Веранда
597 0

Служебная этика руководителя. Нормы и требования служебной этики

ВВЕДЕНИЕ

I. Служебная этика

II. Специфика формирования этики государственнойслужбы

1. Этика государственной службы какединство профессиональной и управленческой систем

2. Роль права в формировании иразвитии этики государственной службы

3.Основные понятияпрофессиональной этики государственной службы

III. Функции этикета на государственнойслужбе

1. Требования к государственным служащим

2. Основные функции этикета нагосударственной службе

IV. Основные принципы этикетагосударственного служащего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Бесспорным является тотфакт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носитьспонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально,бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам,он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупностькоторых обозначается понятием «этикет».

Однако сами неписаныеправила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающиепривычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности,доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловленыпотребностями выживания и нормального функционирования социального организма,необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты ипротивопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересови на взаимоподдержке.

Достаточно распространенаточка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека,органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, сдетства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным,негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводитьв заблуждение окружающих его людей относительно права называться человекомкультурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы,теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения клюдям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская»вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правилаэтикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости отобстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

I. Служебнаяэтика

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикойпонимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведениячеловека в сфере его профессиональной, производственной и служебнойдеятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать.Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельнообщем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретнымвидам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность.Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержаниятруда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будетопределяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальныхресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственнойдеятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнятьутраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции,отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережениетепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректностьмежличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности долженвести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностныхконфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямоми косвенном межличностном контакте.

Все эти требованияделятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования вмежличностных контактах по горизонтали (подчинённый – подчинённый,руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования вмежличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель).Тут главноетребование к подчинённому - признание самого права руководителя отдаватьраспоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себячеловеком по трудовому договору.

Подчинённый должен,исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, ине использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонениеможет быть гласным, публичным, с выставлением определённых условийруководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики,жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия противподчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто можетпредставляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может бытьстремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым,приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя ит.д.

II . Специфика формирования этикигосударственной службы

1. Этика государственнойслужбы как единство профессиональной и управленческой систем

Государственная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политикигосударства и реализацией от имени государства основных экономических,социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут вистоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумерепроизошло первое восстание за социальную справедливость против государственногоаппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правилгосслужбы.

Древняя Греция иИмператорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственнойслужбы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнутыанализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть»,«взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль вформировании этики госслужбы оказали исторические реалии формированиягосударственной службы в той или иной стране. Они делали этические требованияболее конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная службапредполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властныхраспорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя всеосновные элементы этики и культуры управления (принятие решения, егоподготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). Наразных уровнях государственной службы объем властно --распорядительныхполномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силужёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работникивыполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый наборвластных полномочий у них есть.

Этика государственнойслужбы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем:требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой(реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы испособы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системегосслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживанияповедения государственных чиновников на соответствие их стандартам,предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутреннихнаказаний госслужащих.

В организации госслужбы иеё функционировании есть много специфических моментов, которые действуют впротиворечии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственностьчиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативновлияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая формаоплаты труда в государственной службе;

Её территориальноеустройство;

Вертикальнаявыстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучестирабочей силы;

Особая заинтересованностьотдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этикагосслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящимот обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий- это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства.Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательнообладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственнойслужбы.

2. Роль права вформировании и развитии этики государственной службы

Другой профессии, вдеятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право вобеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройствогосударственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний,смещений и т.д.

Таким образом, вгосударственной службе право является главным регулятором отношений междулюдьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимаетвспомогательное положение.

Цель права - унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем,чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником немогли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

3. Основные понятияпрофессиональной этики государственной службы

Профессиональная этикагосударственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральныеценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этикане формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы«приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферамжизнедеятельности человека.

Профессиональная этика ипрофессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметьсвои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будутинтересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этикиявляется понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточноподробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долгапобуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу снаибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношенияличности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулируетсамоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такиепонятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». Впонятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или инойпрофессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно длягосударственного служащего и составляет основу профессионального достоинства,самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба»как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые временапод честью понималось высокое звание, должность. Честь - это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В нейзаключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность,благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалуправды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не тольконравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, вкоторой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или инуюсистему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем икатегория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношенияхдруг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находитьсячеловек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкийфилософ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, какгражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значениедля человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. Пословам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия изначение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честьобязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать егобогатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства,поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабозащищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государствекаждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честьоказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в тойчасти, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебнойдеятельности. В современном понимании служба - это служение государству,Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется впереломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственностьлюдей за судьбы страны.

