Эркер
863 0

Конспект урока на тему «Консерватизм, либерализм, социализм, изм. Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности

ГОУ СПО «Колледж Архитектуры и Строительства №7» ТСП-1

Конспект урока на тему

«Консерватизм, либерализм, социализм, изм»

Подготовил преподаватель истории

Москва 2011 г.

Консерватизм, либерализм, социализм, …изм. (2 часа)

Цели урока:

    Образовательная: Изучить с обучающимися основные положения темы урока. Развивающая : Сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.

· Воспитательная : Обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.

Используемый метод: технология развития критического мышления.

План урока.

Определение понятия «идеология». Фаза вызова . Классификация современных политических идеологий. Фаза осмысления . Письменная работа. Фаза обобщения .

Ход урока

I. Фаза вызова

Задача первого этапа урока : Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя:

Стимулирует деятельность учащихся:

    Формулирует проблему урока. Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы

Напоминает об уже изученном понятии – общественном сознании: а политическое сознание – это одна из форм общественного сознания. Оно не тождественно понятию «политическое знание». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности.

Система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики(класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называетсяидеологией.

2) Назначение идеологии(выражение и защита интересов определённых субъектов политики);

3) Форма идеологии(социально-политические теории, политические программы);

Итог: Политическая идеология – это и учение, и программа, и её претворение в политической практике.

Деятельность учащихся:

    Вспоминают известную им информацию по теме «Общественное сознание». Осмысливают проблему урока.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

    Устойчивый интерес к теме урока. Заинтересованность в процессе актуализации знаний. Потребность ответить на вопросы преподавателя.

II. Фаза осмысления. Работа по проблемным вопросам.

Задача второго этапа урока : Изучение таких разделов темы как:

    Демократия; Либеральное государство и социальное государство Авторитарное государство; Теократическое государство;

Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывают слова «консерватизм», «либерализм», «социализм»? Давайте запишем понятия, которые у вас возникли по ассоциации с этими терминами. Сможете ли вы с этими словами составить связный текст? К концу урока вы сможете это сделать.

Итак. Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в ХХ веке – это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.

Деятельность учителя: Задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучаемых при заполнении таблицы.

Политические идеологии

Характерные черты

Либерализм

Защита демократии, идеи правового государства; - равенство возможностей; - равенство всех перед законом; - свобода мысли и слова; - право на защиту частной собственности; - социальная помощь низшим слоям общества.

Консерватизм

Традиционализм; - стабильность; - порядок; - сильная государственная власть, осуществляемая профессиональной политической элитой; - семья, религия, мораль; - интересы государства, нации, общества выше чем интересы индивида; - бесплатные блага только сильно нуждающимся.

Социализм

а) социал-реформизм

Отказ от классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата; - преобразования через реформы; - свобода, справедливость, солидарность; - парламентская демократия, гарантии прав личности; - государственное регулирование рыночной экономики; - создание достойных условий жизни и труда; - перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных; - доступность системы образования и духовных ценностей.

б) ленинизм (коммунистичес - кая идеология)

Безвозмездная национализация; - контроль за бюджетом; - трудящиеся участвуют в управлении государства; - профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся; - переустройство общества на принципах равенства и социальной справедливости.

Идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; - подавление всякой оппозиции; - отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; - полный контроль над личностью и всем обществом; - поощрение национального милитаризма, культ войны; - принцип вождизма.

Формулирует наводящие и проблемные вопросы.

Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической идеологии.

Деятельность учащихся:

    Работают с учебником. Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем. Спорят, отстаивая свою точку зрения.

Предполагаемый результат второго этапа урока:

    Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний. Развитие познавательных навыков. Переживание ситуации нравственного выбора

III. Фаза обобщения, рефлексии.

Задача третьего этапа урока : Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.

Деятельность учителя:

    Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока. Просит составить синквейн по группам

Например:

1 группа: Консерватизм

1) Традиции

2) Мораль религия семья

3) Избирать защищать

4) «Истинный консерватизм есть борьба вечности с временем, сопротивление нетленности гниению»

5) Консерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики.

2 группа: Коммунизм

1) Справедливость

2) Национализация равенство цензура

3) Перераспределять контролировать

4) «Железной рукой загоним человечество к счастью»

5) Идеология устанавливается революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера.

3 группа: Либерализм

1) Индивидуализм

2) Собственность невмешательство формализм

3) Ограничивать избирать

4) «Не мешать индивиду заниматься своими делами»

5) По раскладу социальных и политических сил эта идеология защищает интересы средней и мелкая буржуазии, однако основные рычаги управления находятся в руках бюрократии, прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.

4 группа: Фашизм

3) Контролировать подчинять

4) «Я избавлю вас от химеры по имени совесть!»

5) Эта идеология провозглашает титульную расу превыше других, и нация сплачивается вокруг вождя перед мнимой угрозой со стороны внешних врагов.

Деятельность учащихся:

    Обобщают и систематизируют знания по изученной теме заполняют таблицы в письменной работе,

Обобщенные и систематизированные знания:

    Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка. Мотивация к работе на следующих уроках.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

    Обобщенные и систематизированные знания: Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка. Мотивация к работе на следующих уроках.

