Лоджия
218 0

Храм христа спасителя площадь. Кафедральный соборный храм христа спасителя

В каждом крупном городе обязательно есть здания, отличающиеся от прочих ухабистой и противоречивой историей. В Москве одним из таких сооружений стал Храм Христа Спасителя, с трудом построенный в царской России, взорванный при советской власти и вновь воссозданный после её падения.

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя был воздвигнут в качестве символического кенотафа воинам Русской императорской армии, павшим в войне с Наполеоновской Францией. Здание выполнено в псевдорусском "русско-византийском" стиле по проекту архитектора Константина Тона.

Впервые идея возведения обетного храма в знак благодарения за победу и в вечную память о погибших в войне с Францией воинах была высказана в декабре 1812 года генералом Петром Кикиным в письме к адмиралу Александру Шишкову. Император Александр I поддержал идею, и 25 декабря 1812 года, когда границы России были покинуты последними французскими солдатами, был издан Высочайший Манифест о строительстве церкви в Москве.

Первый проект храма (Карл Витберг) на Воробьёвых горах

В 1814 году, спустя 2 года после Высочайшего Манифеста, было утверждено проектное задание на строительство храма: предполагалось в течение 10-12 лет возвести кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

Для строительства собора был объявлен открытый международный конкурс, участие в котором приняли в том числе Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги (Гваренги), Василий Стасов и другие именитые архитекторы из России и зарубежных стран, однако победу в нём одержал 28-летний художник шведского происхождения Карл Витберг. По прошествии века результат конкурса может показаться странным: помимо того, что Витберг попросту не был архитектором, он даже не был православным - художник исповедовал лютеранство (позже он перешёл в православие ради утверждения проекта) и состоял в масонской ложе; однако, его проект понравился императору:

Проект Витберга действительно был величественным: по сравнению с существующим, он был в 3 раза больше (высота - 240 метров), предполагал колоннаду из трофейных пушек (600 колонн), Пантеон погибших, а также памятники монархам и выдающимся полководцам. Храм планировали возвести на Воробьёвых горах.

Храм был заложен 12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы. Торжественная церемония закладки прошла в присутствии императора Александра I с невероятным размахом: открытие посетили почти все жители Москвы - около 400 000 человек.

На строительство Храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах было выделено 16 000 000 рублей из государственной казны, а также значительные суммы из частных пожертвований. Стройка началась энергично: для сооружения храма были привлечены около 20 000 крепостных, однако, вскоре процесс застопорился. Витберг, назначенный директором строительства, не имел опыта управления, из-за чего излишне доверчиво относился к подрядчикам и не осуществлял должного контроля за строительством. Деньги уходили буквально в никуда, и в течение 7 лет не был завершён даже нулевой цикл строительства (фактически, ещё только подготовка к нему).

В 1825 году император Александр I умирает, и вместо него на престол восходит Николай I. Строительство храма останавливают - по официальной версии, из-за недостаточной надёжности почвы Воробьёвых гор - после чего Карла Витберга и руководителей строительства отдают под суд за злоупотребление доверием императора и нанесённый казне ущерб. В ходе затянувшегося до 1835 года судебного разбирательства комиссией было выявлено более миллиона рублей хищений и растраты, обвиняемых оштрафовали, а самого Витберга, конфисковав всё его имущество, сослали в Вятку. Интересно, что на сегодняшний день историки не сходятся во мнениях по поводу вины художника: многие считают, что Витберг, не имевший достаточного опыта, попросту не уследил за строительством, что и привело к неэффективным тратам.

Второй проект храма (Константин Тон), осуществлённый

В 1831 году Москва вернулась к вопросу строительства Храма Христа Спасителя. Нового конкурса проводить не стали: императору Николаю II нравился "русско-византийский" стиль храмового зодчества, разработанныйКонстантином Тоном, и по его личному распоряжению Тон был назначен архитектором храма. С новым архитектором было выбрано и новое место строительства: храм было решено возводить неподалёку от Кремля, на Чертолье. Располагавшийся на территории квартал был выкуплен и снесён, в том числе и Алексеевский женский монастырь, игуменья которого, по московской легенде, прокляла место и предсказала, что ничто не будет стоять на нём долго.

В августе 1837 года, в день 25-летия Бородинского сражения, храм был заложен, но активное строительство началось лишь в сентябре 1839 года и продолжалось ещё целых 44 года, включая внутреннюю отделку и роспись: общая стоимость работ составила около 15 000 000 рублей.

