Пристрой
764 0

Синквейн на тему школа. Что такое синквейн и как его составить? Почему полезно писать синквейны

Одной из очень распространенных психолингвистических методик в свое время была методика дополнения, или другое наименование – методика завершения (с1ояе ргосейнге). Впервые она была использована американским исследователем Уильямом Тейлором в 1953 году.

Процедура эксперимента заключается в следующем. В тексте пропускается каждое пятое, шестое, энное слово. Каждое пропущенное слово заменяется пропуском (пробелом) одинаковой длины. Испытуемым предлагается восстановить текст, т.е. вставить пропущенные слова.

(10) Индеец........ надел.......... взял.......... сел в........ и отправился в…………..

Считается, что термин «с1оsе» образован как сокращение термина «с1оzuге» (завершение), используемое в гештальтпсихологии для объяснения явления, при котором наблюдатель при восприятии предмета, предъявляемого ему в неполном или неотчетливом виде, способен завершить; дополнить в воображении образ этого предмета.

Тем самым сущность методики восстановления состоит в деформации речевого сообщения и последующем его предъявлении испытуемым для восстановления. Условием, обеспечивающим возможность восстановления разрушенного сообщения, служит принцип избыточности речевого сообщения, обеспечивающий даже при наличии помех (какими являются пропуски элементов текста) более или менее адекватное понимание как устной, так и письменной речи.

Использование технических средств коммуникации (в частности, телефона, телеграфа) влекло за собой пропуск букв или за мену их другими, что привело к попыткам поиска допустимых границ разрушения текста. В частности, проводились эксперименты по вставке случайных букв в случайные позиции, по случайной замене одних букв другими как с указанием места пропуска, так и без. Пропускался каждый первый знак сообщения; каждый серединный, каждый последний; каждый последний знак предложения или каждое первое, серединное и последнее слово фразы одновременно. Эталонной была признана методика, в которой пропускается каждое пятое слово.

Результаты на материале английского языка по этой методике показали, что испытуемые с большей легкостью восстанавливают текст, поврежденный в «легкой» форме (когда пропускаются артикли, союзы, местоимения, вспомогательные глаголы), чем в «трудной» форме (когда пропускаются существительные, глаголы и наречия).

Осгуд отмечал, что степень правильности восстановления разрушенного текста является показателем читабельности текста, то есть того, насколько данное сообщение трудно для конкретного получателя. Если получатель владеет языком отправителя, для него легко понять сообщение и заполнить пропуски. Если же заполнение пробелов для него представляет сложность, то ему трудно будет и понять это сообщение.

Эксперименты показывают, что существуют возрастные различия между испытуемыми, восстанавливающими поврежденный текст. Так, низкопредсказуемые слова более успешно и быстро восстанавливают пожилые люди. характерно также, что зашумленные слова без контекста более успешно восстанавливают молодые испытуемые, а пожилые более успешно восстанавливают зашумленные слова на основе понимания контекста. Это позволяет предположить, что ориентация на контекст, в котором имеется плохо слышимое слово, является для пожилого человека своего рода компенсаторным механизмом и служит для более успешной адаптации сенсорных процессов в старости.

Отмечается, что лица, дающие в свободном ассоциативном эксперименте большое количество редких ассоциаций, менее правильно восстанавливают поврежденный текст. Тексты, написанные такими испытуемыми, указывают на повышенную тревожность этих лиц.

Тем самым данные эксперимента по методике дополнения позволяют сделать выводы не только в отношении текстов, но и в отношении особенностей речевого и неречевого поведения испытуемых.

Литература:

  1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. –М.: ЧеРо, 1999.
с. 1

Диагностическая программа (готовности к школе)

ВЫЯВЛЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

Ориентировка в окружающем выявляется в беседе с ребенком.Разговаривать с ним надо неофициально, доверительно. В случае, если ребенок затрудняется в ответе, ему оказать помощь, задавая наводящие вопросы, подбадривая; ни в коем случае не осуждать и не проявлять недовольство за неправильный ответ. Давать достаточно времени для ответа.

1.1 Вопросник на осведомленность:1. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?2. Сколько тебе лет?3. Как зовут твоих родителей?4. Как называется город где ты живешь?5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?6. В какое время года на деревьях появляются листья?7. Что остается на земле после дождя?8. Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов производится в баллах :I балл – правильный, самостоятельный ответ, допустимы уточняющие вспомогательные вопросы педагога ребенку;0,5 балла – ответ неточный, много наводящих вопросов для получения правильного ответа;0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью педагога.Итоговый уровеньопределяется на основе подсчета числа баллов по вопросам 1-8 в протоколе обследования.Высокий – 7-8 балловСредний – 5-6 балловНизкий – 4-0 баллов.

