герберт Спенсер против тоталитаризма [Текст] / С. А. Москвин // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1992. – №2. – С. 125-129.29. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты их взаимоотношения [Текст] / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 454-526.30. Платон. Антология мировой философии [Текст]: в 4-х т. Т. I, ч. I: Философия древности и средневековья / Платон. – М.: Мысль, 1969 – С. 370-407.31. Райт, Э Классовая структура американского общества [Текст] / Э. Райт и др. // Социс: Социол. исслед. – 1984. – №1. – С. 151-163.32. Ритцер, Дж. Постмарксистская теория [Текст] / Дж. Ритцер // Современные социологические теории. – 5-изд-е. – СПб.: Питер, 2002. – С. 200-214.33. Руткевич, А. М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма [Текст] / А. М. Руткевич // Вопросы философии. – 1991. – №9. – С. 161-170.34. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.35. Сорокин, П. А. Моя философия – интегрализм [Текст] / П. А. Сорокин // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1992. – №10. – С. 134-139.36. Сорокин, П. А. Самоубийство как общественное явление [Текст] / П. А. Сорокин // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 2003. – №2. – С. 104-114.37. Сорокин, П. А. Таинственная энергия любви [Текст] / П. А. Сорокин // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1991. – №8. – С. 121-137; №9 – С. 144-159.38. Спенсер, Г. Грехи законодателей [Текст] / Г. Спенсер // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1992. – №2. – С. 129-136.39. Утопический социализм: хрестоматия [Текст]. – М.: Политиздат, 1982. – 512 с.40. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2005. – 188 с.41. Фрейд, З. Психология бессознательного: [Текст] сборник произведений / З. Фрейд; под ред. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1990.42. Фромм, Э. Анатомия человеческой диструктивности [Текст] / Э. Фромм // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1992. – №7. – С. 126-134.43. Фромм, Э. Некрофилы и Гитлер [Текст] / Э. Фромм // Вопросы философии. – 1991. – №9. – С. 69-160.44. Хоманс, Дж. Статус конторских служащих [Текст] / Дж. Хоманс // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1993. – №3. – С. 130-134.45. Хоманс, Дж. Возвращение к человеку [Текст] / Дж. Хоманс // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 46-61.46. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] / К. Хорни. – М.: Прогресс, 2000. – 480 с.47. Щюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках [Текст] / А. Щюц // Американская социологическая мысль; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 481-495.48. Щюц, А. Возвращающийся домой [Текст] / А. Щюц // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1995. – №2. – С. 136-142.49. Щюц, А. Структура повседневного мышления [Текст] / А. Щюц // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. – 1993. – №9. – С. 126-134.50. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Собр. соч. ; изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1959. – Т. 21. – С. 23-178.

Добавить комментарий