Храм был освящён 7 июня 1883 года. Церемонию провёл митрополит Московский Иоанникий (Руднев). На церемонии присутствовал очередной в истории строительства храма император - Александр III, взошедший на престол незадолго до завершения работ, а также члены императорской семьи, священнослужители и московская знать.

Советские годы

В 1918 году набирающая обороты советская власть специальным декретом отменила финансирование церквей, и расходы на содержание и ремонт храма легли на плечи частных жертвователей.

13 июля 1931 года под председательством "всероссийского старосты" Михаила Калинина состоялось заседание ЦИК СССР, на котором было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя и возведении на его месте Дворца Советов. Работы по разборке храма продолжались несколько месяцев, после чего его решили взорвать, и 5 декабря 1931 года здание уничтожили двумя взрывами - после первого храм устоял. Оставшиеся после взрыва обломки здания и строительный мусор убирали в течение полутора лет.

В 1937 году на месте храма началось строительство Дворца Советов, но стройка так и не была завершена ввиду начала Великой Отечественной войны. В 1956 году от идеи возведения Дворца Советов отказались, а в 1960 на месте собора оборудовали открытый плавательный бассейн "Москва", существовавший вплоть до 1994 года.

Современный Храм Христа Спасителя

В 1988 году, когда Москва ещё была советской, в городе организовалась инициативная группа за восстановление храма, в 1989 переросшая в православную общину. Общиной был проведён "народный референдум", в ходе которого тысячи советских граждан поддержали идею восстановления Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1990 на месте будущего строительства установили закладной камень, в 1992 был открыт фонд сооружения храма, а уже в 1994 году началось строительство.

Проект воссоздания храма был разработан архитекторами Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, однако, позже Денисов отдалился от работы, уступив место Зурабу Церетели. При Церетели, который завершал строительство храма, был совершён ряд отклонений от первоначального проекта: так, вместо оригинальных мраморных горельефов на фасаде появились бронзовые, а вместо изначально планировавшейся белокаменной облицовки здание получило мраморную, из-за чего гамма фасада с тёплой сменилась на более холодную, и исторический проект был нарушен. Тем не менее, к 1999 году Храм Христа Спасителя был возведён как условная внешняя копия разрушенного оригинала.

31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в ночь с 6 на 7 января 2000 года в нём была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

За свою пока что недолгую историю "новый" Храм Христа Спасителя не раз становился эпицентром громких скандалов: активисты от различных движений неоднократно обвиняли храм в излишнем присутствии бизнеса на его территории (кто-то даже язвительно называл его бизнес-центром) и выдвигали прочие претензии, но самый громкий скандал произошёл 21 февраля 2012 года. Тогда участницамигруппы "Pussy Riot" в храме была проведена акция, обозначенная какпанк-молебен "Богородица, Путина прогони!": девушки попытались исполнить песню перед входом в алтарь храма, что вызвало широкий общественный резонанс. Позже суд признал их действия хулиганством.

Тем не менее, при своей ухабистой и неоднозначной историиХрам Христа Спасителя является одной из знаковых достопримечательностей Москвы. В 2004 году напротив храма был открыт: пешеходный мост, соединивший Пречистенскую, Берсеневскую и Якиманскую набережные, начинается прямо со стилобата Храма Христа Спасителя и отлично дополняет его в туристическом плане - с моста открываются отличные виды на исторический центр города и набережные Москвы-реки.

Добраться до Храма Христа Спасителя (улица Волхонка, 15) можно отстанции метро "Кропоткинская" Сокольнической линии.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... ... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. 15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих. В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей. Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.

Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.

Храм Христа Спасителя – это главный храм всей России. Кафедральный собор является местом для проведения богослужений Патриарха Московского и всея Руси, заседаний Архиерейских соборов и прочих важнейших церковных форумов. Данный храм давно стал символом страны и духовной веры россиян, а также памятником сложной и запутанной истории России. Храм Христа Спасителя был передан в постоянное пользование РПЦ мэрией Москвы.

Храм был возведен в честь памяти героев Отечественной войны 1812 года как великий памятник смелости духа русского народа. По обыкновению подобные обетные церкви возводились в честь святого или одного из великих церковных праздников. Однако данный храм был построен в честь самого Христа Спасителя. Главным архитектором первого проекта постройки был Александр Витберг. Он считал, что будущий собор должен быть самым масштабным и величественным, по своей моще превосходя даже римский Собор Святого Петра.

