Эркер
618 0

Страницы истории. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность

Федеральное агентство по образованию РФ

Шадринский государственный педагогический институт

Контрольная работа

Тема: «Социальная стратификация и мобильность»

Выполнила:

Студентка гр. 636

Бауман О. И.

Проверила:

Интратова Е. В.

Шадринск 2009

Введение

1. Сущность социальных стратификаций

2. Исторические типы стратификации.

3. Социальная мобильность, её формы и факторы.

Список литературы

Введение

Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст­вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не­значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю­дей по доходам, уровню образования, власти.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этническиеи иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло­жение людей по отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура - это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Термин «стратификация» был заимствован из геологии, где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила социаль­ные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой») . Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа.

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

1.Сущность социальных стратификаций.

Социальная стратификация - описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст­вию привилегий.В первобытном обществе неравенство было не­значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю­дей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, за­тем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из од­ного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) опре­деляет то, каким является общество - закрытым илиоткрытым.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила социаль­ные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лест­ница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые – верхнюю.

Богатые занимают самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, по­литические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели ис­кусств составляют элиту общества. К среднему классу в современ­ном обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квали­фицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низ­шим слоям - неквалифицированных рабочих, безработных, ни­щих. Рабочий класс, согласно современным представлениям, со­ставляет самостоятельную группу, которая занимает промежу­точное положение между средним и низшим классами.

Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень об­разования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем обра­зования. Таким образом, к доходу как главному критерию стра­тификации добавляются престиж профессии (занятия), объем вла­сти и уровень образования.

Доход - количество денежных поступлений индивида или се­мьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом назы­вают сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще все­го тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижи­мым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обла­дают богатством. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначи­тельно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не тру­диться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Сутьвласти - в способности навязывать свою волю вопреки же­ланию других людей. В сложном обществе власть институциализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привиле­гиями и широким доступом к социальным благам, позволяет при­нимать жизненно важные для общества решения, в том числе зако­ны, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах лю­ди, обладающие тем или иным видом власти - политической, эко­номической или религиозной, - составляют институциализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику го­сударства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Престиж - уважение, которым в общественном мнении поль­зуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профес­сия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее долж­ности кассира. Все профессии, занятия и должности, сущест­вующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Мы определяем профес­сиональный престиж интуитивно, приблизительно. Но в некото­рых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мне­ние, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое ис­следование американские социологи провели в 1947 г. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.

Доход, власть, престиж и образование определяютсовокуп­ный социально- экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщен­ным показателем стратификации. Раньше отмечали его клю­чевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписы­ваемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким систе­мам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус ха­рактеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации

2. Исторические типы стратификации.

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого обще­ства. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (пер­вобытном) обществе. С появлением раннего государства - вос­точной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смяг­чается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а при­шедший на смену сословному классовый строй стал еще более ли­беральным.

Рабство

Рабство - исторически первая система социальной стратифика­ции. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и край­ней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются.

Обычно указывают на три причины рабства:

1. долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

2. нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

Всегда существовало неравенство в обществе. Так социологи называют социальной стратификацией неравенства между разными группами людей всего общества. Социальная стратификация является основной темой социологии. Социальная стратификация представляет собой деление всего общества на отдельные социальные слои или как их еще называют страты в иерархическом ранге. Деление происходит путем объединения разных социальных позиций, которые имеют одинаковый статус. В социальной стратификации между социальными позициями или людьми устанавливается социальная дистанция и вместе с тем фиксируется доступ членов общества к ресурсам, которые являются дефицитными - это осуществляется с помощью установки на границах социальных фильтров. Например, выделить социальные слои, возможно, по уровням дохода, по критериям труда, власти, проведению свободного времени, образованию, отдыху и так далее. Социальные слои, которые выделяются, могут оцениваться по критерию престижа, который выражает привлекательность различных позиций. Но какой бы вариант не был выбран социальная стратификация, является результатом правящих элит (политики), которые заинтересованы в том, чтобы донести и навязать людям общества свои личные социальные представления о том, что доступ к ресурсам не равный для членов общества. Одной из самых простых и распространенных моделей социальной стратификации выступает дихотомическая стратификация, которая делит все общество на массы и элиты. Много лет назад деление общества на каналы осуществлялось вместе с проведением внутри и между социальных неравенств. Так появляются в обществе люди, которые посвящены для социальной практики - это вожди, жрецы, старейшины, президенты и так далее. А также непосвященные - это все оставшиеся члены общества, внутри которых общество может и в дальнейшем подвергаться стратификации. С усложнением структуры общества возникает социальная иерархия и встраивание социальных позиций. Таким образом, в мире появляются различные сословия, касты, классы и так далее. Если рассматривать социальную стратификацию в современном мире, то можно сказать, что общества, которые принадлежат к этому типу, сейчас называют массовыми или индустриальными. Сейчас все больше в городах разрушаются старые и закоренелые традиции нации, уступая свое место непостоянной культуре, которая постоянно изменяет свои позиции.

В современном мире огромная численность масс, которая сразу же бросается в глаза, если ее сопоставлять с социумами стратификационного типа. Сейчас численность населения в Европе колеблется от 4 до 50 миллионов людей. И поэтому каждый индивид может своим голосом повлиять на политическую жизнь и на будущее свой страны. Индустриальное общество стратифицировано больше, чем кастовое, а формы социальной стратификации многочисленны и разнообразны.

Экономическим расслоение называют ситуацию, когда в обществе есть имущие и неимущие люди. Ничто - ни вывески не этикетки не способны скрыть факты реальности экономического неравенства, которое выражается существованием богатых и бедных слоев населения.