Служебная честь, кромесоциального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную свыполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельностьгосударственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятсяпод пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебнаячесть заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий своюдолжность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всехслучаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь ипрофессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогаютподдерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности.Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственногослужащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональнаянравственность для государственного служащего включает в себя и понятие«профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто.Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследоватьту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по советуначальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость,профессиональная совесть и побуждает государственного служащего бытьсправедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др.Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройныестандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают иморальное сознание самого специалиста, и морально-психологический климатколлектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую частьрабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полнойуверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как«профессиональный такт».

Особенно стоит выделитьосновные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходнымдля профессиональной этики государственного служащего является принципгуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности,понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизмапротивостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главнымобразом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важныхцелей.

С принципом гуманизмапересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственномуслужащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия,его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитиюгосударства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Этавера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность,особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна бытьосенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этикагосударственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма.Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительнымотношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассужденияАристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как серединумежду двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью,заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себяконструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия ипринципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас,который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

III . Функции этикета на государственнойслужбе

1. Требованияк государственным служащим

Нравственные требования,предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы: группатребований связана с наличием у чиновников властных и распорядительныхполномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаютсярешения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм,способность к лидерству и т.д.);

Исполнительскаядисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственногослужащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функциючиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения.Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность,педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскуюдисциплину;

Такие качества, которыеопределяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельностичиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не тольковозрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным.В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами,социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такиекачества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения,умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владениесловом, умение себя подать;

Качества, объясняемые«Эффектом аквариума». Это особое положениегосударственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое вниманиелюдей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущениеответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это текачества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения огосударстве.

При практическомприменении понятия и принципы профессиональной этики государственной службыобретают форму этических требований. Из них основные, которые должныпредъявляться к государственному служащему как при поступлении нагосударственную службу, так и при исполнении государственно-служебныхполномочий:

Приверженность высшимнравственным принципам, верность государству; государственный служащий долженставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целейи задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принциповгосударственной службы;

Постоянная готовностьвыступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектовфедерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верностьгосударству и не отказываться от законных требований по государственнойдолжности;

Честная службагосударству;

Стремление найти ииспользовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнениягосударственных задач и функций;

Отсутствие в деятельностигосударственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с однойстороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особоевознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать длясебя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом своислужебные полномочия;

Не делать никаких личныхобещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

Никогда не использоватьникакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своихдолжностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматьсяпредпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию ипостоянно бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим икорректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создаватьделовой имидж государственного служащего;

Не высказывать публичносвоего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребленияслужебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами,как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдатьобщепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрироватьвежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремлениеглубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другуюпозицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенностьвысказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

2. Основныефункции этикета на государственной службе

Специфика такого родапрофессиональной деятельности, как государственная служба, особенностисоциально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из негосоответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикетегосударственных служащих как о совокупности специфических правил,регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе ихпрофессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.

На государственнойслужбе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения(подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладаетдостаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правиламэтикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Этикет на государственнойслужбе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функциюстандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функциюсоциального контроля и социального влияния, функцию создания психологическогокомфорта. Нормы этикета информируют о том, какследует вести себя государственному служащему в той или иной конкретнойслужебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальникаили от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикетпомогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линиюповедения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, нерискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложненияв отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой изсторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождаетсамоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

IV . Основные принципы этикетагосударственного служащего

Основу этикетагосударственного служащего составляют общие принципы современного этикета,соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразностидействий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своейстраны и стран, с представителями которых государственным служащим приходитсявступать в деловые контакты.

Принцип гуманизмазакрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется втребованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость вовсём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность,деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма:добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая однимиз наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотемлемой частьюорганизационной культуры.

В каждой конкретнойситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именнокорректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понятьчеловеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонамсохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная формавежливости служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, иавторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважениеначальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчинённогобез высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью иподобострастием в чиновной среде.