По первому проекту храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, однако после заложения фундамента было решено изменить место на территорию с более устойчивой почвой. Александр Витберг был отстранен от строительства из-за огромных расходов, и его место было передано Константину Тону. Под его профессиональным и чутким руководством возведение храма началось в 1839 году на новом месте – неподалеку от Кремля. Проект Тона был выбран основополагающим, и грандиозное возведение храма по нему завершилось только в 1881 году.

Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. По плану советской власти на освободившейся территории собора должен был быть построен огромный Дворец Советов с торжественным памятником Ленину. Однако начало войны не дало проекту исполниться, и в результате обедневшего бюджета и изменившихся настроений в политике строительство так и не началось даже в послевоенные годы. С 1960 до 1994 года на месте бывшего храма находился общественный бассейн «Москва».

После переворота власти и образования Российской Федерации правительством было принято решение о новой постройке великого храма. Алексей Денисов – талантливый реставратор – провел огромный труд над восстановлением того облика собора, которым он отличался в XIX веке. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.

Храм Христа Спасителя краткая информация.

В этот день 130 лет назад произошло освящение Храма Христа Спасителя только вошедшим на престол Императором Александром III. В честь такого юбилея мы решили познакомиться поближе с историей Храма.

А началось все25 декабря 1812 года , когда последний солдат армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык ».Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.Уже в 1813 году был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника, в котором приняли участие выдающиеся архитекторы того времени. К декабрю 1815 года на конкурс поступило около 20 проектов.Большинству из проектов была присуща высокая степень однородности. Мысль и воображение архитекторов того времени работали в рамках строго определенных понятий, обусловленных идеями архитектуры ампира. Участники конкурса на проект храма Христа Спасителя в основном вдохновлялись собором Святого Петра в Риме и Пантеоном.Проект, разработанный Джакомо Кваренги, схож с Пантеоном, особенно его главный фасад с восьмиколонным портиком коринфского ордера и торжественной лестницей перед ним.Проект Воронихина тяготеет к собору Святого Петра в Риме.Воронихин использовал также формы, ассоциирующиеся с готикой, - стрельчатые проёмы и характерные для западноевропейского средневековья декоративные элементы.Но Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом, который сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.Представления Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: «1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу ».Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично называл «короною Москвы».Доводами для выбора места было и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания ». Этому соответствовало и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и то, что Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.По мысли Витберга, храм должен был стать тройственным, т.е. «храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един ». Таким образом, идея тройственного храма становится центральной в проекте Витберга.Он работает, стремясь, «чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи ». Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс.Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;- круглый верхний - во имя Воскресения Христова.Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.При подведении итогов конкурса Государь с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни ».Церемония закладки - исключительно красивая и торжественная - состоялась12 октября 1817 года , через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом.

А. Афанасьев - Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя

«Г-нъ Академикъ Александръ Лавретьевичъ Витбергъ, сочинитель плана и фасада храма сего поднес Государю Императору вызолоченную мѣдную крестообразную доску, с приличною надписью, которую Его Императорское Величество изволилъ положиь в углубленiе камня; за симъ Г-нъ Архитекторъ подалъ на двухъ приуготовленныхъ для сего серебрянныхъ, вызолоченныхъ блюдахъ - мраморный камень, серебряной вызолоченный молотокъ, таковую же лопатку и растворенную известь. Послѣ положенiя перваго камня, поданы были на серебрянныхъ же блюдах камни, приличный серебряный инструментъ и известь всей Царской фамилiи и присутствовавшему при семъ торжествѣ Прусскому Принцу Вильгельму ».После закладки храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с величественными двенадцатиколонными портиками под треугольными фронтонами.Во время строительства у Витберга возникли проблемы с доставкой камня и грунтом, что привело к проволочкам в строительстве.Со смертью Александра I Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержец России - Николай I - приказал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга Николай I4 мая 1826 года создает специальный «Искусственный Комитет».В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание ».Это решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Витберга обвинили в растрате казенных сумм, начался процесс, который закончился в 1835 году обвинительным приговором и ссылкой архитектоора в Вятку.В феврале 1830 года устраивается новый конкурс, причем было предложено разметить храм на вершине Воробьевых гор или в другом месте.Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами.

А.С. Кутепов - Проект Храма Христа Спасителя,г лавный фасад и прилегающая к нему площадь на верхней площадке Воробьевых гор , 1831 г.