Страты в отличие от архаичных в современном обществе не отделяются между собой перегородками, а, наоборот, в жизни современного общества очень важную роль играет социальная мобильность, т. е., человек преуспевающий может быстро подняться на этаж социальной иерархии, а неудачник наоборот упадет на самое дно. Сорокин говорил, что социальная мобильность существует в любом стратифицированном обществе и она также точно необходима, как кровеносные сосуды для человеческого организма. Изучая колебания стратификации разных обществ, Сорокин пришел к выводу, что людям очень тяжело ждать закономерного развития общества от одних форм к другим, хотя он в тот же момент и опровергает свои слова, говоря, что сейчас наблюдается во всем мире переход от деспотического к демократическому устройству общества. Для стратификации современных обществ самой общей основой выступает профессиональная дифференциация, которая основывается на социально - экономическом статусе с выделением профессий и богатства. Профессия градуируется по многим показателям, так в США рабочий получая за свою работу оплату, не является детерминантной престижа.

Кроме политической, профессиональной и экономической в нашем современном мире существует и половая социальная стратификация, поскольку не существует, и никогда не существовало такого общества, в котором мужская половина общества не имела большего богатства и влияния, чем женская половина общества.

Изучение социальной стратификации является одной из самых важных областей социальной астрологии. Благодаря Оксфордскому словарю различают три задачи таких исследований.

Первая заключается в том, чтобы установить статусные и классовые системы на уровне общества. Вторая заключается в изучении статусных и классовых структур, которые непосредственно определяют и влияют на формирования статусов и классов. И третья заключается в социальной замкнутости (неравенство сословий, доходов и возможностей) и изучении стратегии, которые одни группы поддерживают, а другие ищут пути получения доступа к ним.

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии -- социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном -- множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие -- социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство -- это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию -- совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых.

Стратификация -- это определенным образом «ориентированный» состав населения. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

Социальное неравенство -- это неодинаковые возможности людей удовлетворять свои потребности и достигать намеченных целей.

Питирим Сорокин выделил три вида социального неравенства:

1. Экономические (дифференцирующий фактор -- богатство)

2. Политическое (дифференцирующий фактор -- власть)

3. Профессиональное (дифференцирующий фактор -- престиж профессии)

Как правило, все три вида тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.

По Сорокину, "Социальная стратификация -- это дифференциация некой данной совокупности людей на классы, страты в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основы и сущность в неравномерном распределении прав и ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества".

Толкотт Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков определяющих неравное положение людей в обществе:

1. Характеристики, которыми обладают от рождения (половозрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные особенности, этническая принадлежность).

2. Признаки, связанные с исполнением ролей (статусные позиции и различные виды профессионально-трудовой деятельности).

3. Элементы обладания (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии).

Большинство социологических школ считает социальное неравенство неизбежно присущим любому обществу.

Впервые тезис о неизбежности социального неравенства озвучил Питирим Сорокин. Он объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами:

· Внутренние биопсихические различия людей (здоровый/больной, умный/глупый)

· Окружающая среда, объективно ставящая индивидов в неравные положения. Для доиндустриального общества значительную дифференцирующую роль играла природная среда, для индустриального и постиндустриального такую роль играет среда социальная.

· Совместная коллективная жизнь индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что вызывает расслоение общества на управляемых и управляющих.

Марксистская школа социологии считает, что основным видом неравенства является классовое неравенство, все остальное иерархическое расслоение общества является производной от него. Поэтому, с ликвидацией классового общества, на этапе коммунистической формации, неравенство исчезает.

В середине XX века, американские социологии К. Дэвис и У. Мур разработали теорию, согласно которой, социальное неравенство является не только неизбежным, но и необходимым состоянием общества, так как:

· Некоторые позиции в обществе функционально более значимы, чем другие.

· Только небольшое количество людей в любом обществе обладает особенностями, дающими возможность выполнять эти важные и сложные функции.

· Чтобы побудить этих людей овладевать необходимыми знаниями и навыками, и побудить их брать на себя эти сложные функции, общество открывает доступ к необходимым и дифференцируемым благам.

· Этот неравный доступ приводит к тому, что разные позиции пользуются неодинаковым престижем и уважением.

· Престиж и уважение вместе с правами и преимуществами создают неравенство, то есть стратификацию.

Поскольку, социальное неравенство является неизбежным и необходимым, оно проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития. Исторически меняются только формы и степень социального неравенства.

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы.

Подсоциальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом -наименьшим (бедные)количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги.

Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обуславливает развитие и динамику социальной группы.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями:

* субъективный показатель -- ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

* объективные показатели -- доход, власть, образование, престиж.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж -- необходимые условия для того, чтобы вас могли отнести к высшей страте общества.

Социальная стратификация - это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Термин«стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.

Стратификация общества происходит с применением следующих критериев: дохода, власти, образования и престижа.

Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся достижением гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх.

Цель: раскрыть сущность и природу социального неравенства, рассмотреть исторические типы и причины стратификацию, дать представление о динамике стратификационных процессах в Казахстане.

1. Социальное неравенство: понятие, теории.

2. Стратификация: типология.

3. Социальная мобильность.

Основные понятия.

Понятие социальной структуры общества. Методология изучения: теории П. Сорокина, М. Вебера. Теории социальной стратификация. Типы и критерии стратификации. Теория среднего класса. Социальные группы. Социально-демографическая, поселенческая структуры. Классы и страты в Казахстане. Социология предпринимательства. Тенденции развития социальной структуры Казахстана. Рынок и формирование классовой стратификации. Проблемы формирования среднего класса в Казахстане. Бедность. Уровень жизни.

1.Социальное неравенство: понятие, теории.

Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Даже в самых примитивных культурах, где имущественные различия между людьми почти отсутствуют, существует неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек может иметь высокий статус потому, что он, например, храбро ведет себя на охоте, или потому, что он (или она) обладает, по мнению других членов племени, способностью общаться с духами предков. Описывая социальное неравенство, социологи говорят осоциальной стратификации. Стратификация может быть определена как структурированные различия между группами людей. Для большей наглядности стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов. Общества также состоят из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу.

Источник формирования стратификации – общественное перераспределение результатов труда, социальных благ.Стратификация – этоиерархически организованная структура социального неравенства .