IV . Домашнее задание

Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)

Задание 2. Написать энциклопедическую статью, раскрывающую суть понятия «изоляционизм». (4 балла)

Задание 2. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических идеологий.(5 баллов)

Г.С. Бискэ,

профессор СП бГУ

ЛИБЕРАЛИЗМ , КОНСЕРВАТИЗМ , СОЦИАЛИЗМ

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите консерваторов и либералов. Снова, как сто, двести, две тысячи лет назад. В толпе у метро как на римском форуме. Идеологические системы приходят и уходят, а эти два полюса вроде бы остаются.

Консерватизм – это древнейшая, исходная человеческая идеология. Консерватизм опирается на общий опыт и традицию: поступай так, как поступали твои отцы и деды. Ключевые слова консерватора – отечество, народ, история, культура и особенно религия. Добро и благоденствие он связывает с постоянством жизненных условий. Консерватор чаще имеет право считать себя альтруистом. Собственно, именно сакрализация альтруизма – основная положительная функция религии. Консерватор обычно патриот (националист), его привязанность ограничена собственным поселением, этнической группой, в лучшем случае страной.

Либерализм начинается там, где от всего этого надо отойти и посмотреть со стороны. Либерализм ставит во главу угла личность, ее права и свободу действий. Ключевой постулат либерала - «люди родятся свободными». Это именно постулат, так как на самом деле люди родятся голыми, беспомощными и абсолютно зависимыми. Просто либерал хочет сказать, что он никому ничего не должен. Да, я эгоист – но будьте и вы эгоистом, говорит либерал, и сделаем нечто полезное для себя, а там и другие смогут из этого извлечь выгоду! Либерал вне религии, но и не атеист, атеизм для него – тоже несвобода.

Совместимы ли эти две тенденции? Да, они присущи человеку в диалектическом единстве и вечном противоречии, поскольку отражают две стороны человеческой натуры = две особенности, проявленные в человеческих популяциях и востребованные в разных ситуациях. Собственно, это и обеспечивает устойчивое существование популяции в изменчивых обстоятельствах. Война, голод, стихийные бедствия выдвигают с одной стороны командиров, вождей, с другой – массу людей, способных самопожертвенно выполнить их волю во имя общего спасения. Но даже в обезьяньей стае, замечают этологи, либерализм начинается тем, где достаточно пищи. Мирное и благополучное в целом развитие позволяет развернуться инициативным людям, пусть даже и эгоистам. Действительно – то, что им удастся, может послужить примером успеха для остальных.

Говоря иначе, альтруизм – эгоизм являют собой пару признаков-аллелей, рассеянных в популяции, а отбор может действовать на них как в одну, так и в другую сторону. В человеческой среде тяжелые условия жизни лучше выдерживают коллективы альтруистов-консерваторов. Мирное и благополучное развитие дает преимущество группам, в которых больше независимых личностей и, конечно, людям, способным самостоятельно прорываться к новым рубежам в промышленности, культуре, науке.

Поэтому не удивительно, что обе тенденции, консервативная и либеральная, в человеческих популяциях – племенах – обществах присутствуют одновременно и постоянно, причем смешиваясь (или скорее не до конца разделяясь). В основе это врожденные чувства,

далее на них строятся разумные доводы, но и после их сопоставления и консерватор, и либерал оказываются при своих неисправимых качествах. Можно лишь оговориться, что в «онтогенезе» мы проходим эволюцию от желания максимума личной свободы, действительно нужной именно молодым людям, так как они и должны реагировать на изменившиеся условия жизни, - к консерватизму, который подкрепляется неудачами множества собственных и чужих предприятий.

Либерализм и консерватизм исторически всегда конкурировали, но конкуренция принимала разные формы. В традиционном, докапиталистическом, образе жизни бесконечно воспроизводились одни и те же – консервативные! - порядки. Предприимчивые либералы, любители свободы, вытеснялись на периферию и осваивали новые территории, как до них это делали изгнанные вожаком из стада молодые либералы-самцы. В российском случае свободные люди (Гумилев-младший придумал называть их пассионариями, но дело не в чувствах) двигались на восток и дошли до Аляски, но в целом до поры до времени не покушались всерьез на основы государственного порядка (можно заметить, что как раз из тех, кто покушался, декабристов, поляков, а затем анархистов вышли известные исследователи Сибири). Переход к свободному предпринимательству и либеральному типу государства стал возможен и необходим именно тогда, когда эти состояния показали преимущества в скорости развития положительных знаний и техники, не в последнюю очередь военной, а следовательно в конкуренции человеческих популяций, теперь уже отлитых в настоящие государства. Общепризнанно, что именно успехи, торжество рыночной экономики создали условия для процветания идеологии либерализма и апологии конкуренции.