В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя предлагалось построить в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы-реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.

В проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем.

Проект А.И. Мельникова был типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками.

А.И. Мельников - Проект Храма Христа Спасителя на верхней площадке Воробьевых гор, западный фасад, 1831 г.

И.Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.

Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом Таманский предлагал воздвигнуть конный памятник Императору Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала - триумфальные ворота, символизирующие "две крайние точки великого дела - взятие Парижа и Москва, обновленная в славе и величии своего Отечества". Обелиски или пирамиды, стоящие внутри колоссальной овальной площади, Таманский предлагал украсить барельефами с надписями.

И.Т. Таманский - Генеральный план и проект храма Христа Спасителя на Царицыном лугу, 1829 г.

И.И. Шарлемань - Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, 1831 г.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император лично выбрал последнее.Судьба Алексеевского монастыря и до этих времен была непростой. Он был основан в 1358 году и являлся самым древним девичьем монастырем. В XVI веке, после страшного пожара 1547 года, на месте сгоревшего монастыря был основан Федором Ивановичем и Ириной - Зачатьевский монастырь.Восстановлением Алексеевского монастыря в XVII веке уже на новом месте - в Белом Городе, в Чертолье - занялся царь Михаил Федорович. Особенно много для монастыря сделал царь Алексей Михайлович, нареченный в честь Алексия, Человека Божия.В XIX веке, после Отечественной войны Алексеевский монастырь был восстановлен, но, как уже было сказано выше, его судьбу решил проект постройки на его месте Храм Христа Спасителя. Монастырь же перевели в 1837 году на место, где стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Красном селе.

Н. Бенуа - Общий вид выемки земли для фундаментов Храма Христа Спасителя, фасад храма и бывшего Алексеевского монастыря

Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега.Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.Храм Христа Спасителя строился почти 44 года.

Генеральный план места строительства Храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона. 10 апреля 1832 г.

План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е гг.

На строительство согласно общему уговору скидывался весь народ. Вклад каждого изначально ограничивался определенными социальными рамками, чтоб самые бедные могли внести посильную для себя лепту, а у состоятельных не появилось искушения покичиться своей щедростью.

Разные предметы, относящиеся к закладке Храма Христа Спасителя, 10 сентября 1839 г.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии.

В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. Со смотровой площадки собора открывался незабываемый вид на малоэтажную Москву.С 1878 по 1881 год велись работы по отделке площади-террасы вокруг Храма.Весной 1880 года к подножию Храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез.Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения.Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем...

К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а та кже установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство - на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России.

Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.26 мая 1883 года , в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).15 августа 1917 года , в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.В 1918 году, после революции, в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.1931 год - роковой для Храма Христа Спасителя. В соответствии со сталинским Генеральным планом реконструкции Москвы архитектурной доминантой этого района должен был стать Дворец Советов.18 августа 1931 года , ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором.Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. На скульптуры накидывали буксировочные тросы и за шею выволакивали наружу. Ангелов - так, что у них отлетали головы и ломались крылья - сбрасывали с высоты на землю, в грязь. Мраморные горельефы раскалывали, порфировые колонны дробили отбойными молотками.5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. И это было делом непростым: оказалось, что ни ломом, ни зубилами стены Храма не взять, потому что они были сложены из крупных плит песчаника, которые при кладке вместо цемента заливали расплавленным свинцом.Тогда и решили - нужно взрывать. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.В несколько часов все было кончено. Вот что писал об этом варварстве литературовед Л.В. Гартунг: «Мы с Б.Л. (прим. Б.Л. Пастернаком) смотрели из окна, как готовится взрыв Храма, и после того, как здание рухнуло, печальные, отошли от окна, подавленные и молча... »

Все более или менее ценные вещи приспосабливали под "нужды народного хозяйства". Золото с куполов (а его на одном только главном было более четырехсот килограммов) смывали химическим путем на заводе им. В. Менжинского, колокола переплавили.

В целости сохранился лишь один колокол с башенных часов потому, что через семь лет он был пристроен на верхней площадке Северного речного вокзала. Для решения вопросов с интерьерами была создана специальная Комиссия по изъятию художественных ценностей. Эта комиссия велела сохранить по одной работе художников В. Сурикова и Г. Семирадского ("Тайная вечеря").