Яркое проявление гармониивнутренней и внешней культуры человека - деликатность, свойство действительновоспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности,предупредительности и приветливости.

Вежливость в служебныхотношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здоровогоморально - психологического климата, а у каждого сотрудника - чувствапсихологического контроля и защищенности. Она помогает предупреждатьвозникающие недоразумения и делать общение более приятным.

Вежливости всегда сопутствуеттактичность - то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливатьграницу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию,вызывающую неловкость, а если она всё-таки возникает - не заметить её.Тактичный руководитель не станет «распекать» подчинённого за совершённую имошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонноделать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себебезапелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности илиогорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он небудет давать непрошенные советы, вмешиваться в личные дела и распространятьинформацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Одно из требованийслужебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, преждевсего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, неставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении,противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность,самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство. К сожалению, это понятие вобщественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось,утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться снеуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, какполагают, не проживёшь.

Таким образом, принципгуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный втребованиях вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственнуюоснову. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешнимпроявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры,никакая утончённая речь, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры,ущербности воспитания. А неуважение к другим людям - признак отсутствиясамоуважения.

Принцип гуманизма - основополагающий, но не единственный принцип, лежащий в основе этикетагосударственного служащего. Нестандарстные служебные и жизненные ситуациипостоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясьлишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многомопределяет поведение государственного служащего во взаимоотношениях сокружающими в служебной ситуации.

Третий принцип, накотором основываются требования современного делового этикета - принципэстетической привлекательности поведения и внешнего облика работникаучреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающийили угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, неглядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью внизруку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек врядли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое,лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетическиечувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

У каждого народа естьсвои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям иследование им - ещё один принцип современного делового этикета. Сегодня, всвязи с активным расширением международных связей на всех уровнях, этот принципприобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания междупредставителями разных культур. Следование этому принципу избавляет служащегоот неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национальногоэтикета страны, которую вы посетили или с представителем которой вам пришлосьвступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантныеманеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотитепоцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от неговизитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок - от чистогосердца - американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой измусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Один из важных имогущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипыобщепринятых представлений о правилах хорошего тона - принцип субординации,диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения.Сама природа управления персоналом на государственной службе диктуетнеобходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений:«сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «погоризонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время впрактику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинаетвходить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативнымстилем), отличительные черты которого - открытость, информированность,доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этотстиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитанна паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку исоциальные взаимоотношения.

Вместе с новым стилемуправления в этике деловых отношений государственных служащих утверждаетсяпринцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, чтоэффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересахдела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов,аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возрастаи т.д.

Знание основных принциповсовременного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенноориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и несовершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, чтомогло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентностьгосударственных служащих должна определяться не только уровнем образованности,но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности,ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умениемоблечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнегоповедения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству,вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательностьпоступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционная структурагосслужбы, с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методамиадминистрирования, складывалась веками, и в относительно неизменном видесуществовала до второй половины ХХ века. Проблемы возникли с вступлением мира вцивилизацию индустриального общества и переходом к постиндустриальнойцивилизации. Страны Западной Европы и Америка достигли индустриальной стадииразвития к 30-м годам ХХ века, но за время второй мировой войны были отброшеныв своём развитии назад. К 50-м гг. большинство стран восстановили свойпотенциал, и начался переход к постиндустриальному обществу. Процессы,происходящие в мире, усложнились. Преобразования не просто ускорились, аспрессовались. Существенно осложнило положение и проявление глобальных проблемчеловечества (экологический кризис, накопление запасов оружия массовогопоражения и т.д.). Традиционная этика государственной службы, сформировавшаясяза предшествующую историю, во многом перестала работать, выполнять свои функциирегулятора отношений как внутри госслужбы, так и в отношениях государственнойслужбы с населением. Она перестала успевать за быстро меняющейся ситуацией.

В изменении этикигосслужбы оформилось несколько тенденций, которые являются предметомосмысления, как учёными, так и практиками, занимающимися проблемами развитияморали в сфере государственного управления.

Основные направления, покоторым происходили изменения в традиционной системе государственной службы:

Изменения ворганизационной стороне госслужбы:

Появление штабныхподразделений (в администрации президента есть социологический центр).Появление института советников.

Появление внетрадиционной структуры государственного управления подразделений,организованных по матричному типу, для работы над проектами.

