Пристрой
779 0

Экономические реформы Петра I – кратко. Экономические реформы петра первого

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови­не XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

Подобные документы

    Допетровская Россия. Внутренняя политика Петра I. Военные, административные реформы. Развитие экономики при Петре. Церковные преобразования. Вклад Петра I в развитие культуры. Реформы во всех областях государственной жизни страны.

    реферат, добавлен 28.05.2003

    Причины возникновения реформ в сфере налогообложения в период царствования Петра Первого в XVIII в. Реформы косвенных и прямых налогов, финансового аппарата. Оценка налоговой реформы, ее историческое, политическое и экономическое значение для России.

    курсовая работа, добавлен 25.03.2011

    Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра I. Военная реформа. Cоциальные и экономические реформы. Административная реформа. Реформа в области культуры и быта. Церковная реформа. Итоги реформ. Преобразования Петра Великого, его роль в судьбе России.

    реферат, добавлен 22.02.2005

    Предпосылки петровских реформ, судебная, военная и церковная реформы, построение новой системы управления, реформы в области культуры и быта, внешняя политика. Итоги и историческое значение реформ Петра, его деятельность, личность и роль в судьбе России.

    реферат, добавлен 07.05.2010

    Биография и особенности формирования личности Петра I. Предпосылки, этапы и исход Северной войны. Внешняя, экономическая и социальная политика, реформы армии и органов власти, преобразования в сфере культуры и быта в эпоху царствования Петра Великого.

    реферат, добавлен 23.11.2009

    Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I. Превращение России в абсолютную монархию. Реформы Петра I: социально-экономические, политические и военные, реформация церкви. Их значения в исторической судьбе России.

    контрольная работа, добавлен 21.09.2013

    Принцип законности как основа реформы управленческой мысли в России Петра I. Российское крестьянство в период реформ Петра I и при его преемниках в XVIII в. Преобразования структуры государственного управления в ходе развития реформаторской деятельности.

    реферат, добавлен 07.07.2014

    История государственной и журналистской деятельности Петра Великого. Характеристика петровской эпохи. Формирование личности императора. Основные государственные, дипломатические и культурные реформы и преобразования, их значение для развития России.

    курсовая работа, добавлен 28.01.2016

    Анализ деятельности полицейских канцелярий первой четверти XVIII века. Общая характеристика особенностей положений и источников полицейской реформы Петра I. Рассмотрение ключевых причин проведения военной реформы: внешнеполитические, экономические.

    реферат, добавлен 20.05.2014

    Реформы Петра Первого: административные преобразования, военные реформы, церковная реформа, судебная реформа. Итоги петровских преобразований. Выход к Балтийскому морю. Россия стала великой европейской державой. Власть монарха.

Пётр Великий - неоднозначная личность в мировой истории. Оценивая реформы Петра I кратко, одни историки считают его Великим Реформатором, сумевшим повернуть развитие России по другому курсу. Другие же - чуть ли не антихристом, который пошёл вспять против прежних порядков и церковных устоев, разрушив привычный уклад жизни русского народа.

Приход к власти и предпосылки

Пётр Алексеевич Романов (1672-1725) был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака. Был провозглашён царём совместно со сводным братом Иваном в 1682 году. Из-за малого возраста обоих фактически страной управляла их старшая сестра Софья.

В 1689 году Софью отстранили от престола. Власть полностью перешла в руки Петра. Хотя формально Иван продолжал считаться соправителем, он был слишком слаб и болен для участия в делах государства.

Государство было в трудном положении: Московское царство находилось в состоянии очередной войны с Османской империей. В поиске союзников, Пётр 1 отправился в путешествие по Европе с целью заключения политических союзов. Знакомясь с культурой и устройством европейских стран, он воочию увидел, насколько отстала Россия в развитии от западных держав. Пётр 1 понял, что пришло время перемен.Вернувшись на родину, он решительно стал «прорубать окно в Европу» .