Несколько горельефов, выполненные скульпторами А. Логановским и Н. Рамадановым, были вмурованы в крепостную стену Донского монастыря. "Городские легенды" говорят о том, что многие части Храма, основательно переделанные, можно встретить и в метро, и в парках, и в вестибюлях административных зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, однако к 1941 году был уложен только железобетонный фундамент глубиной более 20 метров и возведен металлический каркас примерно до высоты шестого этажа.

Дворец советов проект

В 1941 году грянула Великая Отечественная война, и балки из стали "ДС" особой прочности пришлось пустить на изготовление противотанковых ежей, а затем и разобрать часть каркаса для восстановления поврежденных железнодорожных мостов. После войны от грандиозной стройки остался лишь заброшенный котлован, углубления в котором стали заполняться водой. В начале 1950-х годов в котлованных озерках завелись караси...В 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" по проекту архитетора Д. Чечулина появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

Бассейн "Москва"

Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам". Подогретая в бассейне вода была соответствующим образом хлорирована, в результате чего каждую зиму сильные испарения с поверхности были причиной коррозии окружающих зданий, и даже представляли угрозу для мировых шедевров, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя. Проект нового Храма выполнили архитекторы М.М. Посохин, А.М. Денисов и другие. Бассейн демонтировали, а на его месте возвели огромный стилобат, который ныне вмещает в себя зал Соборов Русской православной церкви, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, а также множество административно-хозяйственных помещений. На полученной платформе был возведен монолитный железобетонный каркас с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. На нем по той же технологии соорудили главы.По одному из сохранившихся оригинальных колоколов был установлен сплав, и после изучения материалов в виброакустической лаборатории на АМО-ЗИЛ был отлит нынешний набор колоколов. К новому оформлению собора был привлечен З. Церетели.19 августа 1996 года , в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём.19 августа 2000 года состоялось великое освящение Храма собором архиереев.Использованная литература:1. xxc.ru2. Москва - исторический путеводитель3. Н.П. Ямской - Московские бульвары
История Храма Христа Спасителя в Москве поражает воображение, как и сам храм. Она полна трагических событий, драматических ситуаций, пророчеств и таинств. Святыня, от одного взгляда на которую замирает сердце и которую особо чтут россияне, прошла тернистый путь к сегодняшнему величию. Этот храм можно назвать символом России, ведь его судьба неразрывно связана с судьбой народа, сначала создавшего святыню, потом ее разрушившего, а затем воскресившего.

Строительство Храма Христа спасителя. Задумка

Издавна на Руси возводились церкви в честь окончания воин. Эту святую традицию поддержал и Александр Первый, решивший построить храм, как только Россия победила Наполеона в 1812 году. Соответствующий манифест был подписан императором 25 декабря. В нем Александр выражал почтение и благодарность солдатам, сложившим голову за родину, и утверждал, что в память о подвиге русского народа должна быть построена церковь.

Так началась непростая история Храма Христа Спасителя в Москве.

Первая попытка строительства

Приступив к реализации задумки, Александр Первый объявил конкурс среди архитекторов. Среди них было немало известных и маститых, но победу одержал молодой и неопытный в вопросах архитектуры художник Карл Магнус Витберг. Проект, представленный им, впечатлил царя и был утвержден в 1814 году.

Планировалось, что 237-метровый храм станет самой высокой постройкой планеты, будет состоять из подземной и наземной частей (первая в форме параллелепипеда, а вторая – крестообразная плюс купол). Проект предполагал также триумфальные колонны, отлитые из трофейных французских пушек. А еще на стенах храма должны были увековечить имена всех солдат, павших на поле боя в Отечественной войне.

Возводить сооружение решили на Воробьёвых горах, а руководство строительством Александр доверил Витбергу. Из казны было выделено шестнадцать миллионов рублей. Работы начались в годовщину победы над Наполеоном 12 октября 1817 года.

Честный, но наивный Витберг допустил разворовывание выделенных средств, поэтому строительство затянулось, и спустя семь лет после его начала не было сделано практически ничего. Тем временем ушел из жизни император Александр, которого сменил на престоле его брат Николай Первый. Решением нового царя возведение храма приостановили. Важным фактором здесь оказалось еще и то, что Воробьевы горы совершенно не подходили для такого мощного сооружения – началась просадка песчаных почв и стало ясно, что для храма нужно искать другое место.