Теория Карла Маркса

Маркс родился в Германии, но большую часть жизни провел в Великобритании. Его идеи всегда были противоречивыми, но их значение признано во всем мире. Многие авторы (в том числе и Макс Вебер), отвергая политические взгляды Маркса, во многом отталкивались от его идей.

Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал. Рукопись, над которой работал Маркс вплоть до своей смерти (позднее опубликованная в виде одной из частей его главного труда “Капитал”), обрывается на вопросе: “Что составляет класс?” Таким образом, марксистское понимание класса должно быть реконструировано из всего его наследия в целом. Поскольку его многочисленные обращения к теме классов не всегда согласуются между собой, ученые постоянно дискутируют относительно того, что же Маркс в действительности имел в виду. Тем не менее, основные положения его концепции достаточно ясны.

Интересы представителей малого бизнеса и владельцев или управляющих крупных корпораций также существенно различаются. Для Маркса класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении ксредствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. До возникновения современной промышленности основными средствами производства были земля и орудия, использовавшиеся в земледелии и скотоводстве. Основными классами доиндустриальных обществ были владельцы земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы), и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы). В современных индустриальных обществах более важное значение приобретают фабрики, офисы, промышленное оборудование, а также капитал, необходимый для их приобретения. Два основных класса сейчас - это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники иликапиталисты, и те, кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд -рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, “пролетариат”.

По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. В феодальных обществах эксплуатация нередко носила форму прямого производства продуктов крестьянами для аристократов. Крепостные были обязаны отдавать часть урожая своим повелителям или ежемесячно отрабатывать определенное число дней на господском поле, чтобы обеспечить господ и их окружение. В современном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы. В течение рабочего дня, считает Маркс, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Этаприбавочная стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут обратить на собственные нужды. Например, группа рабочих швейной фабрики может сшить сто костюмов в день. Продажа половины из них дает предпринимателю средства, достаточные для выплаты жалованья рабочим. Доход от продажи остальной одежды изымается в виде прибыли.

Маркс был потрясен неравенством, порождаемым капиталистической системой. Хотя в прежние времена аристократы также жили в роскоши, а крестьяне - в бедности, земледельческие общества в целом были небогатыми. Даже если бы не было аристократии, уровень жизни оставался бы невысоким. При современной индустрии материальные блага стали производиться в масштабах, которые раньше невозможно было себе представить. Однако рабочие почти не имеют доступа к плодам своего труда. Они по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собственников растет. Более того, с появлением современных заводов и механизацией производства работа нередко приобретает однообразный рутинный характер, исключительно гнетуще действующий на рабочего. Труд. служащий источником богатства, часто изнуряет рабочего физически и отупляет его - и в этом отношении он ничем не лучше ручного труда на прежних фабриках, когда изо дня в день в одном и том же помещении надо было снова и снова проделывать одни и те же операции.

Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: классе собственников на средства производства и классе тех, кто не имеет собственности. Однако он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. По мнению Маркса, помимо двух основных классов существуют так называемыепереходные классы. Это классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались. Например, в некоторых современных западных обществах (таких, как Франция, Испания или Италия на протяжении большей части нынешнего века) значительную часть населения составляет крестьянство, труд которого почти не изменился с феодальных времен.

Большое внимание Маркс уделяет расслоению внутри классов. Вот некоторые из примеров такого расслоения:

1. В среде высшего класса нередко возникает конфликт между финансовым капиталом (банкирами) и промышленниками

2. в интересах большого бизнеса, не всегда выгодна малому.

3. Внутри рабочего класса имеются люди, долгое время остающиеся безработными, и условия их жизни значительно хуже, чем у большинства остальных рабочих. Как правило, эти группы состоят в основном из представителей этнических меньшинств.

Марксистская концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам

Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия. Во-первых, Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем смог заметить Маркс. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. К числу таких определяющих факторов в первую очередь относятся мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного человека выполнять ту или иную работу. Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, также работают по найму, но зарабатывают больше, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Квалификационные удостоверения, ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Аналогичным образом и среди рабочих опытные и хорошо подготовленные зарабатывают больше, чем низкоквалифицированные или неквалифицированные рабочие.

Во-вторых, Вебер выделяет помимо класса еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому - партия. ФактическиВебер адаптировал понятие статусной группы, почерпнутое им из анализа средневековых сословий (в немецком оба понятия обозначаются одним словом - Stand).

М. Вебер выделил три признака неравенства – богатство, власть, престиж. Богатство – совокупность доходов и потенциально ликвидных ценностей. Власть – возможность достигать цели, вопреки сопротивлению других. Престиж – степень уважения статуса в общественном мнении. Дал определение понятию «класс» - «совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих жизненными схожими шансами».

Понятиестатуса связано с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Отличительные черты конкретного статуса могут меняться независимо от классового деления; при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным. К позитивно привилегированным статусным группам относятся люди, обладающие высокимпрестижем в рамках данной социальной системы. Например, в английском обществе высокий престиж имеют врачи и юристы. Негативно привилегированными статусными группами являютсягруппы парий. Именно они становятся жертвами дискриминации, закрывающей для них возможности, доступные другим группам. В средневековой Европе такими париями были евреи, которым запрещалось заниматься определенными видами деятельности и, в частности, занимать государственные должности.

Обладание богатством обычно связано с высоким статусом, но существует и множество исключений, о чем свидетельствует, например, существующий термин “благородная бедность”. В Великобритании люди из аристократических семей продолжают пользоваться почетом и уважением, даже потеряв все свое состояние. Наоборот, к “новым богачам” представители традиционного высшего класса часто относятся с пренебрежением.

Если классовая принадлежность - характеристика объективная, то статус, напротив, зависит от субъективных оценок людьми социальных различий. Классы связаны с экономическими факторами - собственностью и доходами, статус определяется различными стилями жизни соответствующих групп.