Опять же, в нашем российском случае можно проследить долгую борьбу либеральной и консервативной тенденции. «Господа нигилисты и славянофилы имеют спорить у края могилы…» - живописали когда-то авторы Козьмы Пруткова в сцене похорон своего героя. Русскому традиционно-государственно-монархическому патриотизму чувствительный удар нанесла сначала Крымская война, поражение в которой открыло дорогу либералам, однако потребовались еще две большие проигранные войны начала ХХ века, чтобы идея ускоренной модернизации

победила консерватизм. Однако здесь в спор консерваторов и либералов вмешались социалисты.

Отношение консерватизм – либерализм – социализм иногда представляют примерно в виде треугольной диаграммы, внутри которой, ближе к тому или другому углу, можно условно разместить любую заявленную позицию. Если это и так, то треугольник очень не равносторонний.

Консервативный альтруизм животного – человеческого коллектива всегда внутригрупповой и направлен обычно против интересов другого коллектива, поэтому к социализму это еще не имеет отношения. Социализм интернационален, во главу угла он ставит благополучие человечества. Минимум – сохранение человеческого рода, максимум – улучшение его жизненных обстоятельств, постоянное совершенствование на общем и на собственном уровне, что и создает ощущение счастья. Казалось бы, все с этим согласны, и консерваторы, и либералы. Просто у них разное видение путей к этому счастью: одни ищут гармонию, потерянную в прошлом, другие надеются на прогресс, модерн и видят целью изобилие товаров и услуг, а средством – свободу предпринимателю.

Можно ли вести социализм от Иисуса Христа? Пожалуй, провозглашенное христианами равенство обязанностей людей перед Богом (читай, перед человечеством) все же еще не выходило за пределы консервативной идеологии, да и либералы позже, через реформацию, приспособили его к своим принципам довольно успешно. Новым здесь было одно, еще нетвердо сформулированное правило – «нет ни эллина, ни иудея». Как показала эволюция единобожеских религий, быстро растащенных по государствам, отсюда было еще очень далеко до всечеловечности, альтерглобализма; впрочем, раньше и этого не звучало. Религиозные еретики и затем утопические социалисты уже Нового времени предлагали и даже пытались осуществить проекты человеческого общежития, которые однако не выдержали никакой конкуренции. Консерватизм в этих проектах тоже явно преобладал.

Как известно, Карл Маркс начинал как гуманист, попытавшись найти путь к возвращению человека к своей природе общественного существа, через преодоление его отчуждения, связанного с необходимостью трудиться по найму. Далее он перешел к изучению современного ему рыночно-конкурентного строя (капитализма) и пришел к выводу, что порождаемый им класс неимущих работников должен разрушить этот строй, когда возможности его развития будут исчерпаны, и создать уже бесклассовое общество. Движение в сторону построения и совершенствования этого общества и есть социализм.

Для социализма Маркса интернациональность, глобальность является уже обязательным и подчеркнутым признаком. Дело в том, что глобальным сначала становится капитал, а глобальный капитал в состоянии противодействовать любой попытке обойти его или выйти из него по отдельности. Он для этого даже не сильно старается, хотя вообще таких попыток не любит. Просто ваши отдельные усилия построить локальное народное хозяйство скорее всего не будут достаточно экономически эффективными. По крайней мере, образцы потребления будут показывать вам. Это главная трудность, уже после нее идут подрывная работа, идеологическое давление и прочие обстоятельства, в которых консерваторы, в том числе считающие себя социалистами, всегда – почти всегда? – проигрывают. Поэтому еще старые марксисты, а затем троцкисты говорили не иначе как о мировой революции.

Вторым признаком социализма является возможность и необходимость планирования общечеловеческого хозяйства, т.е. того, что другие авторы называют созданием ноосферы. Это тот самый вопрос – как, объяснив мир, одновременно его переделать и в ходе перестройки, путем перестройки продолжать его познание.

Логика Маркса произвела впечатление особенно на рабочих и гуманистических интеллектуалов, его учение было положено в основу деятельности многих революционных организаций и послереволюционных государственных режимов.

В следующие сто с лишним лет произошло много интересного, что здесь имеет смысл напомнить лишь пунктирно. Русский марксистский социализм 19 – начала 20 века был преимущественно антиконсервативным (и потому противостоял в том числе революционному народничеству – эсерству). После крутого поворота 1917 года и последовавшего тяжелого гражданского конфликта с буржуазными кругами он по необходимости стал антилиберальным, вобрав в себя народническую идеологию, что как раз хорошо и с одобрением показал С. Кара-Мурза. Работы этого автора с его апологией советского прошлого – прекрасный образец левого консерватизма, который отличается от социализма больше всего обращенностью назад.