Вторая попытка строительства

История Храма Христа Спасителя в Москве могла бы закончиться, так толком и не начавшись, но Николай Первый был решительно настроен продолжить дело брата. Он снова объявил конкурс, выиграть который удалось архитектору Константину Тону. Новое место для сооружения император выбирал лично – им стал Алексеевский монастырь, и будущий храм таким образом должен был смотреть на Кремль.

Монастырь и расположенная рядом с ним церковь всех Святых были взорваны, и с этим событием связана леденящая душу легенда. Она гласит, что одна из монашек предрекла храму, возводящемуся на «костях погибших» религиозных святынь, недолгую жизнь, заявив, что простоит он всего лишь полвека.

Строительство началось в очередную годовщину битвы под Бородино – в августовский день 1839 года - и длилось сорок четыре года. Заканчивалось оно уже при Александре Втором, а функционировать храм начал при Александре Третьем. На реализацию грандиозного проекта было потрачено пятнадцать миллионов рублей.

Над оформлением храма трудились такие известнейшие живописцы и скульпторы России, как Суриков, Крамской, Иванов, Рамазанов и другие.

Функционирование Храм Христа Спасителя до революции

8 июля после двух торжественных освящений Храм Христа Спасителя начал принимать прихожан. И сразу же стал культурно-религиозным центром России. Здесь проводились различные знаковые для страны мероприятия, такие как, например, празднование столетнего юбилея окончания войны с французами и трехсотлетия дома Романовых, избрание российского Патриарха, открытие памятника Гоголю, презентация «Увертюры 1812 года» Петра Ильича Чайковского и другие. При храме функционировала шикарная библиотека, также с первых лет 20 века здесь проводились курсы для рабочих, желающих получить образование Люди приезжали взглянуть на святыню и помолиться в ее стенах изо всех уголков страны. Экскурсии по храму были обычным делом. Во время Первой Мировой войны в помещении Храма Христа Спасителя собирали помощь российским воинам.

Разрушение Храм Христа Спасителя в 1931 году

С приходом к власти большевиков государственное финансирование святыни, естественно, прекратилось. А в 1931 году история Храма Христа Спасителя в Москве трагически прервалась. «Черное» решение приняли 13 июля, а 5 декабря собор был взорван. Разрушить мощные стены не удалось с первого раза, попытку пришлось повторить. Страшные звуки и удручающая картина «казни» потрясли не только верующих, но и других жителей Москвы, считавших храм неотъемлемой частью столицы.

На месте взорванной святыни Сталин планировал построить Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на крыше. Но строительство прервалось во время войны, и больше его решили не возобновлять. Фактически все, что успели сделать – это вырыть огромный котлован и заложить фундамент. Яму позже использовали при создании бассейна «Москва».

Мрамором святыни отделали несколько станций столичного метро, сюда же «ушли» и скамейки из камня. Плиты с именами погибших воинов превратили в крошку и посыпали ею парковые дорожки.

Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

Во время перестройки история Храма Христа Спасителя в Москве получила свое продолжение. Именно тогда верующие начали сбор подписей за «воскрешение» собора. В 90-м году Священный Синод РПЦ дал свое благословение этому начинанию и тогда же на месте бывшего и будущего храма заложили гранитный камень. Начался сбор средств.

К строительным работам приступили в 1994-м. Изначально, автором проекта был выбран реставратор Алексей Денисов, но после ряда громких скандалов, связанных с коррупцией и растратой средств, руководство возведением храма доверили архитектору Зурабу Церетели, который позволил себе несколько отклониться от утвержденного властью проекта.

В Рождественский день 1996 года заложили последний камень в стену парадного входа, а в день Преображения воссозданный нижний храм был освящен Патриархом всея Руси Алексием Вторым. Тогда же стали регулярно проводить богослужения.

Второе освящение уже полностью готового собора произошло во время празднования 850-летия Златоглавой 7 сентября 1997-го.

Для посетителей Храм Христа Спасителя открыл свои врата в последний день второго тысячелетия. Сегодня он является главным православным храмом не только Москвы, но и всей России. Возвышаясь над землей на 105 метров, святыня хорошо просматривается со многих точек столицы и привлекает внимание своим великолепием. Здесь, как и раньше, проходят важнейшие мероприятия государственного уровня, проводятся экскурсии, отпевают выдающихся людей (Алексий Второй, Борис Ельцин, Людмила Зыкина, Сергей Михалков и другие), работает музей.

Храм Христа Спасителя в Москве не только самый главный православный объект страны, но и самый большой. Одновременно в нем могут находиться десять тысяч человек.

Добавить комментарий