Эркер
910 0

Введение. Карнакский храм — древнеегипетская летопись в камне

Сегодня в обзоре выдающийся храм древнеегипетского зодчего Инени – храм Амона Ра в Карнаке. Заложил он его в XVI в. до н.э. на берегу реки Нил в столице Древнего Египта Фивы. В этот период отмечается расцвет города, намечается бурное строительство храмов и дворцов. Украшением для богатого и значимого города должен был стать храм верховного божества. О нем и пойдет речь далее. Фото, видео и карта в комплекте.

История и описание храма Амона в Карнаке

Типичный египетский храм того времени имеет прямоугольную форму с фасадом, обращенным к Нилу. Дорога к фасаду украшается сфинксами. Вход обычно имеет вид пилона, перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагается здание храма с местами для молений, библиотеками, колонными залами и т.д.

Таким же является и рассматриваемый нами храм Амона в Карнаке. А являясь храмом главного божества в столице, любой правитель старался преумножить красоту этого места, восхваляя Ра и свое божественное происхождение. В храме отражена и история Египта за годы его существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие об исторической славе египетского царства.

Главнй храм Амона

Таким образом, всего на строительство храма ушло примерно две тысячи лет. На его развитие даже повлияли римские императоры. А за годы своего существования храм разросся до огромного комплекса: храм бога Амона Ра в Карнаке, храм Птаха, Аменхотепа II , Маат и др.

Над храмом работали лучшие зодчие страны, которые постоянно улучшали вид храма. Храм, аллея сфинксов к Нилу, пилон, массивная стена – все в классических деталях египетских храмов.

Аллея сфинксов

За пилоном располагается колонный зал, еще один пилон, храмы Сети II и Рамсеса III , сфинксы, статуя Рамсеса II , здание храма, библиотека, молельни и т.д.

Статуя Рамзеса II

С приходом новой XIX династии возникла необходимость в возвеличивании и храмового комплекса. В этот период размеры приобретают грандиозные масштабы. Так, например, новопостроенный пилон имел длину 156 метров.

Одно из красивейших мест храма – колонный зал. В площадке 103 метра на 52 метра размещаются 134 колонны в 16 рядов. Центральные колонны достигают 23 метров в высоту, остальные по 13 метров. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями.

Колонный зал

Еще одной дополнением новой династии стало строительство храма богини Мут. Храм располагается южнее храма Амон-Ра, частично окружен озером. Храм выделяется строгим планом, центральной колоннадой, статуями богини Мут (женщина с львиной головой).

Также стоит отметить обелиск царицы Хатшепсут. Обелиск имеет высоту почти 30 метров и по праву признан самым большим в Египте.

План храма Амона в Карнаке

Интересующиеся могут изучить план храма Амона в Карнаке:

Интересным фактом является то, что храм бога Солнца не ориентирован по Солнцу. Но русские строители здесь не при чем, оказывается, что центральная ось ориентирована на восход Солнца в самый короткий день в году, который являлся значимым праздником в жизни египетских первообывателей. Также и Нил в районе Фив меняет курс на восход, как раз согласно этому и был выстроен храм. Но правда ли это или только догадки останется навечно в тайнах истории. А нам остается лишь любоваться архитектурным гением людей, живших задолго до нас.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сохранившиеся сооружения храмового комплекса Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части древней столицы Верхнего Египта города Фивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г. Местонахождение: г. Луксор в Египте. Язык: арабский. Денежная единица: египетский фунт. Река: Нил. Аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Длина храмового комплекса от входа до самой северной стены: 260 м. Размеры пилона: высота - 20 м, длина - 70 м. Длина центрального здания: 190 м. Общее количество колонн храма: 151. Дорога сфинксов: длина - 2,7 км, количество фигур сфинксов на ней в древности- 1350. Площадь Луксора: 416 км². Население Луксора: 505 588 чел. (2012 г.). Плотность населения Луксора: 1215,4 чел/км².

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм). Оба храма были посвящены богу Амону-Ра и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-Имн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. до н. э. или 1504-1482 гг. до н. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу III (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 гг. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе III (1388-1353/1351 гг. до н. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. до н. э.) и Рамзесе II, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. до н. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе III стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел прецессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнесхрам внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе III. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юго- восток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего Египта. С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.)| сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Франции Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг до н. э.), завоевавшем Египет в 332 г до н. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.

Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

  • Гипостильный зал.
  • Пилоны.
  • Портик.
  • Внутренний двор.
  • Колоссы Рамзеса II и другие статуи.
  • Обелиск.
  • Аллея сфинксов.
  • Зал (дом) рождения маммизи.
  • Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.
  • Артефакты из храма в Луксорском музее.

Маммизи - это в буквальном переводе с коптского «дом рождения». А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа III, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа III и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избран- ницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабныйжук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году былподарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок ибыл занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности"Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

Это типичный храм Египта - прямоугольной формой, чей фасад обращен к Нилу, а дорогу, ведущую к фасаду, украшают многочисленные сфинксы. Вход в Карнакский храм – это пилон, перед которым размещены монументальные обелиски и статуи фараона. Затем, вы видите изумительное храмовое сооружение, где есть места для вознесения молитв, несколько библиотек, колонные залы. Находясь внутри храме в Карнаке, можно лицезреть историю Древнего Египта, вырезанную в виде рисунков и иероглифических надписей на колоннах и стенах. Эти изображения рассказывают об славной истории великого царства.

Построил и украсил этот величественный храм знаменитый зодчий Древнего Египта – Иненни, но дальнейшее улучшение, расширение и развитие Карнакского храма, заняло две тысячи лет. Над ним, в свое время, смогли поработать самые выдающиеся архитекторы и мастера Египта, каждый новый фараон Египта, и даже римские императоры, внесли свою лепту в его усовершенствование. За годы существования, храм в Карнаке стал огромным комплексом, включающим: Храм бога Амона-Ра, Храм Птаха, Храм Аменхотепа II, Храм Маат и так далее. Каждый следующий фараон, приходящий к власти, старался переделать храм под свои вкусы, придавал ему больше шика. Когда на трон взошла новая девятнадцатая династия, появилась необходимость увеличения храмового комплекса Карнака. Именно тогда он обрел грандиозные масштабы, лишь новый пилон был по длине сто пятьдесят шесть метров.

Карнакский храм состоит из тридцати трех храмов, залов, а его общая площадь занимает больше двух квадратных километров. Храм Амона-Ра в Карнаке –самая интересная часть архитектурного комплекса. Это огромное здание начали строить при фараоне Аменхотепе Третьем, а затем строительство продолжили следующие приемники трона Египта: Сети I и Рамзес II. Особенно удивляет посетителей гипостильный зал, имеющий пятьдесят два метра в длину, сто три метра в ширину, тут сто сорок четыре колонны, по двадцать три метра в высоту, и по десять метров в окружности, расположенные в шестнадцать рядов, по всей поверхности, расписанные яркими барельефами. Главный зал с колоннадами, по размерам равняется Собору Святого Петра в Ватикане или Собору Святого Павла в Лондоне.

Еще одним великим детищем новой династии фараонов и частью комплекса храмового комплекса Карнака, стал Храм богини Мут, расположившийся южнее Храма Амон-Ра. Это строение с трех сторон окружено водами озера Ишру. В Древнем Египте, в водах этого озера производились омовения статуй богов жрецами, а в небольшом помещении рядом, жили священные птицы бога Амона - гуси. Храм является довольно строгим сооружением, с величественной главной колоннадой и статуями египетской богини Мут – женщины, с головой льва. Но на сегодняшний день, Храм богини неба Мут сильно разрушен и сохранился частично, в виде развалин и руин.

На берегу священного озера Ишру расположен еще один важный египетский символ - большой жук-скарабей, находящийся на постаменте, экскурсоводы рассказывают, что есть поверье, согласно которого, обошедший этот постамент с жуком несколько раз и загадавший желание, получит не только его исполнение, но и обретет удачу на всю оставшуюся жизнь. А вот древние египтяне говорили, что колонна является древними часами, отмеряющими время этого мира. Ежегодно колонна на несколько миллиметров погружается вглубь земли, по легенде, когда жук-скарабей исчезнет из виду, на планету Земля придет конец света.