В передовой Европе и Северной Америке капитализм эволюционировал в сторону строя относительно большего равенства и отчетливо либеральной ориентации, но за счет материальных возможностей, которые дала эксплуатация людских и сырьевых ресурсов остального мира. Параллельно в этом остальном мире появились страны, которые поставили своей целью именно строить и именно социализм. Первой из них стала Россия, основавшая социалистический по целям Советский Союз. Дальше, если коротко, произошло следующее. Решительный поначалу сдвиг общественного настроения в России пользу мировой социалистической идеи в условиях изоляции от остального мира не мог быть устойчивым, так как строить – модернизировать страну приходилось на индустриальной фазе развития, которой технологически отвечают отношения найма и рынка. В этих условиях провести социалистическую политику, опираясь на рабочий контроль в фабрично-заводских условиях, на свободную кооперацию численно преобладающего крестьянства и т.п. условия – означало пройти по лезвию бритвы. Получилось у большевиков удивительно много – и не получись ничего, если сравнить сегодняшний итог с поставленными вначале целями. Уже с 30-х годов фактически возобладала национально-консервативная тенденция и возникший строй скорее можно описать как оборонительно-индустриальный социал-патернализм. На почве антилиберализма наш социализм стал очень консервативным, закостенел в защите достигнутого и был низвергнут в 1991 году, испытав обычную судьбу консервативных режимов. Возврат от социал-патернализма к русскому капитализму (тоже особое образование) на крутом повороте истории оказался несложным. В результате последние 25 лет мы наблюдали сначала торжество либеральной идеологии, подхватившей было знамя свободы и прогресса, а теперь встречаем поднимающуюся консервативную волну и снова, как при Александре II , слушаем препирательства либералов с консерваторами.

Что же в перспективе? Если применить масштаб исторического времени, то получается, что на самом деле все эти идеологические повороты в общественном сознании страны происходят очень быстро. Нынешнее молодое поколение увидит

еще много вроде бы неожиданного и в этом смысле вряд ли будет отличаться от старшего. Может быть, оно успеет понять, что никакого «краха коммунизма» и крушения «нежизнеспособного социализма» не было, что социализм как реальное движение в сторону выхода из капитализма – продолжается в разных странах, в разных частях мира по-разному, с тупиками, возвратами и обходами, а коммунизм как полное преодоление наемного труда – несомненно впереди. Каким он будет? Как перейти от конкурентной схватки за деньги к соревнованию за общественное признание ваших трудов? Как не растратить, не пустить во вред себе и другим величайшую, единственную ценность человека – свободное время? Какой найти модус вивенди человека с другими обитателями Земли? Кажется, что ответы на эти вопросы (а много и других) уже где-то начинают просвечивать, но в любом случае видно, что перед нами либо раскрывается начало «подлинной истории человечества», либо – эволюция биосферы равнодушно повторит все на другом биологическом материале.

Казалось бы, предстоит синтез консерватизма и либерализма на новом витке истории. Социализм есть способ преодоления вечного противоречия между либеральной и консервативной тенденциями, способ, присущий именно постиндустриальному, пост-рыночному состоянию мировых производительных сил, уже мирового хозяйства.

Однако здесь все зависит от того, какие стороны этих тенденций удастся синтезировать. Фашизм (иначе – агрессивный, имперский национализм) недаром появился в ХХ веке как тень, антитеза социализма. Осевое противоречие теперь здесь. Фашизм может произрастать как из национального (социал-)консерватизма, так и из глобального либерализма. Главная его черта – отрицание общих интересов человечества, решение задач нации, элиты, в конце концов золотого миллиарда за счет всех остальных.

Всех… Что означает старая марксистская формула: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех? Это предупреждение о диалектическом единстве противоположных требований. Либералы! Помните, что тупик и крушение общества есть также конец индивида. Социалисты! Не забывайте, что общество – абстракция, реально же существуют индивиды, которые и должны свободно развиваться.

Ну и конечно постараемся быть разумными консерваторами и в меру либералами.

Appendix. ХХ век в 12 строчках.

Ленин: мы воспользуемся революционной борьбой масс за свои непосредственные интересы, чтобы направить их движение в сторону социализма, т.е. их долгосрочного интереса!

Плеханов: опомнитесь! какой социализм?! Будет одна кровь… сначала бы буржуазную демократию установить и капитализм порядочный завести, а уж потом…!

Сталин: однако социализм у нас будет и очень даже крепкий и зубастый! Потому что если его таким не построить, то нас в два счета сомнут!

Троцкий: нет, это не социализм, а полнейшая подготовка реставрации капитализма! единственный выход – мировая революция, тогда и вожди с аппаратом больше не потребуются!

Обыватель: да, и завидовать будет некому…

Начинаем сначала.

Дата: 28.09.2015

Урок: история

Класс: 8

Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Дата: 28.09.2015

Урок: история

Класс: 8

Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

Ход урока

Организационное начало урока.

Проверка домашнего задания:

Проверка знаний по теме: «Культура XIX века»

Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?

1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.

Как называется этот роман и кто его автор?

2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

___________________________________________________________________

3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.

___________________________________________________________________

4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?

___________________________________________________________________

5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?

___________________________________________________________________

6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?

___________________________________________________________________

7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?

___________________________________________________________________

8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.

___________________________________________________________________

9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?

___________________________________________________________________

10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?

___________________________________________________________________

Ключ к заданию:

« Собор Парижской богоматери». В. Гюго

« Голубые танцовщицы» Э.Дега

« Лесной царь» Ф. Шуберт.

« Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона

« Жанн Самарии» О. Ренуар

« Книга джунглей» Р. Киплинг

« Кармен» Ж. Бизе

« Законодательное чрево» О. Домье

Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес

« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.

Сообщение темы и целей урока.

(слайд) Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.