В современных обществах, указывает Вебер, важным инструментом власти становятся партии, которые оказывают влияние на стратификацию, независимо от класса и статуса. “Партия” определяется как группа людей, которые работают вместе, потому что у них общие истоки, цели и интересы. Маркс объяснял возникновение различных статусов и партий, используя понятие класса. Однако Вебер считает, что ни формирование статуса, ни возникновение партий не может быть объяснено только с точки зрения классового подхода, хотя определенное влияние классов здесь очевидно. В свою очередь, и статус, и партийная принадлежность могут весьма существенно влиять на экономические условия жизни отдельных людей и групп, а следовательно - классов. Партии могут взывать к эмоциям, идущим вразрез с классовыми различиями, например, они могут основываться на религиозной принадлежности или националистических идеях. Марксист может попытаться объяснять конфликт между католиками и протестантами Северной Ирландии в терминах классовой борьбы, так как среди рабочих больше католиков. Однако последователь Вебера сочтет такое объяснение неудовлетворительным, поскольку многие протестанты также являются выходцами из рабочего класса. Партии, к которым принадлежат данные люди, отражают как классовые, так и религиозные различия.

Работы Вебера по стратификации показывают, что на жизнь людей, помимо классовой принадлежности, существенно влияют другие виды стратификации.

Специальное теоретическое объяснение на основе анализа огромного эмпирического материала дал П.А.Сорокин (1889-1968). Труд – «Социальная стратификация и мобильность», 1927г. П.А. Сорокин рассматривал мир как социальное пространство, заполненное социальными связями и отношениями людей, которые образуют многомерную систему координат, которая определяет социальное положение любого человека. В ней выделяются две оси координат – ось Х (измерение горизонтальной мобильности), ось У (измерение вертикальной мобильности). Стратификация описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги по причине неравномерного распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Стратификация, по его мнению, – объективное явление в жизни общества, порождаемое антропологическим и социальными факторами: разделением труда, властными отношениями и институтом лидерства, культурными нормами, считал ученый. Универсальные формы стратификации – экономическая, политическая, профессиональная. Измерения стратификации –доход, собственность,власть ,образование , квалификация,престиж .Страта – социальный слой людей, имеющие объективные сходные показатели по 4м шкалам стратификации. Понятие «страта» пришло из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. П. А. Сорокин выделил 3 критерия стратификации: 1) уровень дохода; 2) политический статус – доступ к власти; 3) профессиональные роли. Для экономической стратификации важны два явления, которые Сорокин назвал флуктуациями:

1) обогащение и обеднение группы или общества;

2) уменьшение или увеличение высоты экономической пирамиды.

Флуктуации (колебания) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание). Мелкие циклы – 3-5 лет; 7-8лет; 10-12 лет. Крупные циклы – 40-60 лет, 500 лет. Сравнив на огромном эмпирическом материалы развитие обществ за 500 лет, он обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет устойчивой тенденции, разница между доходами разных слоем общества в течение последних 500 лет то увеличивалась, то уменьшалась. Периодические флуктуации равны 50, 100 и 150 годам. Также колеблются мировые цены в истории, что способствует перераспределению национального дохода в пользу разных страт. Другой его вывод: когда профиль стратификации чрезмерно вытягивается, это означает появление чрезмерного социального расслоения. Профиль стратификации – графическое выражение распределения высшего, среднего и низшего классов. Имеет вид ромбы – в богатых европейских странах, пирамиды – бедных. Когда расслоение достигает пика (80%), то следует социальная катастрофа – революционно-уравнительная лихорадка.

Функционализм, развивая идеи П.Сорокина, определил стратификацию как дифференциацию социальных ролей и позиций в обществе и эволюционной универсалией – Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур, Э. Шилз. Т. Парсонс выделил универсальные критерии стратификации:

1)качество, т.е. предписывание личности определенной позиции – ответственность, компетентность;

2)исполнение – оценка деятельности личности в сравнении с деятельностью других, ролевые характеристики;

3) обладание ресурсами – материальными, культурными и т.д. И Сорокин, и функционалисты положительно оценивают функциональное значение стратификации для общества.

К. Дэвис, У. Мур считают, что стратификация необходима обществу для мотивации индивидов к продвижению наверх и занятию ключевых постов в управлении, выполнения ими функциональных обязанностей. Важность выполняемых функций служит основанием для материального и морального стимулирования. Самые ценные должности расположены наверху и их должны занимать самые квалифицированные, способные люди. Этому способствует механизм восходящей мобильности. В обществах, где нет такого механизма, возникает нестабильность. Экономическое неравенство и социальная иерархия – функциональны, так как они способствуют концентрации ресурсов и крупным инвестициям в экономику, профессиональной конкуренции, росту качества товаров и услуг. Негативные последствия расслоения - социальная напряженность, блокирование продвижения наверх талантливых представителей низов элитами.

Л. Уорнер в 40-х гг. ХХ в. выделил такие параметры – доход, престиж, профессии, образование, этническая принадлежность и классифицировал американское общество на 6 классов. Б. Барбер провел стратификацию по показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Эрик Олин Райт: теория классов. Позиция американского социолога Эрика Олина Райта во многом основывается на учении Маркса, однако включает и ряд идей Вебера. Согласно концепции Райта, в современном капиталистическом производстве существует три вида контроля над экономическими ресурсами, что позволяет идентифицировать основные существующие классы.

1. Контроль над инвестициями или финансовым капиталом.

2. Контроль над физическими средствами производства (землей, предприятиями, офисами).

3. Контроль над рабочей силой и властью.

Та часть населения, которая принадлежит к классу капиталистов, контролирует хотя бы одну из этих трех составляющих производственной системы. Представители рабочего класса лишены возможности что-либо контролировать. Однако помимо этих важнейших классов существуют группы, позиция которых неопределенна. Для таких людей, говорит Райт, характернопротиворечивое классовое положение, поскольку они способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены контроля над остальными. Например, работники умственного труда, “белые воротнички”, продают свою рабочую силу предпринимателям так же, как и простые (204) рабочие. Но при этом они могут в большей степени контролировать условия своего труда, чем рабочие. Райт называет классовое положение таких работников “противоречивым”, потому что по своей классовой принадлежности они не являются ни капиталистами, ни рабочими, но имеют черты, сходные с каждым из этих классов.