Реформы Петра Первого приведены в таблице.

Внешняя политика и военная реформа Петра I

Молодой царь планировал вести довольно агрессивную внешнюю политику. Петр предполагал усилить влияние России на международной арене, расширить границы и получить доступ к незамерзающим морям - Азовскому, Чёрному и Каспийскому.Для достижения таких амбициозных целей необходимо было построить боеспособную армию .

Петр ещё с детства интересовался военным делом. Для юного царевича были созданы потешные (петровские) полки - специальные военные формирования для изучения тактики боя и приёмов владения оружием. Именно тогда у Петра выработались взгляды на то, как в будущем должна выглядеть русская армия. После прихода к власти эти взгляды легли в основу военной реформы Петра 1.

Военная реформа имела пять основных направлений:

Благодаря этим изменениям, русская армия смогла стать одной из сильнейших на то время. Особенно ярко это проявилось во время Северной войны, где войска Петра 1 разгромили образцовую шведскую армию.

Административно-территориальные изменения

Внутренняя политика Петра 1 была направлена на создание абсолютной монархии за счёт укрепления вертикали власти, основанной на местном самоуправлении, а также усиление полицейского надзора для предотвращения и быстрого подавления мятежей.

Административные реформы можно разделить на 2 категории:

  • центрального управления;
  • местного управления.

Причиной преобразования органов центрального управления стало желание Петра заменить старую бюрократическую машину и выстроить новую модель власти.

Результатом реформы стало создание:

  • Консилии министров (Сената) - органа власти для управления государством во время отсутствия царя. Сенаторов назначал лично Петр 1;
  • Синода - был создан вместо упразднённой должности патриарха для управления церковными делами. Церковь переходила в подчинение к государству;
  • Коллегий - органов государственного управления, которые делились чётко по ведомствам и замещали устаревшую систему приказов;
  • Тайной Канцелярии - организации, деятельность которой заключалась в преследовании противников политики царя.

Предпосылкой для проведения реформ местного управления стала война со Швецией и необходимость более эффективного государственного аппарата.

Согласно губернской (областной) реформе, страна делилась на губернии, дистрикты и провинции. Подобная структура позволяла более эффективно собирать налоги с податных сословий в каждой области. К губернии прикреплялась отдельная воинская часть, которую жители губернии должны были содержать, обеспечивать продовольствием и жильём. В случае войны рекруты из местных жителей вступали в эту же воинскую часть и могли быть мгновенно переброшены в места военных действий. Губернаторов назначал лично Пётр.

Городская реформа была довольно бессистемной и происходила в несколько этапов. Главной целью было собрать как можно больше налогов с населения.

В 1699 была создана Бурмистрская палата, которую в народе окрестили Ратушей. Главными функциями Ратуши было собрание подати и обеспечение постоя армии. Это был выборный орган, проведение выборов было возможным при уплате городом двойных налогов. Естественно, большая часть городов реформу не оценила.

После окончания Северной войны начался второй этап городской реформы. Города делились на разряды (в зависимости от количества дворов), а горожане - на категории (податные и неподатные).

Во время административных преобразований, Пётр предпринял также проведение судебной реформы. Целью реформы было разделить ветви власти, создать независимые от городской или губернской администрации суды. Верховным судьёй становился сам Пётр. Он проводил разбирательства самых важных государственных дел. Слушаниями по политическим делам занималась Тайная Канцелярия. Судебными функциями обладал также Сенат и Коллегии (за исключением Коллегии иностранных дел). В губерниях были созданы надворные и нижние суды.

Экономические преобразования

Социально-экономическое положение России было незавидным. В условиях агрессивной внешней политики, постоянном ведении войн, стране требовалось много ресурсов и денег. Реформаторский ум Петра упорно искал способы добычи новых финансовых источников.

Была проведена налоговая реформа. Главной её особенностью было введение подушной подати - осуществлялся сбор средств с каждого человека, ранее же налог взимался со двора. Это позволило наполнить бюджет, но усилило социальное напряжение, увеличилось количество крестьянских восстаний и бунтов.