Изучение нового материала.

  1. рассказ учителя:

(слайд) Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

1) Как развивается общество?

2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

3) Куда движется история?

Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.

(слайд) В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

1) либерализм

2) консерватизм

3) социализм

Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу (слайд)

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Роль государства в

экономической жизни

(слайд) - рассмотрим основные принципы либерализма.

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

Принципы:

  1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
  2. Право на свободу слова, печати собраний.
  3. Право на участие в решении государственных дел

Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ (слайд)

(слайд) Требования, которые выдвигали либералы:

  1. Ограничение деятельности государства законом.
  2. Провозгласить принцип разделения власти.
  3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
  4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
  5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

(слайд) Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

(слайд) Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.

(слайд) - Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

(слайд) - Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип - сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

В отличие от либералов консерваторы признавали:

  1. Право государства на сильную власть.
  2. Право на регулирование экономики.

(слайд) - поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения

« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство .

(слайд) Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

(слайд) В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли) и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

(слайд) Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

Общественный и государственный строй, принципами которого являются:

1) установление политические свобод;

2) равенство в правах;

3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

4) обязанность государства регулировать экономику.

(слайд) « Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.

Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?

К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

(слайд) Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

(слайд) Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.

работа по учебнику

(слайд)

рассказ учителя :

(слайд) Ревизионизм - идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

(слайд) Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

Он пришёл к выводу :

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

(слайд) Анархизм (- от греч. аnarcia) – безвластие .

Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров.

Какие черты характеризовали анархизм?

(слайд) 1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

(слайд) видные представители анархизма

Подведение итога урока:

(слайд)

(слайд) Домашнее задание:

Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.

Приложение:

В ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Пути решения социальных вопросов

Приложение 1

Либералы, консерваторы, социалисты

1. Радикальное направление либерализма.

После окончания Венского конгресса карта Европы приобрела новый вид. Территории многих государств были разбиты на отдельные области, княжества и королевства, которые затем поделили между собой крупные и влиятельные державы. В большинстве европейских стран была восстановлена монархия. Священный союз прикладывал все усилия для поддержания порядка и искоренения всякого революционного движения. Однако вопреки желаниям политиков в Европе продолжали развиваться капиталистические отношения, которые вступали в противоречие с законами старого политического устройства. При этом к проблемам, вызванным экономическим развитием, прибавлялись сложности, связанные с вопросами ущемления национальных интересов в различных государствах. Все это привело к появлению в 19 в. в Европе новых политических направлений, организаций и движений, а также к многочисленным революционным выступлениям. В 1830-е годах национально-освободительное и революционное движение охватило Францию и Англию, Бельгию и Ирландию, Италию и Польшу.

В первой половине 19 в. в Европе сформировались два главных общественно-политических течения: консерватизм и либерализм. Слово либерализм происходит от латинского “Liberum” (либерум), т.е. относящийся к свободе. Идеи либерализма были высказаны еще в 18 в. в эпоху Просвещения Локком, Монтескье, Вольтером. Однако этот термин получил широкое распространение во 2-м десятилетии 19 в., хотя значение его в это время было крайне расплывчатым. В законченную систему политических взглядов либерализм стал оформляться во Франции в период Реставрации.

Сторонники либерализма считали, что человечество сможет двигаться по пути прогресса и достигнет социальной гармонии только в том случае, если в основу жизни общества будет положен принцип частной собственности. Общее благо, по их мнению, складывается из успешного достижения гражданами своих личных целей. Поэтому необходимо с помощью законов обеспечить людям свободу действия как в сфере экономики, так и в других сферах деятельности. Границы этой свободы, как это и было указано в Декларации прав человека и гражданина, должны определяться также законами. Т.е. девизом либералов была ставшая позже знаменитой фраза: “разрешено все, что не запрещено законом”. При этом либералы считали, что свободным может быть лишь тот человек, кто в силах отвечать за свои действия. К категории людей, которые способны отвечать за свои поступки, они относили только образованных собственников. Действия государства также должны ограничиваться законами. Либералы полагали, что власть в государстве необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную.

В экономической области либерализм выступал за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. Государство при этом, по их мнению, не имело права вмешиваться в рыночные отношения, но обязано было играть роль “сторожа” частной собственности. Лишь в последней трети 19 в. так называемые “новые либералы” стали говорить о том, что государство должно поддерживать и неимущие слои населения, сдерживать рост межклассовых противоречий и добиваться всеобщего благосостояния.

Либералы всегда были убеждены в том, что преобразования в государстве должны осуществляться с помощью реформ, но ни в коем случае не в ходе революций. В отличие от многих других течений, либерализм предполагал, что в государстве есть место и тем, кто не поддерживает существующую власть, кто думает и говорит иначе, чем большинство граждан, и даже иначе, чем сами либералы. Т.е. сторонники либеральных взглядов были убеждены, что оппозиция имеет право на законное существование и даже на высказывание своих взглядов. Ей категорически запрещалось лишь одно: революционные действия, направленные на изменение формы управления.

В 19 в. либерализм стал идеологией многих политических партий, объединяющих сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. При этом существовали различные формы либерализма. Умеренные либералы считали идеальным государственным строем конституционную монархию. Другого мнения придерживались радикальные либералы, которые стремились к установлению республики.