Перераспределение функциймежду уровнями управления в сторону увеличения прав и возможностей на уровнетерриторий (децентрализация управления). Эта тенденция стала проявляться с 70-хгг.

Нарастание глобальныхпроблем и необходимость объединения усилий по их решению привело к ускоренномупроцессу создания разнообразных международных организаций и структур,координирующих деятельность государств по тем или иным вопросам. Появлениетаких организаций заставило задуматься о необходимости сближения как правовыхнорм функционирования государственных аппаратов, а это в свою очередь привело кпоявлению базовых образовательных центров, готовящих управленцев высшихзвеньев, так и о постепенном сближении этических кодексов госслужб. Это быловеянием времени.

Постепенный переводгосударственной службы на рельсы умеренной либерализации. В одних странах этопроизошло резко (Великобритания - Маргарет Тэтчер), в других более плавно(страны восточной Европы). Россия тоже провозглашает переход на умереннуюлиберализацию. Государства постепенно освобождают себя от заботы о потребностяхлюдей и от выполнения взятых ранее на себя социальных гарантий населению. Этосвязано с нарастанием кризисных явлений в мировой экономике с постояннымудорожанием всего процесса функционирования государства.

Значительное и оченьбыстрое преобразование технической оснащённости деятельности государственнойслужбы (компьютеризация деятельности, образование единых коммуникативныхсистем, связь), изменение всей системы канцелярских предметов, оснащения. Такоепреобразование, с одной стороны, труд упростило, а с другой - поставило передбольшими отрядами госслужащих совершенно новые проблемы, в том числепереосмысление характера ответственности, необходимость приобретения новыхнавыков в принятии решений, в понимании своего долга и т.д.

Сращивание этикигосслужбы и этики (морали) политики.

Основными причинамиперечисленных изменений служат прежде всего цивилизационные изменения, такие,как глобализация экономики и потеря малыми и средними городами развитых странналогооблагаемой базы при переводе предприятий в страны с развивающейсяэкономикой и дешёвой рабочей силой; процессы дефедерализации и децентрализацииуправления в системе государственной службы и муниципального управления иформирование большей автономности деятельности органов управления на местах;продолжающееся в условиях перехода в постиндустриальную цивилизацию расслоениеобщества на всё меньшие по численности и существенно различающиеся по интересамслои и группы населения и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойков В.Э. Профессиональная культурагосударственной службы // Социс. 2005, №2.

2. Государственная служба: культураповедения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского.-М.: Изд-во РАГС, 2006.

3. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К.Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы:контекст истории и современность. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону:Издательский центр «Март Т», 2000.

4. Этика государственнойслужбы.//Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежныйопыт. Реферативный бюллетень. №2, 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005.

Самым широким понятием в сфере профессиональной морали является терминслужебная этика , под которой принято понимать совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, поступивший на службу, будь то в правоохранительных органах, на военную или гражданскую службу. Подавляющая часть установленных норм формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Можно выделить общиетребования служебной этики:

  • 1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.
  • 2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.
  • 3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы:

Первая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый - подчинённый, руководитель-руководитель).

Вторая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Требования данной группы мы рассмотрим в следующих вопросах лекции.

А в рамках данного вопроса обратимся к основам служебной этики в трех видах государственной службы: военной, правоохранительной и гражданской. Так, основой служебной этикивоеннослужащего является понятие воинского долга. Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности воина, офицера сознательно и по собственной воле воплощать в жизнь требования моральных норм и воинского долга. Служебная этика военного проявляется также в способности осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется слаженным сочетанием личных и общественных интересов. На практикенравственная культура военнослужащих реализуется в следующих направлениях: поведение межличностный этика

  • · верность военной присяге и боевому знамени части;
  • · добросовестное выполнение служебно-боевых и военно-профессиональных обязанностей;
  • · четкое следование традициям войскового товарищества и приумножение морально-боевых качеств российской армии;
  • · готовность по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы, а не за материальное вознаграждение и служебную карьеру.

Чтобы деятельность военнослужащего не превращалась в работу обычного наемника, его служба обязательно должна быть подкреплена идеей, которая будет призывать к действиям, консолидировать и даже вдохновлять на подвиги. Включая таки подвиги как выполнение рутинной работы на службе в мирное время (это тоже подвиг). Таким нравственным основанием должны выступать чувства национальной идентичности и патриотизм. Армия без нравственных идеалов и верности своему военному долгу перед Отечеством, любви к Родине, не только теряет способность защищать государство, но может быть опасна для своего собственного народа.