Для развития отсталой русской промышленности Пётр 1 активно пользовался помощью иностранных специалистов, приглашал ко двору лучших европейских инженеров. Но рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому с ростом производства и открытием новых фабрик, вместо платы подушного, крепостной мог приписаться к заводу и обязаться отрабатывать там определённое количество времени.

Пётр поощрял построение фабрик, наделял коммерсантов широким рядом льгот. А также строились предприятия за государственные деньги, а позже передавались в частные руки. Если выбранный владелец фабрики не справлялся с производством и шёл в убыток, Пётр отбирал предприятие обратно в собственность государства, а нерадивого промышленника мог и казнить.

Но топорные русские изделия не могли достойно конкурировать с продвинутыми европейскими. Для поддержки отечественного производства Пётр начал пользоваться политикой протекционизма - были введены высокие пошлины на ввоз иностранных товаров.

Пётр активно способствовал торговле. Он понимал, что для этого необходимо развивать удобную транспортную систему. Были проложены новые водные каналы (Ивановский, Староладожский, Тверецкий), строились сухопутные пути сообщения.

При правлении Петра 1 была также проведена денежная реформа. Рубль начал равняться 100 копейкам, или 200 деньгам. Чеканились более облегчённые серебряные монеты. Для торговых необходимостей в обиход были введены медные круглые монетки. Для нужд государства было учреждено 5 монетных дворов.

Нововведения в сфере культуры

Пётр Первый стремился приобщить Россию к европейским культурным традициям. Устоявшиеся в эпохе XVIII века в русском обществе нормы внешнего вида и поведения он воспринимал крайне негативно, считал варварскими и устаревшими.

Свою преобразовательскую деятельность царь начал с создания Собора - увеселительного развратного мероприятия. Собор высмеивал обряды, проводимые в католической и православной церкви, пародировал их, сопровождая это лихословием и употреблением спиртного. Создан он был с целью уменьшения значения церкви и влияния духовенства на простой народ.

Во время путешествия по Европе Петр пристрастился к такой вредной привычке, как курение. В России же согласно указу 1634 года, употребление табака и его продажа были под запретом. Курящим, согласно этому указу, должны были отрезать нос. Естественно, царь стал более лоялен в этом вопросе, прежний запрет отменил, и как итог, вскоре на территории России начали создаваться собственные табачные плантации.

При Петре 1 государство стало жить по новому, юлианскому, календарю. Прежде отсчёт шёл от дня сотворения мира, а Новый год начинался 1 сентября. Указ был издан в декабре, поэтому с тех пор январь стал началом не только для нового летоисчисления, но и для года.

Затронули реформы Петра и внешний вид подданных. С юности высмеивал он мешковатую, длинную и неудобную придворную одежду. Поэтому новым указом для сословных дворян предписал носить одежду по типу европейской - в пример ставилась немецкая либо французская одежда. Людей, не следующих новой моде, могли просто посреди улицы схватить и «отрезать лишнее» - перекроить одежду на новый лад.

В немилости у Петра оказались и бороды. Сам он бороду не носил, и все разговоры о том, что это символ чести и достоинства русского человека, не воспринимал. Всем боярам, купцам и военным в законодательстве было предписано остричь бороды. Некоторым непослушным Петр рубил их лично. Духовенству и жителям деревень бороды было разрешено оставить, но при въезде в город бородачи должны были платить за неё налог.

Для высмеивания русских традиций и обычаев, а также для продвижения западной культуры был создан общественный театр. Вход был свободным, но успеха у публики театр не снискал и просуществовал недолго. Поэтому Петр издал новый указ о развлечениях для дворянства - Ассамблеях. Таким образом, царь хотел приобщить подданных к быту среднестатистического европейца.