2. Консерваторы.

Либералам противостояли консерваторы. Название “консерватизм” происходит от латинского слова “conservatio” (консервацио), которое означает “охранять” или “сохранять”. Чем шире распространялись в обществе либеральные и революционные идеи, тем сильнее становилась потребность в сохранении традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы стремились создать такое государство, которое с одной стороны, признавало бы священное право собственности, а с другой - было бы в состоянии защитить привычные ценности. При этом, по мнению консерваторов, власти имеют право вмешиваться в экономику и регулировать ее развитие, а граждане должны подчиняться предписаниям государственной власти. Консерваторы не верили в возможность всеобщего равенства. Они говорили: “Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага”. Свободу же личности они видели в возможности сохранять и поддерживать традиции. Социальные реформы консерваторы рассматривали как крайнее средство в условиях революционной опасности. Однако с развитием популярности либерализма и появлением угрозы потерять голоса на выборах в парламенты консерваторы должны были постепенно признать необходимость социальных преобразований, а также принять принцип невмешательства государства в экономику. Поэтому в результате почти все социальное законодательство в 19 в. было принято по инициативе консерваторов.

3. Социализм.

Кроме консерватизма и либерализма в 19 в. получают широкое распространение идеи социализма. Этот термин происходит от латинского слова “socialis” (социалис), т.е. “общественный”. Мыслители-социалисты видели всю тяжесть жизни разорявшихся ремесленников, работников мануфактур и фабричных рабочих. Они мечтали о таком обществе, в котором навсегда исчезнут нищета и вражда между гражданами, а жизнь каждого человека будет защищенной и неприкосновенной. Главную проблему современного им общества представители этого направления видели в частной собственности. Социалист граф Анри Сен-Симон считал, что все граждане государства делятся на “индустриалов”, занятых полезным созидательным трудом и “собственников”, присваивающих доходы чужого труда. Однако он не считал необходимым лишать последних частной собственности. Он надеялся, что, апеллируя к христианской морали, можно будет убедить собственников добровольно делиться доходами с “младшими братьями” - рабочими. Другой сторонник социалистических взглядов Франсуа Фурье также полагал, что в идеальном государстве должны сохраниться классы, частная собственность и нетрудовые доходы. Все проблемы должны быть решены за счет роста производительности труда до такого уровня, когда будет обеспечено богатство для всех граждан. Доходы государства должны будут распределяться между жителями страны в зависимости от внесенного каждым из них вклада. Английский мыслитель Роберт Оуэн имел иное мнение по вопросу о частной собственности. Он думал, что в государстве должна существовать только общественная собственность, а деньги следует упразднить вовсе. По мнению Оуэна, с помощью машин общество может производить достаточное количество материальных благ, нужно только справедливо распределять их между всеми его членами. И Сен-Симон, и Фурье, и Оуэн были убеждены в том, что идеальное общество ждет человечество в будущем. При этом путь к нему должен быть исключительно мирным. Социалисты делали ставку на убеждение, развитие и воспитание людей.

Дальнейшее развитие идеи социалистов получили в работах немецкого философа Карла Маркса и его друга и соратника Фридриха Энгельса. Созданное ими новое учение получило название “марксизм”. В отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс считали, что в идеальном обществе нет места частной собственности. Такое общество стало называться коммунистическим. Привести человечество к новому строю должна революция. По их мнению, произойти это должно будет следующим образом. С развитием капитализма станет усиливаться обнищание народных масс, а богатство буржуазии возрастать. Классовая борьба при этом станет распространятся все шире. Во главе нее встанут социал-демократические партии. Результатом борьбы будет революция, в ходе которой установится власть рабочих или диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, и сопротивление буржуазии будет окончательно сломлено. В новом обществе будут не только установлены, но и соблюдены политические свободы и равенство всех граждан в правах. Рабочие будут принимать активное участие в управлении предприятиями, а государство должно будет контролировать экономику и регулировать происходящие в ней процессы в интересах всех граждан. Каждый человек при этом получит все возможности для всестороннего и гармоничного развития. Однако позже Маркс и Энгельс пришли к выводу, что социалистическая революция не единственный способ разрешения общественных и политических противоречий.

4. Ревизионизм.

В 90е гг. XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития - эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение - раскол.

С критикой классического марксизма выступил немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Суть теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:

1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.

2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения - служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.

3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.

4. Он писал о том, что на рубеже XIX-XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.

Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное - это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.

Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.

5. Анархизм.

Критика марксизма издавалась и с другой стороны. Против него выступали анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia - безвластие) - политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения - и «левые» и «правые», самые разные выступления - от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта - отрицание необходимости государства.

М. А. Бакунин ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.

В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842-1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь, справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.

Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей - государственной власти и частной собственности.

Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

Вопросы и задания:

  1. Заполните таблицу: «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».