Военная этика предполагает, чтобы каждый военнослужащий осознавал личную ответственность за защиту государства и выполнял вверенные ему обязательства добросовестно и честно. Он должен быть готов к преодолению повседневных трудностей, к ведению боевых действий в условиях применения современных средств вооруженной борьбы. Военнослужащий должен дорожить боевой славой Вооруженных Сил, честью Боевого Знамени, своим званием военнослужащего вооруженных сил Российской Федерации и чтить боевые традиции армии.

Основу служебной этикиправоохранительных органов составляют те общественно-значимые задачи, которые стоят перед правоохранительной службой. Правоохранительные органы обеспечивают сохранение правопорядка, законности, следят за соблюдением прав и законных интересов граждан. Моральную основу деятельности сотрудников правоохранительных органов также составляют патриотическое воспитание, чувство принадлежности, сопричастности нации, долг перед государством, служение Отечеству.

Главной сущностью правоохранительной службы являетсяслужение закону . Но при этом следует помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон будет служить благу только при условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости и высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Для того, чтобы так было на практике каждый сотрудник правоохранительных органов должен быть в любую минуту готов совершить сложный моральный выбор в пользу нравственности, поскольку не каждую ситуацию из жизни людей можно разрешить только правовыми нормами, на помощь приходят именно моральные ориентиры. Отсюда, сотрудники правоохранительных органов должны вести себя таким образом, чтобы смогли оказывать положительное воспитательное воздействие на граждан.

Или, говоря словами И. Канта, служащие должны поступать так, чтобы их поведение могло стать основой всеобщего законодательства.

Высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников правоохранительных органов, нередко связанного с риском для их жизни и здоровья, взаимодействие не с лучшими гранями общественной жизни, не может не накладывать отпечаток на моральный облик сотрудника и его нравственное здоровье. Поэтому только морально-волевые способности и настоящие духовные силы могут сделать службу сотрудника правоохранительных органов действенной и обеспечивающей порядок и законность в обществе.

Применительно к этике государственнойгражданской службы , как и на государственной службе в целом, основу нравственности составляют верность государству, честная служба, добросовестное выполнение должностных обязанностей и др. Особое внимание в данном виде службы уделяется вопросам личной заинтересованности и поиске личной выгоды при исполнении служебных обязанностей. Поэтому ключевыми элементами служебной этики гражданской службы являются:

  • · чувство ответственности перед людьми за результаты своей деятельности;
  • · честная и бескорыстная работа на гражданской службе;
  • · принципиальность и стремление безукоризненно выполнять возложенные на служащего задачи;
  • · стремление к общему благу, осознание последствий принимаемых и исполняемых решений, затрагивающих интересы значительного числа людей.

Обращаясь к служебной этике намуниципальной службе , выделим ряд специфических моментов этического регулирования в этой сфере. За муниципальными служащими закреплена обязанность выполнять задачи местного значения, они должны, вместе со своими руководителями нести моральную ответственность за положение дел в муниципальном образовании, в котором служат. К принципам служебного поведения муниципальных служащих относятся:

  • · исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы муниципальных органов;
  • · осуществление своей деятельности в пределах полномочий соответствующего муниципального органа;
  • · воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей,
  • · избегание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации муниципальных служащих или авторитету муниципальных органов.

Это часть принципов, относящихся к служебному поведению муниципальных служащих. Эти и другие принципы полностью соответствуют установленным этическим принципам государственной гражданской службы, ограничиваясь только территориальной принадлежностью и вопросами местного значения.

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Служебный этикет - казалось бы само собой разумеющееся явление. Соблюдать его на работе должен каждый. Но, тем не менее, зачастую все происходит совсем не так. Часто служебный этикет попросту игнорируется. Отсюда и ссоры, и мелкие конфликты, и разговоры за спиной, и прочие неприятные моменты.

Неумение вести себя в коллективе, незнание того, каким должен быть служебный этикет, способны уронить авторитет даже весьма грамотного, уважаемого сотрудника. Ведь служебная обстановка предполагает доброжелательное отношение, внимание друг к другу. Таким образом, в том числе и соблюдение всеми сотрудниками норм служебного этикета, наряду со многими другими факторами, способствует успешному и качественному решению производственных задач.