Фрэнк Паркий . Подход, предложенный британским автором Фрэнком Паркином, в большей степени основывается на учении Вебера, чем Маркса. Паркин, как и Вебер, соглашается с Марксом, что в основе классовой структуры лежит собственность на средства производства, однако собственность, по Паркину, лишь один из социальных барьеров, которые могут быть монополизированы меньшинством и использованы для достижения власти. Возведение социальных барьеров можно определить как процесс, в результате которого группы пытаются обеспечить себе исключительный контроль над ресурсами, ограничивая доступы к ним. Кроме богатства и собственности на средства производства, по мнению Вебера, для создания социальных барьеров могут быть использованы статусные различия, такие, как этническая принадлежность, язык или религия.

В основе формирования социальных барьеров лежат два типа процессов. Первый - это стратегия исключения, с помощью которой группам удается изолировать чужаков, перекрывая им доступ к ценным ресурсам. Так, например, белые профсоюзы в США раньше не допускали в свои ряды черных, стремясь тем самым обеспечить свои собственные привилегии. Ко второму типу - узурпация - относятся попытки менее привилегированных слоев овладеть ресурсами, ранее принадлежавшими другим; такой была борьба негров за получение равных прав в профсоюзах.

В некоторых обстоятельствах обе стратегии могут использоваться одновременно. Профсоюзы, например, могут выступать в качестве узурпаторов по отношению к работодателям (идя на забастовки, чтобы увеличить получаемую ими долю доходов фирмы), и в то же время они могут не допускать в свои ряды представителей этнических меньшинств. Паркин называет это двойным барьером.

Конфликтологи, вслед за Марксом, считают, что классовый характер политической власти определяет существующую систему стратификации (Р. Дарендорф). Класс вмарксисткой трактовке – «большая социальная группа людей, владеющих либо нет средствами производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характеризирующихся специфическим способом получения дохода». Основа социальной дифференциации – распределение власти и «авторитета». Действия по их перераспределению вызывает острый конфликт на макро и микроуровне. А. Турен считает, все прежние критерии стратификации устаревшими и выделяет в качестве основного – доступ к информации. В эмпирической социологии стратификацию измеряют: 1) методом «классовой идентификации»; 2) методом оценки репутации; 3)по социально-классовой социально-экономического статуса (престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.)

2.Стратификация: типология.

Э. Гидденс выделяет различает четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Иногда они сосуществуют, например, рабовладельческая и классовая в древних Греции и Риме, а также в южных штатах США до гражданской войны. Основа системы рабства – право гражданство. Рабы не имели гражданства и принуждались к выполнению непрестижного труда. (Др.Рим, Греция). Кастовый тип был основан на традиции, освященный религией. Перемещения из касты в другую касту были запрещены, изменения возможны только в «последующей жизни» (индийское общество). Сословный тип – период феодализма. Основа дифференциации – юридическое закрепление государством объема прав и обязанностей за сословиями, передаваемых по наследству. Высшие сословия – дворянство, духовенство. Низшее – ремесленники, купцы, крестьяне.

Классовый тип появляется с развитием капитализма и возрастанием роли экономической стратификации.

В 1960-х годах Джон Голдторп и его коллеги провели знаменитое исследование гипотезы обуржуазивания. Материалы исследования, базировавшегося на опросах рабочих автомобильных и химических предприятий г. Лутона, опубликованы в 3 томах. В ссылках оно часто фигурирует как исследование “состоятельного рабочего”. Всего было опрощено 229 рабочих, и для сравнения взяты 54 представителя “белых воротничков”. Многие рабочие приехали в Лутон в поисках высокооплачиваемой работы, и по сравнению с другими они получали действительно много больше, чем основная масса низших “белых воротничков”.

Результаты исследования, по мнению авторов, были совершенно однозначны - тезис обуржуазивания оказался фальшивым. Никакого перехода этих рабочих в средний класс не наблюдалось. Все они придерживались “инструментального” (по определению Голдторпа и его группы) отношения к работе, рассматривая ее как средство, подчиненное единственной цели - заработать хорошие деньги. Их работа в основном была монотонной и неинтересной, и душу в нее они вовсе не вкладывали. В свободное время со средним классом они не объединялись и не горели желанием подняться вверх по классовой лестнице. Деньги зарабатывались, как правило, с целью приобретения каких-то конкретных товаров или имущества.

Социологи также выделяют наличие в истории обществ физико-генетического и этакратического типов стратификации, основанные на природных физических задатках и политической стратификации (основа дифференциации – положение во властной иерархии). Культурно-символическая система социальной стратификации - тип стратификационной системы, в которой основу дифференциации составляет сакральное знание, информация . Культурно-нормативная система социальной стратификации - стратификационная система, в которой основу дифференциации составляют нормы поведения, стили. Стратификация по гендеру и возрасту существует во всех обществах.

3.Социальная мобильность.

Изучая стратификацию, мы должны учитывать не только различия между возможными экономическими или профессиональными положениями, но и то, что происходит с людьми, занимающими эти положения. Терминсоциальная мобильность обозначает перемещение отдельных людей или групп по социально-экономическим позициям.Вертикальная мобильность означает движение вверх или вниз по социоэкономнческой шкале. Про тех, кто приобретает новую собственность, чьи доходы и статус повышаются, говорят, что для них характерно социальное продвижение, восходящая мобильность, а о тех, чье положение изменяется в противоположном направлении, - нисходящая мобильность. В современных обществах распространена такжегоризонтальная мобильность, которая означает географическое перемещение между районами, городами и т.д. Вертикальная и горизонтальная мобильности нередко сочетаются. Например, человека, состоящего на службе в компании, переводят на более высокую должность в отделение фирмы, расположенное в другом городе или даже стране.