Храм бога Хонсу в Карнаке – место, куда египтяне приходят молиться о чудесах исцеления. Он, в отличии от храма его матери Мут, очень хорошо сохранился, но так как находится в самой дальней части, редко посещаем рядовыми туристами, а зря, потому что тут совершенно потрясающие интерьеры и изумительные росписи. Про статую Хонса – покровителя медицины ходят легенды: рассказывают, что если искренне обратиться к древнему божеству с молитвами о здоровье, то оно обязательно поможет. И многие местные жители верят в это и в нашем двадцать первом веке.

Самым святым местом Карнакского храма, является довольно небольшой камень черного цвета, раньше являвшийся алтарем, на котором лежал «Камень Ипет Соут» - «Матерь Вселенной», это некое подобие «философского камня», доставленного в Древний Египет из Атлантиды, согласно старинной легенды. А в священных египетских папирусах, о «Камне Ипет Соут» говорится, что это «сокровище мира» досталось фараонам от самых богов. Но затем камень был вывезен с территории храма в Карнаке в Гималаи, точнее в Шамбалу, которая сокрыта от взора простых смертных в Тибетских горах.

Интересной достопримечательностью Карнакского храма является обелиск царицы Египта – Хатшепсут, высотой в тридцать метров, признанный самым большим в стране. На поверхности обелиска высечена история ее коронации. В давние годы, вершины древних памятных обелисков покрывало золото и серебро.

Храмы Карнака и Луксора объединяет протяженная «Аллея сфинксов», они вырублены из цельных каменных глыб, и увенчаны бараньими головами. Данная аллея зовется – «Тропа богов», потому что по ней, в дни религиозных праздников Древнего Египта, священная золотая барка, несущая статую бога Амона-Ра, двигалась из одного святилища в другое.

Сегодня Карнакский храм Египта – считается крупнейшим религиозным комплексом в мире, и является основным государственным святилищем Древнего Египта. Этот исторический памятник туристы посещают также часто, как и знаменитые Пирамиды Гизы, ведь храмовый ансамбль Карнака может многое рассказать о древней, и невероятно интересной, египетской истории и культуре.

В храм Карнака можно приехать с групповой экскурсией, но тогда вы будете привязаны к своей туристической группе и ограничены по свободному времени, поэтому лучше сделать это самостоятельно. Нужно сесть на автобус в Хургаде, Макади-Бэй, Сафаге, Эль-Гуне, Эль-Кусейре и проехать около пяти часов, а еще один вариант - заказать речной круиз по реке Нил, с остановкой в Карнакском храме. Если решите приехать сюда самостоятельно, то постарайтесь быть на месте, в семь часов утра, потому что с девяти часов власть тут захватывают многочисленные групповые туристы, и тотчас забываешь о спокойствии, тишине и возможности что-либо сфотографировать без лишних людей в кадре и без очереди за удачным ракурсом.

Карнакский храм, расположенный близ Луксора, – это самый крупный и самый древний храмовый комплекс на планете. Он растянулся более чем на 200 га, а его площадь – 105 км на 0,8 км. Одна только площадь Священного зала бога Амона Ра составляет около 61 акра, что в несколько раз больше площади любого из европейских соборов.

Карнак – это целых храмовый город, возраст которого исчисляется тысячелетиями. Пилоны, святилища, храмы, статуи и обелиски возводились правителями Страны пирамид на протяжении двух тысяч лет. В сети Интернет можно найти фото Карнакского храма, сделанное с высоты птичьего полета – размеры комплекса поистине огромны.

В течение многих веков храм Амона Ра в Карнаке был главным святилищем Древнего Египта. Был он также и резиденцией правителей, и сокровищницей, и административным центром, и сердцем Фив – тогдашней столицы Египта. На сегодняшний день это место занесено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Помещения Карнакского храма

Карнакский храм в Луксоре включает в себя несколько строений, окруженных со всех сторон 20-метровой стеной. Это Храмы Великого Амон Ра, Птаха, Хонсу, Ипт, Монто, Осириса и разрушенный храм Аменхотепа IV. Второе название Карнакского комплекса – Дом Амона, так как изначально он был возведен в честь культа верховного древнеегипетского божества – бога Солнца Ра. Введение культа этого мифологического персонажа в культуру и историю Древнего Египта началось во времена правления 12-й династии фараонов, когда столицей государства стал город Фивы. Первоначально Амон Ра изображался в виде гуся, затем барана, а на пике поклонения – в виде человека с перьями на голове. Сегодня фото изображений этого божества легко найти в интернет-источниках.