Итак, служебный этикет представляет собой тот самый неписанный свод правил поведения, который позволяет не попасть впросак, построить правильные взаимоотношения с коллегами, не поставить других, да и себя, в неловкое положение. Соблюдение этих правил требует собранности и самодисциплины. А начать, прежде всего, следует, конечно же, со своего внешнего вида. Неприемлема на работе неряшливая одежда, потертые джинсы, вытянутые джемпера, неопрятный внешний вид. Но не следует одеваться и слишком ярко, стараясь выделиться и показаться очень модным. Не нужно использовать большое количество украшений, наносить слишком яркий макияж. И тот, и другой вариант в офисе неприемлем и вызовет только непонимание со стороны коллег. Офисный стиль - это, прежде всего, строгость и сдержанность, опрятность и аккуратность. При этом не следует обсуждать внешний вид коллег. Правильнее будет сказать о недостатках человеку наедине, в деликатной форме.

Соблюдение этикета начинается уже с самого прихода на работу, с приветствия. Первым здоровается тот, кто входит в помещение. При этом за руку здороваться необязательно. Не следует делать этого, если в офисе находится много человек.

Служебный этикет предполагает тактичную форму общения между коллегами. Здесь не должно быть ни неуважения, ни панибратства. Даже когда нужно сделать замечание, выразить неодобрение или высказать критику, делать это нужно тактично. Замечание должно делаться только по существу, справедливо, так, чтобы собеседнику было понятно, в чем он неправ, и как исправить ошибку. Критика должна быть объективной и доброжелательной. Недопустимо, критикуя, унижать человека. Запрещаются грубость, язвительность, оскорбительные определения. Все это относиться не только к коллегам по работе, но и к руководителям.

Отношения в коллективе могут складываться по-разному. Всегда есть более и менее опытные сотрудники, более и менее образованные и талантливые. Но воспитанный человек никогда не будет подчеркивать свои достоинства, унижая при этом других. Надо уметь радоваться успехам своих коллег, хотя иногда многим это дается трудно. Соблюдение служебного этикета подразумевает поддержку и взаимную помощь, вежливость и деловую обязательность. Так, не следует опаздывать на совещания, перекладывать часть своей работы на коллег, забывать о данных обещаниях. Таким образом, правила служебного этикета элементарны и просты. Они всем известны, а их соблюдение способствует и улучшению взаимоотношений в коллективе, и эффективности работы, и личному успеху каждого.

Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной морали. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

    Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

    Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

    Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Требования последней группы делятся на две подгруппы:

1. Одна из них включает в себя требования к межличностным контактам по вертикали (подчинённый – руководитель). Одним из главных выступает требование к подчинённому – признание самого права и обязанности руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

2.3. Этика управления.

Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властных, распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления.

Все нормы этики управления можно условно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали). (См. примечание) 1

Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы:

    Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения.

Все решения руководителя должна пронизывать ответственность, при этом едва ли не главным должно быть наличие гражданской смелости нести ответственность за принимаемые под его руководством решения. Требования этики управления распространяются на все уровни управления, от низового до самых высоких, и варьируются в зависимости от уровня управления. Объём этических требований изменяется в зависимости от уровня управления, на верхних уровнях он выше. На низовых уровнях требования не очень существенно различаются в различных видах деятельности, а на верхних – специфика вида деятельности накладывает существенные различия на нравственные требования. Управленец не всегда отдаёт себе отчёт в сложности тех механизмов, которые мешают принятию решения.

На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются: продолжительностью достижения желаемого результата;

материальными затратами; количеством привлекаемых средств и структур;

особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении.

Следующее необходимое качество руководителя – умение предвидеть последствия принимаемых решений и прогнозировать получаемые результаты. Наличие воображения помогает в принятии решения. Особенностью предвидения и прогнозирования является необходимость просчитывать нравственные следствия принимаемых решений. Решений, которые бы не имели нравственных последствий, нет вообще, только следствия эти могут быть более или менее глубокими. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут менять значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот.

Общество становится всё более раздробленным. Это касается и конкретной организации, в которой отражаются процессы, происходящие в обществе. Из-за наличия большого числа различных групп появляется раздробленность интересов, что меняет само понятие профессионализма. Под профессионализмом управленца (в особенности в сфере государственной службы) всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремится удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).

    Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения.

На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения.

При подготовке экспертиз и обзоров каждого из вариантов решения, необходимо, чтобы были представлены аргументированные позиции «за» и «против» каждого варианта решения во всём, что касается материальных затрат, необходимых ресурсов, вовлечённости различных структур и специфики возможных позитивных и негативных следствий.

Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он. В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость.

Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало.

Противоположный тип людей среди управленцев получает характеристику «обучаемых», «внушаемых» и т.д.

    Исполнение и контроль за исполнением решения.

Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

Выделим основные нормы служебной этики работников сервисной деятельности:

  • - внимательность, вежливость;
  • - выдержка, терпение, умение владеть собой;
  • - хорошие манеры и культура речи, развитый вербальный аппарат;
  • - способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, - успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон.

Работники контактной зоны в дополнение к этим этическим нормам должны также проявлять:

  • - обходительность, любезность;
  • - радушие, доброжелательность;
  • - тактичность, сдержанность, заботу о потребителе;
  • - самокритичность;
  • - готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания сразу несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;
  • - умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряжённого дня;
  • - умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;
  • - устойчивость к стрессам.

Работнику сервиса абсолютно противопоказаны:

  • - грубость, бестактность, невнимательность, чёрствость;
  • - нечестность, лицемерие;
  • - воровство, жадность, эгоизм;
  • - болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем-либо их недостатков и слабостей;
  • - неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.

Серьёзные ошибки начинающих работников сервиса нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными эстетическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.

Если работник допустил ошибку, он должен найти в себе силы извиниться перед клиентом. Целесообразно к каждому клиенту подстраиваться (но не подлаживаться), развернув своё мастерство и умения навстречу его пожеланиям. При этом важно следить, чтобы в процессе обслуживания указанные качества не переходили в иные, неконструктивные (готовность прийти на помощь клиенту не должна переходить в угодливость, радушие - в навязчивость и подобострастие, терпение - в безразличие).

В сфере услуг важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. Многих указанных выше нравственных принципов и этических норм работник должен придерживаться и в отношении с коллегами. На сервисном предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты и склока, где все относятся друг к другу с уважением и вниманием. Исключительно важно создать в сервисном коллективе атмосферу взаимопомощи, умение трудиться совместно и в команде. Всё это помогает общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

Перечисленные выше профессиональные и общественные требования к этике сервисной деятельности не должны создавать представления, что в сервисном обслуживании могут работать лишь совершенные в нравственном отношении личности.

В данном случае необходимо учесть стремление самого работника к внутреннему развитию. Человек, который по своим чертам характера и социальным качествам способен и действительно хочет работать в сфере сервиса, рано или поздно придёт к признанию важности высоких этических требований и культурных норм. У него возникнет искреннее желание сформировать у себя аналогичные качества характера и руководствоваться соответствующими принципами поведения. Он не сочтёт для себя зазорным учиться у тех мастеров обслуживания, у которых такие принципы глубоко развиты. Его убеждённость в эффективности подобного стиля общения будет тем прочнее, чем яснее он будет видеть: что успешно регулирует взаимоотношения между производителями услуг и клиентами, облегчает трудовой процесс, позволяет работать с большей отдачей.

Процесс овладения принципами профессиональной этики сервиса доступен для большинства работников сферы сервиса. Но чтобы этот процесс был успешным, работник должен приложить немало усилий для формирования у себя соответствующих ценностных ориентиров, качеств характера, привычек. Это нелегко и требует немалых усилий. Во многом облегчает этот процесс неукоснительное следование правилам служебного этикета.

Служебный этикет работников сервисной деятельности - это совокупность зафиксированных норм, безальтернативных правил поведения, обусловленных служебным положением сотрудников фирмы, которым работник обязан следовать привычно, почти автоматически.

Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера).

Эстетическая культура работника сервиса связана с его внешним видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами). Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в дизайне оборудования, на упаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п.

Таким образом, мы выделили этические основы для деятельности работников СКСиТ, в дальнейшем изложении мы, используя полученные данные, выделим основные этические нормы женщины руководителя в сфере СКСиТ, остановившись на психологических особенностях женщины руководителя в частности и на гендерных аспектах этой проблемы в общем.

Добавить комментарий