Существует два пути изучения социальной мобильности. Прежде всего, мы можем наблюдать за чьей-нибудь карьерой - следить, насколько человек продвинулся вверх или опустился вниз по социальной шкале в течение своей профессиональной жизни. Это обычно называется интрагенерационноймобильностью, т. е. мобильностью в пределах поколения. С другой стороны, мы можем анализировать, как часто дети в выборе профессии следуют примеру родителей или дедов. Мобильность, охватывающая различные поколения, называетсяинтергенерационной мобильностью. Каналы мобильности (Сорокин) – армия, школа, церковь, брак, политические и профессиональные организации, собственность.

Многие люди верят, что каждый может достичь вершины, если будет усердно работать; цифры, однако, свидетельствуют, что преуспевают очень немногие. Почему же это так трудно? В каком-то смысле ответ прост. Даже в самом динамичном обществе, где каждый имеет равные шансы на достижение высших позиций, лишь меньшинство может сделать это реально. Социально-экономический порядок общества напоминает пирамиду, где число высших позиций, связанных с властью, богатством или влиянием, относительно невелико.

Вывод: Как в большинстве традиционных обществ, так и в современных индустриальных странах стратификация рассматривается в понятиях богатства, собственности, характеризуется доступом к материальным благам и культурным ценностям.

Структура неравенства отражает общественную диспозицию, в которой разные субъекты занимают определенные (по отношению к другим субъектам) положения. Неравенство – объективный и закономерно формируемый факт социальной жизни обществ. Социальная мобильность – переход от одной социальной позиции к другой социального объекта, ценности.

Похожая информация.

Цель занятия: Изучение социального неравенства и социальной стратификации

Ключевые слова : социальная стратификация, равенство, неравенство, страты, структура общества, социальный состав, социальная связь, классы, профессиональные общности, отраслевые общества, этнонациональные группы, региональные общности, демографические группы, территориальные общности, расовые группы, социальная мобильность, групповая замкнутость, вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.

План:

1.Социальное неравенство.

2.Социальная стратификация.

Социальная структура.

Социальная структура - важнейшее направление исследования социологической науки, это совокупность социальных групп, различающихся их положением в обществе, мы должны ответить на вопрос: каким образом отличаются эти группы друг от друга. Существуют жесткие правила изучения социальной структуры:

1) изучать надо все без исключения слои данного общества;

2) соизмерять их надо с помощью одних и тех же критериев;

3) таких критериев должно быть столько, чтобы они описывали каждый слой глубоко и достаточно полно.

Социальная стратификация.

Инструментом, позволяющим соблюсти все эти правила, является теория социальной стратификации. Стратификация - это процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются неравными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью. Стратификация характеризует способы, с помощью которых не равенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои. Социальная стратификация, следовательно, означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов, семей или целых страт, но именно неравное их положение. Неравенство, или условия, при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам, существовало во всех обществах.

Социологи придерживаются нескольких противоположных взглядов на неравенство. В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество считает более важными, чем другие. Основными функциями для всех обществ являются религия (или идеология), управление и технология. По мнению сторонников этих теорий (Дюркгейм "О разделении общественного труда"), неравенство есть средство, обеспечивающее обществу уверенность в том, что такие виды деятельности ыполняются самыми квалифицированными людьми. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. М.Вебер выделил три основных компонента неравенства. Эти компоненты часто, но не всегда взаимодействуют между собой. Первый - имущественное неравенство. Если в качестве критерия выступают отношения собственности, то общество делится на классы имущие и неимущие. Второй компонент - группы людей в разной степени пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж. Третий компонент - власть, по своей сущности имеющая политический характер. Под нею подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп.

Для существующей экономической, политической и правовой системы данная социальная структура общества является окончательной и не может претерпеть существенных изменений по истечению даже большего времени, чем можно было бы ожидать при прочих равных условиях.

Любая система обладает собственной структурой. Структура – это строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Нетрудно видеть, что в понятии «структура» прежде всего объединяются два таких термина, как элементы и взаимосвязь между этими элементами. Таким образом, можно сказать, что каждая структура имеет свой состав и свои внутренние связи. Не является исключением и социальная структура общества как целостной системы.

Поэтому для более полного рассмотрения этого термина остановимся на интерпретации понятий «социальный состав» и «социальные связи». Социальный состав – это набор элементов, составляющих общественную систему. В качестве таких элементов можно отметить индивидов и их объединения (общественные, политические, экономические и т. д.). Индивид – это наиболее общее понятие, которое включает в себя самые общие свойства человека.

Первичной организацией индивидов в обществе является семья. Семья – это самое первое общественное объединение людей, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях и выполняющая функцию биологического воспроизводства себе подобных. Более сложными формами объединения выступают корпоративные и общественные организации.

Корпоративные объединения – это органы, создаваемые с целью ведения совместной хозяйственной деятельности. Общественные объединения – это органы, создаваемые для реализации общественно значимых целей.

Второй характеристикой социальной структуры выступает социальная связь. Социальная связь – это устойчивые взаимодействия между элементами социальной системы. В структуре общества можно отметить существование таких связей, как биологические, экономические, политические, социокультурные, духовные. Итак, социальная структура является сложным понятием, и его интерпретация может производиться как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами.

В узком смысле слова социальная структура – это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии.

В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая.

Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Еще одной немаловажной характеристикой любой структуры, в том числе социальной является ее иерархический характер.

Именно эта характеристика социальной системы позволяет ей выполнять очень важную в обществе регулятивно-организующую роль, помогая обществу на каждом новом историческом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям, развивая те формы взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на новые требования.

Структурированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать общество в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять его целостность и границы. Однако, несмотря на множество подходов к рассмотрению социальной структуры общества, наиболее распространенным является теория исторических типов социальной структуры.

В рамках этой теории принято выделять четыре типа социальной структуры общества: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

Рабовладельческий тип социальной структуры характерен прежде всего для античных обществ. Формой социальной связи в таких обществах выступает прямое насилие.