Вопросы для сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм (марксизм)

Ревизионизм

Анархизм

Роль государства

в экономической жизни

Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем

Пределы индивидуальной свободы

  1. Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными для современного общества?
  2. Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?
  3. Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.?
  4. На основе известных вам учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время. Какую роль вы согласны отвести государству? Какие вы видите пути решения социальных проблем? Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

Либерализм:

роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ

пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: "Разрешено всё, что не запрещено законом". Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решении я.

Консерватизм:

роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей. В экономике: государство может регулировать экономику, но без покушения на частную собственность

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: баролись за сохранение старого порядка. Отрицали возможность равенства и братства. Но новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества.

пределы индивидуальной свободы: государство подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиций.

Социализм (марксизм):

роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию

пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования - реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования - революция

Консерватизм - совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции». Противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства.

В России движение консерваторов активно развивалось в XIX веке. Как правило, они были против обучения в Европе, вообще «европизации» России, а также против реформ. Несмотря на то, что при Александре II они потеряли место при дворе, после его смерти (1881) им удалось восстановиться. Этому способствовали Польское восстание 1863, «Нечаевщина», террор Народной воли и убийство Александра II.

Либерали́зм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь граждан.

Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.

В России западные буржуазные либеральные идеи появилось в XVIII веке и, попав на российскую почву, в течение XIX века существенно изменялись.

Зачатки либеральной мысли в России начали формироваться в 20-30-е гг. XIX в.

Одними из первых в России с либеральными требованиями наделения общества правами и свободами и закрепления их в Конституции выступали декабристы.

Во 2-ой пол. XIX в. капитализм в России ещё только начал развиваться, поэтому русский либерализм формировался под сильным воздействием западноевропейской либеральной мысли, но с коррективами на особенности русской действительности.

Европейский либерализм XIX века выдвигал требования свободного развития человека, верховенства личности и её интересов над коллективизмом, гарантированные государством права и свободы человека, право на собственность и свободную конкуренцию и пр.

Русские же либералы, впитав в себя идеи славянофильства, пытались разработать теорию реформирования государства с одновременным сохранением чисто русских традиций – монархии, крестьянской общины и т.п.

Они требовали ликвидации сословных привилегий, создание волостного земства, понижение выкупных платежей, реформу Государственного совета, привлечение земств к законосовещательной деятельности и т.п.

Эти требования не затрагивали основ самодержавия и направлены были лишь на постепенное реформирование его в конституционную монархию, создание в России гражданского общества и правового государства.

Буржуазия, как главный носитель либеральных идей на Западе, в России была ещё настолько слаба и зависима от власти, что сама боялась радикальных реформ, и поэтому занимала правый фланг движения – так называемыйлиберальный консервативизм . Поэтому главными носителями либеральных идей в России были прогрессивное дворянство и интеллигенция, что лишь усиливало промонархические оттенки этого общественно-политического движения.

Серьёзный толчок к развитию либерального движения дали реформы Александра II 60-70 гг.

Общее раскрепощение общества привело к расширению либерального движения за счёт русской интеллигенции, которая внесла изменения в тактику движения. Сохраняя, в большинстве своём, монархические взгляды, либеральная интеллигенция считала необходимым усилить давление на власть.Они использовали полулегальные методы: письма на высочайшее имя, пропаганда новых идей в студенческих аудиториях, поддержка мирных политических выступлений (забастовок, демонстраций и т.п.).

Слабость русского либерального движения была и в том, что оно оставалось разобщённым, и потому слабым. Они не смогли не то что объединиться с народниками, но и даже создать единого либерального фронта.

Главное значение русского либерализма в том, что на фоне активизации радикалов-социалистов и усиления консервативной реакции, он предлагал русскому обществу эволюционный реформаторский путь развития.

Идеология - это система взглядов и идей, стремящаяся дать целостное объяснение явлениям общественной жизни в интересах определенных социальных групп.

Корни либерализма можно обнаружить и в политических учениях античного периода, но как целостная система взглядов сформировалась в течение XVII-XVIII вв. (Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, А.Смит, А. де Токвиль; в России А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, Струве и др.)

Либерализм - политическое учение, ставящее целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. (От лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку).

Можно выделить несколько основополагающих идей и принципов классического либерализма. Прежде всего это касается оценки природы человека. Либерализм утверждает, что люди по природе в целом разумны и стремятся к добру. Каждый индивид в состоянии самостоятельно обустраивать жизнь. Для этого каждого гражданина необходимо наделить неотчуждаемыми правами и свободами. Основной свободой является свобода экономическая, свобода предпринимательства. Гарантией этой свободы являются низкие налоги и невмешательство государства в экономическую жизнь (государству - роль «ночного сторожа»). Основой экономического и политического развития общества, прогресса является конкуренция, в том числе и в духовной сфере. Социальная справедливость, с точки зрения либерализма, в обществе состоит в создании системы равных условий жизненного старта людей. Либерализм поэтому выступает за равный доступ к образованию и культуре. В дальнейшем каждый должен жить по своим способностям, трудолюбию, предприимчивости. Помощь оказывать только тем, кто не в состоянии самостоятельно обустраивать свою жизнь.