Египтяне дали Карнакскому храму название «Эль-Карнак», что в переводе означает «укрепленная деревня». При завоевании Египта на входе в комплекс обнаружили множество строений, которые не затронуло время. При входе в Карнакский храм расположена Аллея Сфинксов, которые охраняли культовое сооружение. Аллея с 20 животными, имеющими тело льва и голову барана, была построена во время царствования фараона Нектанеба из 30 династии.

Карнакский храм возведен таким образом, что самые древние помещения расположены в центре, а по мере удаления от него встречаются постройки все более поздних эпох. Это объясняется тем, что каждая новая секция храма пристраивалась все более поздним правителем Египта.

Первый зал Карнакского комплекса занимает площадь 100 на 80 м, его строительство завершилось в эпоху правления 22 династии фараонов. Всем туристам, вошедшим в зал, предлагают обратить внимание на величественные колонны, украшенные бутонами папируса – символом царской власти.

Слева расположены 3 часовни, возведенные фараоном Сети II в честь завоевания города Фивы. Справа – храм Рамзеса III. Он состоит из небольших помещений и гипостильного зала, по которому можно выйти к святилищу Карнакского храма. К сожалению, эти помещения не пощадило время – сейчас они сильно повреждены.

Гипостильный зал Карнакского храма ведет в еще одно помещение комплекса, выстроенное Аменхотепом III. Отсюда же открывается вид в зал Тутмоса I, где расположены два обелиска, из которых уцелел лишь один. Обелиски и колоннада зала Тутмоса I были возведены несколько позже – после того, как на престол взошла единственная женщина-фараон Египта Хатшепсут. Из двух колоннад этого зала хорошо сохранилась лишь одна – она выполнена из красного гранита, ее величина – 29 с половиной метров в высоту, 322 тонны в весе.

После смерти царицы Хатшепсут фараон Тутмос III возвел вокруг двух обелисков высокую стену, видимо, для того, чтобы скрыть и сохранить их. Им же был построен пятый пилон Карнакского храма. В нем находится гранитное святилище, посвященное лодке Амон Ра. За святилищем – широкий внутренний двор.

Слева от шестого зала Карнакского комплекса находится двор седьмого пилона. Здесь расположены статуи Рамзеса II и Тутмоса III. Следующий – восьмой – пилон был возведен царицей Хатшепсут, а украшен уже Тутмосом III, а затем восстановлен Сети I.

Между 9 и 10 пилонами взору туристов открываются остатки святилища Хет-Себ, которое был возведено Аменхотепом II и украшено Сети I. Девятый пилон на сегодняшний день сильно поврежден. Он относился к храму бога Атона (так называли Амон Ра при фараоне Эхнатоне) и был разрушен более поздними правителями, которые пытались стереть из истории Египта все упоминания о фараоне-еретике, построившем его. Карнакский храм завершается десятым пилоном, построенным во времена правления фараона Хоремхеба. В него входят ворота Птолемея II, расположенные в лицевой части храма Мут.

Священное Карнакское озеро

Покидая Храм Амона в Карнаке, не забудьте посетить Священное озеро, восходящее ко временам Тутмоса III, и обязательно сделайте его фото. Священные озера были во многих египетских храмах, но озеро в Карнаке – крупнейшее из них. Оно использовалось для проведения праздников – по нему божества должны были плыть на своей золотой барже.

Изначально подача воды в озеро Карнак осуществлялась из Нила, но на данный момент оно подпитывается исключительно из грунтовых вод. Его размер – 80 на 40 метров. Рядом с озером расположен Священный Скарабей, крупнейший в Египте со времен царствования Аменхотепа III. Для египтян это насекомое было олицетворения Солнца. Есть легенда, что если обойти вокруг жука 7 раз и загадать желание, то оно обязательно сбудется. По крайней мере, египтяне свято в это верят.

Добавить комментарий