Ходить на Ассамблеи должны были не только дворяне, но и их жёны. Предполагалось безудержное веселье - беседы, танцы, игра в карты и шахматы. Приветствовалось курение и распитие спиртных напитков. В среде дворянства Ассамблеи вызвали негатив и считались неприличными - из-за участия в них женщин, да и веселиться по принуждению не вызывало удовольствия.

Молодой царь ставил перед собой стратегические цели: свободный выход к морю для страны, развитие торговли. Осуществить их можно было только в результате победы на войне. А способность армии успешно вести бой уже в то время напрямую зависела от уровня государственной экономики, и в первую очередь от развития таких отраслей промышленности, как металлургия, текстильное и суконное дело.

Поэтому экономические реформы в самом начале 18 века были направлены на ускоренное строительство металлургических заводов. Почти все они специализировались на изготовлении ядер, пушек и другого оружия. К старым заводам добавлялись и добавлялись новые. И ценность их заключалась не в качестве металла, а в том, что они находились на небольшом расстоянии от проведения баталий. Огромное значение для экономики России, для развития монетного дела имело строительство заводов на Урале, особенно основание большого завода по добыче серебра. Параллельно в больших городах страны велось строительство верфей, на которых трудилось огромное число рабочих. Немало было построено заводов и частными лицами, без привлечения казенных денег. Экономические реформы Петра 1, связанные с созданием металлургического производства, позволили стране совершить ощутимый скачок в развитии всего за двадцать пять лет. В связи с увеличением численности царской армии, возросла необходимость и в развитии текстильной мануфактуры, занимающейся преимущественно изготовлением полотна для парусов, сукна для солдатской одежды.

Следующая экономическая реформа Петра 1 коснулась создания цехового ремесленного производства. Несмотря на то, что в данное явление к тому времени уже стало архаикой, Российскому государству оно позволило контролировать производимой каждым ремесленником. Отныне мастер должен был ставить на изделии свое клеймо. Кроме того, создание цехов способствовало распространению практики ученичества.

Экономические естественно, не могли не затронуть торговлю внутри страны. Она продолжала состоять из нескольких уровней. Низший из них был представлен уездными и сельскими торгами, на которые раз в семь дней съезжались крестьяне и мелкие купцы. А высший - оптовыми закупками, производимыми крупными купцами. Продолжала действовать сеть таможен внутри страны, размеры поступающих в них годовых сумм свидетельствовали об активном движении продукции. К еще большему развитию торговли привело строительство каналов, которые объединили водные пути нескольких рек.

Несомненную роль в улучшении экономики государства сыграли реформы Петра Великого относительно внешней торговли. На смену практически единственному архангельскому порту с большим оборотом пришли порты других городов: Петербурга, Астрахани, Риги, Нарвы, Выборга, Ревеля.

Экономические реформы Петра 1 наилучшим образом отразились на доходах государственной казны. Значительно возросло которыми только она имела право торговать. К рыбьему клею, поташу, икре, смольчугу и ревеню добавились пенька, деготь, воловья шерсть, соль, мел, юфть, табак, и другие товары. Купцы могли откупить у казны право продавать перечисленные товары, тогда они становились монополистами. Иногда такие монополии раздавал и сам царь.

Петр 1 старался действовать в интересах отечественных производителей, молодых предпринимателей. С этой целью он издавал указы, которые запрещали ввозить в страну какой-нибудь вид товара. Например, как только Рюмины построили игольный завод, Петр 1 издал указ о запрете на ввоз в Россию металлических иголок. Вершиной такой деятельности царя стало образование в 1724 году Таможенного тарифа, который запрещал ввоз в страну даже товаров высокого качества в том случае, если отечественное производство удовлетворяло внутренний спрос.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672–1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур. Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук.

Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Петр I хорошо понимал: налоги – это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог. Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Реформа городского обложения

Ещё предшественниками Петра I была проведена финансовая реформа 1679-1681 годов, по которому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной тому было желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своим имуществом.

Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями и целовальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений, вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. В дальнейшем, увидя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.

Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистерская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу. Она состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года. Учреждение Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе.

Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши. Все эти преобразования, однако, не создали нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Если раньше этим занимались воеводы и приказные люди, используя эти деньги в личных целях, то теперь ими стали земские бурмистры. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.

Усиление налогового гнёта

Петр I, ведя непрерывные войны и проводя многочисленные реформы, нуждался в деньгах. И не малых! Меры по усилению доходов начали проводиться ещё в конце XVII века. Пётр I старался изымать с населения как можно больше налогов, чтобы пополнить казну, поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Приведём примеры некоторых налогов, принятых в годы правления Петра I.

1. Был введен «Бородовой знак», который представлял из себя металлический жетон, выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне – «Деньги взяты», на другой – «Борода – лишняя тягота». Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 рублей, Первостатейные купцы – 100 рублей. Рядовые торговцы – 60 рублей. Горожане – 30 рублей. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из города.

2. Россия всегда «славилась своими дорогами». Однако, ещё Петром I в. 1705 году было принято решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе, а остальная Москва мостилась мелким камнем. На все государство была наложена особая повинность: с дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов брали один камень размером с аршин (71,12 см.), со второго – по два камня по пол-аршина, а с третьего – аршинный кубик мелкого камня размером не меньше гусиного яйца.

3. Переписывали домашние бани: с боярских бань брался налог 3 рубля, с дворянских – 1 рубль, с крестьянских – 15 копеек. Придумывали новые налоги при Петре I специальные люди – «прибыльщики». С 1704 года были введены новые налоги: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный и т.д. В Башкирии «прибыльщики» взимали налоги и за глаза (за карие – 2 алтына или 6 копеек, за серые – 8 денег или 4 копейки). В конце своего царствования Петр I задумался – не перебрал ли он с налогами. И от количества перешел к качеству. Много мелких сборов он отменил, но в замен «дабы государство не оскудело» ввел подушную подать. С помещичьих крестьян брали 80 копеек с души в год, с посадских людей – 40 копеек. Интересно, что новую подать брали и с младенцев, и со столетних стариков.

Появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. В общем было до 30 разных видов налогов.

Введение подушной подати и её результаты

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу. И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога – подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года. Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года. Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов. В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» – подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного – по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек. Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати – значит плати.

Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений. Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников. Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.



Введение……………………………………………..…………………………….3

Экономические реформы…………………………………………………………5

Состояние финансово-кредитной системы России в конце ХVII – начале

ХVIII веков………………………………………………………………………...8

Роль финансов в экономической политике Петра I …………….…………….10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………..………….…17

Введение

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях

государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят

корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени

послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было

формирование дворянско-чиновничьего аппарата.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости

усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,

централизации управления, построения стройной и гибкой системы

управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами

власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной

силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления

участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами

господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное,

руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и

обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности

государства. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме.

Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились

преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия

изменяется, становясь более централизованной, система государственного

управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции

и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной

армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре:

появились театр, первое высшее учебное заведение.

Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как

он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало

настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание

выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,

активное вмешательство в европейскую политику.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они

затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских

правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы -

все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии

реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего

промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие

хозяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущим

периодом.

Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из

дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических

культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства,

продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной

эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для

российской промышленности привели к широкому распространению таких

культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и

конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.

предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и

Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны

ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили

своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие

сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где

дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами

строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.

крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские

наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью

политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и

людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.

единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от

возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с

государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства

(примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн.

руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких

крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было

основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание.

Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской

промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения

очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Государственные казенные заводы использовали труд государственных

крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в

основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи,

рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары

широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а

также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью

обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в

самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России

впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:

металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,

кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались

Добавить комментарий