Основными же элементами системы являются две группы людей: одни люди обладают гражданскими правами, другие их полностью лишены и наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях.

Кастовый тип социальной структуры характерен для ряда восточных государств, прежде всего Индии. В этих обществах социальные связи носят наследственно предписанный социально-профессиональный характер и закрепляются религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определенной касты, и изменить свое положение в кастовой системе на протяжении жизни человек не может.

Сословный тип социальной структуры характерен для государств периода развитого феодализма, в том числе для России.

В данном случае социальная связь основывается на четком закреплении социальных прав и обязанностей представителей каждого сословия. Эти права и обязанности также по преимуществу предаются по наследству. Однако здесь в отличие от кастовой системы допускается ограниченный переход из одного сословия в другое.

Классовый тип социальной структуры. Данный тип получил научную разработку в трудах родоначальников марксизма. Класс определяется ими как большая группа людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменные – престиж профессии, уровень образования и уровень дохода. Классы представляют собой социальные группы свободных в правовом отношении людей, обладающих равными основными (конституционными) правами. В отличие от предыдущих типов принадлежность к классам не регламентируется государством, не установлена законом и не передается по наследству.

Необходимо отметить, что в современной социологии классовый тип социальной структуры подвергается значительной и обоснованной критике, поэтому в современных условиях встает вопрос о разработке новых теорий социальной структуры.

С социальной структурой общества тесно связано явление социальной стратификации.

Социальная стратификация – это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам.

Таким образом, можно сказать, что социальная стратификация – динамическое проявление социальной структуры общества. Социальную стратификацию можно также определить как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.

В социологии существуют различные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации.

Функциональный подход рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явления, связанное с естественным многообразием функций, социальных ролей. Иерархия функций определяет иерархию социальных групп.

Вознаграждение соответствует роли и поэтому оно справедливо. Стратификация обеспечивает нормальное функционирование общества.

Конфликтный подход к анализу социальной стратификации опирается на теорию борьбы между различными социальными группами.

Таким образом, социальная стратификация не является необходимой, ее определяют интересы власть имущих, поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционирование общества.

По мнению одного из представителей этого направления М. Вебера, в основе социального неравенства лежит не только уровень доходов и владение собственностью, как у Маркса, но и неравенство статусов. В современной социологической науке существует классификация элементов стратификационной системы, которые выделяются в зависимости от того или иного социального критерия.

элементы стратификационных систем играют очень важную роль в общественной жизни, выполняя следующие функции:

1) активизация процессов общественного развития;

2) обеспечение функционирования всех социальных институтов;

3) формирование типа общественно-политического устройства государства.

Среди различных моделей стратификационных систем можно выделить западную и восточную.

Западная стратификационная система включает семь структурных элементов:

1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.);

2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий;

3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников;

4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями;

5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей);

6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров;

7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

Восточная стратификационная система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта система получила в Индии, которая является идеальным примером для ее рассмотрения.

1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение.

2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя.

3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя».

4. «Шудры» (Зависимые) – основная часть населения, имеет свою иерархию.

5. «Отверженные» (парии).

Необходимо отметить, что в современных условиях обществ с застывшей или ярко выраженной стратификационной системой не существует. Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учёных, люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии.

Понятие «социальная мобильность» ввел в научный социологический оборот П. Сорокин. Он считал, что общество – это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого, – совокупность всех членов общества как целое. В этом обществе, где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих.

Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Социальное пространство, по Сорокину, представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.

Вертикальная мобильность означает такое социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса.

При этом переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более низкую – нисходящей мобильностью.

Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, например, переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства.

В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную, характерную для стабильно развивающегося общества, и групповую мобильность, связанную с кардинальным перемещением в обществе, когда происходит изменение статуса целых социальных групп и классов.

В социологии выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Первая предполагает сравнительное изменение социального статуса у различных поколений, например, сын рабочего становится президентом страны, вторая – изменение статуса в рамках одного поколения.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Скорость мобильности можно представить как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Социальная мобильность – важный показатель и характеристика для любого общества, которая раскрывает степень его открытости.

В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписываемому статусу и всячески затрудняет переход из одного слоя в другой.

Современное общество предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями социальной мобильности.

Это связано прежде всего с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью постоянного притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов и профессионалов, способных генерировать идеи и решать сложные задачи управления общественными процессами.

Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личных качеств. Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности.

Основные из них – получение образования, повышение квалификации, политическая карьера, воинская служба, изменение социального окружения, брак с представителем более высокой статусной группы и др.

Таким образом, можно выделить факторы социальной мобильности, которые классифицируются по двум уровням: микроуровень и макроуровень. На микроуровне существуют такие факторы социальной мобильности, как непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.

К факторам макроуровня относится состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т. д.

Главным же препятствием для социальной мобильности представляется существующий в обществе феномен групповой замкнутости. Данный феномен впервые был рассмотрен О. Контом. Исследователь считал, что возникновение групповой замкнутости является законом развития общества.

В результате своего функционирования различные социальные группы формируют свою внутрикорпоративную мораль, традиции и правила поведения.

Это определенным образом способствует сплочению группы и оптимизации ее внутреннего регулирования. Однако это же является определенным барьером для перехода из одной социальной группы в другую. Нетрудно увидеть, что данный феномен действительно существует. Особенно ярко это проявляется в рабовладельческой, феодальной и кастовой стратификационной системах. Однако и для современного общества это явление не утрачивает своей актуальности.

Особенно это характерно для элитных социальных групп, попадание в которые является достаточно затруднительным. Яркое проявление феномен групповой замкнутости находит в современной российской действительности.

Вопросы для самоконтроля:

1)Охарактеризуйте значение понятия «Социальная стратификация»

2)Социальная мобильность

Основная литература:

1.Харчева В. Основы социологии М. «Логос», 2011 – 302 с.

2.Казымбетова Д.К. Введение в социологию: учебное пособие. - Алматы, 2011.-121 с.