1.2 Методика "Дополнение фраз"диагностирует способность детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Дает возможность получить более объективную информацию об осведомленности ребенка, его ориентировке в окружающем.Инструкция к проведению :"Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: " Если кусочек льда принести в комнату, то … Продолжай" . Можно задать вопрос: "То, что случится?" Если ребенок не понял правила игры, предложить еще одно предложение."Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому, что … После проигрывания ребенку предлагается 10 тестовых фраз.1. Мальчик весело смеялся, потому что …2. Если зимой будет очень сильный мороз, то…3. Если взлететь высоко как птица, то …4. Девочка стояла и плакала потому, что …5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому, что …6. Если наступит день рождения, то …7. Девочка стояла одна около дома, потому, что …8. Если весь снег растает, то …9. В комнате погас свет, потому что …10. Если пойдет сильный дождь, то …

В процессе тестирования не следует торопить ребенка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: "Молодец, ты обязательно ответишь. Ты все знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!"

Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в типовом бланке которые оцениваются в баллах; подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.

Оценкарезультатов Ответ считается правильным, если в содержании ответа даны причина или следствие предложенной ситуации. Например: "Мальчик весело смеялся, потому что смотрел мультфильм", "вспомнил, увидел что-то смешное" и т.д. Такой ответ оценивается I баллом. За полупричинный ответ – 0,5 балла (типа "Мальчик весело смеялся, потому что ему было смешно". За неверный ответ или отказ отвечать (типа "потому что снег растаял", "не знаю") – 0 баллов.

Итоговый уровень Высокий уровень – 8-10 баллов. Дети дополняют все предложения с верной причинностью, допускают не более двух полупричинных ответов.Средний уровень – 6-7 баллов. Дети принимают правила игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлены причина, следствие.Низкий уровень – 0-5 баллов. На этом уровне дети часто отказываются дать ответ или дают ответ с неверной причинностью. Например, пятый вопрос: "надо вызвать врача".

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

2.1 Вопросник отношение к школе: 1. хочешь ли ты ходить в школу?2. почему ты (не) хочешь идти в школу?3. как надо готовиться к школе?4. какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?5. хочешь ли ты еще остаться в детском саду, дома?6. кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе: учительница, воспитательница, мама?7. в какой школе ты бы хотел учиться: где дети много читают, пишут, считают, или где дети много рисуют. играют, поют, танцуют?

2.2 Тест в картинках (приложение 1) Материал :стандартный лист бумаги разделен на девять квадратов, в каждом из которых изображены рисунки, отражающие определенный вид деятельности: игровую, трудовую, учебную.Инструкция к проведению: ребенку предлагается рассмотреть рисунки. Убедившись, что ему понятно их содержание, педагог спрашивает: "Чем бы тебе хотелось заниматься в первую очередь, во вторую очередь, в третью?"Оценка результатов: если ребенок выбирает учебную деятельность, как наиболее желаемую, в первую очередь, то это свидетельствует о высоком уровне мотивационной готовности, если во вторую очередь, то о среднем уровне, и если в третью или вообще не выбирает, то о низком уровне. В протоколе обследования фиксируются очередность трех выборов. Итоговый уровень мотивационной готовности определяется по двум заданиям.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Для проверки уровня развития образных представлений могут быть использованы следующие методики.3.1. Методика "Разрезные картинки" (приложение 2)

Инструкция к проведению:ребенку вперемешку даются части одной картинки. Педагог предлагает ребенку опознать изображение и сложить картинку. Дается последовательно три картинки: от простых к сложным. Во всех случаях педагог никак не называет изображенные предметы (матрешка, мишка, чайник)Оценка результатов :Высокий уровень: все три картинки складывает самостоятельно, использует целенаправленные пробы при складывании.Средний уровень: не справляется с одной из картинок (зайцем или чайником). При складывании картинок требуется помощь педагога.Низкий уровень: самостоятельно складывает только матрешку, остальные только с помощью воспитателя или вообще не справляется.

3.2. Методика "Самое не похожее"

диагностирует способность вычленять признаки в объекте

Инструкция к проведению. Перед ребенком в случайном порядке выкладываются в ряд восемь фигур. Воспитатель говорит: "Смотри, эти фигуры разных цветов – красные и синие, они разных размеров – большие и маленькие (вот большой квадрат, но есть и маленький и т.д.) разных форм – круги и квадраты". Ребенку предлагается три задания.

Первое задание: большой красный квадрат"Я дала тебе большой красный квадрат (вынимается из ряда и складывается перед ребенком). Найди самую непохожую на нее фигуру из остальных ".Ребенку дается время для самостоятельного выбора. Педагог не должен подсказывать и направлять ребенка на правильный выбор. Правильный выбор синий круг, выделен предмет по трем признакам: цвету, форме, величине.

Второе задание: положить перед ребенком маленький красный круг.Третье задание: положить перед ребенком большой синий круг.Могут быть другие варианты заданий.

Итоговый уровень. Высокий уровень: в трех заданиях преобладает выбор по трем признакам или в первом задании – по двум признакам, двух других – по трем признакам.Средний уровень: преобладает выбор по двум признакам в трех заданиях.Низкий уровень: в трех заданиях преобладает выбор по одному признаку.Материал для проведения методики может быть других цветовых соотношений.В протоколе фиксируется количество выделенных признаком в каждом задании.

Добавить комментарий