Основной функцией государства является охрана фундаментальных прав и свобод граждан. Чтобы государство было не в состоянии подавлять права и свободы необходимо государственную власть ослабить. Для этого необходимо ее разделить на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом судебная власть должна находиться вне политики. Современный либерализм отвергает любые радикальные реформы в обществе и тем более революции. Изменения в обществе должны происходить постепенно. Любые радикальные изменения, тем более революция, затрагивают интересы людей, а для либерализма - главное права и свободы граждан.

Консерватизм (от лат. слова conservare - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическое учение, выступающее за сохранение традиционных устоев жизни. Основано в конце XVIII в. как реакция на Великую французскую революцию. Наибольший вклад в развитие идей консерватизма внесли Э. Берк, У. Воддсворт, С. Колридж, Ж.де Местр, Ф. Ламенне и др. В России - Н. Карамзин, К.П. Победоносцев, И. Солоневич, И. Ильин, И. Тихомиров и другие. Все крупнейшие европейские реформаторы ориентировались на идеологию консерватизма (Ришелье, Мазарини, Кольтер, Дизраэли, Бисмарк, Столыпин). Основные идеи и ценности консерватизма противостоят либеральным идеям. Идеологи консерватизма утверждают, что человеческий разум несовершенен, ограничен, человек по природе склонен к грехопадению. Поэтому в обществе должен существовать твердый универсальный порядок. Консерватизм выступает прежде всего за соблюдение норм законности (по определению сугубо запретительных). Порядок должен поддерживаться с помощью положительных моральных ценностей, сформулированных в виде общезначимых императивов, прежде всего в религии. Религия нужна несовершенному человеку. Верующий человек, даже совершая преступление, осознает, что это преступление, ибо есть заповедь «не убий». Без веры он может быть лишен и этой нравственной сдержки. Главной движущей силой прогресса, с точки зрения консерватизма, является не конкуренция, а традиция. В традициях сосредоточен опыт прошлых поколений. Только опираясь на него, можно успешно развиваться. Традиция - это то, что лежит между инстинктом и разумом, поэтому она успешно противостоит импульсивному поведению, с одной стороны, и рациональному расчету, с другой.

В отличие от либерализма, считающего универсальной формой правления государством республику, консерватизм не придает этому принципиального значения. Главное, чтобы форма правления соответствовала традициям, ценностям духовной культуры и обеспечивала социальную и политическую стабильность. Но разделение государственной власти необходимо, ибо человек по природе несовершенен, поэтому сосредоточение власти в одних руках опасно. Рассредоточение власти помогает избегать ошибок в процессе принятия решений.

Развитие общества должно носить постепенный, эволюционный характер. Нельзя бессмысленно навязывать политической системе какие-то схемы. Политическая система не является соединением каких-то различных элементов, она - живой организм, который создается и творится традициями, привычками, вкусами, культурой, житейской мудростью многих поколений. Разум здесь играет второстепенную роль. Наиболее успешное развитие - развитие, основанное на традиционных нормах. Эти нормы формируются усилиями многих поколений, поэтому не может быть быстрого революционного перехода от одной традиции к другой. Любые реформы и эксперименты должны осуществляться в ограниченном масштабе, в рамках существующей политической системы и не приводить к ее разрушению. Масштабы реформ увеличиваются по мере накопления положительного опыта.

Главными ценностями общества, согласно идеологии консерватизма, являются «семья», «порядок», «духовная культура», «народ», «Родина» (государство). Политическая философия консерватизма достижения свободы видит в сохранении фундаментальных духовных ценностей, религии, морали, культуры, традиций, патриотизма. Сохранение этих ценностей позволяет чувствовать себя человеком свободным, отличать себя от животного мира. В своих программах политические партии консервативного толка всегда выступают за усиление государства, ибо государство, с их точки зрения, является организатором народной жизни. Деятельность против государства объявляется неполитической.

Под социализмом понимается социально организованное, социально защищенное общество, которое бесконечно совершенствуется на ценностях солидарности, социальной обеспеченности, справедливости. Процесс бесконечного совершенствования общества на этих ценностях - это и есть социализм. Социализм невозможно построить. Социализм, в трактовке идеологии социал-реформизма, есть процесс бесконечного движения. (Э. Бернштейн: «Движение - все, конечная цель - ничто»). Движение к социализму становится возможным лишь при определенном уровне материальных предпосылок. Такой основой является достижение капитализмом уровня развития, при котором в экономике доминирует не частный капитал, а ассоциированный. На этой основе происходит разделение функций владения и распоряжения капиталом. Капитал превращается в силу общественную. Каждый имеет возможность приобрести акции и стать совладельцем собственности. При наличии таких условий становится возможным совершенствовать общество на ценностях солидарности, социальной справедливости, социальной обеспеченности. Движение к социализму происходит постепенно, эволюционно. Широкие слои населения интегрированы в существующую систему экономических отношений, поэтому любые радикальные реформы в обществе подрывают солидарность и социальную защищенность граждан, то есть базовые ценности социализма. Революции несовместимы с социализмом, ибо революция - это диктатура одной части населения над другой, это есть уход от демократии, а социализм и демократия неразделимы.

Добавить комментарий