Лекция №10

Культура и общество

Цель занятия: раскрытие сложных рядов и систем в области культуры, понимание и оформление в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

Ключевые слова : культура, формирование и развитие социологии культуры, социокультурные образцы, основные функции культуры, субкультура, массовая культура, коммерциализация культуры, контркультура.

План :

1. Определение культуры.

2. Единство и разнообразие культур.

Понятие «культура» происходит от латинского слова, означающего возделывание земли. До XVII в. термин «культура» означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. И.Г. Гердер под культурой понимал благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа. И. Кант культурой называл то, что служит благу человека. В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры.

Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Культура - широкое, сложное и многообразное явление, оно охватывает практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она в значительной мере осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, во многом обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним можно отнести прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта. Таким образом, в социологии культура определяется прежде всего как система социальных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.

Другими словами, в более широком смысле культура - это результат человеческой деятельности.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура-это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американ­ский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности. Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм - весьма широко распространенное явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывал данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом. Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Основные элементы культуры. Понятым и виды субкультур Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Каковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык - это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет…);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление абсолюту).

Только человек создает культуру, потому что он обладает величайшим преимуществом - способностью обучать и обучаться через взаимодействия с другими людьми. Шимпанзе можно научить доставать банан из труднодоступных мест, но не передавать эту мысль другим особям. Животное живет только инстинктами и собственным опытом, в то время как человек "стоит на плечах своих предков" и решает свои проблемы с учетом их совокупной мудрости.

Только человек способен использовать символы, с помощью которых он развивает общение, позволяющее достигать обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями и внутренними побуждениями. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается указаниями, открытиями, ценными мыслями, способами совместных действий. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.

Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. Человек дописьменной культуры всегда должен был держать в памяти наиболее ценные образцы традиционных учений и верований. И если при этом у него была прекрасная память, он был ценен для окружающих как ходячая библиотека. Старые, много повидавшие и знающие люди всегда ценились и использовались в примитивных обществах именно по этой причине, они являлись хранителями обычаев, традиций и других элементов культуры.

Культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи, культурных образцов, вынуждена оставаться предельно простой. Однако использование письменности позволило практически неограниченно усложнять и развивать культуру, охватывая ее влиянием все более широкий круг людей. Письменность позволяла сохранять и передавать другим поколениям мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, что давало возможность не только полностью транслировать их, но и практически в точности воспроизводить утерянные и разрушенные культурные комплексы по их описаниям. Даже неграмотный человек в современном обществе подвергается воздействию письменный культуры, потому что окружающие его люди формируют его культуру с помощью написанных слов. Афоризм, используемый еще при египетских фараонах, "как написано, так и будет сделано" - является основой жизни каждого цивилизованного общества.

Культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества в определенном направлении. Существует две основные точки зрения на развитие культуры и общества.

Теория эволюционного развития культуры. Основным принципом этой теории является постепенное изменение культурных элементов и культурных комплексов, в ходе которого они полностью преобразуются. Эволюционистская точка зрения была одной из самых влиятельных теоретических концепций XIX в. Систематически изложил эту теорию впервые Ч. Дарвин в своей знаменитой работе "Происхождение видов...", вышедшей в свет в 1859 г. Согласно этой теории, человек произошел от низших форм жизни в результате прогрессивного приспособления к условиям внешней среды, через выживание биологических форм, более пригодных к борьбе за существование. Основатели социологии широко использовали эволюционный метод при изучении вопросов культуры и социальной жизни. О. Конт в работе "Курс позитивной философии" описал три стадии, через которые, по его мнению, проходит человечество: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). Г. Спенсер также был увлечен социальным дарвинизмом. Процесс социальной эволюции он рассматривал как определенную последовательность стадий, через которые все общества движутся от простого к сложному и от однородности к неоднородности. Результатом принятия классической эволюционной точки зрения было то, что в работах Конта и Спенсера наблюдается социальный оптимизм, так как они видели в общественном развитии только прогресс, движение к счастью и процветанию.

Однако после двух мировых войн, экономических депрессий и появления тоталитарных диктаторских режимов эволюционистский оптимизм в значительной степени снизился, и идея социальной эволюции стала считаться детской иллюзией. Многие ученые пришли к отрицанию того, что можно говорить о "высокой" или "низкой" культуре и утверждать, что каждая культура - это лишь один из возможных путей приспособления людей к окружающей среде. Антропологи в свою очередь не согласились с тем, что изменения культуры всегда направлены от простого к сложному, ибо многие древнейшие культуры обладали большим богатством культурных образцов, более разработанной системой социальных норм, чем культуры современных обществ.

Все это привело к тому, что в настоящее время традиционная эволюционная теория практически не применяется в научном анализе, а неоэволюционисты разрабатывают более гибкие и сложные способы объяснения развития культуры.

Диалектический метод и теория конфликтов. Диалектический Подход к проблемам развития культуры основан на более сложной и разработанной концепции. Это объясняется тем, что основательный философский фундамент диалектического метода был заложен выдающимися философами Э. Кантом и Г. Гегелем, а также их многочисленными последователями. В области социологии культуры наиболее известными разработчиками этого подхода были К. Маркс, Г. Маркузе и другие представители франкфуртской школы социологии.

Основной теоретический постулат диалектического подхода таков: все культурные образцы, произведенные людьми, представляют собой конечные, т.е. недолговечные, явления. Уже при своем возникновении каждая из культурных норм и ценностей несет в себе зерна своей гибели. Однако до того как культурная норма или ценность прекратит свое существование, ее развитие должно пройти несколько стадий:

Первая - стадия роста заключается в изменении степени значимости данного культурного образца, его распространенности в какой-либо группе или обществе.

Вторая стадия заключается в достижении культурным образцом определенного предела, или границы, после чего он вступает в конфликт с внешней средой и со своим внутренним содержанием.

Третья стадия - прекращение существования культурной нормы или ценности. Это не просто ее гибель, а скорее перерождение.

Добавить комментарий